КТП воспитательно-образовательного процесса на основе организации работы с родителями в период адаптации

АЛЛА ЗЕЛИКОВА
КТП воспитательно-образовательного процесса на основе организации работы с родителями в период адаптации

Согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 планирование образовательного процесса должно основываться на комплексно-тематическом принципе.

В настоящее время в массовой практике дошкольного образования используются_3_ основных принципа построения образовательного процесса: Учебный; ' Предметно-средовой; Комплексно-тематический.

Надо заметить, ни один из них фактически не встречается в дошкольном образовании в чистом виде, сочетаясь с одним или двумя другими принципами. До введения ФГТ учебная модель являлась наиболее распространённой и традиционной для российского дошкольного образования. В рамках учебной модели воспитатель ежедневно проводит занятия, которые, по сути, представляют собой адаптированные к потребностям дошкольного возраста уроки по ознакомлению с окружающим, по математике, развитию речи и другим «предметам». Несмотря на включение игровых методов и приёмов, более свободной организации детей, сущность учебной модели не изменилась, так как главной составляющей занятия является воздействие взрослого на ребёнка, а не взаимодействие и сотрудничество.

Практика показывает, что в «чистом виде», как доминирующий основной принцип организации образовательного процесса, в современном ДО этот принцип применён быть не может, так как не осуществляется освоение социального опыта и культуры, недооценивается значение общения и взаимодействия ребёнка с взрослым для развития всех видов детской деятельности.

Однако предметно-средовой принцип применим к организации самостоятельной деятельности детей. Он обеспечивает выбор каждым ребёнком деятельности по интересам.

«Как мы понимаем комплексно-тематическое планирование образовательного процесса»? В первую очередь, тематическое планирование - это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем направлениям развития ребенка (физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому) и образовательным областям («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»).

Такое планирование предполагает соблюдение определенных принципов. Первый -принцип тематического планирования - предусматривает, что тема может быть выбрана воспитателем самостоятельно или заимствована из примерной общеобразовательной программы. Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи, государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Тема реализуется через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей и с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдение, экскурсия, беседа и т. д.).

Принцип рациональности - понимается как умение определить такие способы и формы организации образовательного процесса, которые позволяют в пределах определенного времени (день, неделя, месяц) без перегрузки детей получить качественный результат - усвоение воспитанниками материала.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса имеет ряд преимуществ.

При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач,' при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Согласно комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса решение образовательных задач происходит в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Проведение занятий как основной формы организации образовательного процесса целесообразно в возрасте не ранее 6 лет.

Комплексно-тематический принцип позволяет нам видоизменять и совершенствовать образовательный процесс в ДОУ. В основной общеобразовательной программе нашего дошкольного учреждения спроектирована модель образовательного процесса (циклограмма планирования образовательной деятельности) и представлено перспективно-тематическое планирование на учебный год и летне-оздоровительный период для младшего и старшего дошкольного возраста. Планирование тематического календаря осуществляли в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год. При выборе тем мы учитывали интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники). Например «Осень в гости к нам пришла»,'«Моя; семья», «Крылатые соседи», всего 16 тем на учебный год и-13 тем на летне-оздоровительный период. Согласно данному перспективному плану одной теме уделяется не менее двух недели.

Кроме перспективно-тематического планирования в ДОУ разработана примерная циклограмма образовательной деятельности, в которой подробно раскрыта каждая тема Планирование тематической недели осуществляли по следующему плану: Формулировка задач работы с детьми в соответствии с программой по каждой возрастной группе.

Отбор содержания образовательного материала согласно программе. Выбор форм, методов и приемов работы с детьми по реализации программных задач; Подготовка оборудования. Необходимо продумать, какие изменения потребуется внести в предметно-развивающую среду группы (выставки, наполнение центров активности, внесение новых предметов, игр и т. д.).

Реализацию комплексно-тематической образовательной модели в нашем учреждении обеспечивает насыщенная предметно-развивающая среда. В каждой группе ДОУ оборудованы центры активности, которые ориентированы на организацию различных видов детской деятельности и соответствуют десяти образовательным областям, заявленным в ФГТ.

Содержание материала во всех центрах обновляется и пополняется в соответствии с темой, что дает возможность ребенку более полно и разносторонне «прожить» материал. Организованная предметно-развивающая среда строится с ориентацией на «зону ближайшего развития» каждого ребенка и предоставляет детям возможность выбирать не только деятельность, но и содержание, и уровень сложности игр, заданий. Все материалы, размещенные в центрах активности, открыты и доступны детям.

Взаимодействие образовательного учреждения с семьей с введением ФГТ приобретает новое, более сильное значение. Поэтому необходимо изменение содержания взаимодействия с учетом комплексно-тематического планирования образовательного процесса в ДОУ.

Каждое дошкольное учреждение имеет свои особенности, в силу которых и выстраивает работу, подбирая наиболее эффективные для данного учреждения формы взаимодействия с семьями воспитанников.

В практике нашего детского сада широко используются наглядно-информационные формы общения с родителями. Общение осуществляется опосредованно - через информационные стенды, папки-передвижки, тематические выставки и т. д. В детском саду есть два информационных стенда, расположенных при входе, которые подразумевают информирование родителей о теме недели, по которой работает детский сад. Там же размещаем консультации, игры, стихотворения для разучивания с детьми и другую интересную информацию по теме. Кроме того, в каждой группе в родительском уголке тоже происходит еженедельное обновление информации в соответствии с темой недели.

На традиционных родительских собраниях воспитатели заранее знакомят родителей с темами, которые запланированы в том квартале, в котором проходит собрание. Предлагают материал, которым можно обогатить знания детей, чтоб работа по теме недели велась не только в детском саду, но и продолжалась дома. Привлекают родителей к созданию развивающей среды в соответствии с темой. Кроме традиционных родительских собраний, активно внедряем тематические собрания совместно с детьми.

В завершении некоторых тематических недель в детском саду проводятся развлечения, праздники и досуги совместно с родителями. Проведение праздников в детском саду значительно интереснее, когда родители не просто зрители, а активные участники. Так, например, неделя «Защитники отечества» завершается праздником «Мой папа солдат», в котором активное участие принимаю папы наших воспитанников.

Одна из наиболее популярных форм взаимодействия с семьей - это конкурсы и выставки детских работ, выполненных совместно с родителями. Так, например, в рамках тематической недели «Осень в гости к нам пришла» устраивается выставка «Дары осени» совместных поделок детей и родителей из природного материала.

Современный детский сад не может обойтись без инновационных технологий при взаимодействии с семьями воспитанников. С этой целью был создан сайт детского сада, на страницах которого родители могут познакомиться с темой недели, по которой работает детский сад, в удобное для себя время прочитать консультации и изучить практический материал по теме, познакомиться с отчетом о проведении самых интересных итоговых мероприятиях по теме недели.

Подводя итоги, следует отметить, что комплексно-тематический принцип служит достижению одной цели - развитию детей в познавательной, социальной, эмоциональной и физической сферах, сохранению их физического и психического здоровья, а также обеспечивает «полноту жизни» и увлекательность образовательного процесса, выводит детей на самоорганизацию, самостоятельный уровень познания через открытия.

Публикации по теме:

Анализ выполнения образовательной программы Анализ методической работы по реализации образовательной программы на 2011 – 2012 учебный год С момента утверждения приказом Минобрнауки.

Презентация для педагогов «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» Презентация "Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ" создана после выхода в свет Приказа Министерства.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Этикет
Автор публикации:
КТП воспитательно-образовательного процесса на основе организации работы с родителями в период адаптации
Опубликовано: 20 октября 2013 в 14:37
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...