Культурно-гигиенические навыки (средний дошкольный возраст)

Ольга Бочкарева
Культурно-гигиенические навыки (средний дошкольный возраст)

НАВЫКИ ЗДОРОВЬЯ.

Уважаемые родители, наша с вами совместная задача — не только научить детей технике обработки своего тела, но и сформировать у ребенка представления о своем теле, его проблемах и взаимодействии с внешним миром.

Это не такая уж простая работа, тем более что, если у ребенка не сформировались навыки по уходу за своим телом в возрасте «тщательности» (2—4 года, в дальнейшем восполнить этот пробел будет нелегко. Поэтому очень важно придерживаться следующих основных принципов:

создавать условия для максимальной самостоятельности ребенка;

в туалетной и умывальной комнатах, спальне все необходимое ребенку должно быть на уровне его зрительного восприятия;

наличие определенной последовательности выполнения бытовых процедур и постоянство алгоритмов;

создавать ситуации, наглядно демонстрирующие эффект бытовых процедур и их необходимость (на примере как это делает мама или папа);

доводить действия ребенка до качественного завершения.

К четырем годам ребенок уже знает:

название предметов, которыми он может пользоваться сам: носовой платок, расческа, полотенце для рук и лица, полотенце для ног, белье, одежда, постель, зубная щетка, столовая посуда, в которой ему подают пищу, салфетки;

название предметов общего пользования: столы, умывальники, унитазы, душ, мыло, зубная паста, туалетная бумага, зеркало, щетка и крем для обуви и т. д.);

где хранить предметы своего личного обихода;

когда, в каких ситуациях используют предметы гигиены;

когда моют руки: после посещения туалета, улицы, перед едой, когда они запачканы;

когда нужно мыть ноги; полоскать рот и горло;

когда используют туалетную бумагу;

когда нужно умываться;

во что нужно переодеваться перед сном.

Умеет:

применять гигиенические принадлежности по назначению;

правильно и полностью самостоятельно мыть руки; хорошо полоскать полость рта и совершенствовать навык полоскания горла;

переодеваться: снимать, складывать одежду, расстегивать застегивать пуговицы, расшнуровывать и зашнуровывать обувь;

при мытье ног сам вытирает голень, стопу (с помощью взрослого — меж пальцевые промежутки);

пользоваться носовым платком, при умывании чистить нос;

умываться (промывать поочередно глаза, круговыми движениями кожу лица от линии роста волос, поочередно влажными руками протирать шею и ушные раковины);

совершать косметический уход за волосами, девочки перед сном снимают с волос украшения.

Ребенку еще трудно, и он учится:

при вытирании лица, рук, ног совершать точно координированные и мелкие движения, поэтому подбадривайте детей словесно и убеждайтесь в качественности их действии;

чистить зубы;

аккуратно мыть шею и под мышками; обрабатывать себя после дефекации, а в домашних условиях принимать участие в подмывании перед сном и после сна;

расчесывать волосы.

Выполняя эти незатейливые движения, ребенок разрабатывает кисть руки, что важно не только для мышечной моторики, но и для работы головного мозга.

Итак, к пяти годам ребенок может в той или иной степени самостоятельно ухаживать практически за всеми открытыми частями тела.

В гигиеническом уходе за телом нет различии между мальчиками и девочками (на этом следует фиксировать внимание ребенка, различна только технология процедур.

На данном этапе навыки культуры быта вводятся в полном «взрослом» объеме, и от настойчивости взрослых зависит, усвоят ли их дети.

Освоение навыков культуры быта у детей протекает неравномерно, и прививать сложный навык, если не усвоен более простой, лежащий в основе первого, не следует (пока ребенок не научится полоскать рот, не переходите к чистке зубов).

Знакомя детей с гигиеническими процедурами, следует начинать знакомить ребят и со строением их организма.

Важно не столько количество самостоятельно выполняемых процедур, сколько качество выполнения, а также желание ребенка их выполнять. Остальное — в ваших руках.

Основные представления о строении и функциях тела, которые мы формируем у детей:

в человеческом организме много всяких органов, и все они очень нужные;

все дети разные и одновременно похожие, ведь тело состоит из одинаковых частей: головы, шеи, туловища, рук, ног;

как у дома есть стены и поэтому он такой крепкий, так и у человека есть кости и мышцы (дать детям возможность потрогать, пощупать себя);

как вагоны в поезде связаны друг с другом, так и мышцы и кости связаны между собой (рассмотрите вместе с детьми их руки, движения пальцев рук);

наше тело покрыто кожей, которая защищает его (рассмотрите с детьми кожу, особенно на пальцах рук, обратите внимание детей на то, что она должна быть целой, помогите вспомнить, у кого были цыпки, ранки и какие были ощущения);

в организм человека через глаза, рот, нос, уши, кожу может попасть грязь (пыль, песок, насекомые, и тогда организму будет плохо, ему надо будет с этим бороться; именно потому мы учимся ухаживать за своим телом: когда оно чистое, ему ничто не грозит;

через рот, нос в организм попадает воздух — мы дышим и живем (попробуйте закрыть рот и нос — что будет, через рот мы себя кормим; наш организм берет из пищи все нужное, а остатки выходят из него, когда мы пользуемся туалетом (это как конфета - фантик выбрасываешь, а конфету ешь, так же поступает и твой организм, поэтому освобождать его от «фантиков» нужно сразу, как только он об этом напомнит);

нужно наблюдать за собой и, если что-то появляется новое, непривычное, сообщать об этом взрослым;

если ты будешь беречь свое тело, есть то, что тебе дают в детском саду и дома, заниматься физкультурой, то вырастешь крепким, красивым, умным и т. д.

Знакомить детей с основами знаний о них самих можно во время гигиенических процедур, на прогулке, после сна, в свободной деятельности.

Публикации по теме:

Программа по валеологии «Я — человек» Пояснительная записка Порой бывает трудно убедить ребенка не есть снег, мыть руки перед едой, хорошо пережевывать пищу, а не заглатывать.

Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении физического и психического здоровья детей В презентации рассказывается о взаимодействии воспитателей и всего персонала детского сада для сохранения психического и физического здоровья.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Культурно-гигиенические навыки (средний дошкольный возраст)
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 15:26
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...
Зимнее украшение группы раннего возраста.
Вот и наступила зима , на мой взгляд самое интересное время года с весёлыми праздниками. Все воспитатели взялись за дело, украшают окошки и группы ,...
Фотоотчёт о проведённой экологической викторине «Мы — друзья природы!»
Викторина проведена в рамках экологического конкурса "Эколята - дошколята". Раздел 1. Разминка. Команды по очереди отвечают на вопросы викторины, заданные...
Открытка с сюрпризом «Петушок» Мастер-класс.
Добрый день, уважаемые коллеги! Не за горами самый веселый и любимый всеми праздник – Новый Год, а значит, пришла пора приготовить подарки! Как известно,...
Игровое математическое пособие «Трудолюбивый ежик».
Пособие «Трудолюбивый ежик» я сделала из картонной основы, обшила шерстяной тканью и обвязала спицами. На спинке ежика пришила 2 ряда по 10 пуговиц. У...