Папки-передвижки

ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста.

Моника Иванова
ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста.

Аннотация: в статье лечебная физическая культура при заболеваниях опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста рассматривается этапы работы по ЛФК в профилактике и исправлении дефектов опорно-двигательного аппарата детей, тестовая карта для выявления нарушений осанки.

Ключевые слова: ЛФК, виды нарушений осанки.

Одним из важнейших условий укрепления здоровья ребенка является физическая культура, которой в общегосударственном плане уделяется значительное внимание. Основными документами, определенными функционирование системы образования дошкольников в области физической культуры, является: Конвенция о правах ребенка, Закон Российской Федерации «Об образовании, Концепция дошкольного воспитания», Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Публикация «ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста,» размещена в разделах

Лечебная физическая физкультура (ЛФК) является составной частью двигательного режима ребенка, использующая средства физической культуры для лечения заболеваний и повреждений, профилактики их обострений и осложнений, восстанавливающая трудоспособности. Основным таким средством (и это отличает ЛФК от других методов лечения) является физическое упражнения – стимулятор жизненных функций организма.

Воспитание правильной здоровой осанки должно занять первостепенное место в работе по физической культуре с ослабленными детьми.

Общефизиологическое действие упражнений ЛФК при их соответствующей дозировки обеспечивает гармоническое развитие мускулатуры ребенка, создает достаточную силовую выносливость мышц, позволяющую длительно сохранять определенную позу в пространстве. [4]

Методологической основой работы являются исследования Т. В. Волосниковой, А. В. Леонтьева, В. И. Дубровской, Е. М. Мастюковой и др.

ЛФК – это самостоятельная медицинская дисциплина, использующая средства физической культуры для лечения заболеваний и повреждений, профилактики их обострений и осложнений, восстанавливая трудоспособности.

В ЛФК для профилактики и лечения заболеваний и повреждений применяются следующие основные средства: физические упражнения (гимнастические, спортивно-прикладные, идеомоторные, то есть выполняемые мыслительно, упражнения в посылке импульсов к сокращению мышц и др., естественные факторы природы (солнце, воздух, вода, лечебный массаж, двигательный режим. Кроме того, применяются дополнительные средства: трудотерапия и механотерапия.

Рост и развитие детского организма зависят от условий внешней среды, активности ребенка, его питания и многих других факторов. Особую роль играют движение, игры, закаливание и др.

Механизмы лечебного действия физических упражнений.

Т. В. Волосникова показала, что физиологические сдвиги, происходящие в организме при мышечных сокращениях, связаны с их энергетическим обеспечением и регулирующими обмен вещества в мышцах нервными и гуморальными влияниями. Биохимические и физиологические изменения при мышечной работе зависят от количества произведенной работы, анатомо – физиологических особенностей детского организма и своеобразия обменных процессов в нем, а также от исходного состояния ребенка. Принято рассматривать влияние средств лечебной физкультуры в следующих направлениях: стимулирующее (тонизирующее, трофическое, компенсаторное и нормализующее действие.

1. Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника:

а) сутуловатость – увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза;

б) круглая спина (тотальный кифоз) – увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза. При этом виде нарушения осанки для компенсации отклонения центра тяжести от средней линии ребенок стоит с согнутыми в коленных суставах ногами (при сутуловатой и круглой спине грудь западает, плечи, шея и голова наклонены вперед, живот выступает, ягодицы уплотнены, лопатки крыловидны выпячены);

в) кругло-вогнутая спина – все изгибы позвоночника увеличены, увеличен угол наклона таза. Голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает. Колени максимально разогнуты; мышцы задней поверхности бедра, прикрепляющиеся к седалищному бугру, растянуты по сравнению с мышцами передней поверхности.

2. Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника:

а) плоская спина – уплощение поясничного лордоза, наклон таза уменьшен. Грудной кифоз при этом варианте нарушения осанки выражен плохо, грудная клетка смещена вперед; нижняя часть живота выступает; лопатки крыловидны;

б) плоско-вогнутая спина – уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены.

Лечебную физкультуру можно сочетать с массажем, который усиливает лечебный эффект физических упражнений. При включении массажа учитывается его физиологические действие. На стороне спастически сокращенных мышц в области вогнутости сколиоза используют приемы расслабления (вибрацию, поглаживание). На стороне выпуклости сколиоза, где мышечный тонус ослаблен, применяют все приемы массажа (в большой дозировке). [1]

2.1. Этапы работы по ЛФК в профилактике и исправлении дефектов опорно-двигательного аппарата детей

Месяц Виды физических упражнений, включенных в комплекс ЛФК

1 этап Сентябрь

Октябрь

Ноябрь Упражнения из положения стоя

• Принятие правильной осанки

• Корригирующая ходьба

• Удержание равновесия

• Удерживание предмета на голове

• Самовытяжение

2 этап Декабрь

Январь

Февраль Упражнения из положения сидя на полу, стуле, на скамейке

• Принятие правильной осанки

• С потягиванием

• С сопротивлением

• Ходьба на коленях и на четвереньках

• Лежа

3 этап Март

Апрель

Май Упражнения из положения лежа на животе и на спине

• Самовытяжение

• Сопротивление

• С предметами

• В парах

• С помощью инструктора по ЛФК

Тестовая карта для выявления нарушений осанки

1. Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью Да.

Нет

2. Голова, шея отклонены от средней линии, плечи, лопатки, таз установлены несимметрично Да.

Нет

3. Выраженная деформация грудной клетки – грудь «сапожника», впалая, «куриная» Да.

Нет

4. Выраженное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза Да.

Нет

5. Сильное отставание лопаток («крыловидные» лопатки) Да.

Нет

6. Сильное выступание живота (более 2 см от линии грудной клетки) Да.

Нет

7. Нарушение осей нижних конечностей (О-образные и Х-образные) Да.

Нет

8. Неравенство треугольников талии Да.

Нет

9. Вальгусное положение пяток или пятки (ось пятки отклонена наружу) во время стояния Да.

Нет

10. Явные отклонения в походке: прихрамывающая, «утиная» и др. Да.

Нет

С помощью данного теста оценка осанки детей дошкольного возраста поводится по следующим градациям:

1. Нормальная осанка – отрицательные ответы на все вопросы.

2. Незначительные нарушения осанки – положительные ответы на один или несколько вопросов (номера 3,5,6,7 включительно). Дети, обладающие этими отклонениями, подлежат наблюдению врача дошкольного учреждения.

3. Выраженные нарушения осанки – положительные ответы на вопросы 1,2,4,8,9,10 (один или несколько). Дети, отнесенные к данной группе, подлежат обязательному направлению на консультацию к ортопеду.

Использованная литература:

1. Бауер О. П., Волосникова Т. В. и др. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения : Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений / Под ред. С. О. Филипповой. – СПб. : «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2005. – 416с.

2. Бирюков А. А. Лечебный массаж. – Учебное пособие, 2004.

3. Вавилова Е. Н. Развитие у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1981. – 96с.

4. Дубровский В. И. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов вузов. – М. : Гуманит. центр. Владос, 1998. – 608с.

5. Егоров Б. Б., Нестеров Т. В. Оздорвительно-воспитательная работа с ослабленными детьми в ДОУ. Пособие для практических работников. – Элиста: АПП «Джангар», 1999. – 64с.

6. Епифанов В. А. Лечебная физическая культура: Учебное пособие. – М. : Просвещение, 2006.

7. Зимонина В. Н. Воспитание ребенка дошкольника. М. : 2003

8. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика ранний и дошкольный возраст.

9. Мастюкова Е. М. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Под общ. ред. д. м. н. Е. М. Мастюковой. – М. : АРКТИ, 2002. – 192с.

10. Назарова Н. М. Специальная педагогика.

Публикации по теме:

«Развитие двигательного творчества у детей дошкольного возраста в подвижной игре». Сообщение для педагогов В детстве ребенку свойственно неутомимое желание играть. Ребенок, не испытывающий этого желания, по меткому определению Н. К. Крупской, «или.

Циклограмма деятельности воспитателя. Средняя группа с нарушением опорно-двигательного аппарата 1 смена: время и мероприятия воспитателя 7.00 – 8.00. Прием детей в группе. 1. Беседы с родителями и детьми о самочувствии детей или по.

Гигиена опорно-двигательного аппарата. Гигиена опорно-двигательного аппарата Признаки правильной осанки: 1. Умеренные изгибы позвоночника 2. Симетрично и паралельно расположенные.

Исследовательская работа «Отечественная система сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» Оглавление Введение…. 3 Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата»…5 Классификация нарушений.

Комплекс упражнений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата I.Упражнения для формирования навыка правильной осанки. Основная стойка у стены, касаясь затылком, спиной, ягодицами, икрами, пятками..

Конспект НОД для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в спортивном зале в рамках лексической темы «Овощи» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (в спортивном зале) Лексическая.

Логопедическое сопровождение ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата В настоящее время дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата все больше интегрируются в общеобразовательную среду. Обучающиеся с НОДА.

Оздоровительный компонент в использовании подвижных игр при различных заболеваниях Оздоровительный компонент в использовании подвижных игр при различных заболеваниях. Автор: Аникеева Анна Евгеньевна инструктор физической.

Продолжение «Отечественная система сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» Причины нарушений опорно-двигательного аппарата: 1. Внутриутробная патология (в настоящее время многими исследователями доказано, что более.

Продолжение «Отечественная система сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» Права детей-инвалидов на получение образования Основным законом, регламентирующим конституционное право на образование, является Закон.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 25 ноября 2017 в 19:36
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД