Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику под редакцией В. Я. Коровиной

Ольга Перькова
Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику под редакцией В. Я. Коровиной

Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, 12-е издание, М. Просвещение 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документаРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум

с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю, 34 рабочих недель.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

работать с книгой

определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Перечень учебно-методического обеспечения.

Для учащихся:Коровина В. Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

Для учителя:Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе по программе В. Я. Коровиной

№ п/п

Система уроков

(тема и цель)

Тип урока

Педагогические средства, формы

(виды деят-ти) УУД. Планируемый результат и уровень освоения.

Компетенции: Дата

по плану/

факт.

Учебно-познавательная

Информационная

Базовый

уровень Продвинутый уровень

1. Художественное произведение: содержание и форма. Автор и герои.

(1 ч).

Ц е л и: дать учащимся представление о художественной литературе как особой форме познания действительности; понятие авторства, героя литературного произведения; выявление уровня литературного развития учащихся Чтение / обсуждение Беседа, работа с книгой, демонстрация З н а т ь:

литература как особая форма познания действительности; автор и герой в литературном произведении.

З н а т ь:

литература и другие виды искусства.

Уметь

конспектировать

2. Устное народное творчество Обрядовый фольклор.

Ц е л и: познакомить учащихся с обрядовым фольклором (колядки, масленичные песни, весенние, летние и осенние песни); развивать эстетический вкус учащихся

Чтение/

слушание ТСО/

изучение Слово учителя,

сообщения уч-ся,

комментарий, беседа З н а т ь:

понятие обрядового фольклора; основные его жанры.

У м е т ь: анализировать содержание, тематику и поэтику обрядовых песен. З н а т ь:

жанры обрядового фольклора: колядки, масленичные песни, весенние, летние и осенние песни.

У м е т ь: характеризовать их содержание и поэтику. Использование для решения познавательных задач справочных пособий по литературе

3.

ВН 1 Обрядовый фольклор.

Традиционные обряды жителей Сибири.

Ц е л и: познакомить учащихся с обрядовым фольклором нашего края; развивать любовь к своей «малой» родине; эстетический вкус учащихся Внеклассное чтение 1

/краеведение/ Слово учителя,

сообщения уч-ся,

комментарий, беседа З н а т ь:

традиционные обряды жителей своего края

У м е т ь:

сравнивать обрядовый фольклор Руси и своего края Умение осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщения

4. Пословицы и поговорки. Народная мудрость в них.

Загадки.

Ц е л и: дать понятие о пословицах и поговорках как малых фольклорных жанрах; активизировать и закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках; прямой и переносный смысл пословиц Чтение / обсуждение Беседа, работа с книгой, демонстрация творческих работ уч-ся З н а т ь:

понятия пословицы и поговорки, загадки; их отличительные признаки.

У м е т ь:

отличать пословицу от поговорки.

З н а т ь: тематическое многообразие пословиц и поговорок; некоторые известные собрания (Даль В. И. и др.); народная мудрость в пословицах. Умение осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщения

5.

Русские летописи. «Повесть временных лет».

“Сказание о Белгородском киселе”. Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.

Ц е л и: продолжить знакомство с летописными жанрами; сказание как жанр древнерусской литературы; учить художественному пересказу произведения

Чтение/

изучение

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному

З н а т ь:

сказание как летописный жанр; содержание “Сказания о Белгородском киселе”.

У м е т ь:

выполнять художественный пересказ текста

З н а т ь: особенности связи предложений в тексте летописи.

У м е т ь: характеризовать поэтику произведений

Анализ текста и устного высказывания. Умение вступать в речевое общение

6. Русские басни.

И. И. Дмитриев. Слово о баснописце.

Осуждение безделья, лени, хвастовства в басне «Муха».

Ц е л и: продолжить знакомство с жанром басни, её особенностями; обучение художественному чтению

Чтение/

изучение Слово учителя, художественное чтение, беседа по прочитанному З н а т ь:

особенности басни как жанра; содержание изучаемого произведения.

У м е т ь:

выполнять выразительное чтение текста З н а т ь:

определения понятий аллегория и мораль

У м е т ь:

находить в тексте примеры аллегорий; объяснять смысл морали в басне;

выявлять особенности языка 18 века в басне. Анализ художественного произведения. Умение вступать в речевое общение, дополняя высказывания, а также строя собственное.

7. Иносказание в баснях И. А. Крылова «Листы и корни», «Ларчик», «Осёл и соловей».

Ц е л и: продолжить знакомство с жанром басни, её особенностями; обучение художественному чтению

Чтение/

изучение Слово учителя, художественное чтение, беседа по прочитанному З н а т ь:

особенности басни как жанра; содержание изучаемого произведения.

У м е т ь:

выполнять выразительное чтение текста З н а т ь:

определения понятий аллегория и мораль

У м е т ь:

находить в тексте примеры аллегорий; объяснять смысл морали в басне;

выявлять особенности языка 18 века в басне. Анализ художественного произведения. Умение вступать в речевое общение, дополняя высказывания, а также строя собственное.

8. Выразительное рассказывание и инсценирование русских басен.

Ц е л и: развивать творческие способности и эстетический вкус учащихся

Изучение произведения Художественное чтение наизусть; инсценирование (групповая деятельность) З н а т ь:

особенности художественного чтенияУ м е т ь:

выполнять выразительное чтение текста У м е т ь:

проявлять творческие способности в инсценировании

9. А. С. Пушкин. Страницы жизни и творчества.

Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

Ц е л и: познакомить с жизнью Пушкина в период учебы в Царскосельском лицее; учить самостоятельно подбирать материал, готовить сообщения, составлять устный портрет; познакомить с основными мотивами лирики поэта (мотив неволи в стихотворении); дать понятие об интонации стихотворения; Чтение/

изучение Слово учителя, сообщения учащихся, слайд -материалы; портреты, выставка книг, репродукция И. Е. Репина

“Пушкин на лицейском экзамене”; фотографии Царского Села З н а т ь:

период жизни Пушкина в Царскосельском лицее; вольнолюбивый характер стихотворения.

У м е т ь:

выступать с подготовленным сообщением на определенную тему.

З н а т ь:

основные этапы жизни и творчества Пушкина; мотивы лирики поэта.

Совершенствование навыков работы с книгой, словарем, Интернет-ресурсами.

Умение вступать в речевое общение.

10. А. С. Пушкин. “Зимнее утро”. Мотивы единства красоты природы и красоты человека.

/Обучение анализу поэтического текста/.

Ц е л и: познакомить с Пушкиным-художником, способным видеть красоту окружающей природы; дать понятие о двусложных размерах;

познакомить с новыми фигурами речи (антитеза, прием контраста); дать понятие темы и поэтической идеи стихотворения; показать роль композиции в понимании смысла стихотворения Чтение/

изучение Слово учителя, беседа по тексту;

Пробное творческое сочинение-анализ З н а т ь:

двусложные размеры (ямб, хорей); понятие об антитезе.

У м е т ь:

определять их самостоятельно.

З н а т ь:

понятие темы и поэтической идеи стихотворения.

У м е т ь:

- характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи;

- характеризовать композицию.

Анализ поэтического текста и устного высказывания.

Умение строить письменное связное высказывание.

11. Стихотворение А. С. Пушкина “И. И. Пущину”. Тема дружбы в послании.

Ц е л и: познакомить с жанром стихотворения-послания; показать, как раскрывается тема дружбы в стихотворении Чтение/

изучение Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному;

сочинение-миниатюра “Дружба в моей жизни” З н а т ь:

особенности жанра послания; двусложные размеры (ямб, хорей).

У м е т ь:

- анализировать поэтический текст;

- определять размер стихотворения;

- строить связное высказывание по теме З н а т ь:

средства создания художественных образов в лирике А. С. Пушкина

Уметь:

находить художественные средства в поэтических текстах

Анализ поэтического текста и устного высказывания.

Умение строить письменное связное высказывание.

12. ВН 2 А. С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина» (“Метель”, “Барышня-крестьянка”). Сюжет и герои повестей. Роль случая в композиции произведений.

Ц е л и: познакомить с циклом “Повести Белкина”, содержанием повестей; рассмотреть их художественное своеобразие, композиционные особенности, нравственные аспекты Внеклассное чтение 2 Слово учителя, сообщения уч-ся;

беседа по прочитанному; дискуссия на тему З н а т ь:

содержание текстов, историю создания.

У м е т ь:

выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов.

З н а т ь: художественные особенности повестей; идейное содержание.

У м е т ь:

- отстаивать свою точку зрения;

- проводить сопоставительный анализ образов Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

13-

14-

15. А. С. Пушкин. Повесть “Дубровский.

- Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.

- Протест Владимира Дубровского против несправедливости, произвола и деспотизма.

Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в произведении.

- Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

Развитие понятия о композиции.

Ц е л и: знакомство с исторической подоплёкой повести; ввести в проблематику произведения; раскрыть понятия “сюжет” и “композиция”; познакомить с композицией данного произведения; совершенствовать умение составлять план произведения Чтение/

изучение Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному; фрагменты из кинофильма “Дубровский” ТСО;

работа с репродукциями к произведению;

художественные пересказы некоторых фрагментов З н а т ь:

- понятия “сюжет” и “композиция”;

- роман как один из эпических жанров литературы.

У м е т ь:

- составлять план событий,

- говорить о композиции повести.

З н а т ь: историческую подоплеку произведения.

У м е т ь:

- анализировать некоторые эпизоды,

- приводить в примеры цитаты,

- отстаивать свою точку зрения.

План как вид информационной переработки текста

16.-17

РР

1-2. Подготовка к сочинению размышлению в классе по прочитанному произведению «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский».

Написание сочинения.

Ц е л и: активизация умений составлять план к сочинению; самостоятельно выполнять творческую работу Развитие

Речи 1-2

/практикум/ Слово учителя.

Индивидуальная работа уч-ся З н а т ь:

методику действий при написании творческой работы.

У м е т ь:

- составлять план к сочинению

- писать работу в соответствии с планом. Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

18. М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Основное настроение и композиция стихотворений “Парус”, “Тучи”.

Ц е л и: вспомнить основные факты биографии М. Ю. Лермонтова; познакомить с биографической основой стихотворения “Парус”; показать основные мотивы лирики поэта в целом и основной мотив стихотворения (жажда борьбы и свободы, прием сравнения как основа построения стихотворения “Тучи”; работать над выразительным чтением стихотворения; умением анализировать, делать выводы Чтение/

изучение Слово учителя,

Слушание /ТСО/, комментированное чтение, портреты, выставка книг З н а т ь:

- биографические факты,

- содержание и тему стихотворения “Парус”;

- прием сравнения в композиции произведения.

У м е т ь: выразительно читать стихотворный текст.

З н а т ь:

основные мотивы лирики поэта.

У м е т ь:

- анализировать поэтический текст и

- делать выводы Анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка, умение вступать в речевое общение

19-20.

РР

3-4 Подготовка к анализу стихотворения в классе М. Ю. Лермонтова «Три пальмы».

Тема разрушения красоты, гармонии человека с миром.

Ц е л и: продолжить знакомство с лирикой Лермонтова; продолжить знакомство со стихотворными размерами; обучать анализу лирического произведения Развитие

Речи 3-4

/практикум/ Слово учителя.

Работа с учебником.

Индивидуальная работа уч-ся З н а т ь: трехсложные размеры (дактиль, анапест, амфибрахий).

У м е т ь:

- определять размер стихотворения

- вступать в речевое общение З н а т ь:

План анализа поэтического текста

У м е т ь:

Анализировать поэтический текст Умение вступать в речевое общение.

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности.

21. И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.

Духовный мир крестьянских детей в рассказе “Бежин луг”.

Ц е л и:продолжить знакомство с биографией И. С. Тургенева; познакомить с содержанием цикла рассказов; с нравственной проблематикой рассказов: отражение существенных черт русского национального характера Чтение/

обсуждение Слово учителя, сообщения уч-ся, беседа, работа с книгой, демонстрация З н а т ь:

Общее содержание цикла рассказов.

У м е т ь:

составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа. У м е т ь: самостоятельно делать выводы, выявлять роль психологической детали, авторскую позицию. Владение монологической и диалогической речью

22. И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Картины природы и портреты героев в рассказе «Бежин луг».

Ц е л и:продолжить знакомство с рассказом И. С. Тургенева; дать представление о портрете и пейзаже в художественном произведении и их роли; закрепить умение находить образные средства и определять их роль. Чтение/

изучение беседа, работа с произведением; анализ З н а т ь:

содержание понятия пейзаж и портрет.

У м е т ь:

Находить в тексте художественные средства создания образов. У м е т ь:

Определять в тексте произведения роль художественных средств создания образов. Умение вступать в речевое общение.

Владение монологической и диалогической речью

23. Ф. И. Тютчев. Слово о поэте.

Особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева.

Стихотворения: “С поляны коршун поднялся…”, “Неохотно и несмело…”

Ц е л и: познакомить с фактами биографии поэта; обучение выразительному чтению; учить анализировать стихотворения Чтение/

изучение Слушание поэтических произведений /ТСО/ беседа, проблемные задания У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст. З н а т ь:

об образной яркости и философской глубине лирики Тютчева.

У м е т ь:

выявлять авторские размышления о взаимоотношениях человека и природы. Умение вступать в речевое общение.

Владение монологической и диалогической речью

24. Ф. И. Тютчев. «Листья – символ краткой, но яркой жизни».

Обучение анализу стихотворения. Чтение/

изучение Слушание поэтического произведения /ТСО/ беседа, анализ З н а т ь:

Особенности анализа поэтического произведения

У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст. У м е т ь:

Анализировать поэтический текст Умение вступать в речевое общение.

Отражение в устной форме результатов своей деятельности.

25. А. А. Фет. Слово о поэте.

Природа как воплощение прекрасного в лирике А. А. Фета.

“Ель рукавом мне тропинку завесила…”

Ц е л и: познакомить с фактами биографии поэта; показать особенности изображения природы в лирике поэта; обучение выразительному чтению Чтение/

обсуждение Слушание поэтических произведений /ТСО/ беседа, проблемные задания У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст З н а т ь:

об образной яркости и глубине лирики Фета.

У м е т ь:

выявлять авторские размышления о природе. Владение монологической и диалогической речью

26. А. А. Фет. Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности в стихотворении

“Учись у них – у дуба, у берёзы…”

Ц е л и: продолжить знакомство с особенностями изображения мира природы в лирике поэта Чтение/

изучение Слушание /ТСО/ беседа, анализ З н а т ь:

Особенности лирики как рода литературы

У м е т ь:

Применять знание теории при анализе произведения. У м е т ь:

Выявлять средства создания образа в поэтическом тексте. Анализ поэтического текста и устного высказывания.

27. Н. А. Некрасов – поэт и гражданин. Картины подневольного труда и величие народа – созидателя в стихотворении “Железная дорога”.

Ц е л и: познакомить учащихся с теми событиями и жизненными впечатлениями детства и юности Некрасова, которые повлияли на его творчество; познакомить со стихотворением “Железная дорога”;

постижение нравственного аспекта поэзии Некрасова Чтение/

изучение Слово учителя, комментированное чтение, портрет, репродукция картины К. А. Савицкого З н а т ь:

факты жизни и творчества Некрасова; содержание стихотворения; обличительный пафос стихотворения.

У м е т ь: определять тематику произведения; З н а т ь: художественные особенности стихотворения Умение осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщение

28. Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова “Железная дорога”.

Ц е л и: показать своеобразие композиции стихотворения, роль пейзажа, эпиграф, диалог – спор, сочетание реальности и фантастики; постижение нравственного аспекта поэзии Некрасова; продолжить знакомство с трехсложными стихотворными размерами Чтение/

изучение беседа, проблемные задания, анализ З н а т ь:

своеобразие композиции стихотворения, роль пейзажа в организации поэтического текста.

У м е т ь: характеризовать стилистические средства. З н а т ь:

дактиль, анапест, амфибрахий.

У м е т ь:

определять трехсложные размеры. Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

29.

ВН 3 Декабристская тема в творчестве Н. А. Некрасова. Историческая поэма «Дедушка».

Декабристы и наш край.

Ц е л и: познакомить учащихся с теми событиями и жизненными впечатлениями Некрасова, которые повлияли на его творчество; познакомить с исторической поэмой “Дедушка”;

Показать связь нашего края с тематикой, поднятой в произведении Внеклассное чтение 3

/краеведение/ Слово учителя,

сообщения уч-ся,

комментарий, беседа З н а т ь:

События истории, послужившие основой стихотворения.

У м е т ь:

Сравнивать поэтическое восприятие и событие. З н а т ь:

Историю своего края Умение осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщения

30. Н. С. Лесков. Сказ “Левша”. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа и бесправие его.

Ц е л и: сообщить учащимся краткие биографические сведения о Лескове; познакомить с историей создания “Левши” и идейным смыслом произведения; дать определение сказа, начать работу над сказом; отметить своеобразие произведения; работать над выборочным пересказом, словарем Чтение/

изучение Слово учителя, комментированное чтение, портрет, иллюстрации З н а т ь:

сказ, особенности сказа, идейный смысл произведения.

У м е т ь: характеризовать идейное содержание произведения; выполнять художественный пересказ эпизодов. З н а т ь: автор и сказитель (рассказчик) в сказе.

У м е т ь: характеризовать язык и стиль писателя Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов, умение вступать в речевое общение

31. Особенности языка повести Н. С. Лескова «Левша».

Ц е л и: работать над особенностями языка произведения, его связь с фольклором; начать работу над характеристикой Левши; продолжить работу над непонятными учащимся словами Чтение/

изучение Чтение по ролям, беседа по вопросам З н а т ь:

понятие “речевая характеристика”.

У м е т ь: выполнять характеристику героя. З н а т ь: фольклорные элементы в сказе; Словарь как вид информационной переработки текста

32.-33.

РР 5-6 Подготовка к сочинению в классе «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н. С. Лескова «Левша».

Написание сочинения.

Ц е л и: активизация умений составлять план к сочинению; самостоятельно выполнять творческую работу в соответствии с темой. Развитие

Речи 5-6

/практикум/ Слово учителя.

Индивидуальная работа уч-ся З н а т ь:

методику действий при написании творческой работы.

У м е т ь:

- составлять план к сочинению

- писать работу в соответствии с планом. Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

34. А. П. Чехов. Разоблачение лицемерия в рассказе “Толстый и тонкий”.

Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

Ц е л и: организовать встречу учащихся с А. П. Чеховым – писателем и человеком; раскрыть природу смешного в рассказах Чехова

изучение произведения

слово учителя

беседа по прочитанному

З н а т ь:

роль юмора в повествовании.

У м е т ь: характеризовать художественные особенности рассказа. Уметь работать с информационными источниками, готовить сообщение по теме

35.

ВН 4 Автор и герой в рассказах

М. Зощенко. Своеобразие языка и жанра. Рассказ “Встреча”.

Ц е л и: показать взаимоотношения автора и героя-повествователя; отметить особенности языка и жанра Внеклассное чтение 4

Беседа по прочитанному,

работа по вопросам.

Инсценирование рассказа. З н а т ь:

Текст рассказа;

особенности отношения

автора к герою.

У м е т ь: характеризовать

особенности языка рассказа.

Чтение/

изучение Слово учителя, комментированное чтение, портреты Чехова 80-х годов З н а т ь:

сведения из биографии Чехова; жанр юмористического рассказа.

У м е т ь: анализировать содержание З н а т ь:

природа смешного в рассказах Чехова.

У м е т ь: характеризовать поэтику и стиль. Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов.

36. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

Ц е л и: расширить знания учащихся о русской поэзии XIX в. ; продолжить работу над выразительным чтением учащихся; совершенствовать навыки анализа поэтического текста. Урок - концерт Слово учителя, комментированное чтение, портреты, выставка книг, музыкальные фрагменты из “Времен года” П. И. Чайковского З н а т ь:

поэтов XIX века: Фета, Баратынского, Никитина, Тютчева, Полонского, Мережковского и Майкова.

У м е т ь: анализировать лирическое произведение, находить образные средства языка З н а т ь: особенности жанра.

37. Обобщающий урок по разделу “Литература XIX века”.

Ц е л и: проверить знание текстов литературных произведений; знание истории литературы; знание изученных сведений по теории литературы Обобщающий урок Проблемные задания различного уровня сложности З н а т ь:

содержание произведений; изученные теоретико-литературные понятия.

У м е т ь: выразительно читать фрагменты текста; владеть навыками пересказа различного типа. З н а т ь:

понятия: “лирический герой”, “художественный образ”.

У м е т ь:

выполнять частичный лингвистический анализ текста лирического произведения. Уметь находить и использовать информацию

38. А. Грин. Рассказ о писателе.

Главные герои книги А. Грина “Алые паруса”.

Ц е л и: рассказать о писателе,

познакомить с героями повести (на основе 1 главы, раскрыть отношение автора к героям Чтение/

обсуждение Рассказ учителя, сообщения уч-ся,

Беседа (по 1 главе) З н а т ь:

- биографию писателя

- содержание 1 главы повести.

З н а т ь:

историко-культурные сведения; биографические сведения о писателях.

У м е т ь:

давать характеристику герою; анализировать текст; сопоставлять эпизоды и героев разных произведений Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

39.

ВН 5 А. Грин. Романтические мечты и душевная чистота главных героев повести «Алые паруса»

Цели: показать душевную чистоту героев, нравственную проблематику произведения. Внеклассное чтение5

пересказ эпизодов повести, словесное (устное) рисование З н а т ь:

содержание повести.

У м е т ь:

выделять и формулировать тему, идею, проблематику повести, владеть различными видами пересказа У м е т ь:

Пересказывать главу произведения, находить главное в тексте произведения при ответе на вопрос Владение монологической речью при ответе на поставленный вопрос.

40. А. П. Платонов. Страницы жизни и творчества. «Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова. Прекрасное вокруг нас / по рассказу «Неизвестный цветок»/.

Ц е л и: дать сведения из биографии А. П. Платонова; познакомить с рассказом “Неизвестный цветок”; показать своеобразие языка и стилистической манеры писателя Чтение/

изучение Беседа по вопросам, устное словесное рисование З н а т ь:

факты биографии Платонова; содержание рассказа.

У м е т ь:

Видеть авторское отношение к изображаемому; нравственные проблемы, затронутые в рассказе Понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; сопоставлять эпизоды произведения, сравнивать героев Адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания

41.-42.

М. М. Пришвин. Сказка-быль “Кладовая солнца”.

- Нравственная суть взаимоотношений

Насти и Митраши.

Ц е л и: познакомить с фактами биографии; дать понятие жанра “сказка-быль”; познакомить с

идейно-художественными особенностями сказки-были, характерами главных героев. Чтение/

изучение портрет писателя,

комментированное и выразительное чтение, беседа по прочитанному.

Инсценировка эпизодов “Ссора Насти и Митраши”, “Спасение Митраши” З н а т ь: биографические сведения о Пришвине; жанр “сказка-быль”.

У м е т ь:

давать характеристику герою

З н а т ь: особенности творческой манеры писателя. Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

43.

- Образы природы в сказке – были.

Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».

- Особенности композиции и смысл сказки – были.

Ц е л и: подвести к определению главной идеи произведения; совершенствовать навыки сопоставления героев, эпизодов; провести анализ эпизода “Рассказ о ели и сосне…”; отметить нравственные проблемы в “сказке-были”; рассмотреть особенности композиции; обсудить смысл названия; определить сказочные мотивы в повествовании и их художественную функцию З н а т ь:

основная мысль произведения; философский смысл названия.

У м е т ь:

проводить сопоставительный анализ героев, эпизодов; выражать свое отношение к прочитанному.

44.

РР 7 Готовимся к сочинению – размышлению по теме «Человек и природа в сказке – были М. М. Пришвина “Кладовая солнца”.

Ц е л и: активизация умений составлять план к сочинению; самостоятельно выполнять творческую работу в соответствии с темой. Развитие

Речи 7

Слово учителя.

Индивидуальная работа уч-ся З н а т ь:

методику действий при написании творческой работы.

З н а т ь: виды сказок, сказка народная и литературная.

З н а т ь: особенности композиции.

У м е т ь: характеризовать художественное своеобразие сказки; обсуждать нравственные вопросы, поставленные в произведении. Уметь работать с информационными источниками и

готовить сообщение по те

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов.

45. Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.

Ц е л и: познакомить с творчеством

К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»,

Д. Самойлова «Сороковые»

Помочь осмыслить тему войны; воспитывать в уч-ся патриотические чувства Урок - концерт Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию.

ТСО / Аудиозаписи песен В. Высоцкого “Он не вернулся из боя”,

А. В. Александрова “Священная война” и др. З н а т ь:

факты биографии Симонова, Самойлова.

У м е т ь: выразительно читать стихотворные тексты; осмыслять тематику, нравственные аспекты произведений. У м е т ь:

- составлять план к сочинению

- писать работу в соответствии с планом. Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

46.

ВН 6 Дети и война в произведении А. А. Лиханова «Последние холода».

Ц е л и: познакомить с творчеством

А. А. Лиханова и его произведением;

Помочь осмыслить тему войны; воспитывать в уч-ся патриотические чувства Внеклассное чтение 6

Слово учителя,

комментированное и выразительное чтение, беседа по прочитанному.

З н а т ь:

содержание произведения.

У м е т ь:

выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения, уметь пересказывать текст. З н а т ь:

лирические и прозаические произведения о Великой Отечественной войне;

отражение в искусстве. Уметь воспроизводить выразительно полученную информацию; адекватно воспринимать услышанное.

47. В. П. Астафьев. Слово о писателе. Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе “Конь с розовой гривой”.

Самобытность героев рассказа.

Ц е л и: познакомить с биографией писателя;

углубить понятия “жанр рассказа”, “сюжет”, “конфликт”;

совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа текста Чтение/

изучение Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию З н а т ь:

факты биографии писателя; признаки рассказа как жанра.

У м е т ь:

проводить анализ отдельных эпизодов. З н а т ь:

историко-культурные сведения о ВОВ. Понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

48. “Весело и интересно проведенный день” (нравственные проблемы рассказа Астафьева “Конь с розовой гривой”).

Ц е л и: обсудить нравственные проблемы (честность, долг, доброта); ввести понятие “детали”; определить художественную роль пейзажа в рассказе Чтение/

обсуждение Комментированное и выразительное чтение, беседа по прочитанному З н а т ь:

понятие художественной детали.

У м е т ь:

выражать свое отношение к прочитанному, постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении З н а т ь:

понятия сюжет, конфликт.

У м е т ь: характеризовать сюжетную линию произведения. Уметь работать с информационными источниками и готовить сообщение по теме

49. В. Г. Распутин. Слово о писателе. “Уроки французского”. Отражение в повести трудностей военного времени. Герой рассказа и его сверстники.

Ц е л и: познакомить с личностью писателя, с содержанием рассказа; показать, как отражены в рассказе трудности послевоенного времени; рассмотреть приемы характеристики героя; ввести понятия посвящения, предисловия; познакомить с композицией рассказа; показать сложный внутренний мир героя (портрет литературного героя); вспомнить прием антитезы Чтение/

изучение Беседа-размышление по прочитанному З н а т ь:

факты биографии писателя; приемы характеристики героя; понятия “посвящение”, “предисловие”; прием антитезы; композицию рассказа.

У м е т ь: охарактеризовать героя рассказа; составлять устный портрет литературного героя. З н а т ь:

пейзаж и его роль в произведении.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

50.-51 Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.

Ц е л и: подвести к пониманию душевной щедрости учительницы, отметить ее роль в жизни мальчика; обсудить смысл названия рассказа Чтение/

обсуждение Беседа по прочитанному З н а т ь:

смысл названия рассказа.

У м е т ь:

составлять устный портрет литературного героя. З н а т ь:

отражение в рассказе послевоенной тематики; элементы композиции и их назначение

У м е т ь:

приводить примеры сравнений из других произведений; проводить сравнительный анализ образов. Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение. Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, формулирование выводов

52. Фазиль Искандер.

Влияние учителя на формирование детского характера в рассказе “Тринадцатый подвиг Геракла”.

Юмор в рассказе.

Ц е л и: познакомить с личностью писателя, с содержанием рассказа; показать роль юмора в рассказе; определить нравственные проблемы, затронутые в произведении Чтение/

изучение Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию З н а т ь:

факты биографии писателя; содержание рассказа.

У м е т ь:

постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении. У м е т ь:

составлять цитатный план к работе; выполнять сравнительный анализ эпизодов, героев. Создание письменных высказываний

53. В. М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности шукшинских героев –“чудиков”, правдоискателей, праведников.

Ц е л и: познакомить с содержанием и нравственной проблематикой рассказов Чтение/

изучение Слово учителя.

Беседа по прочитанному З н а т ь:

особенности шукшинских героев – “чудиков”, правдоискателей, праведников.

54. Поэтизация родной природы в лирике С. Есенина и А. Блока.

Ц е л и: дать сведения о жизни и творчестве С. Есенина/ «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»/ и А. Блока / «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»/; тема Родины и родной природы в творчестве поэтов; обучать выразительному чтению, показать фольклорные традиции в поэзии; ввести понятие “аллитерация”

Урок - концерт Слово учителя,

Слушание /ТСО/, чтение с комментариями учителя, просмотр видеоматериалов, репродукций;

подготовить сообщения о поэтах; чтение наизусть З н а т ь:

сведения о жизни и творчестве С. Есенина и А. Блока; темы лирики поэтов; понятие “аллитерации”.

У м е т ь: выразительно читать стихотворный текст (а в том числе и наизусть). У м е т ь:

раскрывать проблематику рассказов Шукшина: человеческая открытость миру как синоним незащищенности Владение монологической и диалогической речью

55. Постижение красоты природы в лирике А. А. Ахматовой и

Н. М. Рубцова.

Ц е л и: дать сведения о жизни и творчестве А. Ахматовой («Перед весной бывают дни такие…») и

Н. Рубцова («Звезда полей»); ввести понятия псевдонима и ассоциации; уяснить смысл понятия «тихая» лирика Рубцова; показать поэтический мир поэтессы и роль художественной детали в поэзии Чтение/

изучение Слово учителя,

Слушание /ТСО/, комментированное чтение стихотворений З н а т ь:

сведения о жизни и творчестве А. Ахматовой и

Н. Рубцова; понятие псевдонима; понятие ассоциации.

У м е т ь:

“видеть” роль художественной детали в тексте произведения. З н а т ь:

цветопись и звукопись поэзии Есенина и Блока; песни на стихи Есенина.

У м е т ь:

находить фольклорные элементы в поэзии; выполнять частичный лингвистический анализ текста лирического произведения Уметь находить и использовать информацию

56.

ВН 7 Поэтизация родной природы

в лирике поэтов Тюменского

края.

Ц е л и: расширить знания

учащихся

о поэтах нашего края;

показать своеобразие

раскрытия темы

природы в произведениях поэтов

Тюменского края;

воспитание чувства патриотизма;

продолжить работу над

выразительным

чтением учащихся; совершенствовать

навыки анализа поэтического текста. внеклассное чтение 7

57-58. Мифы Древней Греции.

Понятие о мифе. Двенадцать подвигов Геракла / “Скотный двор царя Авгия”, “Яблоки Гесперид”/.

Ц е л и: активизировать полученные ранее знания о мифах, мифологии; дать определение понятия; познакомить с мифологией древних греков, их представлениями об устройстве мира;

понятие “герой” в древнегреческой мифологии, положительный герой, совершенствовать навыки пересказа, умения анализировать и делать собственные выводы Чтение/

изучение Рассказ учителя, беседа, работа с книгой, опорные записи, привлечение знаний по истории, демонстрация.

Сообщения учащихся о представлениях в греческой мифологии о сотворении мира, обстоятельствах рождения Геракла; иллюстрации к древнегреческим мифам. З н а т ь:

понятие мифа; понятие “герой” в древнегреческой мифологии; содержание некоторых мифов (на выбор).

У м е т ь:

выполнять художественный пересказ эпизодов.

З н а т ь: отличительные особенности мифа и сказки.

Уметь:

анализировать и делать собственные выводы У м е т ь:

Сравнивать поэтические произведения одной тематики и видеть своеобразие темы природы в лирике Тюменских поэтов

Уметь находить и использовать информацию.

Владение монологической и диалогической речью / Слово учителя, выставка книг,

Сообщения уч-ся о поэтах Тюменского края, выразительное чтение (наизусть, анализ поэтических произведений З н а т ь:

Поэтов нашего края, произведения, ими созданные

У м е т ь:

Выразительно читать и анализировать поэтические произведения З н а т ь:

поэтический мир поэтов; выполнять частичный лингвистический анализ текста лирического произведения. Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение

59-60 Из древнего эпоса. Гомер.

«Илиада» (песнь 18 «Изготовление оружия») и “Одиссея” (Одиссей на острове у циклопов) как героические эпические поэмы.

Ц е л и: дать понятие о древнегреческом эпосе; познакомить учащихся с троянским циклом, с основными событиями изучаемого произведения; учить составлять характеристику героя на основании его поступков; обучать чтению поэмы; анализировать художественные особенности произведения Чтение/

изучение Рассказ учителя, чтение, беседа по прочитанному, комментарий учителя З н а т ь:

эпос как род литературы; содержание фрагмента произведения, понятия “гипербола”, “постоянный эпитет”.

У м е т ь:

давать характеристику герою, анализировать его поступки. З н а т ь:

картина мира в представлениях древних.

У м е т ь:

представить ее в виде схемы или рисунка.

Знать:

значение образных выражений, заимствованных из древнегреческой мифологии. Совершенствование навыков работы с книгой, словарем.

Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.

61. Обобщающий урок по теме “Мифы народов мира”.

Ц е л и: проверить качество и уровень знаний, умений и навыков, полученных при изучении раздела “Мифология” (миф, герой в мифологии, картина мира, умение давать характеристику герою, делать анализ эпизода, пересказывать эпизод и пр.) Обобщающий урок Проблемные задания различного уровня сложности.

Викторина по теме “Мифология” З н а т ь:

содержание изученных мифов, понятие мифа; основные образы древнегреческой и славянской мифологии.

У м е т ь:

давать характеристику герою, делать анализ эпизода, владеть навыками пересказа З н а т ь:

содержание некоторых других отрывков из поэмы.

У м е т ь:

проводить сравнительный анализ образов (Одиссей и Геракл, сопоставлять отрывок из поэмы с русской народной сказкой “Лихо одноглазое”. Создание устных высказываний, адекватно передающих информацию с заданной степенью свернутости.

Подбор аргументов, формулирование выводов

62. Ф. Шиллер. Баллада “Перчатка”. Идеи благородства, чести и человеческого достоинства в балладе.

Ц е л и: познакомить с произведением; раскрыть идею баллады, показать напряженность сюжета и неожиданность развязки. Чтение/

изучение Слово учителя,

Слушание /ТСО/, комментированное чтение, беседа по прочитанному З н а т ь:

содержание баллады, жанр баллады, владеть навыками анализа текста. З н а т ь:

основные образы и сюжеты мифологии народов мира (древнегреческой и славянской).

У м е т ь: сопоставлять их и анализировать. Подбор аргументов, формулирование выводов

63. П. Мериме. Новелла “Маттео Фальконе”. Своеобразие главного героя.

Ц е л и: познакомить с произведением, раскрыть сюжет, тему и идею, показать характер главного героя как двигатель сюжета Чтение/

обсуждение Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному.

Сообщения уч-ся о писателе.

Литературоведческая справка о жанре “новелла” З н а т ь:

содержание произведения. Владеть навыками анализа текста З н а т ь: биографические сведения о писателе.

У м е т ь:

проводить сравнительный анализ баллад в разных переводах. Владение монологической и диалогической речью, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

64. А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе.

“Маленький принц” как философская сказка – притча. Вечные истины в сказке.

Ц е л и: познакомить учащихся с личностью А. де Сент-Экзюпери и его творчеством; донести философский смысл сказки. Чтение/

обсуждение Сообщения уч-ся о писателе.

Литературоведческая справка о жанре “притча”.

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному.

З н а т ь:

основные факты биографии писателя; содержание сказки.

У м е т ь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение; определять род и жанр литературного произведения;

выявлять авторскую позицию; З н а т ь: биографические сведения о писателе, определение жанра “новелла”.

У м е т ь:

проводить сравнительный анализ жанров “новелла” и “рассказ”. Владение монологической и диалогической речью, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.

65. Мир художественной литературы и читатель.

(Рекомендация книг для летнего чтения.)

Ц е л и: проверить знание текстов литературных произведений; знание истории литературы; знание изученных сведений по теории литературы; выявить уровень литературного развития учащихся по вопросам:

– Мои любимые литературные герои и их нравственные качества;

– Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе? Итоговый

урок.

Портреты писателей, чье творчество изучалось в этом учебном году, беседа по прочитанным произведениям, задания дифференцированного типа З н а т ь:

теоретико-литературные понятия, изученные в курсе литературы

6 класса.

У м е т ь: пересказывать эпизоды произведений, отстаивать свою точку зрения; давать характеристику герою; формулировать тему и идею произведения. Выписать крылатые выражения из сказки.

Размышление на тему «Чем мне близок Маленький принц?» (творчество уч-ся) Владение монологической и диалогической речью.

Поиск нужной информации по заданной теме.

66-68. Резервные уроки.

Публикации по теме:

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе к учебнику Т. А. Ладыженской ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Этикет
  • Транспорт
Автор публикации:
Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику под редакцией В. Я. Коровиной
Опубликовано: 29 мая 2013 в 17:42
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...