Литературная викторина по марийским народным сказкам в старшей группе

Кугуелова Надежда
Литературная викторина по марийским народным сказкам в старшей группе

Программное содержание:

1. Систематизировать знания детей о марийских народных сказках.

2. Развивать образность речи детей: умения подбирать определения, сравнения к заданному слову.

3. Продолжать учить детей давать характеристики персонажам.

4. Воспитывать любовь к фольклорному творчеству своего народа - любовь к марийским народным сказкам.

Методы и приемы: наглядный – рассматривание картин; словесный – рассказ воспитателя, вопросы к детям, чтение художественной литературы, беседа с детьми; практический – подвижная игра «Мельница».

Предварительная работа: рассказывание марийских народных сказок; рассматривание картин, иллюстраций к марийским сказкам; разучивание марийских подвижных игр.

Материал: магнитофон, марийские мелодии, картины к сказкам «Сереброзубая Пампалче», «Чоткар – патыр», «Белая Лебёдушка», мяч для проведения игры «Мельница», угощения для детей марийского национального блюда «Коман – мелна».

Ход занятия:

Во время вступительной беседы звучит марийская мелодия.

В: Дети, я вам расскажу о том, как создавались марийские народные сказки. Очень – очень давно, марийский народ жил в трудных условиях. Марийские помещики и богатые обирали простой народ. Только в сказках и в песнях могли бедные люди выразить свои мечты о лучшей жизни: они мечтали, чтобы поесть досыта, хотя бы черного хлеба, мечтали о свободе, земле, конечно, ждали с нетерпением, чтобы не было богатых. Марийские народные сказки любят и взрослые и дети.

В: - Как вы думаете, почему сказки называют народными?

Д: - Правильно, народными их называют, потому что сказки сочинил народ. В: - Народ передавал их из уст в уста (например, ваша бабушка рассказывала сказку вашей маме, мама рассказывала вам, а вы потом будете рассказывать своим детям). Мы с вами много читали марийских народных сказок.

- Вспомните и скажите, какие сказки сочинил марийский народ?

Д: - Сказки о животных, волшебные и бытовые.

В: - Кто являются главными героями и персонажами марийских сказок о животных?

Д: - Дикие животные: лиса, волк, медведь, заяц.

В: - Правильно, в-первую очередь дикие животные.

- Кого из птиц можете назвать?

Д: - Сова, сорока….

В: - Правильно, сова, сорока, ворона. Реже встречаются домашние животные. Назовите их?

Д: - Собака, кот, баран, бык, лошадь.

В: - Правильно, а домашние птицы выступают еще реже. Назовите сказки о животных?

Д: - Это сказки: «Голодный волк», «Сова и лиса», «Катящаяся лепёшка», «Коза и медведь», «Откуда у зайца белая шубка».

В: - Марийский народ очень талантливый. Талант марийского народа проявляется в придумывании разных интересных сказок.

- Скажите, пожалуйста, как вы понимаете марийские волшебные сказки?

Д: - В волшебных сказках происходят волшебства, чудеса.

В: - Назовите, какие волшебства происходят в сказке «Чоткар – патыр»?

Д: В пять лет Чоткар стал богатырем – великаном, один на один дрался с косолапым медведем и всегда побеждал его. А когда он подрос, то одним ударом кулака мог сломать любую сосну, мог вырвать с корнем столетний дуб; Чоткар – патыр оживает, встает из могилы.

В: - Все правильно. Назовите героев волшебных сказок?

Д: - Это Сереброзубая Памплче, Чоткар – патыр, Кокша – богатырь, Белая Лебёдушка.

В: - Правильно, такими же именами названы и марийские сказки.

- Вспомните, о чём писал марийский народ в бытовых сказках?

Д: - О жизни бедных и богатых, об умных и глупых.

В: - Правильно. Большинство бытовых сказок – высмеивают пороки богатых, а так же простых людей. Это сказки об умных и глупых поступках. Любимый герой – это бедняк, сирота, угнетённый или обездоленный человек. И победу он одерживает лишь собственной ловкостью, умом, а не волшебством и чудесами, как в волшебной сказке.

- Назовите, с какими бытовыми сказками мы познакомились?

Д: - Бытовые сказки это: «Жадный купец», «Сорока одна небылица», «Бедные братья».

В: - Чему учат марийские народные сказки?

Д: - Марийские сказки учат быть добрыми, умными, сильными, не бояться трудностей….

В: - Правильно. В сказках заключена народная мудрость. Они учат жизни. Как хорошо быть трудолюбивыми, умными, добрыми, храбрыми, сильными. И плохо быть каким? Злыми, глупыми, жадными, трусливыми. В сказках зло всегда наказывается, а добро побеждает.

Физкультминутка.

В: - Повсюду на свете растёт детвора, а где детвора – непременно игра! Я приглашаю вас поиграть в марийскую игру «Мельница». Будем передавать мяч по кругу под марийскую музыку сначала медленно, а с ускорением музыки всё быстрее и быстрее, не уронив мяч. (2-3 раза)

В: - А сейчас мы с вами проведём викторину по марийским народным сказкам.

1.«Узнай сказку». Из каких сказок эти фразы?

«…- Ой, кум, что толку – то от того, что съешь меня? Подойди – ка ко мне сзади поближе и посчитай, сколько в моем хвосте волосинок, - показывает ему конь свой хвост…». («Голодный волк»)

«…Принесли старики его домой – не нарадуются, не знают, как и угодить ему. Старуха пироги с капустой и морковью печет, старик колыбельку лыковую плетёт…». («Откуда у зайца белая шубка»)

«…Медведь взобрался на ель, чтобы зажечь лучину, протянул своей лапой лучину, но до луны не достал…». («Катящаяся лепёшка»)

В: - Молодцы, все сказки вы назвали правильно. Это марийские народные сказки о животных.

2.«Кто поёт эту песню. Как называется сказка

«Сова тум – тум,

Одного птенца брось, тум – тум,

Как залезу – съем, тум – тум,

Как спущусь – съем, тум – тум,

Как срублю – съем, тум – тум,

Одного птенца брось, тум – тум!» («Сова и лиса»)

«Ой, сестрица, сестрица! Спусти свою шелковую качель! Хочет поймать Водяная старуха – Хочет женить на младшем сыне». («Сереброзубая Памплче»)

3.«Назовите, какие марийские сказки похожи на русские народные сказки

В: - Молодцы, правильно. Это «Катящаяся лепёшка» на сказку «Колобок», «Коза и медведь» на сказку «Волк и козлята».

4.«Определите название сказки по картине».

Выставляются картины: «Сереброзубая Пампалче».

В: - Вспомните, как отец ласково называл Пампалче?

Д: - Дочка, моя любимая деточка…

В: - Правильно, дочка, дорогая моя деточка, любимая моя дочь, моё сердечко, моя сердечная.

Картина «Чоткар – патыр».

В: - Скажите, какой был Чоткар в сказке?

Д: - Сильный, большой, смелый, храбрый, отважный.

В: - Кого защищал Чоткар?

Д: - Чоткар защищал марийский народ, марийскую землю от врагов.

В: - Правильно, любил и защищал Чоткар свой народ марийский, и народ его любил как сына.

Картина «Белая Лебёдушка».

В: - Вспомните, какие волшебства происходили в сказке?

Д: - Слезинка упала на Лебёдушку и птица стала девицей – красой с длинной косой. Собрала любимая перья и снова стала Лебёдушкой. Тойдемар превратился в белоснежного лебедя.

В: - Правильно. Посмотрите на картины и скажите, в каких костюмах изображены герои сказок?

Д: - В марийских народных костюмах.

В: - Правильно, марийские национальные костюмы очень красивые, яркие, богаты марийскими узорами.

Игра «Как сказать по-другому».

В: - Кокша – богатырь, какой?

Д: - Сильный, большой, быстрый, смелый.

В: - Сереброзубая Пампалче, какая?

Д: - Красивая, любимая, очаровательная, ненаглядная, трудолюбивая.

В: - А чтобы победить врага нужно быть, каким?

Д: - Сильными, ловкими, храбрыми, сильными.

В: - Жадный купец, какой?

Д: - Скупой, глупый, ленивый.

В: - Водяная старуха, какая?

Д: - Старая, древняя, злая, некрасивая, грубая, сердитая.

Звучит марийская мелодия.

В: - Прекрасные марийские сказки красивые, простые,

А может непростые

Сегодня вспоминали мы.

Вы очень все старались,

Огромное спасибо

Хочу сказать вам я!

В: - Сегодня на занятии мы с вами говорили о марийских сказках, играли в марийскую игру «Мельница» и на занятии звучала марийская музыка. В заключении я бы хотела угостить наших детей и наших гостей марийским национальным блюдом «Коман – мелна» марийскими блинами.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Кто прячется в сказке» Здравствуйте! Предлагаю Вашему вниманию игру, выполненную в соавторстве с моей коллегой Лакитиной В. В. Надеюсь, что эта игра будет использована.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Чтение английской сказки «Три поросенка» Программное содержание: 1. Учить детей понимать эмоционально – образное содержание сказки, ее идею. 2. Развивать образность речи детей,.

Библиотека изображений:
  • Сказочные существа
  • Русские народные сказки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Литературная викторина по марийским народным сказкам в старшей группе
Опубликовано: 26 октября 2013 в 16:53
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....