Куклы-перевертыши в период адаптации детей младшего дошкольного возраста

Маша Самонкина
Куклы-перевертыши в период адаптации детей младшего дошкольного возраста

1. Введение.

Актуальность.

С поступлением малыша в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие в течение нескольких часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящая в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.

Адаптация детей в детском саду всегда была и остается наиболее сложным периодом для ребенка, родителей и педагога.

Я всегда задавала себе вопрос, как помочь в этот период ребенку?

Я изучала много литературы и вот в одном из журналов увидела чудесных кукол, кукол-перевертышей. Я поняла – это и будет мои первые помощники в период адаптации. Ведь куклы помогают ребенку находить выход из трудных ситуаций, при этом, делают это мягко и не навязчиво. Маленькая кукла-перевертыш, внезапно появляющаяся из кармана воспитателя, вызывающая у малыша улыбку, отвлекающая от невеселых мыслей, дарящая волшебство. Она не требует особых затрат, безопасна в использовании, развивает фантазию и приносит радость. Поэтому я остановила свой выбор на тряпичной кукле-перевертыше.

Кукла-перевертыш-это особая игровая народная кукла. Она отличается тем, что в 1 кукле сразу 2 персонажа. Сверху один, перевертыш – будет другой. Вот, например, кукла Бабушка превращается в куколку Внучку. В течении года нарабатывался теоретический и практический материал по заявленной теме.

2. В первую очередь я сформулировала гипотезу своего исследования.

Гипотеза – использование кукол – перевертышей обеспечит положительное эмоциональное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ.

Объектом моего исследования являются дети младшего дошкольного возраста.

Предметом исследования – адаптация детей младшего возраста к ДОУ.

Цель: в значительной степени смягчить течение адаптационного периода, обеспечит внутреннее эмоциональное благополучия малыша.

Задачи:

1. Наладить с помощью кукол – перевертышей доверие детей к воспитателю, снять у ребенка эмоциональное напряжение.

2. Организовать эмоциональное общение в системе воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок.

3. Стабилизировать аппетит, сон, настроение ребенка, активность в игре, речевую активность в более короткие сроки.

Для осуществления моих замыслов мне было необходимо изготовить куклы – перевертыши. Я с удовольствием взялась за эту увлекательную работу, Эта замечательная кукла – перевертыш, изготовлена из экологически чистых материалов. Такую народную куклу не купить в магазине. Такие куклы сохраняют энергетику человека, который ее изготовил.

Я использую кукол – перевертышей в разны режимные моменты.

1. Во время утреннего приема детей в группу я использую куклу – перевертыш

«Хохотушка - Плакса». Грустная девочка приходит к деткам.

Воспитатель предлагает развеселить ее, спеть песенку, сыграть в игру, научиться смеяться. Кукла в руках воспитателя быстро переворачивается и превращается из грустной в веселую, Так же кукла переворачивается при исполнении детьми заданий, при мирном разрешении конфликта, при встрече с малышом в период адаптации: «Маша грустила, а увидела Сашу и обрадовалась, заулыбалась!»

Кукла может быть любой «Кошка - мышка», «Щенок - котенок», «Волк и лиса». Главное то, что дети каждый раз радуются этому простому трюку и верят в чудесное превращение.

2. Умывание. Умываемся с куклой «Таня -Ваня».

3. Во время приема пищи используется забава «Хитрая бабушка», которая проводится с куклой «Бабушка - внучка».

Сварила кашку бабушка

Для внученьки своей

И наварила бабушка

Горячих вкусных щей

Зовет с прогулки внученьку:

-Обед остыл, пора!

Но Машеньку _ проказницу

Дождаться не могла.

Ну, а бабушка хитра,

Громко говорит она:

«Положу-ка на обед (Я себе сейчас конфет)»!

Тут же внучка у окна:

«Вот я, бабушка, пришла!»

(Бабушка превращается во внучку)

4. В период адаптации дети плохо засыпают, и опять на помощь придет кукла – перевертыш «Спит – не спит», она споет колыбельную песенку и сама заснет.

Образовательной деятельности, как сюрпризный момент, при проведении физминуток. Кукла – перевертыш «Маша и медведь».

Дидактическую куклу-перевертыш «Девочка - лягушка» я использую в играх и на различных занятиях.

Забавная игрушка поможет вам обыграть любое фольклорное произведение.

Например, частушку, колыбельную или стихотворение.

Эффективность включения в систему работы по адаптации кукол – перевертышей я оценивала с помощью сравнительного анализа сводных адаптационных листов вновь прибывших детей 2 младшей группы 2012-2013 учебного года

В результате мною были получены следующие результаты:

В 2010 – 2011 учебном году у 33,3% вновь поступивших детей во 2 младшую группу наблюдалась средняя степень адаптации, легкая степень адаптации – у 66,7% детей.

В 2012-2013 учебном году уже 100% детей легко преодолели адаптационный процесс.

Использование кукол – перевертышей позволило:

1. Ежедневно поддерживать положительный эмоциональный фон в течение всего адаптационного периода.

2. Сократить сроки стабилизации аппетита, сна, поведения в условиях детского сада.

3. Таким образом, введение кукол – перевертыша в процесс адаптации к детскому саду помогло детям преодолеть различные негативные переживания, свойственные в данный период (страх, одиночество, разлуку с родителями, изменения обстановки и режима дня).

Ежедневно присутствие игрушки – сюрприза смягчило прохождение процесса адаптации малыша к ДОУ и дало ребенку чувство защищенности и безопасности.

Свою работу продолжаю с детьми 1младшей группы.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» Поступление в дошкольное.

Родительское собрание «Адаптация ребёнка к ДОУ» Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям. Для многих детей приход в детский сад – это первый сильный стресс.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Тело, организм, эмоции
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Куклы-перевертыши в период адаптации детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 ноября 2013 в 09:16
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Отчет о выставке «Золотая Осень»
Осень М. Геллер Дарит осень чудеса, Да еще какие! Разнаряжены леса В шапки золотые. На пеньке сидят гурьбой Рыжие опята, И паук – ловкач какой! – Тянет...
Инсценировка сказки «Репка» с детьми старшего дошкольного возраста
Работу провели воспитатели Коготкова Алла Ивановна и Терешенкова Ирина Юрьевна Ведущий. Дед и баба жили-были. Славно жили, не тужили. С ними вместе...
Оформление музыкального зала «День рождения Детского Сада»
Оформление музыкального зала" День рождения Детского Сада" своими руками. В октябре этого года в моём родном садике, произошло замечательное событие....