Получи документы

Квест для родителей «Готовность ребёнка к школе»

Вера Бурцева
Квест для родителей «Готовность ребёнка к школе»

Цель: формирование активной педагогической позиции родителей

Задачи:

• вооружить родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями в вопросах школьной готовности;

• вовлечь родителей в процесс воспитания своих детей.

Ход мероприятия

- Нашу встречу я хотела бы построить в виде игры. Все мы знаем, что игра – ведущая деятельность для детей дошкольного возраста. Но мы, взрослые, так редко играем, забывая, что наша жизнь строится на основе игры. Все тренинги и системы обучения имеют игровую основу. На протяжении всей жизни мы играем. Приведите, пожалуйста, свои примеры.

Публикация «Квест для родителей „Готовность ребёнка к школе“» размещена в разделах

Не только спортивные, музыкальные, компьютерные игры составляют часть нашей жизни, мы играем роли … мамы, папы, бабушки, директора.

Тему предстоящей игры вам нужно отгадать.

Стоит дом:

Кто в него войдёт,

Тот и ум

Приобретёт. (Школа.)

Сегодня мы поговорим о школе, а точнее, о готовности ребёнка к школе. Поступление ребёнка в первый класс – ответственный момент как для него самого, так и для вас, родителей. Какими знаниями и умениями должен обладать дошкольник для комфортного пребывания в школе? Об этом мы задумываемся задолго до этого события. Однако понимание готовности ребёнка к школе родителями и педагогами нередко различается. Зачастую именно это затрудняет предшкольную подготовку детей и приводит к чрезмерным дополнительным нагрузкам. Как определить, готов ли ваш ребёнок к школе, что включает в себя готовность к обучению – об этом мы сегодня поговорим и поделимся собственным опытом.

В шкатулке лежат компоненты готовности ребёнка к школе. О каждом показателе мы поговорим подробно.

Воспитатель открывает шкатулку, а там записка:

«Уважаемые родители! Знание трудом добывается! Пройдите испытания, за каждое получите символ-подсказку, сложите их вместе и узнаете обо всех компонентах готовности ребёнка к школе. Здесь первые подсказки».

Уважаемые родители, готовы добыть знания трудом?

Нам нужно разделиться на две команды. К спинкам ваших стульев прикреплен конверт с частью изображения, нужно найти других родителей, у которых есть части этого изображения. (Изображение портфеля и школьной формы.)

Итак, на команды мы разделились. Каждая команда получает конверт-подсказку. Это соревнование, выиграет та команда, которая быстрее выполнит все задания и первая доберётся до финиша.

Задания для 1 и 2 команды (только они будут в разной последовательности) :

1. Подсказка в конверте:

Есть здесь зал неподалёку,

Там не встретишь лежебоку.

Кегли в нём живут, мячи,

Там нельзя есть калачи. (Спортивный зал.)

В спортзале встречает родителей инструктор по физической культуре.

- Движение – главный принцип бытия, недостаток движения ведёт у детей к задержке физического и психического развития. Предлагаю вам подвигаться, поиграть в воздушный футбол.

Инструктор раздаёт воздушные шары и обручи.

- Для игры нам нужно разделиться на пары. Один держит гимнастический обруч на уровне пояса перед собой, горизонтально, как корзину для мяча. Другой игрок подбрасывает воздушный шар ногой, не давая ему упасть, и стремится забросить его в обруч. Если шарик коснулся пола или попал в обруч, игроки меняются местами. Задача пары – каждому попасть в обруч воздушным шаром.

Когда все участники справятся с заданием, они получают конверт с символом и следующей подсказкой.

2 задание.

В конверте карта, по которой родители должны найти кабинет педагога-психолога.

Педагог-психолог:

- Иван Михайлович Сеченов, физиолог, просветитель и публицист, писал: «Эмоциональное благополучие для ребёнка – всё равно что для ростка почва, свет, тепло и влага. Чтобы нормально расти, ребёнку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых». Чтобы понять собственные эмоции и эмоциональное состояние других дошкольники овладевают средствами эмоциональной выразительности с помощью «Доски настроения». Какие эмоции вы сейчас испытываете? Соберите эмоцию, которая соответствует вашему состоянию.

Когда родители выполнят задание, получают символ и следующий конверт с подсказкой.

3 задание.

Ребус:

, ,, ,

Метр сода кабина нет (метод кабинет)

Родителей встречает старший воспитатель:

- Одним из показателей готовности к школе является умение составлять сложные предложения разных типов, рассказывать по картинке или серии сюжетных изображений, сочинять небольшие сказки. Будущий школьник должен находить звуки в слове, знать простейшие правила слогоделения, составлять предложения из 3 слов и более и выделять в них отдельные слова.

Старший воспитатель даёт газету или журнал и ножницы.

- Ваша задача, вырезая из газеты буквы, слова, знаки препинания, составить и наклеить на лист бумаги пословицу.

Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.

За составленную пословицу родители получают символ и подсказку:

Одна клетка по диагонали влево вниз, 1 клетка по диагонали влево вверх, одна клетка по диагонали влево вниз, 1 клетка по диагонали влево вверх, 4 клетки вправо, 2 клетки вниз, 4 клетки влево, 2 клетки вверх. (барабан)

4 задание.

В музыкальном зале родителей встречает старший воспитатель.

Молодцы, все подсказки разгадали, все задания выполнили. Давайте посмотрим, какие символы вы получили, что они обозначают.

На доску родители прикрепляют символы : физическая готовность, интеллектуальная готовность, мотивационная готовность, эмоционально-волевая готовность, личностно-социальная готовность.

- Как вы думаете, какой показатель более важный, какой менее. Разложите их в следующем порядке: от более приоритетных к менее.

Действительно, сложно определить, что важнее.

Давайте поговорим о каждой готовности, что она предполагает, поделимся опытом, как можно их развивать.

С какой готовности начнём?

Что включает в себя физическая готовность? (высказывания родителей).

Итак, соблюдение двигательного режима, сбалансированное питание, максимально длительное пребывание на свежем воздухе, соблюдение режима дня максимально полезно для здоровья.

Психологическая готовность к школе – это и есть желание учиться. Для одних детей она выражается в стремлении обладать внешними атрибутами школьной жизни, других привлекает возможность узнать что-то новое.

Как определить готовность ребёнка к школе самостоятельно?

Расскажите, как бы вы определили мотивационную готовность?

Попросите на время у знакомых или купите несколько новых игрушек. Позовите ребёнка посмотреть на них (не дольше минуты). Потом предложите прочесть сказку, но остановитесь на самом интересном месте. Спросите ребёнка, чего сейчас больше хочется: поиграть или дослушать сказку. Ребёнок со сформировавшейся личностной готовностью к школе захочет узнать, что произошло с героями сказки дальше; малыш, не готовый учиться, предпочтёт продолжить игру. Можно также предложить ребёнку поиграть в школу и обратить внимание, какую роль он предпочтёт. Готовые к школе дети выбирают роль ученика, им интересно заниматься учёбой, писать и читать, могут выбрать роль учителя, ведущего урок. Если же предпочтут роль учителя, играя в поход в столовую, перемены, рассаживание по местам, то учебная мотивация еще не сформирована.

Как вы понимаете, что такое волевая готовность к школе?

Как определить волевую готовность ребёнка?

Действительно, для успешной учёбы ребёнок должен уметь «включать» волю – ему понадобится умение подчиняться правилам, внимательно слушать, выполнять задания.

Волю можно тренировать в игре, срисовывая изображения с картинок для развития усидчивости; играя в настольные игры, соблюдая правила, подвижные, например «Зеркало».

По мере развития в игре восприятия, памяти, мышления ребёнку будут удаваться всё новые и новые задания.

Занятия зарядкой по утрам в строго определённое время тоже способствуют развитию волевых качеств. Надо помнить, что структуры головного мозга, отвечающие за произвольное поведение, формируются как раз к 7 годам. Поэтому требования к 6 – летнему ребёнку должны быть адекватны его возрасту.

Как вы понимаете эмоциональную готовность к школе?

Эмоциональная готовность к школе подразумевает совокупность качеств, которые позволяют ребенку преодолевать эмоциональную неуверенность, различные блокады, которые мешают воспринимать учебные импульсы или ведут к тому, что ребенок замыкается в себе. Понятно, что не со всеми заданиями и ситуациями ребенок может справиться легко. Трудные задания, а также объяснения учителя могут вызывать у ребенка ощущения: «с этим я никогда не справлюсь» или «я не понимаю вообще, чего она (учительница) от меня хочет». Подобные переживания могут быть нагрузкой на детскую психику и привести к тому, что ребенок вообще перестает верить в свои силы и прекращает активно учиться. Устойчивость к подобным нагрузкам, умение конструктивно обходиться с ними - важная составная часть эмоциональной компетентности. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию.

Поделитесь опытом развития эмоциональной готовности.

В развитии эмоциональной готовности может помочь :

• использование примеров из сказок, рассказов;

• сочинение историй;

• рассматривание картин, рисунков, фотографий;

• моделирование и анализ заданных ситуаций;

• слушание музыки;

• использование элементов психогимнастики.

В чём заключается интеллектуальная готовность к школе?

Ребёнок должен уметь обобщать, сравнивать, классифицировать разные объекты, выделять существенные признаки вещей и явлений, делать выводы. Также важен уровень развития памяти.

Как можно оценить механическую память ребёнка?

По средним показателям для механической памяти детей 6-7 лет с первого раза ребёнок воспринимает не менее 5 слов из 10, после третьего, четвёртого прочтения воспроизводит 9-10 слов, через один час забывает не больше 2 слов, которые назвал раньше.

Для тренировки логической памяти какие способы применяете?

Чтобы ребёнок умел последовательно излагать события, описывать предметы, ориентируясь на их основные признаки, чаще просите его рассказывать, что он видит за окном, о чём был мультфильм.

Способность обобщать тренируется в игре «Четвёртый лишний» с картинками, которые можно нарисовать вместе с ребёнком.

Память, как и внимание, можно тренировать во время прогулки. Проходя мимо какого-нибудь человека, попросите ребёнка внимательно посмотреть, во что тот одет, а потом, не оборачиваясь, вспомнить, какие вещи и какого цвета были на прохожем. Для развития памяти подходят картинки типа «найди 10 отличий».

Как вы понимаете личностно-социальную готовность ребёнка к школе?

Под личностно-социальной готовностью ребенка к школе понимают его готовность к новой для себя роли – роди школьника – и, естественно, ответственности, которая ложится на него вместе с новой ролью. Школьник должен быть готов к взаимодействию со сверстниками, со взрослыми, а также, уметь контролировать себя и ставить какие-то ограничения.

Чтобы ребенок чувствовал личностно-социальную готовность к школе, родителям на каком-то этапе необходимо «отделиться» от него и дать ему возможность общаться с разными людьми. Пусть ребенок сам устанавливает контакты, не надо его подталкивать или частично брать на себя его функции, «помогая» ему знакомиться.

Что можно сделать для формирования личностно-социальной готовности ребёнка?

Очень важна для формирования личностно-социальной готовности ребенка к школе его адекватная самооценка. Ребенок не должен ни занижать свои способности, ни ставить себя выше других – и то, и другое создаст ему проблемы при обучении в школе.

Нашу встречу хочется закончить мудрыми советами Симона Соловейчика из книги «Педагогика для всех» (раздаёт памятки с мудрыми советами).

Мудрые советы

Подготовим маленького к самостоятельной жизни среди сверстников, попытаемся научить его простым правилам детского общежития.

• Не отнимай чужого, но и не всё своё отдавай.

• Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.

• Не дерись без обиды.

• Не обижайся без дела.

• Сам ни к кому не приставай.

• Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.

• Не дразни, не выпрашивай ничего.

• Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.

• Не ябедничай за спиной у товарищей.

• Иди в школу, и пусть она будет тебе в радость, а я буду ждать и думать о тебе.

В качестве итога провести приём «Полезный совет».

Каждый участник квеста получает карточку, в которую вписывает совет любому участнику собрания. Советы можно давать в юмористической, афористической форме.

Публикации по теме:

Консультация «Что такое речевая готовность ребёнка к школе?» Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Особые критерии готовности к школьному обучению 1. Ребенок должен владеть правильным, четким.

Консультация для родителей «Готовность к школе» Что мы не знаем о готовности к школе? Каждый родитель шестилетнего дошкольника хочет определить готов ли его ребенок к школе. И это понятно.

Готовность ребёнка к школе. Консультация для родителей Переход от дошкольного детства к школьному обучению – качественный скачок в развитии ребенка. Определяется он не просто фактом зачисления.

Консультация для родителей «Как проверить речевую готовность ребёнка к школе» Как проверить речевую готовность ребёнка к школе. Консультация для родителей. Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается.

Консультация для родителей «Что такое речевая готовность ребёнка к школе?» Уважаемые родители! Что же такое речевая готовность ребёнка к школе? Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению.

Консультация для родителей подготовительных к школе групп «Готовность к школе — что это?» Готовность к школе. 1 Слайд Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о том, что же такое «готовность к обучению в школе»?.

Нетрадиционное родительское собрание «Квест-игра «Готовность ребенка к обучению в школе в рамках ФГОС ДОУ» Нетрадиционное родительское собрание: "Квест игра" Тема: "Готовность ребенка к обучению в школе в рамках ФГОС ДОУ" Цель: ознакомление родителей.

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе» Речевая готовность ребёнка к школе Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Переход от игровой.

Родительское собрание «Готовность ребёнка к школе» Родительское собрание для родителей «Готовность ребёнка к школе» Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития.

Советы родителям первоклассников «Готовность ребёнка к школе» Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе? Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Квест для родителей «Готовность ребёнка к школе»
Опубликовано: 19 апреля 2018 в 08:09
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД