МААМ-картинки

Организация литературного салона в детском саду

Ольга Власова
Организация литературного салона в детском саду

Организация литературного салона в детском саду.

Для педагогов и родителей является естественным желанием видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Актуальность проблемы литературного образования детей дошкольного возраста на современном этапе обусловлена тем, что всё чаще знакомство детей с классической литературой происходит через Интернет и телевизор. Снижается статус литературы, происходит резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей, их замедленное вхождение в книжную культуру. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном

Публикация «Организация литературного салона в детском саду» размещена в разделах

слове как средстве общения с детьми, естественная жизнь подменяется её конструкцией и, как результат, снижается интерес к чтению.

Основываясь на данном положении, мы в своей работе уделяем роли ДОУ и семьи в воспитании читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста, как важному условию их полноценного литературного образования.

В век информации дошкольного образования художественная литература была и остается действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Художественная литература в поэтических образах открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В дошкольном возрасте дети запоминают очень много стихов. Воспитательная функция литературы осуществляется силой воздействия художественного образа. Детская поэзия имеет свои достоинства – короткие стихотворные строчки, смежная рифма – она нужна, понятна детям (М. М. Алексеева, Л. М. Гурович, Ф. А. Сохин). Но наряду с ней нужна и высокая поэзия, особенно для детей старшего дошкольного возраста, когда надо узнавать новые слова и непривычный склад речи, приучаться к пониманию художественных образов. Способен ли ребенок дошкольного возраста понимать, чувствовать и выразительно читать поэзию А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, К. Бальмонта? мы утвердительно говорим – да!

Дети дошкольного возраста способны понимать, чувствовать и откликаться на произведения поэтов-классиков. Они способны понять идею произведения, почувствовать образность русского языка, чувства другого человека, сопереживать и откликаться, доносит до слушателей свое отношение к произведению. Ребёнок дошкольного возраста способен понимать, чувствовать и выразительно читать классическую поэзию. На практике очень редко приходилось слышать выразительное чтение детьми поэтических произведений, дети не могли донести до слушателей свое отношение к произведению. В нашем детском саду применяется новая форма работы с дошкольниками по ознакомлению с поэзией – Литературный Салон.

Почему Салон? Высокая поэзия не терпит равнодушия, однообразие, суеты. Она требует специальной, камерной обстановки, особых манер. Именно в салонах 19 века учились искусству речи, увлекались пением, танцевали, обучались манерам поведения в обществе. Мы считаем, что Салон – это школа воспитания чувств, наилучшая школа манер, позволяющая выработать свободу жеста, внешнюю элегантность и изысканность, благозвучное произношение. Выразительная речь, правила хорошего тона помогают людям чувствовать себя комфортно и уверенно в любых жизненных ситуациях.

Для этой особой формы организации работы по реализации задач образовательной области «Чтение художественной литературы» очень важно:

-создать соответствующую обстановку (помещение салона оформляется канделябрами, свечами, томиками стихотворений, цветами, репродукциями);

-предусмотреть праздничную (салонную) одежду детей (девочки в красивых длинных платьях, мальчики-в костюмах или фраках,настраивающую на красивые манеры, высокую культуру общения;

-создать доверительную атмосферу общения.

Содержание деятельности детей и взрослых в Салоне - чтение стихотворений, слушание музыки в исполнении взрослых, пение, исполнение бальных танцев, общение. Таким образом, Салон как форма организации образовательной работы позволяет интегрировать задачи, содержание и средства разных образовательных областей.

Приведё м пример такой интеграции:

-развивать литературную речь, художественное восприятие, эстетический вкус, приобщать к словесному искусству («Чтение художественной литературы»);

-все компоненты устной речи, свободное общение со взрослыми и детьми («Коммуникация»);

-музыкально-художественную деятельность, приобщать к музыкальному искусству («Музыка»);

-формировать целостную картину мира, расширять кругозор ("Познание»);

-гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу («Социализация»);

-приобщать к изобразительному искусству («Художественное творчество»);

Для проведения встречи в салоне требуется специальная подготовка:

-определяется тема, которая может быть посвящена временам года, творчеству одного поэта, какой-либо дате и др. ;

-подбираются литературные произведения, отличающиеся яркостью образов, доступностью содержания, соответствующей темой;

-составляется сценарий, представляющий собой логическое построение мероприятия;

-готовиться текст к выразительному чтению (делаются пометки, фиксирующие средства речевой выразительности: логические паузы, ускорение и замедление темпа речи, слияния слов и т. д.)

-организуется первое ознакомление ребёнка с произведением (на слух);

-после повторного чтения произведения определяется в процессе беседы его идея (что хотел сказать автор);

-даётся доступная детям информация о биографии автора;

-проходит слушание произведения в записи мастеров слова;

-организуется процесс заучивания стихотворения целиком, чтобы обеспечить осмысление чтения;

-подбирается музыкальный репертуар, соответствующий тематике;

-ведётся работа с детьми над внешним видом (одежда, причёски, манеры, обучение использованию атрибутов Салона : пользоваться веером, держать в руках томик стихотворений, снять головной убор, перчатки и т. д.);

-отрабатывается умение у детей благодарить исполнителя, говорить комплимент, дарить цветы.

В нашем детском саду Литературный Салон-форма организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов. Воспитатель выступает организатором и активным участником этой деятельности, дети могут быть и слушателями и исполнителями, а родители - просто слушателями или исполнителями романсов, музыкальных произведений, чтецами стихотворений.

Для ознакомления с высокой поэзией, воспитания у детей интереса и любви к поэтическому слову, побуждения чувств, заинтересованности родителей педагог сам должен хорошо знать, чувствовать и любить поэзию.

Хотелось бы, чтобы такая форма организации образовательной деятельности, как Литературный Салон стала традицией детского сада, которую поддерживают педагоги и родители воспитанников.

Например: В нашей группе был проведен вечер «Поэзии русских писателей и классической музыки».

Здравствуйте ребята!

Ребята посмотрите вокруг. Вы находитесь не просто в зале, а в самом главном зале литературного салона - зале превращений и чудес. Здесь могут происходить различные чудеса.

Итак, вы попали в литературный салон. Так называется место, где люди «общаются с литературой», то есть читают книги, беседуют о них с другими людьми.

-Есть ли такое место в вашем группе?

-Есть ли в вашей семье библиотека? Как она выглядит?

-Кто именно вам читает книги дома?

-А какие произведения вам больше нравятся?

Сегодня мы будем говорить о поэзии. Что такое поэзия? Каких поэтов вы знаете (Пушкин, Лермонтов, Есенин, Блок, Фет, Чуковский, Тютчев).

Когда-то давным-давно, в такой же гостиной, принимал у себя друзей и гостей великий русский писатель и поэт А. С. Пушкин. Зажигались свечи, гости рассаживались, и Пушкин читал им свои новые стихи. Давайте и мы зажжем свечи и окажемся в литературном салоне.

В нашем салоне дети читали стихи о зиме А. С. Пушкина «Зимний вечер», Ф. И. Тютчева «Зима недаром злиться», А. А. Фета «Мама, глянь-ка из окошка», Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором», И. З. Сурикова «Зима», А. А. Блока «Ветхая избушка», С. А. Есенина «Поёт зима- аукает», «Пороша», И. Бунина «Первый снег», вальсировали под музыку Свиридова «Вальс» к произведению Пушкина А. С. «Метель». Дети с удовольствием рассматривали картины с зимними пейзажами.

Ребята приобретали навыки хороших манер, выразительной речи, учились делать комплименты.

Такая встреча дала возможность нашим ребятам насладиться музыкой, выразительным чтением стихотворений, раскрыть творческие способности. Благодаря таким встречам у детей появился интерес к литературе и классической музыки.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация празднования дня рождения ребенка в детском саду День рождения особенный день. Мы стараемся, чтобы он остался в памяти ребенка навсегда. Приглашаем детей собраться в кружок, зажигаем свечи. У.

Организация питания в детском саду Доклад в форме вопрос-ответ на районном семинаре «Культура питания» "Организация питания в детском саду" Культура питания подразумевает.

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Структура прогулки: 1. Наблюдение. 2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей,.

Организация и проведение прогулки в детском саду.Организация и проведение прогулки в детском саду. Организация и проведение прогулки в детском саду. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ САДУ №79 С ДЕТЬМИ 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ. Прогулка.

Организация и проведение прогулки в детском саду Организация и проведение прогулки в детском саду Организация и проведение прогулки в детском саду ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРВЕДЕНИЯ ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ.

Презентация «Организация летней оздоровительной работы в детском саду» Основная цель работы в летний период направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование активной жизненной позиции. Ставлю.

Организация работы клуба выходного дня в детском саду Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №104 Фрунзенского района Санкт - Петербург Статья «Организация.

Организация работы в детском саду по профилактике детского дорожно-транспортного травматизмаОрганизация работы в детском саду по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Организация работы в детском саду по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Жизнь и здоровье человека являются наивысшей.

Организация сюжетной игры в детском саду во второй младшей группе по Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой 1 слайд Организация игры во второй младшей группе по Н. Я. Михайленко. Н. А. Коротковой. 2 слайд К трем годам у детей складывается условное.

Творческий краткосрочный совместный проект «Организация фольклорного праздника в детском саду. Масленица» Творческий краткосрочный совместный проект «Организация фольклорного праздника в детском саду. Масленица». Проектное задание МБДОУ «Детский.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация литературного салона в детском саду
Опубликовано: 3 октября 2017 в 21:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД