МААМ-картинки

Лекция «Новая философия взаимодействия ДОУ и семьи»

Ольга Шитикова
Лекция «Новая философия взаимодействия ДОУ и семьи»

Лекция

«Новая философия взаимодействия ДОУ и семьи»

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнять их воспитательную деятельность.

Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Публикация «Лекция „Новая философия взаимодействия ДОУ и семьи“» размещена в разделах

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательно – воспитательном процессе вряд ли возможно.

На определенном отрезке «дороги дошкольного детства» ребенок поступает в детский сад. Это событие влечет за собой значительные изменения в его жизни. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья.

Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобретут опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов возможно в условиях открытости дошкольного учреждения.

Условия оптимизации детского сада и семьи

(Понятие «оптимизация» - (Советский энциклопедический словарь) - процесс выбора наилучшего варианта из возможных; 2. процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное) состояние.)

Реализовать открытость ДОУ «внутрь» - это означает сделать учебный процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.

1. Сотрудничество с семьей требует от воспитателей обязательного выполнения на всех этапах работы правил, необходимых для оптимального педагогического общения.

• обращение к родителям своих воспитанников только по имени

• проявление искреннего интереса к родителям своих воспитанников, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ними

• умение выслушать родителей, как конкретное проявление к людям вообще

• проявление доброжелательности в отношении к родителям, улыбка в общении с ними

• беседы с родителями о том, что интересует их и что они ценят превыше всего

Умение дать почувствовать родителям их значительность, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении.

2. Позаботиться о гуманизации и демократизации взаимоотношений воспитателя с родителями. Гуманизировать – значит признать ценность каждого родителя как личности, его права на собственную позицию, а также ошибки. В этой связи с родителями нужно налаживать не только деловые, но и личностные отношения. Гармонизации и демократизации взаимоотношений будут способствовать:

* Замена обезличенных объявлений о предстоящих родительских собраниях индивидуальными именными приглашениями, сделанными совместно с детьми

* оборудование в дошкольном учреждении комнаты (консультпункта) для родителей, в которой есть небольшая библиотечка, программы воспитания, детская художественная литература, образцы детских работ, фотографии детей, игрушки, некоторый дидактический материал, которые родители, а также дети могут взять домой на время

* наличие в дошкольном учреждении телефона доверия (который может работать один раз в неделю или месяц в определенные часы)

3. Необходим отказ от формального общения, от монолога в пользу диалога. Поэтому приоритет следует отдавать таким формам работы, как:

* «круглый стол» (что сводит к минимуму проявления авторитарности)

* вечера вопросов и ответов

* совместные с родителями праздники и развлечения

*дискуссионные клубы

*совместные педсоветы

* «дни открытых дверей»

* выставки совместных работ родителей и детей

* тренинговые занятия, помогающие родителям ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их, находить реальные и оптимальные педагогические решения

4. Отдавать предпочтение не коллективным, а индивидуальным формам работы с родителями. Это в свою очередь, предусматривает необходимость овладения воспитателями наукой и искусством общения, которое может осуществляться на проблемном семинаре «Психолого – педагогические основы общения воспитателя с детьми, коллегами и родителями»

5. Признать недостаточно эффективным средством воздействия на семью слово, не подкрепленное наглядностью. Поэтому следует реже прибегать к готовым оценочным суждениям о воспитаннике, полезно предоставить членам семьи возможность время от времени самим наблюдать за собственным ребенком, сравнивать его со сверстниками, открывать в нем новые, а может быть незнакомые черты. В качестве наглядности могут выступать:

* беседы, записанные на магнитофон

* видеофильмы организации различных видов деятельности (дидактическая или театрализованная игра, труд, изо, режимных моментов, занятий с дошкольниками

* домашние задания (понаблюдайте и опишите, сделайте вместе)

*включение родителей а педагогические игры или тренинговые упражнения

* фотографии детей

* выставки детских работ

* микровыступления родителей

*участие родителей в работе кружков, в проведении игр, занятий и экскурсий с детьми

6. Обновлять содержание работы с семьей следует путем расширения круга проблем, связанных с формированием у дошкольников условий и возможностей развития их индивидуальности.

7. Продумывая содержание каждого занятия с родителями, следует тщательно спланировать и его итог. Завершать занятие с родителями следует на пике интереса, «поставив не точку, а запятую в дискуссии» и предоставив им возможность самим поразмышлять далее над проблемой.

8. Не следует при обсуждении педагогических проблем давать родителям готовые ответы (еще хуже занимать судейскую позицию). Необходимо строить обсуждение таким образом, чтобы способствовать развитию их «педагогической рефлексии» - умению родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватным его особенностям в конкретной ситуации. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителя и ребенка.

Формы и методы взаимодействия с родителями в рамках «новой философии» работы с семьей

При выборе форм работы с родителями рекомендуется учитывать:

- тип семьи (повторить пройденный материал)

- существенные характеристики семьи

В работе с родителями можно выделить следующие группы задач:

1. психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования;

2. изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Первая группа задач делится на две подгруппы:

• задачи информативного плана (например, познакомить родителей с возрастными особенностями детей, режимом работы ДОУ, дать советы по профилактике гриппа);

• задачи обучающего плана ( научить родителей руководить детской деятельностью: игрой, ручным трудом).

При этом необходимо четко соблюдать целевую установку. В зависимости от цели при решении данных задач используются методы:

-индивидуальное или групповое консультирование;

-просмотр родителями занятий и режимных моментов;

-привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности.

Решение группы задач обучающего плана невозможно без знания того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом: родители хотят быть уверены в хорошем отношении воспитателя к их ребенку. Поэтому педагогу необходимо выработать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Пользуясь научной терминологией, эту ситуацию можно назвать «психологией доверия». Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость).

В. А. Петровский предлагает организовать взаимодействие педагога с родителями следующим образом:

1-й этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил. Беседа с родителями проходит под девизом: «Ваш ребенок лучше всех».

2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли бы получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т. д. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех» - каждую поделку представляют родителям как исключительную, даже если им самим так не кажется.

3-й этап – «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делится с коллегой по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.

4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

Общая продолжительность всех этапов занимает около полугода – двух месяцев.

Для решения второй группы задач используются следующие методы:

- анкетирование; (приложение)

-опрос;

-беседы с членами семьи;

-наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное);

- метод создания педагогических ситуаций;

- анализ детских рисунков;

- анализ рассказов на заданную тему;

- запись вопросов родителей;

- сочинение родителей на тему «Мой ребенок»;

- фиксация дня ребенка;

- дневник адаптации ребенка к ДОУ.

Данные методы направлены на изучение семьи и установление контактов с ее членами. Они как нельзя лучше подходят для реализации положений новой философии взаимодействия педагогов с родителями.

Функции работы образовательного учреждения с семьей

Кроме задач и методов нового подхода будет целесообразным отметить функции работы образовательного учреждения с семьей, выделенные Д. Лешли.

Функции:

1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого ДОУ.

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

3. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

4. Помощь отдельным семьям в воспитании.

5. Взаимодействие с общественными организациями родителей.

Первая функция должна реализовываться еще до поступления ребенка в ДОУ. Заинтересованные в развитии своего ребенка родители ищут среди большого количества детских садов тот, который им подходит. Со своей стороны, ДОУ, должны установить контакты с семьями задолго до официального дня прибытия ребенка. Родителям можно разослать красочные приглашения посетить ДОУ при проведении мероприятий (группы почасового посещения, занятия студий изодеятельности и др.) Актуальны также буклеты с информацией об услугах детского сада, которые можно рассылать родителям, имеющим детей дошкольного возраста. Можно представить информацию о ДОУ в поликлинике во время проведения «Дня здорового ребенка», в женской консультации (готовится в виде ширмы-передвижки «Наша жизнь», «Так мы живем» и т. д., подготовить рекламный ролик на телевидении.

Кроме того, необходимо ознакомить родителей с письменной информацией о ДОУ, которая включает в себя:

- программу развития ДОУ;

- работу и график клубов, платные услуги, которые предлагает ДОУ;

- сообщение о педагогических кадрах, которые работают в ДОУ: диплом об основном образовании, стаж работы, квалификация, категория, наличие сертификата о курсах повышения квалификации, узкой специализации, дипломы дополнительного образования;

- информацию о том, что педагоги ДОУ являются членами профессиональной организации, посещают собрания и знакомы с текущими научными исследованиями в области дошкольной педагогики и психологии, имеют научные публикации;

- сведения о работе профильных специалистов (логопеда, психолога и др.) с указанием их квалификации, категории, ученой степени, звания.

Для желающих в будущем отдать детей в данный детский сад заведующей ДОУ стоит устроить предварительную ознакомительную встречу. В беседе обращается внимание на то, что ребенку будет хорошо в стенах дошкольного учреждения; что родители – всегда желанные гости, к их пожеланиям всегда прислушаются воспитатели; что в детском саду работают люди, готовые разделить с родителями заботу о ребенке.

Затем родителей следует познакомить с воспитателями и группой, которую будет посещать ребенок. Воспитатель или заведующая показывает прихожую, спальню, игровую комнату, туалетную комнату, рассказывает о режиме дня в детском саду. Вместе обсуждают адаптационный период к детскому саду.

В разговоре с родителями желательно выяснить как можно больше об особенностях поведения ребенка и его привычках:

-в каких условиях живет ребенок (сколько человек в семье, есть ли другие дети, живут ли вместе с ними бабушка и дедушка и т. д.);

-какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т. п.

-чем больше всего любит заниматься ребенок;

-какие особенности в поведении радуют, а какие настораживают родителей.

Т. Н. Доронова предлагает в общении с родителями придерживаться следующих правил:

- в любое время родители и близкие родственники ребенка могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтет нужным;

-родители могут приводить и забирать ребенка в любое удобное для них время;

-воспитатель должен выполнять просьбы родителей относительно сна, питания, одежды ребенка;

-все медицинские и закаливающие процедуры проводятся только с согласия родителей.

Данные правила очень актуальны для нашего времени и, несомненно, вызовут доверие родителей к ДОУ и воспитателям.

Решение второй функции – психолого-педагогического просвещения – в традиционных формах работы с семьей отводится достаточно внимания. В рамках нового подхода следует лишь изменить отношение к их реализации – информация должна быть актуальной для родителей и не являться формальностью. О. Л. Зверева предлагает использовать открытые занятия с детьми ДОУ для родителей; видеозаписи занятий, прогулок, игр детей, которые озвучиваются специалистами и продаются родителям, по ее мнению, это хорошая память, получение информации о работе ДОУ, информирование о деятельности педагога и особенностях поведения своего ребенка. Для повышения эффективности воспитания детей, в частности повышения педагогической культуры родителей предлагаются следующие меры: подбор литературы по заказу родителей, доступной их понимания; небольших книжек типа «народной библиотеки» для родителей с рассмотрением конкретных ситуаций по воспитанию детей; создание телепередач и фильмов про ДОУ; организацию педагогических курсов для молодых родителей при ДОУ. Т. Н. Доронова предлагает в качестве просвещения родителей использовать лекции, записанные на аудиокассеты, их можно транслировать в приемных во время вечерних и утренних посещений родителей.

Для реализации третьей функции – вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность – можно предложить следующие формы:

-участие в экскурсиях, поездках на природу, утренниках, ремонте и благоустройстве ДОУ;

-дежурства родителей в группах;

-проведение бесед с детьми на разные темы (о профессиях, об охране здоровья и т. п.);

-оказание материальной помощи и многие др. формы.

Стимулирование воспитывающей деятельности детей и родителей в домашних условиях осуществляется через совместные обучающие занятия в ДОУ, пропаганду различных игр и занятий на родительских собраниях и т. д. В настоящее время выпускается научно-популярная литература для детей и родителей, которую можно с успехом использовать для этой цели.

Четвертая функция – помощь отдельным семьям в воспитании – осуществляется лишь в том случае, если родители просят совета у педагога в разрешении той или иной сложной ситуации в воспитании ребенка. Воспитатель должен хорошо разбираться в возрастной и дошкольной психологии, знать о кризисах в развитии ребенка и уметь успокоить родителя. Если же наблюдается серьезная проблема, то педагог может посоветовать обратиться к специалисту, например, психологу. Здесь очень важна позиция, которую займет воспитатель в беседе с родителями: он ни в коем случае не должен использовать в разговоре назидательный тон, высказывать оценочные суждения, ведущие к принижению возможностей родителей. Педагог должен выступить в роли собеседника, и главная его задача – проникнуться тревогами и сомнениями человека, обратившегося к нему.

Пятая функция (взаимодействие с общественными организациями родителей) : попечительским советом, родительским комитетом, комиссиями комитета. В состав комитета должно входить 2-3 человека от каждой группы, заведующий, методист и врач. Во главе – председатель, выбранный из членов комитета. Человек, претендующий на эту должность, должен обладать администраторскими и экономическими задатками, не обязательно по специальности. В комитете выделяется пять комиссий:

- педагогическая;

- общественного контроля;

- хозяйственная;

- связи с шествующей организацией;

- стенной печати.

Каждая комиссия выполняет функцию, одноименную с названием комиссии. В обязанности комитета входит:

- создание лекторских групп на базе родителей-специалистов;

- привлечение родительского комитета к первому знакомству с родителями поступивших детей;

- обращение в органы социального обеспечения и защиты с просьбой выделить материальную помощь нуждающейся семье (имеет право председатель, для защиты прав и интересов ребенка;

- проведение межгрупповых конкурсов родителей;

- организация дежурств родителей в группе;

- наблюдение за выполнением режимных моментов в группе;

- инициатива накопления и систематизации положительного педагогического опыта семей;

- проведение экскурсий;

- организация для родителей общественных мероприятий, не касающихся педагогической работы (поездка за город, развлекательные мероприятия).

Свои замечания комитет должен вносить в специальный журнал, на базе которого по итогам работы комитета один раз в квартал издается газета.

Вывод

Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверенны в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

В-четвертых, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-пятых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

В-шестых, это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что нереально при использовании традиционных форм работы с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

Основные принципы при организации работы с семьями в рамках новой философии :

- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Публикации по теме:

«Маршрут выходного дня» как способ эффективного взаимодействия семьи и ДОУ Целью разработки «маршрутов выходного дня» является: Воспитание у дошкольников уважения и интереса к родному краю, духовной культуры человека.

Мастер-класс как одна из форм успешного взаимодействия семьи и ДОУ (фотоотчет)Мастер-класс как одна из форм успешного взаимодействия семьи и ДОУ (фотоотчет) .

День открытых дверей в ДОУ — как форма взаимодействия детского сада и семьи 1. Взаимопознание День открытых дверей в ДОУ – как форма взаимодействия детского сада и семьи Тема проекта: «День открытых дверей в ДОУ».

Диагностика актуального состояния взаимодействия семьи и сотрудников ДОУ по проблемам психолого-педагогического просвещения Значимость развития ребенка дошкольного возраста для его дальнейшей успешной социализации определяет актуальность проблемы взаимодействия.

Интерактивные формы взаимодействия ДОУ и семьи За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей,.

Повышение педагогической компетентности родителей через использование разнообразных форм взаимодействия семьи и ДОУ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Повышение педагогической компетентности родителей через использование разнообразных форм взаимодействия семьи.

Отчет о выполнении годовой задачи по повышению качества взаимодействия ДОУ и семьи через организацию проектной деятельности Одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для детей дошкольного возраста, так и для взрослых является проектная.

Опыт работы «Психологические особенности взаимодействия семьи и ДОУ в раннем возрасте» Приоритетным направлением в развитии современного образования является его непрерывность. Важным условием является обеспечение эффективного.

Пути взаимодействия ДОУ и семьи Детство – радостная пора в жизни каждого человека. Она наполнена любовью и родителей и заботой воспитателей. На современном этапе, семейное.

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лекция «Новая философия взаимодействия ДОУ и семьи»
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 15:53
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД