МААМ-картинки

Кружок Угадай-ка. Авторская программа

Надежда Шадяк
Кружок Угадай-ка. Авторская программа

Авторская программа :Кружок «Угадай-ка»

Программа рассчитана на детей 4-6лет.

Руководитель: Шадяк Н. П. - воспитатель 2 квалификационной категории. с. Варениковское 2012-2013уч. год.

Пояснительная записка.

В системе подготовки дошкольников к обучению в школе очень актуальной является организация воспитателем развивающих занятий, которые помогают формировать и развивать у детей школьно-значимые навыки, адаптировать их к обучению в школе. Именно с этой целью я взяла данную программу. Целью предложенных занятий является оказание старшим дошкольникам помощи в развитии школьно-значимых навыков и умений, волевой регуляции деятельности, предотвратить возможные трудности в общении с другими детьми.

Публикация «Кружок Угадай-ка, Авторская программа» размещена в разделах

Поставленная цель требует решения следующих задач:

Формировать личность ребенка-дошкольника: изучать потребности и индивидуальные особенности поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

• Оказать помощь в развитии у детей школьно-значимых навыков и умений, а также таких психических функций, как мышление, речь, концентрация и переключение внимания, память, воображение, восприятие детьми задания на слух. Кроме того, программа занятий направлена на развитие у дошкольника самостоятельности, мелкой моторики рук, творческого мышления, чувства цвета.

Развивать-высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность, фантазию.

Развивать речь: расширять словарный запас, обогащать активный словарь.

• Развивать воображение и творческие способности.

Единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития, разумеется, без ущерба физическому развитию, а в грамотном единстве с ним.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что уже в старшем дошкольном возрасте можно и необходимо начинать работу по развитию познавательных процессов.

Во-первых, я подробно изучила литературу по данной теме. Заинтересовали меня игры, разработанные А. А. Столяром, С. И. Волковой, З. А. Михайловой, В. Саченко, а также цикл электронных журналов «Кораблик».

Предлагаемые игры насыщены логическим и математическим содержанием. Эти игры не требуют от детей каких-либо особых знаний. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а в самом процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления, памяти внимания, воображения, развития речи, математических представлений. Эти игры помогают детям в дальнейшем обучении успешно овладеть основам интеллектуального развития.

Изучив подробно все материалы по теме, я решила разработать цикл занятий, на которых бы основной задачей было развитие логического мышления, внимания, памяти, интеллекта.

Прежде всего, мной был составлен перспективный план, в котором я попыталась учесть, во-первых, все имеющиеся знания, во-вторых, чтобы новое преподносилось только тогда, когда хорошо усвоен предыдущий материал, в-третьих, - каждый последующий материал частично усложнялся, видоизменялся.

Когда перспективный план был составлен, предо мною стал вопрос: как преподнести весь этот интересный материал, чтобы он понравился детям. Самым оптимальным решением было внести в ход занятия игровую мотивацию деятельности. Так же использовала на занятиях упражнения на группировку предметов по определенному признаку (цветы) и нахождение предмета, не относящемуся к данной группе (гриб); на нахождение отличительных признаков, задачи-шутки, математические загадки и т. п.

В занятия я включила ряд игр, в которые потом дети могли играть самостоятельно, например, «Третий лишний», «Конструктор», «Сравни и заполни», «Где какие фигуры лежат?», «Найди фрагмент» и другие.

При составлении конспектов я старалась учитывать степень сложности той или иной игры. Те игры, которые требовали больших умственных затрат, я включала в начало занятия, а задания, типа «дорисовать», «построить из палочек» - во второй половине и в конце занятия.

В каждом занятии я использую подвижные игры или физкультминутки. Некоторые из них связаны по содержанию с математикой, а некоторые включены были для того, чтобы немного отвлечь детей от умственной напряженности, чтобы они могли расслабиться.

Дальнейшая работа состояла в формировании нового для детей вида деятельности - самостоятельной познавательно-игровой. Ее содержанием были разнообразные занимательно-математические игры и задачи, - требующие нестандартного пути решения: головоломки, логические задачи, лабиринты, игры на составление целого из частей, воссоздание силуэтов и других.

Задачи и игры постепенно усложнялись, в ходе руководства ими использовались эффективные приемы повышения активности и самостоятельности. Например, соревнования, когда детей делили на две команды и просили отвечать на вопросы полными предложениями. Чья команда давала больше таких ответов, та и побеждала.

Мною была установлена взаимосвязь между содержанием и методами обучения на занятиях и самостоятельной детской деятельности. В содержание занятий в большей мере, чем это делалось ранее, включались занимательные задачи в стихотворной форме, задания с раздаточным материалом (игры со счетными палочками, набором геометрических фигур и других, игры, направленные на развитие сообразительности, самостоятельности.

В основе курса лежат следующие принципы:

1. Принцип безопасности. 2. Принцип многократного повторения материала для формирования у ребенка не просто умения, но и навыка.

3. Принцип положительного подкрепления.

4. Принцип доверия (откровенности) - мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.

5. Принцип уважительного отношения друг к другу.

Основные знания, умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы :

• Умение подчинять свою деятельность системе обязательных для всех правил.

• Умение рисовать и срисовывать по клеткам или по образцу.

• Умение общаться друг с другом и с воспитателем.

• Знание времен года и умение отличать их друг от друга.

• Знание цветов и геометрических фигур, умение их различать и комбинировать из них различные предметы.

Материалы, необходимые для реализации: индивидуальные для каждого ребенка бланки приложений, набор наглядного материала с изображением цифр для иллюстрации разучиваемых стихотворений. Оборудование, необходимое для организации и проведения занятий: доска, мел, губка, магнитофон, аудиокассеты со спокойной инструментальной музыкой, цветные карандаши или фломастеры, белые листы бумаги формата А4, клей, ножницы.

Контроль результатов подготовки: беседа с родителями, контрольные самостоятельные задания.

Материал программы распределен по времени с учетом его достаточности для качественного овладения школьно-значимыми умениями и навыками. В кружок я взяла детей в возрасте 4-6 лет.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Кружок «Угадай-ка»

Сентябрь Диагностическое Цель: Выявление уровня интеллектуальных знаний.

Диагностическое Цель: Выявление уровня интеллектуальных знаний.

Занятие № 1 Цель: развивать устойчивость и распределение внимания, зрительное восприятие, умение сравнивать и анализировать. развивать слуховую память, самоконтроль, умение слушать и точно выполнять указания взрослого, ориентироваться в пространстве.

Занятие № 2 Цель: развивать понятийный аппарат, способность быстро реагировать на сигнал, развивать связную речь, внимание, умение классифицировать и обобщать. развивать мелкую моторику руки, глазомер, умение ориентироваться на листе бумаги.

Октябрь Занятие № 3 Цель: развивать устойчивость внимания, самоконтроль, способность обобщать

объекты по признаку цвета. развивать мелкую моторику руки, глазомер, умение ориентироваться на листе бумаги. Дети копируют узор по точкам. развивать самоорганизацию, смысловое запоминание и припоминание путём установления смысловых связей между предметами, умение концентрировать внимание.

Занятие № 4 Цель: развивать устойчивость внимания, самоконтроль, самоорганизацию,

способность обобщать объекты по признаку цвета и формы, развивать двигательную память, развивать образное представление, сообразительность, самоконтроль.

Воспитатель предлагает детям из семи палочек составить два квадрата.

Занятие № 5 Цель: развивать устойчивость внимания, самоконтроль, самоорганизацию,

способность обобщать объекты по признаку цвета и формы, развивать понятийный аппарат, способность быстро реагировать на сигнал, развивать творческое мышление, воображение.

Занятие № 6 Цель: развивать внимание, зрительную память. развивать способность находить слова (предметы, признаки, действия,

противоположные по значению, быстроту реакции при подборе нужного слова,

активизировать словарный запас, развивать образную память на основе приёма запоминания по функциональным

связям, самоорганизацию, умение концентрировать внимание.

Ноябрь Занятие № 7 Цель: развивать образную память на основе приёма запоминания по функциональным

связям, самоорганизацию, умение концентрировать внимание, развивать умение обобщать, понимать последовательность сюжета, развивать пространственное воображение, понимать действия расчленения и соотнесение.

Занятие № 8 Цель: учить ориентироваться на листе бумаги, развивать внимание, мышление, развивать мыслительные действия, пространственное воображение,

стимулировать познавательную активность, развивать мелкую моторику руки.

Занятие № 9 Цель: развивать зрительное восприятие, умение сравнивать, анализировать,

распределять и переключать внимание, связную речь, самоконтроль, наблюдательность, вивать произвольное запоминание посредством группировки, развивать тактильную память, снять утомляемость, стимулировать долговременную память.

Занятие № 10 Цель: развивать восприятие цвета, формы, величины, связную речь, самоконтроль,

умение анализировать и обобщать, концентрировать внимание, развивать мыслительные действия, пространственное воображение, стимулировать познавательную активность, развивать умение анализировать, делать умозаключения.

Декабрь Занятие № 11 Цель: развивать связную речь, самоконтроль, восприятие цвета, формы, величины, умение анализировать и обобщать, концентрировать внимание, развивать образное представление, умение рассуждать, развивать творческое воображение,.

Занятие № 12 Цель: развивать восприятие цвета, формы, величины, связную речь, самоконтроль,

умение анализировать и обобщать, концентрировать внимание, развивать образное представление, вкусовую память, активизировать словарь, развивать слуховую память, самоорганизацию, самоконтроль, умение слушать и точно выполнять указания взрослого, подчинять свои действия определённому правилу.

Занятие № 13 Цель: развивать связную речь, самоконтроль, восприятие цвета, формы, величины, умение анализировать и обобщать, концентрировать внимание, развивать зрительную память, умение рассуждать, развивать логическое мышление, связную речь, внимание.

Занятие № 14 Цель: развивать самоконтроль, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание, развивать слуховую память, самоорганизацию, самоконтроль, умение слушать и точно выполнять указания взрослого, подчинять свои действия определённому правилу, развивать мелкую моторику руки, самоконтроль, пространственную ориентацию, умение концентрировать внимание.

Январь Занятие № 15 Цель: развивать целостность восприятия, умение классифицировать, включать часть в целое, концентрировать внимание, развивать логическое мышление, связную речь, развивать внимание,, умение сравнивать и анализировать.

Занятие № 16 Цель: развивать внимание, связную речь, умение сравнивать и анализировать, развивать образное представление, двигательную память, развивать логическое мышление, связную речь, умение понимать содержание литературных текстов, обобщать, сравнивать, анализировать.

Занятие № 17 Цель: развивать пространственное воображение, умение концентрировать внимание, анализировать, развивать самоорганизацию, самоконтроль, слуховую память, умение слушать и точно выполнять указания взрослого, подчинять свои действия определённому правилу, развивать понятийный аппарат, способность быстро реагировать на сигнал, умение распределять внимание.

Занятие № 18 Цель: развивать зрительное восприятие, самоконтроль, умение концентрировать и распределять внимание, сравнивать и обобщать, развивать образную память, обучить приёму логического запоминания

«кодированию», или «шифровке», развивать связную речь, воображение.

Февраль Занятие № 19 Цель: развивать пространственное воображение, умение концентрировать внимание, анализировать, развивать зрительное восприятие, самоконтроль, умение концентрировать и распределять внимание, сравнивать и обобщать, развивать умение анализировать.

Занятие № 20 Цель: развивать наблюдательность, связную речь, самоконтроль, умение концентрировать и распределять внимание, включать части в целое, развивать зрительное восприятие, умение сравнивать и анализировать, развивать зрительную память, внимание, мелкую моторику руки, развивать образное представление, творческое мышление.

Занятие № 21 Цель: расширить представления об окружающем мире, развивать связную речь, познавательную активность, умение сравнивать, анализировать, развивать зрительную память, наблюдательность, развивать творческое мышление, сообразительность, побуждать к

Рассуждению, развивать смысловую память, используя приём «группировки».

Занятие № 22 Цель: развивать устойчивость и распределение внимания, самоконтроль,

самоорганизацию, способность обобщать объекты по общему признаку (буква О, развивать слуховую память, логическое мышление, развивать умение анализировать, развивать творческое воображение.

Март Занятие № 23 Цель: развивать зрительное восприятие, самоконтроль, мелкую моторику руки,

умение переключать внимание, развивать способность обозначать словами существенные признаки предмета, активизировать словарь, развивать пространственную ориентацию, умение действовать по схеме, сопоставлять и анализировать.

Занятие № 24 Цель: развивать устойчивость и распределение внимания, зрительное восприятие, умение сравнивать и анализировать, развивать операцию обобщения по разным основаниям, гибкость ума, внимательность, развивать способность задавать исследовательские вопросы, систематичность и

последовательность мышления, развивать воображение, мелкую моторику руки.

Занятие № 25 Цель: развивать самоконтроль, умение концентрировать внимание, развивать мелкую моторику руки, восприятие цвета и величины, глазомер

Занятие № 26 Цель: закрепить знание цифр, развивать дифференцированное восприятие,

воображение, мелкую моторику руки, развивать творческое мышление, связную речь, воображение, способность

представлять последствия событий, стимулировать долговременную память.

Апрель

Занятие № 27 Цель: развивать связную речь, воображение, способность устанавливать причинно-следственные связи, развивать зрительную память, способность объединять предметы во множестве по категориальному признаку, формировать представление о символическом изображении предметов, развивать наглядно-образное мышление, внимательность.

Занятие № 28 Цель: развивать устойчивость внимания, целостное восприятие, умение сравнивать,

закрепить знание геометрических фигур, развивать зрительную память, устойчивость внимания, развивать творческое мышление, связную речь, умение составлять сюжетный рассказ, активизировать словарь.

Занятие № 29 Цель: развивать самоконтроль, восприятие цвета, формы, величины,

пространственного расположения предметов и их деталей, умение распределять и переключать внимание, развивать логическое мышление, восприятие цвета, формы,

величины, умение концентрировать внимание, развивать слуховую память, умственные способности, устойчивость внимания, обобщать и закреплять приемы логического запоминания (группировка, кодирование).

Занятие № 30 Цель: развивать внимание, мыслительную операцию включения части в целое,

закреплять навыки счета, развивать образное представление, тактильную память, критичность мышления, умение концентрировать внимание, развивать произвольную память, умение распределять и переключать внимание.

Май Занятие № 31 Цель: развивать устойчивость и распределение внимания, зрительное восприятие, умение сравнивать и анализировать, развивать восприятие, переключение и распределение внимания, самоконтроль, самоорганизацию, умение ориентироваться в пространстве, развивать творческое мышление, развивать понятийный аппарат, слуховую память, быструю реакцию, переключение и распределение внимания.

Занятие № 32 Цель: развивать самоконтроль, устойчивость и переключение внимания, развивать творческое воображение, образную память, активизировать

словарный запас, умение сравнивать, развивать гибкое, творческое мышление, связную речь.

Диагностическое Цель: Выявление уровня интеллектуальных знаний.

Диагностическое Цель: Выявление уровня интеллектуальных знаний.

Библиографический список

1. Азаров Ю. П. Игра в дошкольном возрасте. М., 2000

2. Антюхина А. В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. М., 1999.

3. Богусловская З. М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. М., 1996.

4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду - / А. К. Бондаренко – М., 2005, 133с.

5. Ерофеева Т. И. Давайте поиграем. Математические игры для дошкольников / Под ред. А. А. Столяра. М., 1998, 254с.

6. Коленцева Н. Г. Методика работы с дидактическими материалами в детском саду. Тбилиси, 2000.

7. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - / З. А. Михайлова – М., 1985, 217с.

8. М атематические ступеньки Автор : С. И. Волкова

Просвещение, год выпуска 2010

9. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. / Под редакцией А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, М., 1998.

10. Сорокина А. И. Игры и игровые упражнения для развития речи. - / А. И. Сорокина – М., 2003, 228 с.

11. Субботин О. Ю. Дидактические игры и интеллект. М., 2000.

12. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др. ; Под ред. Л. Г. Нисканен.. Михайлова, А. А. Столяр

13. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей. Ярославль, 1996.

14. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. - / А. П. Усова – М., 2001, 345с.

13. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи и ума. М., 1998.

15. Шведова Л. М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. Донецк, 2004.

16. Электронный журнал «Кораблик» В. Саченко

Диагностика интеллектуального развития для детей 4-6 лет:

I. Развитие мелкой моторики рук:

• Скопируй предмет по точкам.

• Графический диктант

• Продолжи ряд.

• Дорисуй и раскрась.

2. Для диагностики уровня восприятия:

2. Дорисуй картинку

2. Узнай, кто это.

2. Какие предметы спрятаны в рисунках.

3. Для диагностики внимания:

3. Что здесь лишнее?

3. Проставь значки.

4. Для диагностики воображения:

4. Сколько кубиков изображено на рисунке?

4. Дорисуй предмет.

4. На что это похоже.

5. Для диагностики уровня развития речевой функции:

5. Назови слова.

5. Расскажи по картинке.

V. Для диагностики памяти:

5. Узнай фигуры.

5. Запомни и назови.

5. Запомни цифры.

4. Выучи слова

Обработка результатов:

15– 18 баллов – высокий уровень;

11-15 баллов – средний уровень;

до 11 баллов – низкий уровень.

Публикации по теме:

ФИЗО характеристика программ Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ ДЕТСТВО[cut=Читать далее. ] Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ ВАСИЛЬЕВОЙ Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ РАДУГА Раздел ФИЗО В.

Кружок Угадай-ка. Математика может и должна играть особую роль образования, то есть в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок Угадай-ка. Авторская программа
Опубликовано: 17 сентября 2012 в 22:36
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД