МААМ-картинки

Культурологические основы познавательного развития дошкольников

Екатерина Суровец
Культурологические основы познавательного развития дошкольников

Познавательное развитие – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. В дошкольном детстве благодаря познавательной активности у детей формируется самое главное – образ мира – представление об окружающей их действительности и о самих себе. И одним из средств в построении этой картины окружающей действительности является культура.

Публикация «Культурологические основы познавательного развития дошкольников» размещена в разделах

Д. С. Лихачев писал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

В течение ряда десятилетий во всех странах мира, в том числе и в России, наблюдается дефицит духовности, нравственности в отношении людей друг к другу, к окружающему миру. Причины этого, по нашему мнению, главным образом кроются в отчуждении культуры от личности, когда культура перестает оказывать эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие человека, а человек, в свою очередь, перестает испытывать потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, нормами, правилами. Система воспитания и обучения дошкольников, построенная на основе культуры, позволяет ребенку успешно осваивать культурное пространство современной для него жизни. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо приобщать новое поколение к системе культурных ценностей народа и своей семьи.

В последнее время в этой области наметились существенные изменения. Обращенность современного общества к культуре, человеку, его духовному миру становится главной идеей развития во всех сферах жизни, и в частности, в дошкольном образовании.

Культура для дошкольников включает в себя три основных компонента :

а) материальная культура :

основные предметы быта;

*национальные кушанья;

*транспортные средства;

*орудия труда;

б) духовная культура :

*народные обычаи, обряды, праздники;

*язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка) ;

*искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература);

в) нормативная, поведенческая культура :

*общечеловеческие нравственные качества;

*правила общения между людьми внутри.

Задача дошкольного образования в культурологическом аспекте состоит в том, чтобы обеспечить каждому ребенку минимум доступных средств для индивидуального развития, которые составили бы базу для освоения необходимых ему культурных ценностей.

В нашем ДОУ созданы условия для приобщения детей к культуре своей страны, своего народа. В детском саду организован мини-музей «Край наш Тульский». Он создан с целью повышения познавательного интереса детей к своей малой Родине, к ее истории, традициям, промыслам. Основными задачами при этом являются знакомство дошкольников с культурой родного края, воспитание любви и уважения к нему. Дети очень любят посещать наш музей. Его коллекция часто пополняется новыми экспонатами, меняются экспозиции, поэтому воспитатели постоянно организуют тематические экскурсии.

Кроме того, познакомиться и наглядно-образно представить уклад жизни и быт людей, живших на территории нашего края несколько веков назад, помогает и «Русская изба» - стилизованное помещение ДОУ, посещать которое дети очень любят. Здесь собраны предметы старины и быта крестьян (посуда, утварь, игрушки и т. д., что позволяет не только послушать, но и прикоснуться в прямом смысле слова к нашему прошлому.

Также с целью обогащения знаний детей о родном крае и приобщения к его культуре детский сад ежегодно организует для воспитанников поездки в Ясную Поляну.

Экскурсии проходят как на территории музея-усадьбы, так и в Кучерской избе, где ребят знакомят с бытом русского народ.

Для знакомства детей младшего возраста с Ясной Поляной на территории детского сада создан Яснополянский уголок. Это одно из самых любимых мест дошкольников на территории.

Старших дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, приобщаем к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок. Так, стало традиционным организация таких праздников как «Масленица», «Пасха», «Рождество».

На протяжении многих лет для воспитанников ДОУ совместно с щекинским художественно-краеведческим музеем организуются интегрированные занятия по ознакомлению детей с укладом жизни, бытом русского народа в далекие времена. Занятия проходят как на базе музея, так и непосредственно в детском саду. Так, например, в декабре состоялась встреча, посвященная Рождеству с участием воспитанников детской музыкальной школы, когда дошкольникам рассказали о традициях и обычаях празднования Рождества на Руси.

В феврале ребята приняли участие в росписи филимоновских игрушек, а также узнали об истории ее появления, особенностях лепки, цветах.

Кроме того, в ходе НОД по художественному творчеству дошкольники знакомятся с творчеством русских умельцев. В детском саду накопился опыт работы с дымковской, Городецкой, хохломской росписью. По каждому из перечисленных видов росписи у нас имеются пособия, конспекты НОД. Большую радость детям всех возрастов приносят русские народные игрушки и игры с ними. Дошкольники принимают активное участие в изготовлении таких игрушек: филимоновских игрушек, кукол из лоскутов, оберегов и т. д.

Наряду с приобщением детей к культуре русского народа, в детском саду созданы условия для знакомства детей с мировой культурой и, в частности, с живописью. Так, в детском саду оборудована изостудия «Акварелька», мини-галерея, где можно познакомиться с произведениями известных художников.

Подводя итог нашего выступления, можно говорить о том, что приобщение детей к культуре нашего общества – одна из основных задач современного дошкольного образования. Данный процесс способствует развитию познавательной активности и познавательной деятельности детей, что в свою очередь приводит к формированию уникальной, творческой личности каждого ребенка.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Влияние фокусов на развитие познавательной активности детей» Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в.

Пусть будет дом зеленым Образование и воспитание дошкольников в области окружающей среды и взаимодействия с ней является одним из приоритетных направлений работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Культурологические основы познавательного развития дошкольников
Опубликовано: 20 сентября 2013 в 14:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД