Летопись детского сада (часть 1)

Любовь Гыска
Летопись детского сада (часть 1)

Работа стала победителем районного конкурса «Летопись ДОУ»

Летопись

Урдомского Детского сада №22

Ноябрь 2008г.

Для нашего поколения 60-х и последующих годов почти не существует имен Ленина и Сталина, как и не существует многого другого, связанного с этими именами – ни плохого ни хорошего. Любая эпоха запечатлевается в искусстве и документах, официальных и неофициальных. В Советское время правдивого искусства было чрезвычайно мало: нужно было обладать незаурядным мужеством, чтобы пытаться честно оценивать тогдашнюю жизнь.

В далеком 1918 году, правящая в то время Советская власть начала заниматься вопросами развития Севера. Возникла необходимость связать богатый природными ресурсами бассейн реки Печора с центральными районами страны. Для этого необходимо было построить железную дорогу от Котласа до Воркуты. В 1937-1940 годах был закончен проект сооружения линии Воркута-Коноша с выходом на Череповец – Ленинград. В 1937 году после Постановления правительства начались работы на одном из участков, а в 1939 году развернулась работа по всей магистрали. По плану строительства дорога должна была вступить в строй в 1945 году, но начавшаяся война требовала ускоренных темпов строительства. Стране нужен был Воркутинский уголь, Ухтинская нефть, лес. Всего 2,5 года продолжалось строительство Северо-Печорской железной дороги. 28 декабря 1941 года из Воркуты в подарок Москве был отправлен первый «маршрут» из одного двухосного пассажирского вагона и двух платформ с углем.

Правящая в то время Советская власть крутила колесо Времени и Прогресса любыми средствами и методами, чтобы как можно быстрее крутилось это колесо. За этим стояли Сталинские лагеря – люди перевидавшие все ужасы того времени. Наиболее точно события того времени описывает в книге «Жизнь – сапожок непарный» Тамара Владиславовна Петкевич: - Вдоль железной дороги от станции Урдома до колонны мы прошли чуть больше километра. Сама колонна располагалась на пригорке и потому была вся на виду. Во всяком случае по высившимся поверх забора крышам можно было составить представление о количестве лагерных построек. Конвоир довел меня до вахты и «сдал».

- В Урдомский лазарет привезли с этапом больную жену писателя Сергея Третьякова – автора нескольких книг. Писатель Третьяков – друг Маяковского, был в 1937 году расстрелян, Ольга Викторовна получила 10 лет лагерей. Оправившись после болезни Ольга Викторовна работала в конторе не то учетчиком, не то счетоводом.

Им, молодым девушкам, семьи которых попали в историческую катастрофу 1937 года пришлось пережить разрушение и гибель семьи, заключение в лагерь, мрак и унижение Сталинских времен. Заключенные и вольнонаемные были главной строительной силой – строили железную дорогу и дома. Одной из вольнонаемных была и наша героиня – Попова Екатерина Трофимовна. В 1942 году 780 девушек собрали из сел и городов Саратовской области и повезли в город Котлас на сборный пункт. Шла война. Через Москву уже нельзя было ехать, дорога была закрыта, повезли через Горький и Киров. В Котласе распределили по 8 человек на одну бригаду по станциям до Воркуты. Сказали – на четыре месяца, временно.

Катя попала в одну из таких бригад на станцию Шиес в 1942 году. Бригада производила подъёмку железнодорожного полотна. Жить поместили в бараке. Работа тяжёлая. По 10 часов в день хрупкая девушка бросала балласт совковой лопатой с открытой платформы на железнодорожное полотно. Казалось, сколько не бросай его в болото, всё равно провалится неизвестно куда.

В 500 метрах от них работали под охраной заключённые. Их никто не боялся, потому что срок заключённым был дан за то, что «сказал слово – посадили». Жили они на Колонне, а рабочие в бараке. Спали в том, в чём работали. Варили сами.

Приходила вагон – лавка, там покупали селёдку и треску. Белого хлеба не было, ели чёрный. Был он очень вкусный, такого сейчас нет. И ещё давали по куску хозяйственного мыла. Очень хотелось картошки. Через год приехал новый бригадир из Украины и предложил, менять в деревне рыбу и мыло на картошку. Стали понемногу копить рыбу, и поменяли. Зарплата была по 400 рублей в месяц. Полтора года мучилась, а потом стало легче.

Пошёл уже четвёртый год. Ни выходных, ни отпуска, и только в 1946 году дали отпуск за все года. Выдали проездной билет, езжай куда хочешь. Поехала с подругой домой. После отпуска Катя решила никуда не уезжать. Пошла к прокурору, дали справку, и осталась дома ещё на восемь месяцев. Но приехала из Шиеса вторая подруга и привезла письмо из отдела кадров с таким содержанием: «если не приедешь, будут судить». Пришлось ехать обратно. Доехала до Котласа, милиционер отобрал просроченный отпускной. Потом пожалел и отдал. Приехала, а на работу её берут только, как вновь поступившую. Заступился главный бухгалтер Попов Леонид Дмитриевич, которому девушка возила из Шиеса в Урдому табеля на зарплату. Сказал, хорошо, что ты приехала. Так они и познакомились. Расписались в Котласе. Стали жить вместе с его родителями, в Нянде.

Семью мужа, Леонида Дмитриевича, раскулачили в 1930 году и везли под стражей до Котласа. Потом привезли в Нянду. Тогда Лёне было 8 лет, он был самым младшим, а всего в их семье было пятеро детей.

Кругом стоял лес. Принялись за строительство, строили быстро и добротно всё, что надо для жизни. Таких семей, как Поповы, навезли много. В тяжелых условиях дети стали умирать. Дали разрешение отправить детей к родным, увезли и они своих в Тамбов на родину к брату. В третий класс Лёня пошёл уже в Нянде.

Школа тогда была только начальная, стояла она недалеко от реки Лупья. Потом в деревне Слободчиково окончил семилетку и поступил в Ухтинский горный техникум. Один курс не успел окончить, забрали на фронт. Под Сталинградом в 1943 году был ранен в ключицу. После госпиталя его демобилизовали, и фронтовик вернулся в Нянду. Был награждён Орденом Красной Звезды, Медалью за Сталинград, Орденом Победы, Ветеран труда и юбилейными наградами. Леонид Дмитриевич до выхода на пенсию работал главным бухгалтером. Получил квартиру в доме газовиков, как участник и инвалид ВОВ.

Первой в их молодой семье родилась Татьяна, второй – Надя. Дом стал тесен. Приехал брат Лёнин из Тамбова с рабочими, и построили новый дом по Привокзальной улице. Так Екатерина Трофимовна навсегда осталась в Урдоме. Она была одной из первых воспитателей в нашем детском саду в 50-е годы. Официальных,каких-либо архивных документов по детскому саду к сожалению не сохранилось, но по рассказам очевидцев уже в 1942 году детский сад на станции Урдома был.

Няндские школьники, среди которых была Надя Бохан помнит как в 1942 году они ходили в детский сад с концертом на Новогоднюю ёлку. В 1949 году на станции Урдома строится крупная железнодорожная станция с водонапорной башней и ДЭПО. Впервые появился свет.

Из первого официального документа – Книги учета детей детского сада № 7 станции Урдома Печорской железной дороги мы видим,что в 1948 году списочный состав детей составлял 56 человек.

Из Книги педагогических совещаний работников детского сада № 7 Печорской железной дороги на 1949-50 учебный год мы знаем что заведующей была Шаленинова З. Ф. и воспитатели Колпашникова Г. Ф. Гвоздева Ф. Т. К сожалению никаких автобиографических сведений об этих людях мы не имеем, но из протоколов совещаний мы можем познакомиться с работой коллектива в эти годы.

Протокол № 1 от 5.07.50 г.

Повестка дня:

1. О подготовке проведения Сталинского дня Железнодорожников.

Вопросы: Будет ли музыка во время утренника? Какие у нас и сколько есть костюмов?

Протокол № 2 от 22.08.50.

Повестка дня:

1. Работа детсада с семьёй.

Предложения:

1. Провести родительское собрание. В детском саду оформить уголок для родителей. Совместно с родителями бороться с капризами и упрямством детей.

Протокол № 3 от16.08.50 г.

Повестка дня:

1. Особенности воспитательной работы в группе детей разного возраста.

2. Вопросы: Как организовать режимные моменты по возрастным группам.

3. Как приспособить инвентарь для детей.

Прения: У нас не всегда дети 3-4 лет кушают первые, часто все вместе, а потому не соблюдаются режимные моменты для младшего возраста детей. При планировании работы учитывать возрастные особенности каждого ребенка. У старших детей заметно заботливое отношение, оказывают помощь малышам, но коллектив детей в целом еще не дружен.

Предложения: С завтрашнего дня приспособить все режимные моменты, учитывая возрастные особенности детей. Подобрать инвентарь по возрасту детей. Больше обращать внимание няне на помощь воспитателю в обслуживании детей.

Протокол от 05.10.50 г.

Повестка дня: О подготовке и проведении праздника Великой Октябрьской Социалистической революции.

Протокол от 10.11.50 г.

Повестка дня:

1. Наблюдение и работа в уголке природы зимой.

2. Игры и занятия зимой на площадке.

Говорили: Зав. детсадом Шаленинова о том,что раздел природа в детском саду имеет много недостатков. У некоторых детей нет любви к цветочкам, рвут их несознательно. Природа развивает наблюдательность, внимание, любознательность, усидчивость, память, знания. Воспитание любви к природе, к родному краю – большая задача воспитателя. Поэтому необходимо улучшить работу в уголке природы, пополнить растениями, насекомыми, внести в дальнейшем живые обьекты. На прогулке обращать внимание на красоту пейзажа во все времена года, познакомить с природными явлениями в зимний период, со свойствами снега и. т. п.

Протокол от 10.12.50 г.

Повестка:

1. О подготовке и проведении новогодней елки

2. О работе с родителями.

Решили:

1. Провести Новогоднюю елку 31 декабря с 4 часов

2. Подготовить все костюмы для проведения ёлки необходимые по программе.

3. Оформить родительский уголок, написать лозунг, обновить его, выпустить газету.

Педагогический коллектив детского сада в 50-е годы обновлялся, приходили молодые энергичные педагоги со стажем. Одним из таких педагогов была Любовь Михайловна Бобыкина (Кушмылева).

Любовь Михайловна последний ряд вторая с права

Человек удивительный, добрый, с нелегкой судьбой. - Любовь Михайловна Бобыкина родилась и жила в г. Великий Устюг. Семья у них была большая – два брата и три сестры. Когда Любе не было и семи лет, мама умерла. Девять лет она находилась с сестрой Соней в детском доме. Детдом Любу в 15 лет направил на годичные курсы воспитателей. Окончила их в 16 лет, когда еще шла война. После курсов, в 1945 году, девушка была принята на работу в детский сад в городе Великий Устюг. Называли юного педагога Любовь

Михайловна ее сотрудники, и порой смеялись говоря:- Какая она Любовь Михайловна,- совсем еще девочка. В отделе образования Любе предложили работу полегче – воспитателем в Федосовском детском доме, что 25 км. от Устюга. Там была одна группа детей. Жили в детском доме дети переселенцев – немцев. После окончания войны детдом ликвидировали. Детей развезли по домам а Любовь Михайловну назначили заведующей детсадом в Подсосенске.

автор Гыска Любовь Ивановна

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Наш любимый детский сад»Дидактическая игра «Наш любимый детский сад» Дидактическая игра "Наш любимый детский сад". Цель: сформировать знания детей о сотрудниках детского сада, знание имен и отчеств педагогов.

Малая Родина — Сольвычегодск.Малая Родина — Сольвычегодск. Я живу в крошечном старинном городке на юге Архангельской области - Сольвычегодске. Город русского севера возник в 1492 году (в XV веке).

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Здоровье, гигиена
  • 23 февраля
Автор публикации:
Летопись детского сада (часть 1)
Опубликовано: 14 января 2014 в 16:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...