Лучший педагог года

Кубанские подвижные игры, в которые играли наши предки для сборника

Ирина Хряпкина
Кубанские подвижные игры, в которые играли наши предки для сборника

«Бобр»

Один из играющих изображает хозяина, один бобра, а стальные собак.

Хозяин говорит;

- Бобре, бобре, ховайся добре, як найду, так-таки собаками растравлю!»

Бобр прячется, а собаки его ищут. Пойманный бобр делается собакой, а поймавший - бобром.

«Волк, овцы и собаки»

Играющие снимают с себя шапочки; это - овцы; их пускают пастись; пастух и собаки стерегут их, а два волка крадут. Волк наскакивает на овец, хватает одну; собаки пускаются за ним и отбивают ее, а когда не догонят, то волк уносит с собою овцу.

«Гуси»

Публикация «Кубанские подвижные игры, в которые играли наши предки для сборника» размещена в разделах

Из числа играющих выбираются две девочки, которые изображают из себя мать и дочь, и несколько мальчиков, которые изображают собою волков. Остальные играющие представляют гусей. Мать заставляет дочь гнать гусей в поле. Та гонит, приговаривая «Гиль, гиль, гиль!» Когда гуси уже на поле, мать кричит из дому:

-Гуси, домой!

-Для чего? - спрашивает дочь.

-Для волка!

-Где он?

-Под горою!

-Что он делает?

-Гуску щиплет!

-Гуси серые-белые, домой! - кричат в один голос мать и дочь. А тут уже выскочили из засады волки и хватают бегущих гусей. Когда оставшиеся гуси прибегают домой, мать начинает их считать и, не досчитавшись несколько штук, спрашивает у дочерей:

-Где гуси?

-Волк унес!

-А ты, верно, не глядела.

Верно, спала или с ребятами гуляла? На тебе! На тебе! - бьет ее и приговаривает. После этого гуси опять прогоняются а поле, и опять повторяется та же история до тех пор, пока гуси все до одного не будут переловлены волками. Тогда мать с дочерью идут отыскивать своих гусей. Подходят к волкам якобы к людям, живущим на хуторе и говорят:

-Здорово дневали!

-Слава Богу! - отвечают те.

-Не видали ли вы тут наших гусей?

-А какие ваши гуси?

-Серые и белые.

-Пошли вот по этой дорожке, - указывает им куда-нибудь.

Те, пройдя немного, опят возвращаются, как бы подходят к другому хутору и опять спрашивают про своих гусей. Им указывают на другую дорогу; и так несколько раз. Затем как бы на одном хуторе им говорят, что гусей у них нет, а есть лягушки. А гуси в это время кричат: ква-ква-ква! На другом хуторе им говорят, что у них есть собаки, а в это время гуси лают: гав, гав, гав! Или скажут, что есть петухи, или ворона. А играющие каждый раз подражают крикам названным животным. Наконец, им говорят:

- Есть гуси, да только не знаем, ваши это или нет. Смотрите, какой ваш, того берите; какой не ваш, того оставьте.

Они начинают смотреть, а играющие в это время сжимают руки, закладывая пальцы одной руки между пальцами другой руки. Мать с дочерью разминают им руки; у кого разожмут, тот - их, а у кого не разожмут, тот, значит, волк и остается с волками.

«Золото»

Игра ведется преимущественно девочками. Один из играющих берет какую-нибудь вещь (колечко, цепочку); остальные становятся в круг, держа перед собой руки, сжатые в кулак. Первая, стоя в кругу, приговаривает нараспев:

Я золото хороню, хороню,

Я чистое прихораниваю!

Мое золото пропало,

Чистым порохом запало,

Метелицей замело.

Угадай, у кого?

Все: Гадай, падай, девица,

В какой руке перица?

Стоящая в кругу девочка спускает руку с золотом в руки играющих с тем, чтобы оставить его в какой-нибудь руке. На ком остановится рука хоронящей «золото», при словах; «Угадывай, у кого?» - та выступает вперед и угадывает; если угадает, то остается в кругу и хоронит «золото»; если ж нет, то следует женитьба, которая обыкновенно состоит в том, что у девочки спрашивают в какой стороне живет ее жених, как его зовут и прочее, после чело она "снова хоронит «золото».

«Звонок»

Составляется «круг или замкнутая цепь; в круг входят двое играющих, один со звонком, а другой со жгутом. Последнему завязывают глаза и он старается по звуку колокольчика настигнуть своего противника и ударить его кнутом. Цепь не позволяет играющим далеко расходиться.

«Мак»

В этой игре принимают участие одни девочки, числом 10 и более, играющие становятся в круг, а одна садится внутри круга. Круг поет:

Ой, на гори мак,

А в долини так!

Мак мачистый, головистый.

Завивали молоди

Молодици — головици.

Встаньте ви в рад,

Спитаем за мак.

Сидящая в кругу встает, ее спрашивают

- Чи посияли мак?

Она отвечает: «Посияли». Затем садится, и ей поют тот же припев. Круг спрашивает: «Поспел мак?» Сидящая отвечает: «Поспел». Весь круг охватывает ее и начинает трясти, причем поднимают ее несколько раз вверх опускают вниз. Ее место в круге занимает та, которую она поцелует.

При этой игре поется следующая песня:

Край долины, край широкий,

Мак мачистый, головистый,

Головушки — як розушки.

Стань так, буде мак!

Во время пения все быстро движутся и пляшут в такт песне, а по окончании ее подхватывают, «мак», то есть стоящую в кругу, и качают ее, «трясут мак».

«Жмурки»

Одному из играющих завязывают глаза; с завязанными глазами он старается поймать кого-нибудь из играющих. Тогда пойманный заменяет первого.

Затем подводят того, кто ловит, с завязанными глазами к дверям и спрашивают

-Панас, где стоишь?

-На базаре.

-Что продаешь?

- Квас.

-Лови мышей, а не нас!

«Мышка»

Число играющих пять, из которых четверо становятся по углам, а пятый, мышка, посередине выжидает, когда какой-нибудь из углов освободится, чтобы занять его. Стоящие же по углам меняются местами. Если мышка займет чей-нибудь угол, то тот, который остался без угла, становится мышкою.

«Игра в шапку и прыгание через шапку»

Все играющие, кроме одного, который стоит в кругу, садятся на землю на некотором расстоянии друг от друга и перебрасывают шапку один другому, не соблюдая при этом никакого порядка (бросают назад и вперед). Стоящий в кругу должен поймать шапку, когда она летит от одного к другому из бросающих, или должен вырвать ее из рук; если ему удастся это, то он садится в круг, а его заменяет тот, у кого была отнята шапка или кто не поймал ее, когда ему ее бросал кто-либо из круга сидяших.

На ровном месте один из играющих («болван») садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз; остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый свалит шапку, тот переменяет сидящего, то есть становится сам «болваном».

«Утки»

Играющие становятся в круг. Один из них называется селезнем, а другой уткой. Утка становится в круг, а селезень ловит ее. Играющие при этом поют:

«Утка киря, по полю лета, поспивай, селезень, за ней. Скорий, скорий, бом али дити пищать, исти хотять.

Утку свободно пропускают, а селезня стараются задерживать.

«Перетяжка»

Играющие делятся на две команды. Вожак одной команды берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется также за палку эту же, а за него берется его команда; затем стараются перетянуть палку - каждый на свою сторону.

«Пятнашки»

Один из играющих, по жребию, становится пятнашкою, а затем все играющие разбегаются в разные стороны. «Пятнашка» должен попасть мячом в кого-нибудь из играющих, и тогда запятнанный становится «пятнашкой» и т. д.

«Завивайся плетенышек!»

Все играющие берутся за руки и вытягиваются в шеренгу. Стоящая девочка на правом фланге ведет за собой всю шеренгу, проходит под руки между двумя, стоящими на левом фланге; за ней идут все, за исключением последних двух; затем они становятся лицом к лицу. Первая, что водит шеренгу, опять проходит под руки между вторым и третьим играющими с левой стороны, затем - между третьим и четвертым и т. д. Таким образом все играющие становятся в две шеренги, обращенные друг к другу передом. Когда таким образом «заплетают плетень», то играющие на распеве тянут «Заплетися, плете-е-нушек». После того как заплетется плетень, начинается обратное движение, причем играющие тянут: «Расплетися, плетенушек».

«Шум»

Играющие становятся в ряд по два человека, друг против друга, члотно прижавшись. Стоящие напротив берут руки так: каждый берет левую руку около кисти правою, а левою берет стоящего напротив за правую руку, ниже левой - свою правую, правой же берет левую руку другого. Когда все таким образом станут, образовав цепь, один из играющих ходит по рукам, а остальные поют: «Шум, шум ходе по дибрави», а шумиха рибу лове. Шо вловила, то и проила - сукна дочци не купила. Стривай, доню, до субботы, куплю сукно и чоботы».

«Казаки»

Мальчики из своей среды выбирают начальника, который приказывает им становиться в шеренгу, поворачиваться, скакать в карьер, схватывать на бегу какой-нибудь приз, перепрыгивать через барьер или ров. Играющие попадают в цель камушками; более отличившихся получают от начальника чины и знаки отличия.

«Заяц»

Один из играющих, заяц, прячется под кустами, другие представляют собак и ловят зайца. Пойманный заяц делается собакой, а одна из собак, по желанию - зайцем, и игра снова продолжается.

«Молчан»

Один из играющих становится впереди, смотря на всех серьезно. Каждой из играющих старается рассмешить его, для чего подходит к нему и говорит что-нибудь смешное; если удалось его рассмешить, то не выдержавши роли, он удаляется из игры.

«Кувшинчики»

Выбираются кот, мать, дочь; остальные играющие - кувшинчики. Кувшинчики садятся рядом; кот ходит, роняет их, по очереди крадет их себе и кладет в отдельное место. Мать спрашивает у дочери; «Где кувшинчики?» Дочь отвечает, что отнесла их в погреб. Когда кот перетаскает все кувшинчики, то мать и дочь идут искать их, находят их у кота и начинают гоняться за ним. а кот убегает.

«Хвост-левка»

Играющие берутся руками один за другого гуськом, передний берет в руки хворостину и, приговаривая: «Свисти Левка, шопотит Левка, поворачивайся», бросается в сторону. За ним должны быстро повернуться и все другие, отставшие подгоняются хворостиной.

«Ящерица»

Участвуют в этой игре одни девочки. Играющие образуют круг, одна из них, войдя в круг, берет от всех платки и надевает себе на шею. Играющие поют:

Ящере, ящере, гороховое мисто,

Май соби дивку, як короливку.

Должен тебе, обдерем,

Вси подарки заберем.

Стоящая в кругу, повязанная платками, вырывается из круга; все бегут

за него и разбирают свои платки.

Публикации по теме:

Буклет для педагогов «Игры, которые учат общаться» Игра «Паровозик», для детей 2-3 лет. Цель: учить вступать в контакт и общаться в позитивном ключе. Создать обстановку доверия и эмоционального.

Досуг с родителями «Во что играли наши бабушки и дедушки» для детей группы кратковременного пребывания Цель: Приобщать к традициям русского народа через игру Задачи: --создать у детей и взрослых радостное, бодрое настроение; - приобщить детей.

Консультация для родителей «Игры, которые лечат» «Игры, которые лечат» Для родителей и их детей Известно, что игра представляет особую деятельность, которая с детских лет сопровождает.

Картотека «Кубанские подвижные игры» РЫБАКИ И РЫБЫ Цель: развитие ловкости, быстроты. Правила: Ребята становятся в тесный кружок и один считает: За стеклянными горами Стоит.

Конспект ОД «Как жили наши предки. Устройство русской избы» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 г. Липецка Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Консультация для родителей «Игрушки, в которые играют наши дети» Развитие богатого эмоционального мира ребенка просто немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ему выразить свои чувства, исследовать.

Консультация для родителей «Игры, которые лечат» Жизнерадостные и бодрые малыши гораздо лучше справляются с инфекцией и быстрее поправляются, а некоторые подвижные игры не только поддерживают.

Семейная гостинная в младшей группе «Игры, в которые играют наши дети» Семейная гостиная в младшей группе. «Игры, в которые играют наши дети». Цель. Продолжать знакомить с деревянными игрушками; -формировать.

Семинар для родителей «Наши пальчики играли» в первой младшей группе Администрация городского округа город Бор Нижегородской области МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД.

Конспект занятия «Наши предки — славяне. Первые исторические факты зарождения Руси. Географическое месторасположение» Программное содержание: 1. познакомить детей с первыми историческими фактами зарождения Руси (причины и предпосылки образования единого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кубанские подвижные игры, в которые играли наши предки для сборника
Опубликовано: 12 июля 2018 в 18:46
+65Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД