Папки-передвижки

Литературное чтение. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

Замира Рамазанова
Литературное чтение. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

Тема: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

Цель:

• продолжать знакомить детей с произведениями детской классической литературы;

• развивать навыки связной речи, творческое воображение, образное мышление;

• развивать дальнейшую творческую деятельность;

• формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности.

Задачи:

• формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения в соответствии с требованиями государственного общественного стандарта по предмету для начальной ступени школы;

Публикация «Литературное чтение, Д, Н, Мамин-Сибиряк „Приемыш“» размещена в разделах

• повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;

• знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;

• развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память, способность составлять рассказ по опорным словам;

• воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Учащиеся должны:

Иметь представление о событиях, описанных в рассказе.

Уметь

• читать бегло, осознанно, правильно, выразительно,

• проявлять готовность к литературному творчеству,

• рассуждать о прочитанном,

• свободно делиться своими мыслями,

• при анализе художественного произведения обращаться к тексту,

• создавать тексты собственного сочинения,

• отстаивать личную позицию.

Знать

• произведения русских писателей,

• позицию автора при характеристике героев.

Тип урока: комбинированный

Методы: «Стратегия критического мышления через чтение и письмо»

Приемы : мозговая атака, эссе, кластеры, беседа, анализ текста, чтение, устные выступления учащихся.

Формы организации учебной деятельности: (коллективная, групповая, индивидуальная)

Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание;

Оборудование: портрет Д. Н. Мамина-Сибиряка, иллюстрации к рассказу, выставка книг Д. Н. Мамина – Сибиряка для детей, “Толковый словарь”, Презентация к уроку (компьютерные слайды, выполненные в программе Power Point). Музыка

Подготовка к уроку: подготовить биографию Мамина-Сибиряка.

Эпиграф: Самый лучший день - сегодня.

Самый лучший отдых – работа.

Самая лучшая работа та, которую ты любишь.

Самая большая потребность – общение.

Самоё большое богатство – здоровье.

Самый большой дар - любовь.

Ход урока:

I.Организационный момент.

- Сегодня у нас гости! Здравствуйте все те, кто к нам пришел сегодня!

Здравствуйте все те, кто верит доброте!

Здравствуйте все те, кто не жалеет сил делиться счастьем своим

II. Актуализация знаний учащихся.

- Давайте прочитаем эпиграф нашего урока.

Самый лучший день - сегодня.

Самый лучший отдых – работа.

Самая лучшая работа та, которую ты любишь.

Самая большая потребность – общение.

Самоё большое богатство – здоровье.

Самый большой дар - любовь.

У. Проявлять любовь ко всему живому, что нас окружает, мы научимся на уроке. Как вы думаете, легко ли быть добрым? Каких людей, по-вашему, на земле больше всего: злых или добрых?

Д. (ответы детей)

У. Человек по отношению к кому может быть добрым?

Д. К людям, к животным.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей, будем читать, писать, сравнивать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать чужое, учиться спорить

III.Проверка домашнего задания

У. С произведениями, каких писателей вы уже знакомы?

Д. Мы знакомы с произведениями Пушкина, Лермонтова, Некрасова,

Паустовского, Пришвина.

У. А теперь – “Мозговой штурм”.

Даётся одно задание на группу. Дети читают его и обсуждают.

1). Работа в группах. «Заморочки из бочки»

Узнайте героя по событию, которое случилось в его жизни.

Прочитайте отрывки из произведений, назовите автора и название этого произведения.

(Дети выбирают произвольно карточку с текстом)

1). Н. Некрасов. «Мороз – воевода»

«Метели, снега и туманы.

Покорны Морозы всегда,

Пойду на моря – окияны,

Построю дворцы изо льда

Задумаю – реки большие

Надолго упрячу под гнет

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ»

2). М. Пришвин «Старый гриб»

«Подумайте сами, как мог я это сделать, если из старого гриба на моих глазах напились две птички, и мало ли кто пил без меня, и вот я сам, умирая от жажды, сейчас напьюсь, а после меня опять дождик нальет, и опять все станут пить. А там дальше созреют в грибе семена – споры, ветер подхватит и рассеет их по лесу для будущего…»

3). К. Паустовский «Дремучий медведь»

«С каждым днем медведь сердился все сильнее. Он голодовал, брюхо у него совсем отвисло – одна кожа и шерсть. Лето выпало жаркое, без дождей. Малина в лесу посохла. Муравейник разроешь – так и там одна только пыль.

Беда-а-а! – рычал медведь и выворачивал от злости молодые сосенки и березки. – Пойду задеру телка. А пастушок заступится, я его придуу лапой – весь разговор!»

4). И. С. Тургенев "Перепёлка"

Я подвинулся ближе к перепелке. Она неподвижно лежала на ладони отца, свесив головку и глядела на меня сбоку своим карим глазком. И мне вдруг так жаль её стало! Мне показалось, она глядит на меня и думает, за что же я умирать должна? За что? Ведь я свой долг исполняла; маленьких старалась спасти, отвести собаку подальше - и вот попалась!

5). Н. Сладков «Бюро лесных услуг»

«И пошло, и пошло! Дятлы дупла свои предлагают для ночлега, вороны приглашают на падаль, вороны свалки показать обещают. Сорока еле записывать успевает.

Притрусил на шум и Волк. Ушами попрядал, глазами позыркал и говорит:

- Запиши и меня в Бюро!

Сорока чуть с дерева не упала:

- Тебя, Волка, в Бюро услуг? Что е ты в нем хочешь делать?»

Заслушиваются ответы одного представителя от группы

У. - Что объединяет этих писателей?

(Они писали о природе, животных для детей)

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением русского писателя, который писал о природе, о животных.

IV. Постановка цели урока. Подготовка к восприятию нового материала

-Сегодня на уроке мы будет читать рассказ «Приёмыш». Написал этот рассказ Мамин – Сибиряк. Мамин – Сибиряк - это псевдоним писателя, настоящая его фамилия Мамин. В этом произведение мы прочитаем про любовь и доброту человека к братьям нашим меньшим. Это произведение учит читателя милосердию, добру, справедливости, мужеству, любви к природе.

1). Знакомство с писателем произведения.

- А прежде чем прочитать наше произведение, хочется, чтобы вы лучше узнали о жизни и творчестве писателя.

- Ребята познакомят нас с творчеством писателя.

(Подготовленные дети рассказывают про писателя)

2). Сведения об авторе читают подготовленные дети.

1. Настоящая фамилия писателя Дмитрия Наркисовича - Мамин. Родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в семье священника и сельской учительницы. В бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его.

2. Родители Дмитрия Наркисовича были добрыми людьми. Они научили его ещё в детстве любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.

3. Семья выписывала для детей журнал “Детский мир”. В мальчике рано проявилась страсть к литературе. С 16 лет он вёл дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения о жизни родного края, Урала. Публикуя свои произведения, он подписывался Д. Сибиряк. Так появилась фамилия из двух слов.

4. Да, в этой семье очень любили книги. На покупку книг отец тратил последние деньги. Он говорил: «Это наши лучшие друзья, и какие дорогие друзья!»

5. Печататься начал Мамин – Сибиряк в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок.

6. Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы.

7. Особая страница его творчества – рассказы для детей. За рассказы “Зимовье на Студеной” и “Емеля и охотник” Мамин - Сибиряк получил золотую медаль и премию.

8.“ Это счастье писать для детей”,- говорил он. Записал Мамин – Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера – отец и дочь.

9. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал «Алёнушкины сказки». Книга нравится всем детям. Советую всем нам её прочитать.

10. Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на «братьев наших меньших».

V. Формирование новых знаний.

1).Составление кластера

- Мы работаем в режиме стратегии «Критическое мышление через чтение и письмо». Не читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово - приёмыш?

(Высказывания уч-ся)

(Ассоциации помещаем в кластер)

- В словаре русского языка Ожегова говорится так: (зачитываем)

Приёмыш – приёмный сын или приёмная дочь

(Добавление ассоциаций)

Приемыш – приемный сын или дочь, сирота,

- А мы сегодня с вами узнаем, а каком приёмыше идёт речь в нашем произведении и продолжим составление кластера по ходу чтения

2) Работа с текстом. Словарная работа

- При чтении встретятся трудные слова и выражения, попытаемся заранее объяснить их смысл. – Как вы понимаете?

Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-то

Доспехи - воинское или другое тяжеловесное снаряжение

Протока - боковой рукав реки или речка, соединяющая два водоёма

Сайма - рыбацкая стоянка

Заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением

Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания

Бобылём - в одиночестве

Увечить - физически расправляться, калечить

Хиреет - болеет, чахнет

Божья тварь - всё живое, созданное Богом

3). Чтение текста по частям хорошо читающимися учащимися.

4). Обсуждение и работа в группах. Добавление кластера

У. Какие слова из прочитанного мы могли бы поместить в кластер? Оказывается, приёмыш – это не только человек, в нашем рассказе это кто? (Лебедь)

- Здесь лебедь – сирота, почему? (Остался без обоих родителей)

Подготовленные дети рассказывают о лебеди

Лебеди заслужили известность своей красотой и особым статным величием. Лебеди — самые крупные из водоплавающих птиц. Длина тела варьирует от 1 до 2 метров, размах крыльев около 2м, вес от 5-12 кг. Телосложение у этих птиц плотное, крылья широкие. Для лебедей характерна очень длинная шея, несущая некрупную голову. Полет лебедей легкий и свободный, во время перелетов лебеди создают клин, во главе которого летит самая сильная птица. Питаются лебеди семенами, почками и водными растениями, мелкими беспозвоночными и травой.

Лебедь- очень сильная и храбрая птица. Он смело вступает в бой не только с хищными птицами, но и с лисицами и собаками. Ударами своих огромных крыльев и клюва лебедь способен даже их убить. В начале июня у лебедей выводятся птенцы. Нескладными и некрасивыми появляются на свет лебедята. Они грязно-серого цвета, неуклюжи и беспомощны – первые дни не могут ничего есть. Не беда! Потом из них вырастут красивые, гордые птицы.

VI. Физкультминутка

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качнули головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

VII. Закрепление новых знаний.

«Кубизм» Устная работа. Задания группам, написанные на гранях куба:

1. Опишите внешность и характер Приёмыша.

2. Сравните поведение лебедя летом и осенью.

3. Докажите, что Соболько и Приёмыш были дороги Тарасу.

4. Проанализируйте: умышленно или случайно Приёмыш ушёл от Тараса.

5. Подумайте и скажите, где можно применить знания, полученные в рассказе?

VIII. Обобщение по уроку

У. Работу на уроке мы с вами, ребята, проделали большую. Я хочу знать, как вы восприняли текст и героев. И предлагаю вам задания творческого характера.

1). 1,2 группы – напишут небольшое "эссе", о том нужно ли держать дома лесных обитателей и к чему это приводит.

3,4,5 группы составят кластер на Тараса, лебедя, Соболько.

2). Обсуждение в группах, выбирают лучшее "эссе"

3). Авторский стул (Лучшие сочинения заслушиваются перед классом)

IX. Рефлексия

- Я предлагаю высказать своё мнение в следующих предложениях

Закончите предложения:

• Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства…

• Рассказ помог понять…

• Для меня было сложным…

• Мне понравилось…

X. Итог урока:

Вывод. Приёмыш - птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой, они жертвуют своей жизнью. Такой любви, надо учиться у лебедей - нам, людям.

У. - От каждого из нас зависит, чего будет в нашем мире больше - добра или зла. Каждый должен понимать, что добро порождает добро, за добро добром и платят. Природа беззащитна, человек остается в ответе за все его окружающее. И я думаю, что ни у кого из вас после сегодняшнего урока не поднимется рука,на это прекрасное создание.

Учащийся прочитает стихотворение Георгия Низами

Не забывайте БРАТЬЕВ наших меньших,

Укройте их от холода, дождя,

Заботой, добротой своей согрейте,

Они поймут, за все благодаря.

Язык их прост,

А взгляд надежды полон,

Тепло души отдайте щедро им,

Ваше ДОБРО они навек запомнят,

Да будет всяк ЛЮБОВЬЮ храним!

XI. Дома: подробный пересказ 4 части, стр. 150 -152

Публикации по теме:

Фотоотчет «Сегодня мамин праздник, сегодня мамин день!»Фотоотчет «Сегодня мамин праздник, сегодня мамин день!» Уважаемые друзья,коллеги и гости моей странички! Шестого марта в нашей группе прошел праздник, посвященный Международному женскому дню.

Литературное чтение, 3 класс. Сочинение по картине И. И. Левитана «Март» Предмет Литературное чтение Тема: Проверь себя. Сочинение по картине И. И. Левитана «Март» Цель: Проверить уровень осознанности изученных.

Литературное чтение, 3 класс. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (1 урок) Предмет Литературное чтение Тема: В. Ф. Одоевский. Городок в табакерке (1 урок) Цель: Будить у детей любознательность к естественно – научным.

Литературное чтение, 3 класс. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (2 урок) Предмет Литературное чтение Тема: В. Ф. Одоевский. Городок в табакерке (2 урок) Цель: Будить у детей любознательность к естественно – научным.

Литературное чтение. Тема урока Ф. Тютчев «Зима недаром злится»; К. Ушинский «Проказы старухи-зимы» Планируемые результаты: Предметные: понимают содержание прочитанного; умеют работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и.

Музыкально-литературное представление «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина».Музыкально-литературное представление «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина». Музыкально – литературное представление «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина». для детей старшей группы № 3 ГБОУ Гимназия № 1507 ОДШО №.

Музыкально — литературное развлечение «Синичкин день».Музыкально — литературное развлечение «Синичкин день». Тема "Синичкин день". Цель: познакомить с синичкой, закрепить представление о ее внешнем виде, повадках; закрепить представление о зимующих.

Сценарий: Литературное развлечение «Сказочный мир Чуковского»Сценарий: Литературное развлечение «Сказочный мир Чуковского» Цель: Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку. Задачи: 1. Закрепить знания детей о литературном творчестве К. И. Чуковского.

Литературное чтение. Конспект урока в третьем классе «Т. Бокова «Здравствуй, лето» Литературное чтение Дата «___»___ ___ г Класс 3- «__» (4 четверть) Урок 134 Тема урока: Т. Бокова «Здравствуй лето» Цель: формировать.

Тест по сказке Иван — царевич и серый волк. 3 класс. Литературное чтение. Тест по сказке Иван – царевич и серый волк Устное народное творчество. Сказки. 3 класс. Литературное чтение. Школа России. 1. Имя царя,.

Автор публикации:
Литературное чтение. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»
Опубликовано: 9 ноября 2017 в 19:44
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД