Папки-передвижки

Теоретические основы патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с культурой мордовского народа

НИНА ОСЬКИНА
Теоретические основы патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с культурой мордовского народа

Курсовая работа

Теоретические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой мордовского народа

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …. …. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КУЛЬТУРОЙ МОРДОВСКОГО НАРОДА…. …. 8

Публикация «Теоретические основы патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с культурой мордовского народа» размещена в разделах

1.1. Особенности формирования нравственно-патриотических чувств старших дошкольников … 8

1.2. Значимость культурных традиций мордовского народа в становлении национального самосознания ….15

1.3. Педагогические условия формирования нравственно-патриотических чувств старших дошкольников в процессе ознакомления с культурой мордовского народа…. …. 21

Выводы по первой главе …. ….32

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КУЛЬТУРОЙ МОРДОВСКОГО НАРОДА …. 34

2.1. Начальная диагностика нравственно-патриотических чувств старших дошкольников …. 34

2.2. Формирование нравственно-патриотических чувств старших дошкольников посредством экскурсии …. …. 39

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы …. 42

Выводы по второй главе …. …. 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….… 46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…. 49

ПРИЛОЖЕНИЕ …. 56

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Общеизвестно, что в России закрепление новых социально-экономических отношений проходило достаточно тяжело, и, как следствие, произошла смена социокультурных и нравственных ориентиров. Зачастую такие ориентиры оказались просто потерянными, и новые поколения российских граждан воспитываются в идеологическом вакууме, который немедленно заполняется далеко не лучшими идеями и образцами западной культуры. Не будет преувеличением утверждение, что недостаточный уровень сформированности у юных россиян интереса к этнокультуре снижает нравственный потенциал подрастающего поколения и лишает российское общество перспектив поступательного развития. На сегодняшний день материальные ценности преобладают над духовными, и в результате дети имеют неверные представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Верно утверждение С. А. Козловой: «В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять» [26]. Поэтому процесс нравственно-патриотического воспитания необходимо начинать именно в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности дошкольника, развитие эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире, становления «национального характера», прививается интерес и любовь к отечественной культуре, формируются представления детей о нравственных ценностях и идеалах.

В последнее время процесс становления нравственно-патриотических чувств приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Важность патриотического воспитания на современном этапе подчеркнута в государственных документах в области образования [50, 49, 33, 51].

Для воспитания нравственно-патриотических чувств важно давать детям начальные представления о нашей стране, крае, народе, обычаях, истории, культуре. Дошкольный возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования выше обозначенных чувств. Для общества патриотическое воспитание дошкольников – это фундамент как раз того поликультурного пространства, создание которого предусматривается программой правительства. С учетом исключительной значимости этого процесса актуализируется вопрос о средствах, помогающих сделать его наиболее эффективным.

Степень научной разработанности исследования. В разные периоды исследованием проблемы нравственно-патриотического воспитания занимались такие известные педагоги и исследователи, как К. Д. Ушинский [61], С. А. Козлова, М. Ю. Новицкая [27], Е. В. Соловьёва, Л. И. Царенко [57], О. Л. Князева [24], Н. В. Алёшина [1], Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова [17] и др. Именно идея патриотизма всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена консолидировались все слои российского общества.

К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой [61; 62]. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.

В. В. Зеньковский писал: «Никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа : мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить свое развитие» [19; 30-35].

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, нравственно-патриотическое воспитание; наряду с вышеперечисленными это: «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук [41]; «Миры детства» (г. Оренбург) [6]; «Живой родник» (г. Северск) [18]; «С чего начинается Родина?» под редакцией Л. А. Кондрыкинской [32]; «Патриотическое воспитание детей 4-6 и 6-7 лет» Н. Г. Комратовой [31] и др.

Проблема исследования обусловлена противоречием между государственной важностью воспитания нравственно-патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста, и отсутствием разработанных педагогических условий, направленных на формирование нравственно-патриотических чувств старшх дошкольников в процессе ознакомления с культурой мордовского народа.

Объект исследования – процесс формирования нравственно-патриотических чувств старших дошкольников.

Предмет исследования – формирование нравственно-патриотических чувств старших дошкольников в процессе ознакомления с культурой мордовского народа.

Цель исследования – теоретически обосновать и в ходе опытно-экспериментальной работы выявить эффективность педагогических условий, направленных на формирование патриотических чувств старших дошкольников в процессе ознакомления с культурой мордовского народа.

Задачи исследования:

1. Определить значимость культуры мордовского народа в воспитании нравственно-патриотических чувств дошкольников.

2. Выявить особенности формирования нравственно-патриотических чувств старших дошкольников.

3. Раскрыть педагогические условия формирования нравственно-патриотических чувств старших дошкольников в процессе приобщения к культуре мордовского народа.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию нравственно-патриотических чувств старших дошкольников посредством приобщения к культуре мордовского народа.

Гипотеза исследования: процесс формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к культуре мордовского народа будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

1. Если в группе детского сада будет создан краеведческий уголок.

2. Если будут применяться разнообразные формы и методы работы с дошкольниками.

3. Если ознакомление с особенностями культуры мордовского народа будет осуществляться в соответствии с принципом интеграции всех видов детской деятельности.

4. Если будет осуществляться сотрудничество с родителями, носящее рекомендательный характер, по вопросам организации семейного досуга (экскурсий, посещения выставок, интересных мест).

5. Если дошкольная образовательная организация будет сотрудничать с социальными партнерами своего края с целью разнообразия тематических экскурсий патриотической направленности.

Методы исследования:

1. Теоретические : анализ педагогической литературы по теме исследования.

2. Практические: опытно-экспериментальная работа (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, наблюдение, беседа, методы математического анализа.

Новизна исследования. По реализации регионального компонента образования в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста авторским коллективом детского сада разработана и осуществляется система работы, направленная на формирование формирования нравственно-патриотических чувств детей 5-7 лет, которая является вариативной частью основной общеобразовательной программы МБДОУ «Явасский детский сад № 1 комбинированного вида».

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная система работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников может быть использована при планировании воспитательной работы в дошкольных образовательных организациях.

База исследования: МБДОУ «Явасский детский сад № 1 комбинированного вида».

Структура работы: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы и приложения.

Публикации по теме:

Духовно-нравственные основы патриотического воспитания дошкольников посредством приобщения их к культуре Терского казачества Проблема и актуальность: Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми,.

«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой мордовского народа» Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является духовно-нравственное развитие и воспитание, которое и представляет.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой мордовского народа В рамках проекта «В Финно-Угрию – на книжных парусах!» была организована общегородская акция «Финно-угорский народ – круглый год!». Каждый.

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста 1. Театрализованные игры в детском саду: их своеобразие и воспита-тельная ценность Театрализованные игры представляют собой разыгрывание.

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста» Тема: «Методические рекомендации.

«Теоретические основы проектной деятельности. Место проекта в педагогическом процессе ДОУ». Семинар для педагогов «Теоретические основы проектной деятельности. Место проекта в педагогическом процессе ДОУ». Форма проведения:.

Теоретические основы развития фонетико-фонематической стороны речи детей с ТНР в ДОУ Теоретические основы развития фонетико-фонематической стороны речи детей дошкольного возраста. Сущность понятия развитие фонетико-фонематической.

Теоретические основы дополнительно физкультурного образования детей дошкольного возраста Публикация в журнале «Перспективы науки и образования» Тема: Теоретические основы дополнительно физкультурного образования детей дошкольного.

Теоретические основы воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВоспитание культуры поведения как задача нравственного воспитания.

Значение духовно-нравственного воспитания дошкольников путем ознакомления с культурой народов России ВВЕДЕНИЕ Духовно-нравственное воспитание – это одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические основы патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с культурой мордовского народа
Опубликовано: 1 марта 2018 в 20:46
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД