Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику под редакцией В. Я. Коровиной

Ольга Перькова
Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику под редакцией В. Я. Коровиной

Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, 12-е издание, М. Просвещение 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документаРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум

с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю, 34 рабочих недель.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

работать с книгой

определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Перечень учебно-методического обеспечения.

Для учащихся:Коровина В. Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

Для учителя:Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе по программе В. Я. Коровиной

№ п/п

Система уроков

(тема и цель)

Тип урока

Педагогические средства, формы

(виды деят-ти) УУД. Планируемый результат и уровень освоения.

Компетенции: Дата

по плану/

факт.

Учебно-познавательная

Информационная

Базовый

уровень Продвинутый уровень

1. Художественное произведение: содержание и форма. Автор и герои.

(1 ч).

Ц е л и: дать учащимся представление о художественной литературе как особой форме познания действительности; понятие авторства, героя литературного произведения; выявление уровня литературного развития учащихся Чтение / обсуждение Беседа, работа с книгой, демонстрация З н а т ь:

литература как особая форма познания действительности; автор и герой в литературном произведении.

З н а т ь:

литература и другие виды искусства.

Уметь

конспектировать

2. Устное народное творчество Обрядовый фольклор.

Ц е л и: познакомить учащихся с обрядовым фольклором (колядки, масленичные песни, весенние, летние и осенние песни); развивать эстетический вкус учащихся

Чтение/

слушание ТСО/

изучение Слово учителя,

сообщения уч-ся,

комментарий, беседа З н а т ь:

понятие обрядового фольклора; основные его жанры.

У м е т ь: анализировать содержание, тематику и поэтику обрядовых песен. З н а т ь:

жанры обрядового фольклора: колядки, масленичные песни, весенние, летние и осенние песни.

У м е т ь: характеризовать их содержание и поэтику. Использование для решения познавательных задач справочных пособий по литературе

3.

ВН 1 Обрядовый фольклор.

Традиционные обряды жителей Сибири.

Ц е л и: познакомить учащихся с обрядовым фольклором нашего края; развивать любовь к своей «малой» родине; эстетический вкус учащихся Внеклассное чтение 1

/краеведение/ Слово учителя,

сообщения уч-ся,

комментарий, беседа З н а т ь:

традиционные обряды жителей своего края

У м е т ь:

сравнивать обрядовый фольклор Руси и своего края Умение осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщения

4. Пословицы и поговорки. Народная мудрость в них.

Загадки.

Ц е л и: дать понятие о пословицах и поговорках как малых фольклорных жанрах; активизировать и закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках; прямой и переносный смысл пословиц Чтение / обсуждение Беседа, работа с книгой, демонстрация творческих работ уч-ся З н а т ь:

понятия пословицы и поговорки, загадки; их отличительные признаки.

У м е т ь:

отличать пословицу от поговорки.

З н а т ь: тематическое многообразие пословиц и поговорок; некоторые известные собрания (Даль В. И. и др.); народная мудрость в пословицах. Умение осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщения

5.

Русские летописи. «Повесть временных лет».

“Сказание о Белгородском киселе”. Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.

Ц е л и: продолжить знакомство с летописными жанрами; сказание как жанр древнерусской литературы; учить художественному пересказу произведения

Чтение/

изучение

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному

З н а т ь:

сказание как летописный жанр; содержание “Сказания о Белгородском киселе”.

У м е т ь:

выполнять художественный пересказ текста

З н а т ь: особенности связи предложений в тексте летописи.

У м е т ь: характеризовать поэтику произведений

Анализ текста и устного высказывания. Умение вступать в речевое общение

6. Русские басни.

И. И. Дмитриев. Слово о баснописце.

Осуждение безделья, лени, хвастовства в басне «Муха».

Ц е л и: продолжить знакомство с жанром басни, её особенностями; обучение художественному чтению

Чтение/

изучение Слово учителя, художественное чтение, беседа по прочитанному З н а т ь:

особенности басни как жанра; содержание изучаемого произведения.

У м е т ь:

выполнять выразительное чтение текста З н а т ь:

определения понятий аллегория и мораль

У м е т ь:

находить в тексте примеры аллегорий; объяснять смысл морали в басне;

выявлять особенности языка 18 века в басне. Анализ художественного произведения. Умение вступать в речевое общение, дополняя высказывания, а также строя собственное.

7. Иносказание в баснях И. А. Крылова «Листы и корни», «Ларчик», «Осёл и соловей».

Ц е л и: продолжить знакомство с жанром басни, её особенностями; обучение художественному чтению

Чтение/

изучение Слово учителя, художественное чтение, беседа по прочитанному З н а т ь:

особенности басни как жанра; содержание изучаемого произведения.

У м е т ь:

выполнять выразительное чтение текста З н а т ь:

определения понятий аллегория и мораль

У м е т ь:

находить в тексте примеры аллегорий; объяснять смысл морали в басне;

выявлять особенности языка 18 века в басне. Анализ художественного произведения. Умение вступать в речевое общение, дополняя высказывания, а также строя собственное.

8. Выразительное рассказывание и инсценирование русских басен.

Ц е л и: развивать творческие способности и эстетический вкус учащихся

Изучение произведения Художественное чтение наизусть; инсценирование (групповая деятельность) З н а т ь:

особенности художественного чтенияУ м е т ь:

выполнять выразительное чтение текста У м е т ь:

проявлять творческие способности в инсценировании

9. А. С. Пушкин. Страницы жизни и творчества.

Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

Ц е л и: познакомить с жизнью Пушкина в период учебы в Царскосельском лицее; учить самостоятельно подбирать материал, готовить сообщения, составлять устный портрет; познакомить с основными мотивами лирики поэта (мотив неволи в стихотворении); дать понятие об интонации стихотворения; Чтение/

изучение Слово учителя, сообщения учащихся, слайд -материалы; портреты, выставка книг, репродукция И. Е. Репина

“Пушкин на лицейском экзамене”; фотографии Царского Села З н а т ь:

период жизни Пушкина в Царскосельском лицее; вольнолюбивый характер стихотворения.

У м е т ь:

выступать с подготовленным сообщением на определенную тему.

З н а т ь:

основные этапы жизни и творчества Пушкина; мотивы лирики поэта.

Совершенствование навыков работы с книгой, словарем, Интернет-ресурсами.

Умение вступать в речевое общение.

10. А. С. Пушкин. “Зимнее утро”. Мотивы единства красоты природы и красоты человека.

/Обучение анализу поэтического текста/.

Ц е л и: познакомить с Пушкиным-художником, способным видеть красоту окружающей природы; дать понятие о двусложных размерах;

познакомить с новыми фигурами речи (антитеза, прием контраста); дать понятие темы и поэтической идеи стихотворения; показать роль композиции в понимании смысла стихотворения Чтение/

изучение Слово учителя, беседа по тексту;

Пробное творческое сочинение-анализ З н а т ь:

двусложные размеры (ямб, хорей); понятие об антитезе.

У м е т ь:

определять их самостоятельно.

З н а т ь:

понятие темы и поэтической идеи стихотворения.

У м е т ь:

- характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи;

- характеризовать композицию.

Анализ поэтического текста и устного высказывания.

Умение строить письменное связное высказывание.

11. Стихотворение А. С. Пушкина “И. И. Пущину”. Тема дружбы в послании.

Ц е л и: познакомить с жанром стихотворения-послания; показать, как раскрывается тема дружбы в стихотворении Чтение/

изучение Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному;

сочинение-миниатюра “Дружба в моей жизни” З н а т ь:

особенности жанра послания; двусложные размеры (ямб, хорей).

У м е т ь:

- анализировать поэтический текст;

- определять размер стихотворения;

- строить связное высказывание по теме З н а т ь:

средства создания художественных образов в лирике А. С. Пушкина

Уметь:

находить художественные средства в поэтических текстах

Анализ поэтического текста и устного высказывания.

Умение строить письменное связное высказывание.

12. ВН 2 А. С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина» (“Метель”, “Барышня-крестьянка”). Сюжет и герои повестей. Роль случая в композиции произведений.

Ц е л и: познакомить с циклом “Повести Белкина”, содержанием повестей; рассмотреть их художественное своеобразие, композиционные особенности, нравственные аспекты Внеклассное чтение 2 Слово учителя, сообщения уч-ся;

беседа по прочитанному; дискуссия на тему З н а т ь:

содержание текстов, историю создания.

У м е т ь:

выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов.

З н а т ь: художественные особенности повестей; идейное содержание.

У м е т ь:

- отстаивать свою точку зрения;

- проводить сопоставительный анализ образов Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

13-

14-

15. А. С. Пушкин. Повесть “Дубровский.

- Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.

- Протест Владимира Дубровского против несправедливости, произвола и деспотизма.

Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в произведении.

- Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

Развитие понятия о композиции.

Ц е л и: знакомство с исторической подоплёкой повести; ввести в проблематику произведения; раскрыть понятия “сюжет” и “композиция”; познакомить с композицией данного произведения; совершенствовать умение составлять план произведения Чтение/

изучение Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному; фрагменты из кинофильма “Дубровский” ТСО;

работа с репродукциями к произведению;

художественные пересказы некоторых фрагментов З н а т ь:

- понятия “сюжет” и “композиция”;

- роман как один из эпических жанров литературы.

У м е т ь:

- составлять план событий,

- говорить о композиции повести.

З н а т ь: историческую подоплеку произведения.

У м е т ь:

- анализировать некоторые эпизоды,

- приводить в примеры цитаты,

- отстаивать свою точку зрения.

План как вид информационной переработки текста

16.-17

РР

1-2. Подготовка к сочинению размышлению в классе по прочитанному произведению «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский».

Написание сочинения.

Ц е л и: активизация умений составлять план к сочинению; самостоятельно выполнять творческую работу Развитие

Речи 1-2

/практикум/ Слово учителя.

Индивидуальная работа уч-ся З н а т ь:

методику действий при написании творческой работы.

У м е т ь:

- составлять план к сочинению

- писать работу в соответствии с планом. Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

18. М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Основное настроение и композиция стихотворений “Парус”, “Тучи”.

Ц е л и: вспомнить основные факты биографии М. Ю. Лермонтова; познакомить с биографической основой стихотворения “Парус”; показать основные мотивы лирики поэта в целом и основной мотив стихотворения (жажда борьбы и свободы, прием сравнения как основа построения стихотворения “Тучи”; работать над выразительным чтением стихотворения; умением анализировать, делать выводы Чтение/

изучение Слово учителя,

Слушание /ТСО/, комментированное чтение, портреты, выставка книг З н а т ь:

- биографические факты,

- содержание и тему стихотворения “Парус”;

- прием сравнения в композиции произведения.

У м е т ь: выразительно читать стихотворный текст.

З н а т ь:

основные мотивы лирики поэта.

У м е т ь:

- анализировать поэтический текст и

- делать выводы Анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка, умение вступать в речевое общение

19-20.

РР

3-4 Подготовка к анализу стихотворения в классе М. Ю. Лермонтова «Три пальмы».

Тема разрушения красоты, гармонии человека с миром.

Ц е л и: продолжить знакомство с лирикой Лермонтова; продолжить знакомство со стихотворными размерами; обучать анализу лирического произведения Развитие

Речи 3-4

/практикум/ Слово учителя.

Работа с учебником.

Индивидуальная работа уч-ся З н а т ь: трехсложные размеры (дактиль, анапест, амфибрахий).

У м е т ь:

- определять размер стихотворения

- вступать в речевое общение З н а т ь:

План анализа поэтического текста

У м е т ь:

Анализировать поэтический текст Умение вступать в речевое общение.

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности.

21. И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.

Духовный мир крестьянских детей в рассказе “Бежин луг”.

Ц е л и:продолжить знакомство с биографией И. С. Тургенева; познакомить с содержанием цикла рассказов; с нравственной проблематикой рассказов: отражение существенных черт русского национального характера Чтение/

обсуждение Слово учителя, сообщения уч-ся, беседа, работа с книгой, демонстрация З н а т ь:

Общее содержание цикла рассказов.

У м е т ь:

составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа. У м е т ь: самостоятельно делать выводы, выявлять роль психологической детали, авторскую позицию. Владение монологической и диалогической речью

22. И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Картины природы и портреты героев в рассказе «Бежин луг».

Ц е л и:продолжить знакомство с рассказом И. С. Тургенева; дать представление о портрете и пейзаже в художественном произведении и их роли; закрепить умение находить образные средства и определять их роль. Чтение/

изучение беседа, работа с произведением; анализ З н а т ь:

содержание понятия пейзаж и портрет.

У м е т ь:

Находить в тексте художественные средства создания образов. У м е т ь:

Определять в тексте произведения роль художественных средств создания образов. Умение вступать в речевое общение.

Владение монологической и диалогической речью

23. Ф. И. Тютчев. Слово о поэте.

Особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева.

Стихотворения: “С поляны коршун поднялся…”, “Неохотно и несмело…”

Ц е л и: познакомить с фактами биографии поэта; обучение выразительному чтению; учить анализировать стихотворения Чтение/

изучение Слушание поэтических произведений /ТСО/ беседа, проблемные задания У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст. З н а т ь:

об образной яркости и философской глубине лирики Тютчева.

У м е т ь:

выявлять авторские размышления о взаимоотношениях человека и природы. Умение вступать в речевое общение.

Владение монологической и диалогической речью

24. Ф. И. Тютчев. «Листья – символ краткой, но яркой жизни».

Обучение анализу стихотворения. Чтение/

изучение Слушание поэтического произведения /ТСО/ беседа, анализ З н а т ь:

Особенности анализа поэтического произведения

У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст. У м е т ь:

Анализировать поэтический текст Умение вступать в речевое общение.

Отражение в устной форме результатов своей деятельности.

25. А. А. Фет. Слово о поэте.

Природа как воплощение прекрасного в лирике А. А. Фета.

“Ель рукавом мне тропинку завесила…”

Ц е л и: познакомить с фактами биографии поэта; показать особенности изображения природы в лирике поэта; обучение выразительному чтению Чтение/

обсуждение Слушание поэтических произведений /ТСО/ беседа, проблемные задания У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст З н а т ь:

об образной яркости и глубине лирики Фета.

У м е т ь:

выявлять авторские размышления о природе. Владение монологической и диалогической речью

26. А. А. Фет. Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности в стихотворении

“Учись у них – у дуба, у берёзы…”

Ц е л и: продолжить знакомство с особенностями изображения мира природы в лирике поэта Чтение/

изучение Слушание /ТСО/ беседа, анализ З н а т ь:

Особенности лирики как рода литературы

У м е т ь:

Применять знание теории при анализе произведения. У м е т ь:

Выявлять средства создания образа в поэтическом тексте. Анализ поэтического текста и устного высказывания.

27. Н. А. Некрасов – поэт и гражданин. Картины подневольного труда и величие народа – созидателя в стихотворении “Железная дорога”.

Ц е л и: познакомить учащихся с теми событиями и жизненными впечатлениями детства и юности Некрасова, которые повлияли на его творчество; познакомить со стихотворением “Железная дорога”;

постижение нравственного аспекта поэзии Некрасова Чтение/

изучение Слово учителя, комментированное чтение, портрет, репродукция картины К. А. Савицкого З н а т ь:

факты жизни и творчества Некрасова; содержание стихотворения; обличительный пафос стихотворения.

У м е т ь: определять тематику произведения; З н а т ь: художественные особенности стихотворения Умение осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщение

28. Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова “Железная дорога”.

Ц е л и: показать своеобразие композиции стихотворения, роль пейзажа, эпиграф, диалог – спор, сочетание реальности и фантастики; постижение нравственного аспекта поэзии Некрасова; продолжить знакомство с трехсложными стихотворными размерами Чтение/

изучение беседа, проблемные задания, анализ З н а т ь:

своеобразие композиции стихотворения, роль пейзажа в организации поэтического текста.

У м е т ь: характеризовать стилистические средства. З н а т ь:

дактиль, анапест, амфибрахий.

У м е т ь:

определять трехсложные размеры. Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

29.

ВН 3 Декабристская тема в творчестве Н. А. Некрасова. Историческая поэма «Дедушка».

Декабристы и наш край.

Ц е л и: познакомить учащихся с теми событиями и жизненными впечатлениями Некрасова, которые повлияли на его творчество; познакомить с исторической поэмой “Дедушка”;

Показать связь нашего края с тематикой, поднятой в произведении Внеклассное чтение 3

/краеведение/ Слово учителя,

сообщения уч-ся,

комментарий, беседа З н а т ь:

События истории, послужившие основой стихотворения.

У м е т ь:

Сравнивать поэтическое восприятие и событие. З н а т ь:

Историю своего края Умение осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщения

30. Н. С. Лесков. Сказ “Левша”. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа и бесправие его.

Ц е л и: сообщить учащимся краткие биографические сведения о Лескове; познакомить с историей создания “Левши” и идейным смыслом произведения; дать определение сказа, начать работу над сказом; отметить своеобразие произведения; работать над выборочным пересказом, словарем Чтение/

изучение Слово учителя, комментированное чтение, портрет, иллюстрации З н а т ь:

сказ, особенности сказа, идейный смысл произведения.

У м е т ь: характеризовать идейное содержание произведения; выполнять художественный пересказ эпизодов. З н а т ь: автор и сказитель (рассказчик) в сказе.

У м е т ь: характеризовать язык и стиль писателя Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов, умение вступать в речевое общение

31. Особенности языка повести Н. С. Лескова «Левша».

Ц е л и: работать над особенностями языка произведения, его связь с фольклором; начать работу над характеристикой Левши; продолжить работу над непонятными учащимся словами Чтение/

изучение Чтение по ролям, беседа по вопросам З н а т ь:

понятие “речевая характеристика”.

У м е т ь: выполнять характеристику героя. З н а т ь: фольклорные элементы в сказе; Словарь как вид информационной переработки текста

32.-33.

РР 5-6 Подготовка к сочинению в классе «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н. С. Лескова «Левша».

Написание сочинения.

Ц е л и: активизация умений составлять план к сочинению; самостоятельно выполнять творческую работу в соответствии с темой. Развитие

Речи 5-6

/практикум/ Слово учителя.

Индивидуальная работа уч-ся З н а т ь:

методику действий при написании творческой работы.

У м е т ь:

- составлять план к сочинению

- писать работу в соответствии с планом. Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

34. А. П. Чехов. Разоблачение лицемерия в рассказе “Толстый и тонкий”.

Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

Ц е л и: организовать встречу учащихся с А. П. Чеховым – писателем и человеком; раскрыть природу смешного в рассказах Чехова

изучение произведения

слово учителя

беседа по прочитанному

З н а т ь:

роль юмора в повествовании.

У м е т ь: характеризовать художественные особенности рассказа. Уметь работать с информационными источниками, готовить сообщение по теме

35.

ВН 4 Автор и герой в рассказах

М. Зощенко. Своеобразие языка и жанра. Рассказ “Встреча”.

Ц е л и: показать взаимоотношения автора и героя-повествователя; отметить особенности языка и жанра Внеклассное чтение 4

Беседа по прочитанному,

работа по вопросам.

Инсценирование рассказа. З н а т ь:

Текст рассказа;

особенности отношения

автора к герою.

У м е т ь: характеризовать

особенности языка рассказа.

Чтение/

изучение Слово учителя, комментированное чтение, портреты Чехова 80-х годов З н а т ь:

сведения из биографии Чехова; жанр юмористического рассказа.

У м е т ь: анализировать содержание З н а т ь:

природа смешного в рассказах Чехова.

У м е т ь: характеризовать поэтику и стиль. Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов.

36. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

Ц е л и: расширить знания учащихся о русской поэзии XIX в. ; продолжить работу над выразительным чтением учащихся; совершенствовать навыки анализа поэтического текста. Урок - концерт Слово учителя, комментированное чтение, портреты, выставка книг, музыкальные фрагменты из “Времен года” П. И. Чайковского З н а т ь:

поэтов XIX века: Фета, Баратынского, Никитина, Тютчева, Полонского, Мережковского и Майкова.

У м е т ь: анализировать лирическое произведение, находить образные средства языка З н а т ь: особенности жанра.

37. Обобщающий урок по разделу “Литература XIX века”.

Ц е л и: проверить знание текстов литературных произведений; знание истории литературы; знание изученных сведений по теории литературы Обобщающий урок Проблемные задания различного уровня сложности З н а т ь:

содержание произведений; изученные теоретико-литературные понятия.

У м е т ь: выразительно читать фрагменты текста; владеть навыками пересказа различного типа. З н а т ь:

понятия: “лирический герой”, “художественный образ”.

У м е т ь:

выполнять частичный лингвистический анализ текста лирического произведения. Уметь находить и использовать информацию

38. А. Грин. Рассказ о писателе.

Главные герои книги А. Грина “Алые паруса”.

Ц е л и: рассказать о писателе,

познакомить с героями повести (на основе 1 главы, раскрыть отношение автора к героям Чтение/

обсуждение Рассказ учителя, сообщения уч-ся,

Беседа (по 1 главе) З н а т ь:

- биографию писателя

- содержание 1 главы повести.

З н а т ь:

историко-культурные сведения; биографические сведения о писателях.

У м е т ь:

давать характеристику герою; анализировать текст; сопоставлять эпизоды и героев разных произведений Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

39.

ВН 5 А. Грин. Романтические мечты и душевная чистота главных героев повести «Алые паруса»

Цели: показать душевную чистоту героев, нравственную проблематику произведения. Внеклассное чтение5

пересказ эпизодов повести, словесное (устное) рисование З н а т ь:

содержание повести.

У м е т ь:

выделять и формулировать тему, идею, проблематику повести, владеть различными видами пересказа У м е т ь:

Пересказывать главу произведения, находить главное в тексте произведения при ответе на вопрос Владение монологической речью при ответе на поставленный вопрос.

40. А. П. Платонов. Страницы жизни и творчества. «Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова. Прекрасное вокруг нас / по рассказу «Неизвестный цветок»/.

Ц е л и: дать сведения из биографии А. П. Платонова; познакомить с рассказом “Неизвестный цветок”; показать своеобразие языка и стилистической манеры писателя Чтение/

изучение Беседа по вопросам, устное словесное рисование З н а т ь:

факты биографии Платонова; содержание рассказа.

У м е т ь:

Видеть авторское отношение к изображаемому; нравственные проблемы, затронутые в рассказе Понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; сопоставлять эпизоды произведения, сравнивать героев Адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания

41.-42.

М. М. Пришвин. Сказка-быль “Кладовая солнца”.

- Нравственная суть взаимоотношений

Насти и Митраши.

Ц е л и: познакомить с фактами биографии; дать понятие жанра “сказка-быль”; познакомить с

идейно-художественными особенностями сказки-были, характерами главных героев. Чтение/

изучение портрет писателя,

комментированное и выразительное чтение, беседа по прочитанному.

Инсценировка эпизодов “Ссора Насти и Митраши”, “Спасение Митраши” З н а т ь: биографические сведения о Пришвине; жанр “сказка-быль”.

У м е т ь:

давать характеристику герою

З н а т ь: особенности творческой манеры писателя. Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

43.

- Образы природы в сказке – были.

Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».

- Особенности композиции и смысл сказки – были.

Ц е л и: подвести к определению главной идеи произведения; совершенствовать навыки сопоставления героев, эпизодов; провести анализ эпизода “Рассказ о ели и сосне…”; отметить нравственные проблемы в “сказке-были”; рассмотреть особенности композиции; обсудить смысл названия; определить сказочные мотивы в повествовании и их художественную функцию З н а т ь:

основная мысль произведения; философский смысл названия.

У м е т ь:

проводить сопоставительный анализ героев, эпизодов; выражать свое отношение к прочитанному.

44.

РР 7 Готовимся к сочинению – размышлению по теме «Человек и природа в сказке – были М. М. Пришвина “Кладовая солнца”.

Ц е л и: активизация умений составлять план к сочинению; самостоятельно выполнять творческую работу в соответствии с темой. Развитие

Речи 7

Слово учителя.

Индивидуальная работа уч-ся З н а т ь:

методику действий при написании творческой работы.

З н а т ь: виды сказок, сказка народная и литературная.

З н а т ь: особенности композиции.

У м е т ь: характеризовать художественное своеобразие сказки; обсуждать нравственные вопросы, поставленные в произведении. Уметь работать с информационными источниками и

готовить сообщение по те

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов.

45. Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.

Ц е л и: познакомить с творчеством

К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»,

Д. Самойлова «Сороковые»

Помочь осмыслить тему войны; воспитывать в уч-ся патриотические чувства Урок - концерт Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию.

ТСО / Аудиозаписи песен В. Высоцкого “Он не вернулся из боя”,

А. В. Александрова “Священная война” и др. З н а т ь:

факты биографии Симонова, Самойлова.

У м е т ь: выразительно читать стихотворные тексты; осмыслять тематику, нравственные аспекты произведений. У м е т ь:

- составлять план к сочинению

- писать работу в соответствии с планом. Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

46.

ВН 6 Дети и война в произведении А. А. Лиханова «Последние холода».

Ц е л и: познакомить с творчеством

А. А. Лиханова и его произведением;

Помочь осмыслить тему войны; воспитывать в уч-ся патриотические чувства Внеклассное чтение 6

Слово учителя,

комментированное и выразительное чтение, беседа по прочитанному.

З н а т ь:

содержание произведения.

У м е т ь:

выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения, уметь пересказывать текст. З н а т ь:

лирические и прозаические произведения о Великой Отечественной войне;

отражение в искусстве. Уметь воспроизводить выразительно полученную информацию; адекватно воспринимать услышанное.

47. В. П. Астафьев. Слово о писателе. Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе “Конь с розовой гривой”.

Самобытность героев рассказа.

Ц е л и: познакомить с биографией писателя;

углубить понятия “жанр рассказа”, “сюжет”, “конфликт”;

совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа текста Чтение/

изучение Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию З н а т ь:

факты биографии писателя; признаки рассказа как жанра.

У м е т ь:

проводить анализ отдельных эпизодов. З н а т ь:

историко-культурные сведения о ВОВ. Понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

48. “Весело и интересно проведенный день” (нравственные проблемы рассказа Астафьева “Конь с розовой гривой”).

Ц е л и: обсудить нравственные проблемы (честность, долг, доброта); ввести понятие “детали”; определить художественную роль пейзажа в рассказе Чтение/

обсуждение Комментированное и выразительное чтение, беседа по прочитанному З н а т ь:

понятие художественной детали.

У м е т ь:

выражать свое отношение к прочитанному, постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении З н а т ь:

понятия сюжет, конфликт.

У м е т ь: характеризовать сюжетную линию произведения. Уметь работать с информационными источниками и готовить сообщение по теме

49. В. Г. Распутин. Слово о писателе. “Уроки французского”. Отражение в повести трудностей военного времени. Герой рассказа и его сверстники.

Ц е л и: познакомить с личностью писателя, с содержанием рассказа; показать, как отражены в рассказе трудности послевоенного времени; рассмотреть приемы характеристики героя; ввести понятия посвящения, предисловия; познакомить с композицией рассказа; показать сложный внутренний мир героя (портрет литературного героя); вспомнить прием антитезы Чтение/

изучение Беседа-размышление по прочитанному З н а т ь:

факты биографии писателя; приемы характеристики героя; понятия “посвящение”, “предисловие”; прием антитезы; композицию рассказа.

У м е т ь: охарактеризовать героя рассказа; составлять устный портрет литературного героя. З н а т ь:

пейзаж и его роль в произведении.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

50.-51 Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.

Ц е л и: подвести к пониманию душевной щедрости учительницы, отметить ее роль в жизни мальчика; обсудить смысл названия рассказа Чтение/

обсуждение Беседа по прочитанному З н а т ь:

смысл названия рассказа.

У м е т ь:

составлять устный портрет литературного героя. З н а т ь:

отражение в рассказе послевоенной тематики; элементы композиции и их назначение

У м е т ь:

приводить примеры сравнений из других произведений; проводить сравнительный анализ образов. Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение. Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, формулирование выводов

52. Фазиль Искандер.

Влияние учителя на формирование детского характера в рассказе “Тринадцатый подвиг Геракла”.

Юмор в рассказе.

Ц е л и: познакомить с личностью писателя, с содержанием рассказа; показать роль юмора в рассказе; определить нравственные проблемы, затронутые в произведении Чтение/

изучение Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию З н а т ь:

факты биографии писателя; содержание рассказа.

У м е т ь:

постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении. У м е т ь:

составлять цитатный план к работе; выполнять сравнительный анализ эпизодов, героев. Создание письменных высказываний

53. В. М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности шукшинских героев –“чудиков”, правдоискателей, праведников.

Ц е л и: познакомить с содержанием и нравственной проблематикой рассказов Чтение/

изучение Слово учителя.

Беседа по прочитанному З н а т ь:

особенности шукшинских героев – “чудиков”, правдоискателей, праведников.

54. Поэтизация родной природы в лирике С. Есенина и А. Блока.

Ц е л и: дать сведения о жизни и творчестве С. Есенина/ «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»/ и А. Блока / «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»/; тема Родины и родной природы в творчестве поэтов; обучать выразительному чтению, показать фольклорные традиции в поэзии; ввести понятие “аллитерация”

Урок - концерт Слово учителя,

Слушание /ТСО/, чтение с комментариями учителя, просмотр видеоматериалов, репродукций;

подготовить сообщения о поэтах; чтение наизусть З н а т ь:

сведения о жизни и творчестве С. Есенина и А. Блока; темы лирики поэтов; понятие “аллитерации”.

У м е т ь: выразительно читать стихотворный текст (а в том числе и наизусть). У м е т ь:

раскрывать проблематику рассказов Шукшина: человеческая открытость миру как синоним незащищенности Владение монологической и диалогической речью

55. Постижение красоты природы в лирике А. А. Ахматовой и

Н. М. Рубцова.

Ц е л и: дать сведения о жизни и творчестве А. Ахматовой («Перед весной бывают дни такие…») и

Н. Рубцова («Звезда полей»); ввести понятия псевдонима и ассоциации; уяснить смысл понятия «тихая» лирика Рубцова; показать поэтический мир поэтессы и роль художественной детали в поэзии Чтение/

изучение Слово учителя,

Слушание /ТСО/, комментированное чтение стихотворений З н а т ь:

сведения о жизни и творчестве А. Ахматовой и

Н. Рубцова; понятие псевдонима; понятие ассоциации.

У м е т ь:

“видеть” роль художественной детали в тексте произведения. З н а т ь:

цветопись и звукопись поэзии Есенина и Блока; песни на стихи Есенина.

У м е т ь:

находить фольклорные элементы в поэзии; выполнять частичный лингвистический анализ текста лирического произведения Уметь находить и использовать информацию

56.

ВН 7 Поэтизация родной природы

в лирике поэтов Тюменского

края.

Ц е л и: расширить знания

учащихся

о поэтах нашего края;

показать своеобразие

раскрытия темы

природы в произведениях поэтов

Тюменского края;

воспитание чувства патриотизма;

продолжить работу над

выразительным

чтением учащихся; совершенствовать

навыки анализа поэтического текста. внеклассное чтение 7

57-58. Мифы Древней Греции.

Понятие о мифе. Двенадцать подвигов Геракла / “Скотный двор царя Авгия”, “Яблоки Гесперид”/.

Ц е л и: активизировать полученные ранее знания о мифах, мифологии; дать определение понятия; познакомить с мифологией древних греков, их представлениями об устройстве мира;

понятие “герой” в древнегреческой мифологии, положительный герой, совершенствовать навыки пересказа, умения анализировать и делать собственные выводы Чтение/

изучение Рассказ учителя, беседа, работа с книгой, опорные записи, привлечение знаний по истории, демонстрация.

Сообщения учащихся о представлениях в греческой мифологии о сотворении мира, обстоятельствах рождения Геракла; иллюстрации к древнегреческим мифам. З н а т ь:

понятие мифа; понятие “герой” в древнегреческой мифологии; содержание некоторых мифов (на выбор).

У м е т ь:

выполнять художественный пересказ эпизодов.

З н а т ь: отличительные особенности мифа и сказки.

Уметь:

анализировать и делать собственные выводы У м е т ь:

Сравнивать поэтические произведения одной тематики и видеть своеобразие темы природы в лирике Тюменских поэтов

Уметь находить и использовать информацию.

Владение монологической и диалогической речью / Слово учителя, выставка книг,

Сообщения уч-ся о поэтах Тюменского края, выразительное чтение (наизусть, анализ поэтических произведений З н а т ь:

Поэтов нашего края, произведения, ими созданные

У м е т ь:

Выразительно читать и анализировать поэтические произведения З н а т ь:

поэтический мир поэтов; выполнять частичный лингвистический анализ текста лирического произведения. Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение

59-60 Из древнего эпоса. Гомер.

«Илиада» (песнь 18 «Изготовление оружия») и “Одиссея” (Одиссей на острове у циклопов) как героические эпические поэмы.

Ц е л и: дать понятие о древнегреческом эпосе; познакомить учащихся с троянским циклом, с основными событиями изучаемого произведения; учить составлять характеристику героя на основании его поступков; обучать чтению поэмы; анализировать художественные особенности произведения Чтение/

изучение Рассказ учителя, чтение, беседа по прочитанному, комментарий учителя З н а т ь:

эпос как род литературы; содержание фрагмента произведения, понятия “гипербола”, “постоянный эпитет”.

У м е т ь:

давать характеристику герою, анализировать его поступки. З н а т ь:

картина мира в представлениях древних.

У м е т ь:

представить ее в виде схемы или рисунка.

Знать:

значение образных выражений, заимствованных из древнегреческой мифологии. Совершенствование навыков работы с книгой, словарем.

Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.

61. Обобщающий урок по теме “Мифы народов мира”.

Ц е л и: проверить качество и уровень знаний, умений и навыков, полученных при изучении раздела “Мифология” (миф, герой в мифологии, картина мира, умение давать характеристику герою, делать анализ эпизода, пересказывать эпизод и пр.) Обобщающий урок Проблемные задания различного уровня сложности.

Викторина по теме “Мифология” З н а т ь:

содержание изученных мифов, понятие мифа; основные образы древнегреческой и славянской мифологии.

У м е т ь:

давать характеристику герою, делать анализ эпизода, владеть навыками пересказа З н а т ь:

содержание некоторых других отрывков из поэмы.

У м е т ь:

проводить сравнительный анализ образов (Одиссей и Геракл, сопоставлять отрывок из поэмы с русской народной сказкой “Лихо одноглазое”. Создание устных высказываний, адекватно передающих информацию с заданной степенью свернутости.

Подбор аргументов, формулирование выводов

62. Ф. Шиллер. Баллада “Перчатка”. Идеи благородства, чести и человеческого достоинства в балладе.

Ц е л и: познакомить с произведением; раскрыть идею баллады, показать напряженность сюжета и неожиданность развязки. Чтение/

изучение Слово учителя,

Слушание /ТСО/, комментированное чтение, беседа по прочитанному З н а т ь:

содержание баллады, жанр баллады, владеть навыками анализа текста. З н а т ь:

основные образы и сюжеты мифологии народов мира (древнегреческой и славянской).

У м е т ь: сопоставлять их и анализировать. Подбор аргументов, формулирование выводов

63. П. Мериме. Новелла “Маттео Фальконе”. Своеобразие главного героя.

Ц е л и: познакомить с произведением, раскрыть сюжет, тему и идею, показать характер главного героя как двигатель сюжета Чтение/

обсуждение Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному.

Сообщения уч-ся о писателе.

Литературоведческая справка о жанре “новелла” З н а т ь:

содержание произведения. Владеть навыками анализа текста З н а т ь: биографические сведения о писателе.

У м е т ь:

проводить сравнительный анализ баллад в разных переводах. Владение монологической и диалогической речью, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

64. А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе.

“Маленький принц” как философская сказка – притча. Вечные истины в сказке.

Ц е л и: познакомить учащихся с личностью А. де Сент-Экзюпери и его творчеством; донести философский смысл сказки. Чтение/

обсуждение Сообщения уч-ся о писателе.

Литературоведческая справка о жанре “притча”.

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному.

З н а т ь:

основные факты биографии писателя; содержание сказки.

У м е т ь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение; определять род и жанр литературного произведения;

выявлять авторскую позицию; З н а т ь: биографические сведения о писателе, определение жанра “новелла”.

У м е т ь:

проводить сравнительный анализ жанров “новелла” и “рассказ”. Владение монологической и диалогической речью, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.

65. Мир художественной литературы и читатель.

(Рекомендация книг для летнего чтения.)

Ц е л и: проверить знание текстов литературных произведений; знание истории литературы; знание изученных сведений по теории литературы; выявить уровень литературного развития учащихся по вопросам:

– Мои любимые литературные герои и их нравственные качества;

– Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе? Итоговый

урок.

Портреты писателей, чье творчество изучалось в этом учебном году, беседа по прочитанным произведениям, задания дифференцированного типа З н а т ь:

теоретико-литературные понятия, изученные в курсе литературы

6 класса.

У м е т ь: пересказывать эпизоды произведений, отстаивать свою точку зрения; давать характеристику герою; формулировать тему и идею произведения. Выписать крылатые выражения из сказки.

Размышление на тему «Чем мне близок Маленький принц?» (творчество уч-ся) Владение монологической и диалогической речью.

Поиск нужной информации по заданной теме.

66-68. Резервные уроки.

Публикации по теме:

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе к учебнику Т. А. Ладыженской ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику под редакцией В. Я. Коровиной
Опубликовано: 29 мая 2013 в 17:42
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «К нам приехал кукольный театр»
К нам приехал кукольный театр А у нас сегодня праздник Радостный, весёлый. В детский сад театр приехал, С новой сказкой снова! Кукольный...
Аппликация «Веселый зонтик» — фотоотчет
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Вот и наступила осень, а значит пришло время дождей. И первая...
Фотоотчет о проведении Дня знаний
1 сентября 2017 года в нашем детском саду прошел замечательный праздник Квест "В поисках клада Знаний". Музыкальный руководитель Малых Н. В. совместно с...
Конспект экскурсионного занятия «Прогулка по осеннему парку» для детей младшего возраста
Конспект экскурсии «Прогулка по осеннему парку» для детей младшей группы. Цель : формировать у дошкольников представления о состоянии природы осенью,...
Фотоотчет о работе над длительным проектом в рамках Года экологии в России
У нас в группе начался длительный проект по экологии. Очень много работы. Разные темы. Даже не знаешь, что взять. Пока мы с напарницей выбрали поэтапное...