Викторина «Путешествие в Лукоморье» в старшей группе. Итоговое мероприятие проекта «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»

Ольга Феофилактова
Викторина «Путешествие в Лукоморье» в старшей группе. Итоговое мероприятие проекта «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

«Путешествие в Лукоморье»

Старшая группа

(

Цель: развитие связной речи, познавательного интереса, через использование литературных средств и содержания сказок АС. Пушкина.

Задачи:

-совершенствовать умение давать развёрнутые ответы, интонационно выразительно рассказывать отрывки из сказок.

-развивать познавательную активность, коммуникативные навыки (работа в команде) в процессе выполнения заданий викторины.

- продолжать воспитывать любовь и уважение к великому русскому поэту, устойчивую потребность в общении со сказкой.

Предварительная работа:

подбор мультфильмов, фонотеки, книг по сказкам А. С. Пушкина, чтение сказок, беседы по содержанию прочитанного, заучивание отрывков сказок, создание выставки художественных работ «По сказкам А. С. Пушкина» совместно с родителями, создание макета «У Лукоморья», «Хрустальный дом», подбор игр.

Оборудование:

проектор, доска, жетоны, сундук с предметами из сказок Пушкина (зеркало, яблоко, сеть-невод, рыбка, петушок, кнут, белочка, чёртик, орешки в мешке, месяц, бочка, корыто, прялка, веретено, лук со стрелой, перо лебедя, цепь, деревянная ложка Балды и т. д., разрезные карточки для игры «Собери корабль», “Собери картинку”, картинки к игре «Сказочные последовательности» для двух команд; доска, оформленная рисунками по сказкам писателя, макет дуба, сверток, лист с изображением скрипичного ключа, шоколадные медали и похвальные листы (для каждого ребёнка).

Музыкальное оформление: музыка из телепередачи “Приходите в гости к нам…”, К. Сен-Санс “Аквариум”, П. Чайковский “Сладкая грёза” (“Детский альбом)

Участники: дети старшей группы, жюри – родители.

Зал оформлен декорациями литературной гостиной (стол, на котором стоят подсвечник, листы бумаги, чернильница и перо). В зале оформлена выставка рисунков по произведениям А. С. Пушкина. В центре портрет поэта.

Ход литературной викторины:

Звучит музыка из телепередачи “Приходите в гости к нам…”, в зал заходят дети, гости.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный день. Он посвящен сказкам Александра Сергеевича Пушкина - великого, русского поэта. Мы с вами находимся в литературной гостиной. И сейчас мы проведем с вами литературную викторину и узнаем, кто из вас лучше знает сказки русского писателя. За свои знания вы будете получать жетоны, а родители нам помогут подсчитать и определить команду – победителя. Предлагаю разделиться на 2 команды и придумать название команде. Итак, начинаем.

А. С. Пушкин создал удивительный мир сказки, который находится далеко-далеко, на острове Буяне. (Cлайд острова) Лежит этот остров посреди моря-океана, не то на юге, не то на востоке. Там всегда тепло, всегда лето. Потому что на этом острове живет Солнце. Остров этот волшебный. На нем рождаются все чудеса, все волшебные истории, все сказки.

1.- Какие сказки Пушкина знаете вы (ответы детей)

«Сказка о Царе Салтане, о сыне его могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди»,

«Сказка о попе и его работнике Балде»,

«Руслан и Людмила»,

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,

«Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Сказка о золотом петушке».

2.- Ай, потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная:

Есть в ней дива дивные, чуда чудные…

- Что за чудо и из какой сказки? Слушайте!

- Она там живет ручная,

Да кудесница какая!

Она песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд… (Белка, сказка о Салтане)

- «В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне она его взяла

И вопрос свой задала:

«Свет мой! Скажи

Да всю правду доложи…

- Что за чудо она взяла? Узнали, из какой сказки эта злая царица? ?

(зеркало, «Сказка о мертвой царевне)

- Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой.

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя ….( 33 богатыря, «Сказка о Салтане…)

- По- нашему она говорила,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее вукуп;

Так пустил ее в синее море.

- Какое чудо? И кто рассказывает? (золотая рыбка, «Сказка о рыбаке)

- За морем она есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит. (царевна Лебедь, «Сказка о Салтане…)

- Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.

3. Ребята, а не отправиться ли нам в сказочное путешествие, на остров Буян? Но чтобы попасть на этот остров, нам нужен корабль. Ведь не можем мы вплавь перебраться через море. (2 картинки корабля. Корабли разбиты на части: палуба, корма, мачта, парус). А вот и корабли, каждая команда должна себе собрать корабль.

- Корабли готовы – поплыли!

4. -А чтобы быстрее приплыть, я буду читать начало строки из сказки Александра Сергеевича Пушкина, а вы будете заканчивать:

Игра «Доскажи словечко» - педагог подсказывает ответы стихотворными строчками так, чтобы дети сами заканчивали строку рифмованным словом.

- Царь с царицею простился,

В путь дорогу снарядился,

И царица у окна

Села…. (ждать его одна).

- Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого (петушка).

-“Уж диковинка, ну право, -

Подмигнув другим лукаво,

Повариха говорит, -

Город у моря стоит!

Знайте, вот что не безделка:

Ель в лесу, под елью (белка).

- а балда приговаривал с укоризной:

“не гонялся бы ты, ….(поп, за дешевизной!”)

- ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело (Говорить оно умело)

- Молодцы, очень быстро вы справились!

5. - Ну, вот мы и на острове Буяне. Посмотрите, какое большое дерево! Кто знает, как оно называется? (дуб, ставится макет дуба.)

- Верно, дуб. Но дуб не обычный! (чтение стихотворения детьми)

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том

И днем и ночью кот ученый,

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо - песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей,

Избушка - там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

6.- Смотрите: на нем есть цепь, на ветвях сидит кот, у подножия стоит сундук с золотом. Что бы это могло значить? Может быть это очередная загадка? Давайте посмотрим.

Игра "Угадай, из какой сказки"

Условия игры: В сундуке предметы из сказок Пушкина: зеркало, яблоко, сеть-невод, рыбка, петушок, кнут, белочка, чертик, орешки в мешке, месяц, бочка, корыто, прялка, веретено, лук со стрелой, перо лебедя, цепь, деревянная ложка Балды, лук и стрела царя Гвидона и т. д. Родители достают и показывают из сундука предметы. Дети по предметам должны угадать сказки.

- Молодцы, ребята! Знаете сказки А. С. Пушкина.

7. - Смотрите-ка, какой необычный лист висит на нашем дубе! (дуб, на нём лист со скрипичным ключом) И знак на нем какой-то интересный!

- Что-то я никак в толк не возьму: что этот знак обозначает? Может, ребята знают (скрипичный ключ)

- Какой такой ключ? Какую это он дверь открывает (музыкальный знак, и открывает он дверь в мир музыки)

- Верно, этот знак нам напоминает, что мы должны танцевать под музыку.

Музыкальная пауза. Кто не любит скучно жить – просим в круг выходить! Дети под музыку К. Сен-Санса “Аквариум” исполняют небольшой пластический этюд. Игра “Сделай фигуру”

8. - Ребята, пока вы танцевали, я увидела под дубом сверток.

Разворачиваю и читаю задания:

- Какая царица, вся сияя, как заря, тихо встретила царя? И из какой сказки?

(Шамаханская, «Сказка о золотом петушке»)

- Кто говорил и из какой сказки: «Что ты, баба, белены объелась? Ни ступать, ни молвить не умеешь, насмешишь ты целое царство»?

(Рыбак, «Сказка о рыбаке…»)

- Кто ходил по базару посмотреть кой-какого товару? (поп, «Сказка о попе)

- Кто завидовал и вредил молодой царице в сказке «Сказка о царе Салтане…»? (ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха) .

- В какой сказке и кто говорил: «Не печалься, иди себе с богом….»?

- В какой сказке остров на море лежит,

Град на острове стоит,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами? («Сказка о Салтане…»)

- Умницы, для вас нет трудных заданий!

9. - Ой, ребята смотрите, ветер разбросал листочки. Что это, как вы думаете?

Игра “Собери картинку”

Условия игры: каждая команда должна собрать разрезную картинку с иллюстрацией из сказки А. С. Пушкина и назвать название сказки.

- Все выполнили правильно! Какие же вы умные да смекалистые! Но тут еще лежат картинки.

10. Игра “Сказочные последовательности”

Условия игры: Предлагается одинаковое число картинок для двух команд. Какая из команд соберет быстрее и правильно последовательность.

1. Картинки насекомых из “Сказки о царе Салтане”. Дети должны разложить их в “сказочной” последовательности: князь Гвидон сначала превратился в муху, потом в комара и, наконец, в шмеля.

2. Картинки месяца, солнца и ветра. Дети должны расставить их в той последовательности, в которой царевич Елисей из сказки “О мертвой царевне” обращался к ним с вопросом о своей невесте.

3. Картинки: заяц, коза, слон, лиса, лошадь. Дети должны выбрать тех животных, которые помогли Балде из сказки “О попе и работнике его Балде” обхитрить чертят.

-Молодцы, отлично справились!

11. Вот пора нам и назад вернуться. Наше путешествие заканчивается и нам пора прощаться с островом Буяном! Всем на свой корабль! Чтобы быстрей назад вернуться, давайте еще поиграем в

Игру «Доскажи словечко» - педагог подсказывает ответы стихотворными строчками так, чтобы дети сами заканчивали строку рифмованным словом.

- жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

Они жили в ветхой землянке

Ровно (тридцать лет и три года)

- Делать нечего. Она,

Черной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,

Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение (волкам).

- ветер по морю гуляет и….(кораблик подгоняет.)

- белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все….(скорлупки золотые)

- Неужели мы приплыли назад, получилось очень быстро. И опять мы с вами в литературной гостиной.

12. - В русском языке часто используют пословицы. Скажите, действия героев какой сказки Пушкина подходят к пословице:

-Оказаться у разбитого корыта (Потерять все, что имел, приобрел)- «Сказка о рыбаке и рыбке».

- Уговор дороже денег. (Напоминание о необходимости соблюдать устные договоренности)-«Сказка о золотом петушке»

- Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. (Впечатление от увиденного гораздо сильнее, чем от услышанного)-«Сказка о царе Салтане

(дается жетон команде, которая быстро и правильно ответила на задание)

- Александр Сергеевич Пушкин первым из русских поэтов заговорил простым народным языком. Он всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь. Стихи Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.

В его сказках добро одерживает победу над злом. Я надеюсь, что вам еще и еще раз захочется слушать, а потом и перечитывать сказки Пушкина, брать пример с положительных героев. А когда вы будете взрослыми, с наслаждением будете перечитывать эти сказки своим детям.

Много сказок сочинил,

В Лукоморье путь открыл

В страну, где с чудесами,

Встречаемся мы с вами.

Сказка учит нас добру

Учит быть нас всех мудрее

Там добро накажет зло

Кто добрее, тот сильнее.

13. Подведение итогов викторины. Молодцы, дети, вы знаете и любите сказки Пушкина, все команды хорошо отвечали. Победила дружба! Понравилось вам наше сказочное путешествие? А чтобы вы его запомнили надолго, Ученый Кот прислал вам в подарок вот эти медали (шоколадные) и похвальные листы за активное участие в нашем проекте “ Путешествие по сказкам А. С. Пушкина”. Приглашенные родители награждают детей. Благодарность родителям за участие в жизни группы.

Звучит музыка. Дети выходят из зала.

Публикации по теме:

Практическо-творческий проект «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»Практическо-творческий проект «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» Практически-творческий проект «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»для детей старшего дошкольного возраста Составили: Малинина Анастасия.

Викторина по сказкам А. С. Пушкина С произведениями А. С. Пушкина дети знакомятся на протяжении всех четырёх лет пребывания в детском саду. Сначала это отрывки из стихотворений,.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Сюжетные картинки
  • Сказочные существа
Автор публикации:
Викторина «Путешествие в Лукоморье» в старшей группе. Итоговое мероприятие проекта «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»
Опубликовано: 2 июня 2013 в 15:31
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...