Диана Арсланова
Кружок «Юный краевед» для 5–8 классов
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
(Челябинская область)
Личностные
Метапредметные
ценностные ориентации выпускников основной школы, Регулятивные
способности к самостоятельному приобретению новых
отражающие
знаний и практических умений, умения управлять
индивидуально-личностные позиции:
своей познавательной деятельностью;
гуманистические и демократические ценностные
умения организовывать свою деятельность, определять
ориентации, готовность следовать этическим нормам
её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и
Публикация «Кружок „Юный краевед“ для 5–8 классов» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
поведения в повседневной жизни и производственной применять их на практике, оценивать достигнутые
деятельности; результаты:
осознание себя как члена общества на глобальном, 5–6 классы
региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, самостоятельно обнаруживать и формулировать
гражданин Российской Федерации, житель конкретного учебную проблему, определять цель
региона); деятельности;
осознание целостности природы, населения и хозяйства конечный результат, выбирать из предложенных
Земли, материков, их крупных районов и стран; и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения
представление о России как субъекте мирового
проблемы;
географического пространства, её месте и роли в современном
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при
мире; необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
осознание единства географического пространства в диалоге с учителем совершенствовать
России как единой среды обитания всех населяющих ее самостоятельно выработанные критерии оценки.
народов, определяющей общность их исторических судеб; 7–9 классы
• самостоятельно обнаруживать и формулировать
осознание значимости и общности глобальных проблем
проблему в групповой и индивидуальной деятельности;
человечества;
• выдвигать версии и решения
гармонично развитые социальные чувства и качества: проблемы, осознавать конечный
результат, выбирать из предложенных и искать
умение оценивать с позиций социальных норм
собственные поступки и поступки других людей; самостоятельно средства достижения цели;
• составлять (индивидуально или в
эмоционально-ценностное отношение к окружающей
группе) план решения проблемы
среде, необходимости ее сохранения и рационального
(выполнения проекта);
использования; • подбирать к каждой проблеме (задаче)
адекватную ей теоретическую модель;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой краеведческих знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
• работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
• планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
• работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
• свободно пользоваться выработанными
критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
• в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
• самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
• уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Познавательные
формирование и развитие посредством краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
5–6- классы
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
• составлять тезисы, различные виды планов
(простых, сложных и т. п.); преобразовывать
информацию из одного вида в другой (таблицу в текст
и пр.);
• вычитывать все уровни текстовой информации;
• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
7–9 классы
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
• давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
• осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
• обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-
следственных связей;
• создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с
целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
• представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
• преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения, доказательство (аргументы, факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое, приёмы слушания;
• самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
• уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные :
5–6 классы
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
7–9 классы
• отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
• в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
• учиться критично относиться к своему мнению, с
достоинством признавать ошибочность своего мнения
(если оно таково) и корректировать его;
• понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения, доказательство (аргументы,
факты; гипотезы, аксиомы, теории;
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и
договариваться с людьми иных позиций.
СМИ и т. д. Источником нужной информации могут
быть представители различных профессий, родители,
увлеченные люди, школьники.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Программа предусматривает формы организации занятий : беседы, лекции, викторины, самостоятельная работа, экскурсии, встречи, работа с документами, СМИ, исследовательская деятельность, викторины, реализации проектов и т. д.
5 класс
Формы организации: познавательная беседа, интерактивная беседа, викторина, практикум, работа с картами, работа с коллекциями и
экскурсии, построение графиков
Виды деятельности: задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения, работать с
картой, решение практических и проблемных ситуаций, наблюдать за природными явлениями, искать информацию.
6 класс
Формы организации: познавательная беседа, ролевая игра, практикум, работа с картами, экскурсии
Виды деятельности: выделять главную и избыточную информацию, оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения
или отсутствия планируемого результата
7 класс
Достопримечательности Челябинского Южного Урала.
Формы организации: познавательная беседа, ролевая игра, практикум, работа с картами,экскурсии, встреча с интересными людьми.
Виды деятельности: выделять главную и избыточную информацию, оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения
или отсутствия планируемого результата
8 класс
История и культура Челябинского Урала
Формы организации: познавательная беседа, выступления учащихся, круглый стол, ролевая игра, практикум, работа с картами,экскурсии, встреча с интересными людьми.
Виды деятельности: обсуждение базовых понятий, поиск информации на сайтах и формирование своего сообщения, вести диалог,
обсуждение проблемной темы выделять главную и избыточную информацию, оценивать свою деятельность, аргументируя причины
достижения или отсутствия планируемого результата.
9 класс
Формы организации: познавательная беседа, выступления учащихся, круглый стол, систематизация информации, работа с ИКТ,
составлять презентации, ролевая игра, практикум, работа с картами, встреча с интересными людьми
Виды деятельности: обсуждение базовых понятий, поиск информации на сайтах и формирование своего сообщения, вести диалог,
обсуждение проблемной темы выделять главную и избыточную информацию, оценивать свою деятельность, аргументируя причины
достижения или отсутствия планируемого результата
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс
№ Тема Количество
часов
Раздел IИсторико-географический портрет. 8часов.
1. Вводное занятие. Что нужно знать юному краеведу. 1
2 Планирование и организация работы объединения. 1
3 История открытия нашего края. 1
4 Первопроходцы. 1
5-6 Практические занятия. Экскурсия в краеведческий 2
музей.
7 Челябинская область сегодня. 1
8 Практическое занятие. Работа с картами Челябинской 1
области.
Раздел II. История границ. 9 часов
9 Первое пограничье. ХVII век. 1
10 Оренбургский проект. XVIII век 1
11 Заводские дачи. XVIII век 1
12 Практическое занятие. Работа с картой. 1
13 От уездов к области. XIX век и начало XX века. 1
14 Викторина «История изучения края» 1
15 Географическое положение г. Челябинска, 1
Тракторозаводского р-на, школы №19
16 Практическое занятие. Обозначение на контурной карте 1
природных и административных границ области.
17 Определение географического положения своей школы. 1
Съемка плана области.
Раздел III. Геология, полезные ископаемые и рельеф. 7 часов.
18 Рельеф Челябинского Урала: три ступени высоты. 1
19 Биография Уральских гор. 1
20 Практическое занятие. Работа с физическими картами. 1
21 Недра Челябинского Урала. Редкиеи уникальные 1
ископаемые.
22 Практическое занятие. Определение полезных 1
ископаемых по образцам и нанесение на контурную
карту их районов.
23 Экскурсия в краеведческий музей. 1
Раздел IV. Климат и погода. 11 часов.
24 О метеорологических наблюдениях в нашем крае. 1
25 Практическое занятие. Наблюдение за погодой 1
(Заполнение календаря наблюдений за погодой)
26 Погодные явления на Южном Урале 1
27 Практическое занятие. Составления «розы ветров» для 1
своего района
28 Климатические особенности разных частей нашего 1
края.
29 Практическое занятие. Построение графика хода 1
температуры за сутки, за месяц.
30 Ветер,причины его образования. Господствующие 1
ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на
погоду.
31 Практическое занятие. Фенологические наблюдения за 1
погодой в нашем районе.
32 Роль климата в жизни южноуральцев. 1
33 Практическое занятие. Составление климатического 1
очерка Тракторозаводского района.
34 Итоговые занятия. Викторина юных краеведов. 1
Итого 34
6 класс
№ Тема Часы
Раздел I.Введение. Природа Челябинского Южного Урала. 1 час
1 Вводное занятие. «Планирование и организация работы 1
объединения»
Раздел II. Реки и озера Челябинской области. 12 часов.
2 На евразийском водоразделе. 1
3 Речная сеть Челябинской области. 1
4 Практическое занятие. Обозначение на контурной карте крупных р 1
Челябинской области.
5 Река Миасс. 1
6 Озера Челябинской области. Увильды. Тургояк. Зюраткуль. 1
7 Практические занятия. Работа с картами и обозначение крупных ре на 1
контурных картах.
8 Изучение местных грунтовых вод (родники, колодцы) 1
9 Изучение озер: Первое, Смолино, Синеглазово. 1
10 Практические занятия: Защита рефератов. Определение гидрологических 1
характеристик озер.
11 Рациональное использование в хозяйственной деятельности челове 1
местных поверхностных и грунтовых вод.
12 Вода в жизни жителей нашего края. 1
13 Экскурсия на озеро Первое. 1
Раздел III.Природные комплексы. 22 часа.
14 Природные зоны и ландшафты. 1
15 Почвы Челябинской области. Естественное плодородие почвы – важнейшее 1
Её
свойство.
16 Практическое занятие. Составление почвенно-географической карт своей 1
местности.
17 Проблемы использования в хозяйственной деятельности почв. 1
18-19 Экскурсия в ЧГАИУ – кафедра земледелия (монолиты почв) 2
20 Растительный мир горно-лесной зоны: типичные представители 1
природной зоны, их приспособленность к местным условиям.
21 Растительный мир лесостепной зоны: типичные представител 1
природной зоны, их приспособленность к местным условиям.
22 Растительный мир степной зоны : типичные представители 1
природной зоны, их приспособленность к местным условиям.
23 Лекарственные растения, произрастающие на территории 1
Челябинской области.
24 Практическое занятие. Составление почвенно-растительной схемы 1
25 Животный мир горно-лесной, лесной зоны Челябинской области; 1
типичные представители природных зон, их приспособленность к
зонам.
26 Животный мир лесостепной и степной зон. 1
27 Биологическое исследование водотоков, водоемов и болот. Водные 1
растения и животные.
28 Особо охраняемые природные объекты, расположенные на территории 1
Челябинской области.
29 Заповедники Челябинской области: Ильменский. 1
30 Национальный парк Зюраткуль. 1
31 Национальный парк Таганай. 1
32 Животные и растения, занесенные в Красную Книгу Челябинской 1
области.
33 Практическое занятие: обозначение на контурной карте охраняемы 1
природные объекты, расположенные в Челябинской области.
34 Итоговое занятие. Викторина 1
Итого 34ч.
7 класс
№ Тема Количество
часов
Раздел I Краса и гордость родного края (2 часа).
1. Вводное занятие. Планирование и организация работы. 1
2 Введение. Комплексное (историко- географическое) 1
районирование Челябинской области.
Раздел II. Наследие. 3часа.
3 Природные достопримечательности и особо 1
охраняемые территории Южного Урала.
4 Памятники истории и культуры Южного Урала. 1
5 Местные достопримечательности в школе. 1
Раздел III. Южно-Зауральский край. 9 часов
6 «На древнем Даиксе» Жизнь первых покорителей 1
степей.
7 «В стране городов» Укрепленные поселения 1
бронзового века в Южном Зауралье.
8 «В краю кочевников» Археологические памятники 1
раннего железного века и средневековья в Южном
Зауралье.
9 «Лесные острова в степном море». Природные 1
достопримечательности Южного Зауралья.
10 «Патриарх южно-уральских городов» Город-музей 1
Верхнеуральск.
11 «На степной границе России» Историко-культурные 1
памятники новолинейного района.
12 «Торговые ворота Зауралья» Город-музей Троицк. 1
13 «Металлургическая столица России» Памятники 1
индустриального Магнитогорска.
14 Практическое занятие. Заочная экскурсия в город 1
Магнитогорск
Раздел IV. Горнозаводский край. 10 часов.
15 «Пещеры и Каменные Палатки» Святилища древних 1
обитателей Южноуральских гор
16 Сердце горного края «Национальный парк» Зюраткуль 1
17 «Горная страна» Национальный парк Таганай 1
18 Практическое задание. Работа с картами, контурными 1
картами по национальным паркам.
19 «Младший брат Байкал». Озеро Тургояк и остров Веры 1
20 Практическое задание. Работа с картами. Определение 1
гидрологической характеристике озера.
21 «Демидовское наследие». Города-заводы Касли и 1
Кыштым.
22 «Город крылатого коня». Златоуст - город музей. 1
23 «Уральские атомграды». Озёрск, Снеженск, 1
Трёхгорный.
24 Практическое задание. Работа с картами и 1
статистическим материалом
Раздел V. Восточно-Зауральский край 11 часов.
25 «Река времени» Археологические памятники 1
междуречья Исети и Миасса
26 «Чёрное, белое, и золотое». Открытие и освоение 1
месторождения угля, мрамора и золота на Южном Урале.
27 «Стране здоровья» Курортные озёра Кисеги, Увельды. 1
28 Практическое задание. Работа с картами 1
29 «В уездном городе» Памятники истории и архитектуры 1
дореволюционного Челябинска
30 «Ворота города» Экскурсия в ЮУЖД 1
31 «В областном центре» Памятники истории и культуры 1
современного Челябинска.
32 «Уральский Тракторосад» Экскурсия в музей ЧТЗ 1
33 «Парк Победы» Достопримечательности 1
Тракторозаводского района. «Семь городов под одной крышей»
Челябинский район
«Устремляясь в будущее» Достопримечательности современного
Челябинска
34 Итоговое занятие. Викторина 1
Итого 34
8 класс
№ Тема Количество
часов
Раздел IВведение. 2часа.
1. Вводное занятие. Планирование и организация работы. 1
2 Введение. Наша Родина — Челябинский Южный Урал 1
Раздел II. Народы Южного Урала: История и современность 14 часов
3 Между Европой и Азией : древние и средне — вековые 1
Народы
4 Самый уральский народ : башкиры 1
5 Народ свободных людей : казахи 1
6 Крестьяне, казаки и заводские : русские 1
7 Братья - славяне : украинцы и белорусы 1
8 Загадочные земляки. Крещеный народ : нагайбаки 1
9 Представители России в полуденной Азии : татары 1
10 Потомки древних булгар : чуваши 1
11 Родом из центра России : мордва 1
12 Южноуральские европейцы : немцы 1
13 История древнего народа : евреи 1
14 Яркий след на уральской земле : поляки 1
15 Сто лет перемен этнические процессы в XX в. 1
16 Фестиваль народов творчества проживающих в 1
Челябинской области.
Раздел III Просвещение и искусство на Южном Урале 24 часов.
17 «Под сенью куполов» : религии и храмы 1
18 «От училище до университета» : просвещение и 1
Искусство
19 Краеведческие исследования в Челябинске 1
20 Библиотеки в Челябинске 1
21 История музеев в Челябинске 1
22 Архитектура Челябинска 1
23 Изобразительное искусство. Скульптура. Живопись. 1
24 Чугунное кружево : каслинское и кусинское литье 1
25 Искусство мастеров Златоуста : гравюра на стали 1
26 Народное декоративно-прикладное искусство:ремесла 1
и промысли
27 «Звуков волшебство» музыки 1
28 «Сценическое искусство» Театр 1
29 Художники Южного Урала 1
30 Практический зачет «Культура Челябинска» 1
31 Население Тракторозаводского района 1
32 Практические занятия. Работа с картами 1
Тракторозаводского р-на
33 Памятники истории Тракторозаводского р-на. История заселения 1
Северо-Восточного микрорайона г.
Челябинска
34 Итоговое занятие Викторина 1
Итого 34
9 класс
№ Тема занятия Количество
часов
Раздел IВведение. 2часа.
1. Вводное занятие. Планирование и организация работы. 1
2 Введение. «Экономики и общество Южного Урала.» 1
Раздел II. От Исетской провинции до Челябинской Губернии. 4 часа
3 «На службе Отечества» :оренбургское казачество 1
4 «В горных округах» : южноуральские заводы 1
5 «Зауральский Чикаго» :дореволюционный Челябинск. 1
6-7 Практическое занятие. Работа с картами 2
Раздел III Отраслевая характеристика хозяйства Челябинской
области 12 часов.
8 «Опорный край державы» : общая характеристика 1
Хозяйства
9 Бурый уголь и «мирный атом» :Топл-Эжер компания 1
10 «Хлеб экономики» черная,цветная и «белая» 1
Металлургия
11 «Сердцевина промышленности» : машиностроительный 1
Комплекс
12 «Промышленность чудесных превращений» : 1
лесохимическое производство
13 «Фундамент завтрашнего дня» :строительный комплекс 1
14 «Продукты для народа» : агропромышленный комплекс 1
15- Экскурсия на хлебокомбинат №1 2
16
17 От «ширпотреба» к модной индустрии: легкая 1
промышленность
18 «Кровеносная система хозяйства» : инфраструктурный 1
Комплекс
19 От охраны природы к устойчивому развитию: экология 1
и природопользование
Раздел IV. «Микрорегионы и города Челяб. области 12 часов
20 «Край дважды целинный» :Южное Зауралье 1
21 Практическое занятие. Заочная экскурсия по улицам и 1
скверам г. Магнитогорск
22 Горнозаводской Южный Урал 1
23 Южноуральское «Сколково» : Озерск 1
24 Основной градообразующий центр: Снежинск 1
25 Приборостроительный в Трехгорном 1
26 «Центр или перифирия» Восточное Зауралье 1
27 «Столица Южного Урала» :Челябинск 1
28 «Устремляясь в будущее». Достопримечательности 1
современного Челябинска
29- «Челябинский арбат». Пешеходная экскурсии 2
30 (ул. Труда, Кировка, Народный дом, пл Революции)
31 «Между Европой и Азией» экономические связи 1
Раздел V. Челябинская область -субъект РФ. 4 часа.
32 «Южноуральцы-главное богатство нашего края» 1
33 «Губернатор и депутаты» : полномочия областных 1
органов государственной власти. «На страже закона» : судебная
власть и защита прав человека
34 Итоговое занятие. Викторина 1
Итого 34