Папки-передвижки

Литературно-музыкальная сказка «Шурале» (по поэме-сказке татарского поэта Г. Тукая)

Гульнара Кирсанова
Литературно-музыкальная сказка «Шурале» (по поэме-сказке татарского поэта Г. Тукая)

Действующие лица:

Ведущие

Шурале

Джигит

Друзья Шурале

Бабочки

Цветы

Шмель

Девушки из деревни

Оборудование: деревенский домик, скамейка, искусственные деревья и бревно, костюмы, музыкальный центр, компьютер, книжная выставка «Правдивый Тукай».

Сценарий

Звучит татарская песня «Туган тел» (музыкальный центр)

Ведущая 1:

И туган тел, и матур тел, ткм - нкмне теле!

Публикация «Литературно-музыкальная сказка „Шурале“ (по поэме-сказке татарского поэта Г, Тукая)» размещена в разделах

Дньяда кп нрс белдем син туган тел аркылы.

Ведущий 2:

Родной язык – святой язык, отца и матери язык,

Как ты прекрасен! Целый мир в твом богатстве я постиг!

Ведущая 1: Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в татарской деревне Кушлавыч. Отец его был в мулла, мать занималась воспитанием сына. Мальчику было четыре года, когда потерял своих родителей. И началась горькая сиротская жизнь будущего поэта.

Ведущий 2: Как перекати-поле носила его судьба с места на место, из семьи в семью. Девятилетний Тукай попадает в Уральск, где поступает в уральское медресе. В 19 лет Тукай начинает писать первые свои стихи. А в 21 год он написал поэму “ Шурале”.

Ведущая 1: Габдулла Тукай прожил всего 27 лет, но успел сделать многое. На сегодняшний день его литературные произведения собраны в пяти томах, изданы 150 раз, переведены на многие языки народов мира.

Ведущий 2: Ну, а теперь сказка-поэма “ Шурале”

Звучит татарская мелодия.

Есть деревня прямо за Казанью – Кырлаем называют.

Хоть и не там рожден был Тукай, но немного жил он там.

Со всех сторон той деревни лес стоял,

Велик этот лес – края не видать.

Беспределен и могуч, словно Чингиза грозная рать.

Там луга и зелень трав, словно из бархата.

В лесу красным-красны – земляника да малина.

Величественно, словно воинов могучих строй, сосны и ели там стоят.

Под березами, дубами вместе с щавелем, грибами

Переливаются многоцветьем нежных лепестков

Белые, алые, красные, желтые, синие цветы.

Прилетая, улетая, то снова садясь на цветы,

Будто целуют их нежно яркокрылые мотыльки.

Танец бабочек и цветов.

А велика ли та деревня? Нет, та деревня очень мала.

Прекрасные люди здесь жили всегда.

А сколько здесь алощеких, чернобровых и черноглазых красавиц живет.

И как весело в праздники, сабантуи веселиться народ.

Выход под музыку девушек и джигита.

Но не будет рассказывать больше про деревню Кырлай,

А то мысли мои уведут меня в даль.

Расскажу вам историю одну,

По обыкновению своему, стихами запою.

В ночь лунную, тихую из той деревни джигит

Запряг коня и за дровами отправился в лес один.

Быстро доехал джигит. За работу взялся тотчас,

Рубить деревья начал он топором.

Вдруг! Жуткий крик раздается в тишине вдруг.

Вздрогнув, застыл на месте наш джигит,

Смотрит - перед ним чудище стоит!

Джигит: Кто это? Беглый или джин? Или сам дух лесной?

Жуть берет – безобразен, какой-то немыслимый урод!

Ведущий 1:

Нос кривой изогнут наподобие крючка,

Сверкают исподлобья глубоко запавшие глаза,

Весь голый, очень тонкий, но с человеком схож,

На лбу рог – с палец наш средний длиной.

И не кривы пальцы, напротив очень даже прямы,

Но уродливы – с поларшина будут они.

Джигит:

Чего тебе нужно от меня?

Шурале :

Не пугайся, джигит, я не грабитель и не вор,

И не выхожу на разбой.

Обычай мой: щекоткой убиваю я людей

Вот и сейчас, увидев тебя, я от радости заревел.

Давай, в щекотки поиграем немного с тобой.

Джигит:

Ладно, ладно, какой разговор, поиграю с тобой,

Но у меня есть условие одно.

Вот этот чурбан расколем – ка с тобой.

И на телегу положим то самое бревно.

Берись-ка своими пальцами за эту щель.

Ведущий 2:

Не противясь, согласился с условием Шурале,

И быстро к месту указанному пошел,

Вложил пальцы он свои в широкий зев бревна.

По клинцу, забитому в щель, ударил джигит топором

Потихоньку в исполнение он приводит замысел свой.

Шурале :

Ах, понял я замысел твой.

Сжалься надо мною, спаси же,

Отныне не трону ни тебя, ни сына, ни весь твой народ.

Очень болят пальцы, отпусти же меня, отпусти!

Ведущий 1:

Между тем джигит наш собирается домой.

На жалобы Шурале даже ухом не ведет.

Джигит:

Пора мне домой!

Шурале :

Скажи же, бессердечный, кто ты? Как тебя зовут?

Если до завтра, до прихода братьев моих, останусь жив.

На вопрос «кто обидел?», имя назвал бы твое.

Джигит:

Так и быть, скажу, а ты запомни: Имя мое – Прошлый год.

Прощай!

Шурале :

Прищемил, погубил меня злодей Прошлый год,

Ах, умираю, из беды меня не кто не спасет.

Выход под музыку братьев Шурале.

Братья:

Кто тебе прищемил?

Шурале :

Прошлый год прищемил.

Братья:

1. Ты дурень,

2. Ты рехнулся

3. Ты свихнулся!

Не ори, прекрати!

Прищемленный прошлым годом, разве нынешним орет!

Звучит музыка.

Использованная литература :

поэма-сказка «Шурале» Габдулла Тукай

Публикации по теме:

Литературно-музыкальная композиция «Пасхальная радость»Литературно-музыкальная композиция «Пасхальная радость» Литературно-музыкальная композиция "Пасхальная радость" Выход детей: танец с колокольчиками «К нам пришла весна», Дети выстраиваются.

«Весенние фантазии». Литературно-музыкальная гостиная (подготовительная группа) «Весенние фантазии»Литературно-музыкальная гостиная. подготовительный возрастЦель: На примере произведений показать детям взаимосвязь музыки,.

Литературно-музыкальная гостиная «Осень» (старшая группа) Конюхова Анна Павловна, воспитатель МБОУ СШ №7 филиал Детский сад №10 «УЛЫБКА» Литературно-музыкальная гостиная. Тема «Осень». Старшая.

Литературно-музыкальная гостиная «Встреча у камина» Задачи: 1. Познакомить с содержанием сказки «Стойкий оловянный солдатик»,пополнять словарный запас детей. 2. Помочь воспринимать интонационный.

Литературно-музыкальная гостиная «Выстояли и победили» Цель мероприятия: воспитание патриотизма в дошкольниках через славное историческое прошлое России Задачи: 1. формировать у детей представление.

Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы для учащихся 4 класса Литературно- музыкальная композиция посвящённая дню Победы. 1. Танец на музыку «Смуглянка» в военной одежде. 2. Один из танцующих зовёт.

Литературно-музыкальная композиция для учащихся 4 класса «Планета детства» Ведущий: Нам встретится не раз Та добрая планета, Где с лучиками глаз Встречаются рассветы. Где солнечные сны, Где звездные тропинки, Где.

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Великой Победы Сценарий торжественного концерта, посвященного празднованию 70-ия Великой Победы, «Мы встречаем День Победы!» Презентация - Слайд №1 1.

Литературно — музыкальная композиция «Репка на новый лад» Звучит музыка, из-за ширмы появляется мальчик Ваня, за ним бежит девочка Настя. Настя: Вань, а Вань, Если на деревьях листья пожелтели,.

Внеурочное мероприятие для учащихся 15–17 лет. Литературно-музыкальная гостиная «Встреча с романсом» Внеурочное мероприятие Литературно-музыкальная гостиная «Встреча с романсом» Цель: Приобщить современных подростков к вокальному искусству,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Литературно-музыкальная сказка «Шурале» (по поэме-сказке татарского поэта Г. Тукая)
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 20:57
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД