Литературное чтение, 3 класс. Сочинение по картине И. И. Левитана «Март»

Соколова Елена Викторовна
Литературное чтение, 3 класс. Сочинение по картине И. И. Левитана «Март»

Предмет Литературное чтение

Тема: Проверь себя. Сочинение по картине И. И. Левитана «Март»

Цель: Проверить уровень осознанности изученных в разделе «В мире фантастики и приключений» произведений. Развивать речь, уметь логически связно строить свой рассказ.

Задачи:

1. Образовательная: обобщить знания детей по теме; проверить уровень усвоения знаний по разделу «В мире фантастики и приключений»: знание прочитанных в разделе произведений; фамилий поэтов и писателей; понимание, о чем и с какой целью написано произведение, какова авторская позиция; обучать написанию связного текста (описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений); пополнить словарный запас учащихся, закрепить понятие об описании как типе речи;

2. Развивающая: развивать языковое чутьё, учить редактированию текста; способствовать развитию эстетического восприятия и ассоциативного мышления учащихся;

3. Воспитывающая: воспитывать чувство любви к природе, самостоятельность и активность, бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: репродукции картины И. Левитана, запись музыки П. И. Чайковского («Времена года») – весна.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Сегодня мы проводим обобщение по разделу «В мире фантастики и приключений»

Что нового вы узнали? Какие произведения запомнились больше всего?

Сегодня мы ещё раз вспомним прочитанные в разделе произведения.

Актуализация полученных знаний. Беседа по содержанию раздела: просматриваем, обсуждаем с. 95-146

Беседа по вопросам «Проверь себя» с. 147-149 по разделу «В мире фантастики и приключений»

Самостоятельное просматривание детьми произведений пройденного раздела с. 4-25

Работа над пословицами РТ с. 66 №7. Соберите пословицы, соединив стрелкой их начало и окончание. Объясните их смысл.

Птица радуется весне, … а младенец матери.

Увидел грача – … весну встречай.

Весенний день … год кормит.

Весна красна цветами, … а осень пирогами.

Март зиму кончает, … весну начинает.

Выполнение контрольного теста по разделу «В мире фантастики и приключений» по тетради на печатной основе с. 65-66 №1-7 с самопроверкой.

3. Целеполагание. Сообщение темы урока

Сегодня у нас урок развития речи “Сказка о грустном художнике”. Мы познакомимся с творчеством русского художника Исаака Ильича Левитана, внимательно рассмотрим и поговорим подробно о его картине “ Март”, а потом напишем сочинение — описание этой картины в художественном стиле.

4. Подготовительная беседа. Рассказ учителя о художнике.

Что означает слово пейзаж? Пейзаж – рисунок, картина, на которой изображена природа. Пейзажист – художник, рисующий пейзажи.

Важно искренне изображать природу, от души. Представьте, что вы находитесь в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Жил-был грустный художник Исаак Левитан. А грустен он был потому, что уж очень невесёлая была у него жизнь. Родился он в еврейском местечке Кибарты в Литве в 1873 году. Исаак Левитан мечтал стать художником, а на художника учиться ох как долго! У грустного художника не было ни денег, ни родных, которые могли бы ему помочь. Он часто бывал голоден, ходил в старой и рваной одежде и башмаках с оторвавшейся подошвой, а тёплой одежды у него и вовсе не было. Представьте, как он замерзал в холодные зимние дни…

В том доме, где он вырос, у него не было даже своего уголка, поэтому студентом он часто оставался ночевать в своём училище. Устраивался под лавкой и старался забиться подальше, чтобы его не заметил и не выгнал злой сторож, которого все боялись и звали “Нечистая сила”, как какого-нибудь лешего или домового.

Да, трудно пришлось грустному художнику, но всё же он стал настоящим мастером. Все, кто видел его картины, признавали, что ещё никто не умел изображать природу так, как он. Человек очень робкий, стеснительный и ранимый, Левитан умел отдыхать только наедине с природой. Он умел разговаривать с деревьями и облаками, слышал, как растёт трава, умел показать, что красота есть везде, даже в лужице, в которой отражается небо.

Но… Левитан не любил Солнце. Оно казалось ему чересчур ярким, не в меру резким, назойливым, оно мешало ему наслаждаться природой. Поэтому чаще всего он изображал дождливые, пасмурные дни или вечер; или осень, когда Солнца становится совсем мало.

Но в 1895 году в душе художника Исаака Левитана произошёл перелом. После неярких печальных полотен он стал писать жизнерадостные, полные торжествующей красоты картины. Художник стал другим. Конечно, он не сделался весельчаком. Но всё же перестал прятаться от Солнечных Лучей, и они то и дело стали появляться на его картинах. Вот свежий ветер надувает паруса залитого Солнцем красавца-корабля на большой реке. В небе бегут пушистые облака, река вся покрыта мелкими быстрыми волнами. Всё так нарядно, бодро, весело! Даже не верится, что эту картину написал Исаак Левитан. Как сказал Константин Георгиевич Паустовский, “картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, но чем дальше вглядываешься в них, тем всё милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков”.

5. Рассматривание картины. Беседа по содержанию картины.

Сегодня мы будем подробно знакомиться с картиной Исаака Левитана “ Март”

Судя по названию картины, о каком времени года пойдёт речь? О ранней весне.

Какие ассоциации возникают у вас при слове "весна"? Тепло, яркое солнце, капель, журчание ручьёв, таяние снега, молодая зелень, проталины, радостное настроение, сосульки, голубое высокое небо, чистый и свежий воздух, долгие светлые дни.

Настоящий художник всегда учит особому зрению. Он словно обостряет наши чувства, заставляет видеть необычное в обычном, красоту и поэзию — в привычном и будничном.

Перед вами картина Исаака Левитана “ Март”. Всмотритесь в неё, а я расскажу историю её появления.

Начиналась весна, и день стоял солнечный и радостный. Левитан ехал в санях и невесело посматривал по сторонам. “Видно, не придётся сегодня поработать, — подумал он, — слишком светло всё, слишком ярко, как в театре. Как жаль, целый день пропадёт!”

Вдруг в синем небе над его головой закричала лесная птица сойка. Услышав её крик, художник вздрогнул от неожиданности, быстро вскинул голову, и его широкополая шляпа отлетела и свалилась в снег. И тут солнечные лучи брызнули ему в глаза и с непривычки Левитан словно ослеп. Он привстал в санях, замахал руками и тоже вывалился в снег. А лошадка на радостях, что сани стали совсем лёгкими, рванулась вперед, да и припустила рысью. Добежала до дома и встала перед крыльцом, как вкопанная. Лежит Левитан в сугробе, ищет шляпу, чтоб скорей нахлобучить, а шляпы-то и нет! Сел он, глаза открыл. С непривычки и смотреть не может, опять зажмурился. Потом протёр глаза, взглянул — и сам себе не поверил. Красота-то, какая!

Итак, нравится ли вам картина? Какие чувства она у вас вызывает? Смотришь на картину и чувствуешь дыхание весны. Хочется прямо сейчас сесть в сани и проехаться по лесной тропинке, ощутить свежесть и чистоту воздуха. Подставить лицо яркому солнышку и насладиться его теплом.

Давайте посмотрим на картину в целом. Что мы видим?

Сюжет картины очень прост. Запряжённая в сани лошадка стоит у крыльца деревянного дома, зимняя дорога, оттаивающая от яркого солнца, сугробы снега и деревья — вот и всё, что мы видим. Но при пристальном всматривании обнаруживаются детали, неприметные сначала.

6. Сбор материалов к сочинению. Краткие записи в тетради.

Взгляните на небо. Что вы можете сказать о нём? Высокое голубое небо; лазурное, чистое по-настоящему весеннее небо; ясное и безоблачное, кажется, можно разглядеть высоко парящую птицу.

А теперь, ребята, попробуйте описать деревья, изображённые на картине. Отбрасывая на снег лиловые тени, недвижно стоят в лесу деревья, словно купаются в высоком небе; стволы деревьев устремлены вверх; тоненькие гибкие веточки берез переливаются разными цветами; стройные стволы берёз словно светятся, а за ними виднеется тёмная зелень сосен.

А каким художник изобразил снег? Снег на крыше крыльца подтаял; на дороге снег потемнел; стал рыхлым; появились проталины.

Попробуйте определить цветовую гамму картины. Оттенки каких цветов нашли здесь сочетание и в чём? Цветовая гамма картины строится на сочетании трёх цветов: жёлтого, голубого и зелёного с добавлением белого. Жёлтый — на стене дома, на двери, в верхушках деревьев, в коричневой шерсти лошади. Голубой окрашивает весеннее небо, тени от деревьев слева. Зелёный — в хвое сосен. Белый — в изображении снега. Цветовая гамма необычно звучная и выразительная, как гимн весне, обновлению природы.

Настроение картины прежде всего создаётся присутствием солнца. Что вы можете о нём сказать? Солнце ласково пригревает и отражается на жёлтых стенах деревянного дома, в зелени сосен и голубых тенях деревьев; потоки яркого света делают стену дома золотистой, как янтарь; тёплые лучи весеннего солнца растопили снега; ласковое весеннее солнце льёт на землю свет и тепло.

На картине нет изображения человека. Подумайте, а говорит ли что-нибудь на этой картине о присутствии человека? Людей на картине нет, но мы ощущаем присутствие человека: и в снятой с окна ставне, и в распахнутой, словно качающейся двери на крыльце. Заботливый хозяин побеспокоился о первых прилетающих в наши края птицах — скворцах: высоко-высоко на берёзе — скворечник; ждёт-не дождётся своих жильцов. Даже лошадка, кажется, начнёт сейчас переступать с ноги на ногу и вот-вот сдвинется с места.

Что вы можете сказать о настроении, которое рождается при вглядывании в это произведение искусства? Неброский на первый взгляд сюжет картины рождает ощущение тепла и радости, чувствуется даже запах весны. Будничная картина заставляет переживать чувство радости и праздника. Наряду с радостным настроением мы испытываем чувство лёгкой грусти, ведь с зимой тоже расставаться жалко, да и весна только начинается, будут впереди ещё и холода, и морозы, но верится: обязательно случится что-то хорошее.

Какой вывод мы можем сделать из всего нами сказанного? Картина “ Март” — это одно из самых радостных произведений Исаака Левитана. Живописец сумел передать впечатление первого по-настоящему весеннего дня, которое складывается из звона капели и быстрых ручейков талой воды, из слепящих лучей солнца, из необыкновенных голубых теней, которые, кажется, бывают только в марте.

7. Эпиграф. Советы по выбору эпиграфа.

8. Словарная работа. Подбор опорных слов для написания сочинения. Орфографическая работа.

Давайте подумаем, какие слова и словосочетания будем использовать при написании сочинения.

9. Составление плана.

I. Вступление.

II. Основная часть.

Описание картины:

а) на переднем плане

б) на заднем плане

III. Заключение. Впечатление от иллюстрации

10. Моделирование текста. Работа над черновиком. Написание сочинения. Редактирование.

Подумайте: какой тип речи будет основным — повествование, рассуждение или описание? (Описание будет являться основным типом речи.)

Повторение особенностей текста: построение, количество частей, содержание.

Постарайтесь описать картину так, чтобы человек, который её не видел, смог представить и мысленно увидеть этот сюжет, как видим мы с вами. Используйте рабочий материал, полученный вами на уроке.

Завершая сочинение, попробуйте передать ваше впечатление от увиденного.

Помните, что не обязательно включать в сочинение абсолютно всё, что мы записали, выбирайте те слова и выражения, которые вам больше нравятся;

Чтобы избежать повторов, используйте синонимы. Избежать однообразия поможет замена “цветовых” прилагательных глаголами.

11. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания сочинения в индивидуальном порядке.

12. Итог урока. Самопроверка.

13. Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к любому произведению раздела; дополнительное чтение за рамками программы.

14. Рефлексия.

И. Левитан. Март

Исаак Ильич Левитан

(Русский художник, мастер «пейзажа настроения»,

15 октября 1860 г. - 4 августа 1900 г., 39 лет)

ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН

(Русский художник, мастер «пейзажа настроения»,

15 октября 1860 г. - 4 августа 1900 г., 39 лет)

Представьте, что вы находитесь в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Жил-был грустный художник Исаак Левитан. А грустен он был потому, что уж очень невесёлая была у него жизнь. Родился он в еврейском местечке Кибарты в Литве в 1873 году. Исаак Левитан мечтал стать художником, а на художника учиться ох как долго! У грустного художника не было ни денег, ни родных, которые могли бы ему помочь. Он часто бывал голоден, ходил в старой и рваной одежде и башмаках с оторвавшейся подошвой, а тёплой одежды у него и вовсе не было. Представьте, как он замерзал в холодные зимние дни…

В том доме, где он вырос, у него не было даже своего уголка, поэтому студентом он часто оставался ночевать в своём училище. Устраивался под лавкой и старался забиться подальше, чтобы его не заметил и не выгнал злой сторож, которого все боялись и звали “Нечистая сила”, как какого-нибудь лешего или домового.

Да, трудно пришлось грустному художнику, но всё же он стал настоящим мастером. Все, кто видел его картины, признавали, что ещё никто не умел изображать природу так, как он. Человек очень робкий, стеснительный и ранимый, Левитан умел отдыхать только наедине с природой. Он умел разговаривать с деревьями и облаками, слышал, как растёт трава, умел показать, что красота есть везде, даже в лужице, в которой отражается небо.

Но… Левитан не любил Солнце. Оно казалось ему чересчур ярким, не в меру резким, назойливым, оно мешало ему наслаждаться природой. Поэтому чаще всего он изображал дождливые, пасмурные дни или вечер; или осень, когда Солнца становится совсем мало.

Но в 1895 году в душе художника Исаака Левитана произошёл перелом. После неярких печальных полотен он стал писать жизнерадостные, полные торжествующей красоты картины. Художник стал другим. Конечно, он не сделался весельчаком. Но всё же перестал прятаться от Солнечных Лучей, и они то и дело стали появляться на его картинах. Вот свежий ветер надувает паруса залитого Солнцем красавца-корабля на большой реке. В небе бегут пушистые облака, река вся покрыта мелкими быстрыми волнами. Всё так нарядно, бодро, весело! Даже не верится, что эту картину написал Исаак Левитан. Как сказал Константин Георгиевич Паустовский, “картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, но чем дальше вглядываешься в них, тем всё милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков”.

Литературное чтение, сочинение по картине. 3 класс, апрель

Задание. Напиши сочинение по картине Исаака Ильича Левитана «Март» из трёх частей по плану. Подбери эпиграф из стихотворений о весне. Используй слова для справок.

План

I. Вступление.

II. Основная часть. Описание картины (опишите сюжет картины и природу: небо, снег, солнце).

III. Заключение. Впечатление от картины (настроение).

Март.

Сочинение.

Слова и выражения для справок:

Картина Исаака Ильича Левитана «Март». Запряжённая в сани лошадка стоит у крыльца деревянного дома, зимняя дорога, оттаивающая от яркого солнца, сугробы снега и деревья.

Высокое голубое небо; лазурное, чистое по-настоящему весеннее небо; ясное и безоблачное, кажется, можно разглядеть высоко парящую птицу. Снег на крыше крыльца подтаял; на дороге снег потемнел; стал рыхлым; появились проталины. Солнце ласково пригревает; тёплые лучи весеннего солнца растопили снега; ласковое весеннее солнце льёт на землю свет и тепло.

Чувствуешь дыхание весны, хочется сесть в сани и проехаться по лесной тропинке, ощутить свежесть и чистоту воздуха, подставить лицо яркому солнышку и насладиться его теплом.

….

Публикации по теме:

Беседа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» Беседа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» Составитель Тихомирова Анастасия Сергеевна, Воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего.

Конспект занятия по ФЦКМ. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень. Слободка» ФЦКМ. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень. Слободка» Пр. сод. : Учить детей рассматривать пейзажную картину, отвечать на вопросы.

Конспект по ознакомлению старших дошкольников с пейзажной живописью. Картина И. И. Левитана «Золотая осень» Конспект по ознакомлению старших дошкольников с пейзажной живописью. Картина И. И. Левитана «Золотая осень» Цель: Дать детям понятие о живописи.

Конспект занятия в подготовительной группе «Ознакомление с картиной И. И. Левитана «Золотая осень» Программные задачи: 1. Вызвать эмоциональное отношение к природе. 2. Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Весна
Автор публикации:
Литературное чтение, 3 класс. Сочинение по картине И. И. Левитана «Март»
Опубликовано: 21 октября 2017 в 19:06
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Творческие идеи для подарков ко Дню Матери или 8 марта из разных материалов. Фото отчёт.
Творческие идеи для подарков ко Дню Матери или 8 марта из разных материалов. Фото отчёт Доброго времени суток, дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию...
Инсценировка стихотворения Спор грибов.
Инсценировка стихотворения СПОР ГРИБОВ. Дети входят под музыку из мультфильма «Веселые грибочки» танцуют на первые два куплета. На одной лесной...
Календарное планирование воспитательно — образовательного процесса на сентябрь 2017...
01. 09. 2017 пятница РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ Прием детей 1. Формирование культуры поведения: приветствие, вежливые взаимоотношения со...
Фотоотчет «Мое хобби — вязание». Часть 1.
Фотоотчет «Мое хобби — вязание». Часть 1. Нет на свете человека, который чем - нибудь не увлекался. Какие только не существуют увлечения: творчество,...
Конспект совместной деятельности по аппликации из цветной бумаги в старшей группе...
Конспект совместной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию. Тема: «Лебеди» Тема: Аппликация из цветной бумаги «Лебеди»...