Лето на экологической тропе в детском саду

Елена Неминущая
Лето на экологической тропе в детском саду

Педагогические мероприятия на экологической тропе

Несколько лет назад сотрудники детского сада и дети стали замечать на территории в яблоневом саду ежа. А однажды дети старшей группы видели ежиху и 2-х ежат. Видимо, приглянулся яблоневый сад этим лесным обитателям. Сама жизнь подсказала, чтобы символом и хранителем экологической тропы детского сада стал Умный Еж. Он часто приходит к ребятам в гости с весны до поздней осени, приносит интересные загадки, задания, задает вопросы, знакомит со своими друзьями – обитателями экологической тропы. Дети любят Умного Ежа и с нетерпением ждут в гости.

Экскурсия по экологической тропе с детьми средней группы

Тема: «Белая береза»

Цель: на примере березы расширять представления о деревьях, их строении, функции и назначении частей дерева (корень, кора, ствол, ветви, листья). Дать понятие, что береза – символ России. Развивать познавательный интерес, желание наблюдать. Воспитывать желание оберегать, охранять объекты живой природы.

Оборудование: лапти, сувениры из дерева, народный костюм, колокольчик, игрушка- еж.

Ход экскурсии:

В: Дети, Умный Еж- хранитель экологической тропы, снова приготовил нам сюрприз. Дело в том, что он очень любит сказки. И сегодня он пригласил к нам в гости Аленушку.

На участок приходит Аленушка

Аленушка: Здравствуйте, дети, меня зовут Аленушка. Я очень люблю природу. У меня есть одно дерево, которое я особенно люблю. Я его буду описывать, а вы попробуйте отгадать его название. Слушайте:

«Это дерево высокое. У него красивый белый ствол с черными черточками. Тонкие ветви, нежно свисающие вдоль ствола. Листочки округлые, ярко-зеленые с зазубринками. Весной на ветках появляются красивые сережки. Как называется это дерево?»

Дети: Береза.

Аленушка приглашает детей пройти к дереву

А: Береза является символом нашей страны – России. Об этом дереве народ сложил много песен. В старину возле березы часто водили хороводы. Давайте и мы возле нашей березы поведем хоровод.

Хоровод «Береза моя, Березонька»

А: Дети, а почему в этой песне народ называет березу «белая, кудрявая»?

Дети: У нее белый ствол, ветви тонкие, длинные, заплетаются.

А: Ребята, за этот красивый ствол березу еще называют – белоствольная. Потрогайте ствол березы. Какой он на ощупь? (Ответы детей).

А: А какая часть березы скрыта от глаз, но очень важна для нее роста.

Дети: Корень.

А: Зачем корень нужен дереву?

Дети: С помощью корня дерево питается?

А: Куда дальше из корней попадают питательные вещества?

Дети: Из корней по стволу к веткам и листьям.

А: Как вы думаете, у березы есть друзья?

Игра «Друзья березы»

Воспитатель перечисляет название объектов живой природы: птицы, насекомые, животные, а дети отвечают- друзья они березы или нет и объясняют почему.

А: Видите, сколько у березы друзей. А мы с вами - друзья березы (Да). А как мы должны относиться к березе, если мы ее друзья?

Дети: Должны ее беречь, не должны ломать ветки, портить кору.

Подвижная игра «Кто быстрей добежит до березы.

По сигналу воспитателя дети бегут к березе. Тот, кто подбежал первым – звенит в колокольчик.

А: Ветви у березы гибкие, листочки ярко-зеленые, нежные. Они тихо шелестят на ветру. Давайте послушаем этот шелест и повторим.

Игра на звукоподражание «Шум листвы»

А: Берёзу любили не только за её красоту. Дёгтем из берёзовой коры смазывали оси телег. На берёсте (берёзовой коре) писали в Древней Руси. Из берёсты плели лапти, корзины. Береза может лечить. Для лечебных целей собирают почки. Ими лечат почки, печень и лёгкие. Берёзовыми мётлами и вениками наводят чистоту. Берёзовыми вениками парятся в бане. Из древесины берёзы делают мебель, сувениры.

Воспитатель с детьми рассматривают лапти и сувениры, сделанные из древесины березы.

А: В старину девушки и молодые люди водили хороводы и завязывали ленточки на березе, загадывая желание. Давайте и мы так сделаем. Только повяжем аккуратно, чтобы не повредить ветви. Какого цвета вы хотели бы повязать ленточку на березе в благодарность за ее красоту?

Аленушка и дети выбирают красивую ленточку повязывают ее березе.

Затем проводятся игры и хороводы по желанию детей.

Лето на экологической тропе в детском саду

В конце мероприятия Аленушка предлагает детям дома с родителями нарисовать березу, чтобы организовать выставку рисунков «Береза- символ России».

Экскурсия по экологической тропе с детьми старшей группы

Тема: «Сравнение деревьев: ели и туи»

Цель: расширить представления детей о хвойных деревьях. Путем сравнения деревьев учить выделять признаки сходства и различия. Развивать мышление, связную речь (рассуждение, доказательство). Воспитывать гуманно-ценностное отношение к природе.

Оборудование: сундучок, картинка с изображением швейной иглы, схема дерева, 2 мешочка с хвоей ели и туи.

Ход:

На участке детского сада воспитатель «случайно»

находит сундучок

Воспитатель: Ребята, Умный Еж оставил нам какое-то

послание. Посмотрите, в сундучке – картинка с изображением швейной иглы

и записка. Сейчас я ее прочту:

Записка: «Дорогие мои любознательные друзья. Вы уже выросли, очень много знаете и скоро пойдете в школу. Скажите мне, пожалуйста, каким образом объединяет вот эта иголка меня и некоторые деревья, которые растут на экологической тропе нашего детского сада? Если вы дадите правильный ответ, то найдете еще одну загадку на ветвях этого дерева».

Дети: Это ель, так как у нее, как и у ежа есть иголки.

Воспитатель и дети подходят к ели, находят спрятанную записку от ежа

Записка: «Если вы нашли записку, значит – дали правильный ответ. А теперь мое следующее задание. Вам нужно внимательно рассмотреть ель, описать ее, а затем найти еще одно хвойное дерево на экологической тропе и сравнить это дерево с елью. Если и это задание выполните- найдете на дереве сюрприз».

Дети по схеме описывают ель.

В: (дополняет ответы детей) Правильно, ребята, листья ели это ее иголки или хвоя. Одна хвоинка живет 5-7 лет. Мы ведь уже знаем с вами, что ели тоже меняют свою хвою, только очень медленно и не всю сразу. Потрогай те хвою. Что вы почувствовали на пальцах? Что это, по-вашему?

Дети: пальцы стали липкими

В: Это восковой налет, который образуется из-за смолы, выделяемой елью.

Поэтому елям и другим хвойным деревьям мороз не страшен, потому что в хвоинках много смолистых веществ, которые на морозе не замерзают.

Игра-эстафета «Чья команда соберет больше шишек»

В: Ребята, а теперь ответьте на вопрос Умного ежа. Какое же еще хвойное дерево растет на экологической тропе? Только свой ответ нужно выложить из шишек.

Каждая команда выкладывает название дерева - туя, а затем

проверяют друг друга

В: Возьмите каждые по опавшей хвоинке ели, а я возьму шишку и мы подойдем к туи.

Дети по схеме описывают тую.

В: Ель и туя – это какие деревья?

Дети: Хвойные.

В: Сравните хвою и шишки ели и туи.

Дети: У ели хвоинки (иголки) тонкие, вытянутые, колючие, а у туи хвоя мелкая, плоская, похожая на крошечные чешуйки. У ели шишки большие вытянутые, чешуйки можно отделить, а у туи шишки мелкие, имеют форму яйца.

В: Туя родом из Сев. Америке. Ценится туя, прежде всего за высокие декоративные качества: туи имеют разнообразную крону - пирамидальную, шаровидную, а также хвою различных оттенков Продолжительность жизни туи 100 и более лет. Среди хвойных пород считается одной из наиболее устойчивых к дыму и газу. Туя, как и ель, выделяет эфирные масла и фитонциды, которые очищают и обеззараживают воздух. Поэтому эти деревья часто сажают возле детских учреждений, больницу, санаториев, домов отдыха.

Игра «Угадай по запаху».

У воспитателя 2 мешочка. Один наполнен хвоей ели, другой – туи. Воспитатель предлагает понюхать и отгадать, какая хвоя - в каком мешочке находится. Затем ответы детей проверяются.

Итог. В заключение экскурсии дети находят последнюю записку от Умного Ежа, спрятанную в ветвях туи. В ней Еж хвалит детей за то, что они все задания выполнили правильно и приглашает на площадку, где дети могут угоститься вкусными яблоками, а затем поиграть в игру «Раз, два, три - к дереву беги!».

Проект «Эти интересные насекомые»

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Возраст: подготовительная группа

Длительность: 2 недели

Цель проекта: формирование осознанно правильного отношения к представителям животного мира - насекомым.

Задачи:

- расширять и систематизировать знания о насекомых, особенностях их внешнего вида, поведения.

- стимулировать детскую любознательность.

Итоговое мероприятие: конкурс «Знатоки насекомых»

I этап. Предварительная работа

- Рассматривание иллюстраций из серии «Насекомые», «Насекомые красной книги».

- Чтение художественной, научно-популярной литературы для детей, детских энциклопедий: «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки, детская энциклопедия «Живая природа» А. Тихонов.

- Разучивание стихов, пословиц поговорок, загадок о насекомых.

- Беседы: «Кто такие насекомые?», «Где дом у насекомых?», «Какую пользу или вред могут принести насекомые человеку».

II этап. Практическая часть

1. Познавательно-исследовательская деятельность:

- «Куда спешат муравьи?» - поиск муравьиных дорожек.

-«Почему у бабочек крылья ярко окрашены?».

- «Какие насекомые здесь живут?»- обследование пенька

- Составление кроссворда «Шестиногий народец».

- «Почему дождевой червь выползает во время дождя?»– наблюдение за поведением червей в разную погоду.

2. Моделирование:

- Составление модели «Как развивается бабочка», «Как пчела мед добывает?».

3. Практическая и игровая деятельность:

- Игры «Кто, где живет?», «Цветы и насекомые», «Кто лишний?».

- Сочинение загадок, экологических и просто сказок о насекомых.

- Рисование «В траве сидел кузнечик», «Бабочки и пчелы на лугу».

- лепка из соленого теста «Гусеница»

4. Продуктивная деятельность

- Изготовление макета «Муравейник».

- Изготовление альбома «Насекомые в природе нашего края»

III этап. Заключительная часть

1. Итоговое мероприятие: конкурс «Знатоки насекомых», который завершается презентацией альбома «Насекомые в природе нашего края

Публикации по теме:

Оформление территории детского сада летомОформление территории детского сада летом Доброе время суток, уважаемые пользователи!Уже не за горами лето, время, когда необходимо "наводить красоту" на участках детского сада и.

Экологическое воспитание в детском садуЭкологическое воспитание в детском саду Экологическое воспитание дошкольников приоритетное направление ДОУ. Детскому саду присвоен статус"Центр экологического образования" В.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • 23 февраля
  • 23 февраля
Автор публикации:
Лето на экологической тропе в детском саду
Опубликовано: 3 июля 2013 в 10:31
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
«Пешеходная прогулка на набережную канала» (фото отчёт)
" Пешеходная прогулка на набережную канала" " Самое светлое в городе Светлом" - так начинается книга про наш город Светлый. Спросите - почему? В нашем...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...