Литературная викторина по марийским народным сказкам в старшей группе

Кугуелова Надежда
Литературная викторина по марийским народным сказкам в старшей группе

Программное содержание:

1. Систематизировать знания детей о марийских народных сказках.

2. Развивать образность речи детей: умения подбирать определения, сравнения к заданному слову.

3. Продолжать учить детей давать характеристики персонажам.

4. Воспитывать любовь к фольклорному творчеству своего народа - любовь к марийским народным сказкам.

Методы и приемы: наглядный – рассматривание картин; словесный – рассказ воспитателя, вопросы к детям, чтение художественной литературы, беседа с детьми; практический – подвижная игра «Мельница».

Предварительная работа: рассказывание марийских народных сказок; рассматривание картин, иллюстраций к марийским сказкам; разучивание марийских подвижных игр.

Материал: магнитофон, марийские мелодии, картины к сказкам «Сереброзубая Пампалче», «Чоткар – патыр», «Белая Лебёдушка», мяч для проведения игры «Мельница», угощения для детей марийского национального блюда «Коман – мелна».

Ход занятия:

Во время вступительной беседы звучит марийская мелодия.

В: Дети, я вам расскажу о том, как создавались марийские народные сказки. Очень – очень давно, марийский народ жил в трудных условиях. Марийские помещики и богатые обирали простой народ. Только в сказках и в песнях могли бедные люди выразить свои мечты о лучшей жизни: они мечтали, чтобы поесть досыта, хотя бы черного хлеба, мечтали о свободе, земле, конечно, ждали с нетерпением, чтобы не было богатых. Марийские народные сказки любят и взрослые и дети.

В: - Как вы думаете, почему сказки называют народными?

Д: - Правильно, народными их называют, потому что сказки сочинил народ. В: - Народ передавал их из уст в уста (например, ваша бабушка рассказывала сказку вашей маме, мама рассказывала вам, а вы потом будете рассказывать своим детям). Мы с вами много читали марийских народных сказок.

- Вспомните и скажите, какие сказки сочинил марийский народ?

Д: - Сказки о животных, волшебные и бытовые.

В: - Кто являются главными героями и персонажами марийских сказок о животных?

Д: - Дикие животные: лиса, волк, медведь, заяц.

В: - Правильно, в-первую очередь дикие животные.

- Кого из птиц можете назвать?

Д: - Сова, сорока….

В: - Правильно, сова, сорока, ворона. Реже встречаются домашние животные. Назовите их?

Д: - Собака, кот, баран, бык, лошадь.

В: - Правильно, а домашние птицы выступают еще реже. Назовите сказки о животных?

Д: - Это сказки: «Голодный волк», «Сова и лиса», «Катящаяся лепёшка», «Коза и медведь», «Откуда у зайца белая шубка».

В: - Марийский народ очень талантливый. Талант марийского народа проявляется в придумывании разных интересных сказок.

- Скажите, пожалуйста, как вы понимаете марийские волшебные сказки?

Д: - В волшебных сказках происходят волшебства, чудеса.

В: - Назовите, какие волшебства происходят в сказке «Чоткар – патыр»?

Д: В пять лет Чоткар стал богатырем – великаном, один на один дрался с косолапым медведем и всегда побеждал его. А когда он подрос, то одним ударом кулака мог сломать любую сосну, мог вырвать с корнем столетний дуб; Чоткар – патыр оживает, встает из могилы.

В: - Все правильно. Назовите героев волшебных сказок?

Д: - Это Сереброзубая Памплче, Чоткар – патыр, Кокша – богатырь, Белая Лебёдушка.

В: - Правильно, такими же именами названы и марийские сказки.

- Вспомните, о чём писал марийский народ в бытовых сказках?

Д: - О жизни бедных и богатых, об умных и глупых.

В: - Правильно. Большинство бытовых сказок – высмеивают пороки богатых, а так же простых людей. Это сказки об умных и глупых поступках. Любимый герой – это бедняк, сирота, угнетённый или обездоленный человек. И победу он одерживает лишь собственной ловкостью, умом, а не волшебством и чудесами, как в волшебной сказке.

- Назовите, с какими бытовыми сказками мы познакомились?

Д: - Бытовые сказки это: «Жадный купец», «Сорока одна небылица», «Бедные братья».

В: - Чему учат марийские народные сказки?

Д: - Марийские сказки учат быть добрыми, умными, сильными, не бояться трудностей….

В: - Правильно. В сказках заключена народная мудрость. Они учат жизни. Как хорошо быть трудолюбивыми, умными, добрыми, храбрыми, сильными. И плохо быть каким? Злыми, глупыми, жадными, трусливыми. В сказках зло всегда наказывается, а добро побеждает.

Физкультминутка.

В: - Повсюду на свете растёт детвора, а где детвора – непременно игра! Я приглашаю вас поиграть в марийскую игру «Мельница». Будем передавать мяч по кругу под марийскую музыку сначала медленно, а с ускорением музыки всё быстрее и быстрее, не уронив мяч. (2-3 раза)

В: - А сейчас мы с вами проведём викторину по марийским народным сказкам.

1.«Узнай сказку». Из каких сказок эти фразы?

«…- Ой, кум, что толку – то от того, что съешь меня? Подойди – ка ко мне сзади поближе и посчитай, сколько в моем хвосте волосинок, - показывает ему конь свой хвост…». («Голодный волк»)

«…Принесли старики его домой – не нарадуются, не знают, как и угодить ему. Старуха пироги с капустой и морковью печет, старик колыбельку лыковую плетёт…». («Откуда у зайца белая шубка»)

«…Медведь взобрался на ель, чтобы зажечь лучину, протянул своей лапой лучину, но до луны не достал…». («Катящаяся лепёшка»)

В: - Молодцы, все сказки вы назвали правильно. Это марийские народные сказки о животных.

2.«Кто поёт эту песню. Как называется сказка

«Сова тум – тум,

Одного птенца брось, тум – тум,

Как залезу – съем, тум – тум,

Как спущусь – съем, тум – тум,

Как срублю – съем, тум – тум,

Одного птенца брось, тум – тум!» («Сова и лиса»)

«Ой, сестрица, сестрица! Спусти свою шелковую качель! Хочет поймать Водяная старуха – Хочет женить на младшем сыне». («Сереброзубая Памплче»)

3.«Назовите, какие марийские сказки похожи на русские народные сказки

В: - Молодцы, правильно. Это «Катящаяся лепёшка» на сказку «Колобок», «Коза и медведь» на сказку «Волк и козлята».

4.«Определите название сказки по картине».

Выставляются картины: «Сереброзубая Пампалче».

В: - Вспомните, как отец ласково называл Пампалче?

Д: - Дочка, моя любимая деточка…

В: - Правильно, дочка, дорогая моя деточка, любимая моя дочь, моё сердечко, моя сердечная.

Картина «Чоткар – патыр».

В: - Скажите, какой был Чоткар в сказке?

Д: - Сильный, большой, смелый, храбрый, отважный.

В: - Кого защищал Чоткар?

Д: - Чоткар защищал марийский народ, марийскую землю от врагов.

В: - Правильно, любил и защищал Чоткар свой народ марийский, и народ его любил как сына.

Картина «Белая Лебёдушка».

В: - Вспомните, какие волшебства происходили в сказке?

Д: - Слезинка упала на Лебёдушку и птица стала девицей – красой с длинной косой. Собрала любимая перья и снова стала Лебёдушкой. Тойдемар превратился в белоснежного лебедя.

В: - Правильно. Посмотрите на картины и скажите, в каких костюмах изображены герои сказок?

Д: - В марийских народных костюмах.

В: - Правильно, марийские национальные костюмы очень красивые, яркие, богаты марийскими узорами.

Игра «Как сказать по-другому».

В: - Кокша – богатырь, какой?

Д: - Сильный, большой, быстрый, смелый.

В: - Сереброзубая Пампалче, какая?

Д: - Красивая, любимая, очаровательная, ненаглядная, трудолюбивая.

В: - А чтобы победить врага нужно быть, каким?

Д: - Сильными, ловкими, храбрыми, сильными.

В: - Жадный купец, какой?

Д: - Скупой, глупый, ленивый.

В: - Водяная старуха, какая?

Д: - Старая, древняя, злая, некрасивая, грубая, сердитая.

Звучит марийская мелодия.

В: - Прекрасные марийские сказки красивые, простые,

А может непростые

Сегодня вспоминали мы.

Вы очень все старались,

Огромное спасибо

Хочу сказать вам я!

В: - Сегодня на занятии мы с вами говорили о марийских сказках, играли в марийскую игру «Мельница» и на занятии звучала марийская музыка. В заключении я бы хотела угостить наших детей и наших гостей марийским национальным блюдом «Коман – мелна» марийскими блинами.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Кто прячется в сказке» Здравствуйте! Предлагаю Вашему вниманию игру, выполненную в соавторстве с моей коллегой Лакитиной В. В. Надеюсь, что эта игра будет использована.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Чтение английской сказки «Три поросенка» Программное содержание: 1. Учить детей понимать эмоционально – образное содержание сказки, ее идею. 2. Развивать образность речи детей,.

Библиотека изображений:
  • Сказочные существа
  • Русские народные сказки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Литературная викторина по марийским народным сказкам в старшей группе
Опубликовано: 26 октября 2013 в 16:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий театрализованной деятельности «Сказка о белой козочке»
Театрализованная деятельность в средней группе СКАЗКА « О БЕЛОЙ КОЗОЧКЕ» СКАЗОЧНИЦА - Никто не может сказать точно, где и когда произошла эта история....
Сценарий театрализованной постановки «Сказка «Пых» на новый лад»
Сказка «Пых» на новый лад Автор: С. А. Базанова, воспитатель МАДОУ «Компас» г. Перми ( Герои: бабка, дедка, внучка, петрушка, морковка, репка, картошка,...
Краткосрочная образовательная практика «Чудеса цвета»
Цвет – один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть которых вполне доступна для освоения их детьми...
Проект для воспитанников старшего дошкольного возраста «Профессия пожарный»
Проект «Профессия пожарный». Автор Олеся Петровна Пиянзина воспитателем 1 квалификационной категории, филиала МБДОУ – детского сада «Детство» детского сада...
Картотека народных подвижных игр
Картотека народных подвижных игр. Цели: - развитие у детей определённых умений и навыков, сообразительность, быстроту реакции; - воспитание воли,...