Литературная викторина по коми сказкам (развлечение)

ольга юдина
Литературная викторина по коми сказкам (развлечение)

Литературная викторина по коми сказкам (развлечение).

Цель: с помощью различных приемов помочь детям вспомнить известные коми сказки, их героев, поступки, вызвать радость от новой встречи с этими произведениями. Использовать элементы коми фольклора: считалки, игры, коми песни. Вызвать желание детей продолжать изучать коми язык, культуру коми народа.

Ход: под мелодию коми песен в зал входят дети и сказочница, останавливаются около стульев.

Сказочница: Здравствуйте, дорогие гости, видза оланныд. (садятся).

Входит Зарань, красна девица, героиня коми сказок.

Зарань: Далеко на Севере, где тайга дремучая, где ветра свирепствуют буйные, где едва заметные тропки извиваются обитает мой народ- коми называется.

Здравствуйте, дорогие гости, ребята. Видза оланныд. Зовут меня Зарань. Живу я в коми народных сказках.

Влетает Б. Яга, бурчит, водит носом.

Б. Яга: что-то здесь нерусским духом пахнет и холодно как. Куда я попала?

Зарань: видза олан, Ема-Баба!

Б. Яга: вообще-то я не Ема-Баба, а Б. Яга из русских народных сказок. А Ема Баба- моя драгоценная сестра, живет она в коми народных сказках. Уж не ты ли это и есть?

Зарань: нет, зовут меня Зарань. Я- хозяйка белоснежного царства- государства, которое еще зовется землей Коми.

Б. Яга: ишь ты! Чем славится- то земля ваша?

Зарань: славится она красотою мест своих, богатствами разными, что в земле своей хранит. А еще славится она народом, который проживает на прекрасной земле коми с древнейших времен.

Б. Яга: да уж, заметила, пока летела: и природа красивая, и зверей много, и птиц, и люди сильные и ловкие. Ой, Зарань, еще я видела небо цветное. Переливается все: радуга- не радуга. Уж не ты ли постаралась, красками разрисовала.

Зарань: нет, это чудо Севера, которое создает сама природа, называется Северное сияние!

Сказочница: садитесь, гости с нами. Издавна на севере, в холодном крае живет коми народ. Богат наш край лесом. Парма - так называют свой лес северяне. Леса богаты зверем, птицей, грибами, ягодами, а водоемы - рыбой. В этом суровом крае живут трудолюбивые, сильные, смелые люди. Много стихов, песен, сказок сочинили о богатстве своего края, которые передавались из уст в уста. В сказках добро побеждает зло. Главные герои сказок: медведь, лиса, заяц, волк, белка, в волшебных сказках выступают Лешие, Водяные, Ема Баба, Яг морт. Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о коми сказках, их героях. Знаете ли вы, ребята, названия коми сказок и их героев?

Игра «знакомство».

Сказочница: сначала давайте познакомимся, встанем в круг.

- Кыдзи тэно шуоны?

- Тэ кодi ?

- Вот и познакомились. (сели).

Сказочница: Давайте вспомним коми сказки:

1. В какой коми сказке говорится о ленивом и жадном волке?

(Волк медведю не д

руг)

2. Кто написал эту сказку?

(Соломония Пылаева, Соло баб).

3. В какой сказке «Охотник только подумал про гостя, дверь распахнулась, ввалился кто- то, страшный, голодный, глаза огнем горят».

(«Охотник и Ворса»).

-Ворса- это кто? (Леший). (Входит Леший).

Леший: Слышу, про меня здесь говорите. Здравствуйте, что- то вы здесь делаете?

Ох, люблю я путать тропинки охотникам, вредить им. Но это в сказках, сегодня я добрый. Можно я посижу, послушаю, о чем вы говорите тут.

4. Угадайте, дети, про какого героя коми сказки слова: «Чем теперь кормить гостя, -думает хозяйка, -сразу съест все припасы. А он ей: «Принеси из леса побольше мха, свари его да посоли. Вот мне и ужин готов». («Пера богатырь»).

Леший: Ой, я про него тоже слышал. Было у меня владение, лиственник такой.

Зверей, птиц там столько! Вот пришел туда этот богатырь и показывает грамоту княжескую мне, читай, говорит, а я не умею читать. Мне эта грамота не указ, говорю, давай лучше состязаться, на палке тягаться. Кто победит тот и будет владеть угодьями, то ли наша лесная нечисть, то ли ты, Пера. Ой, как уцепился Пера! Испугался я, даже в спине у меня что- то затрещало. Думаю, пусть владеет лиственником, а я ему покажу, наврежу, загублю.

Б. Яга: А ты можешь показать, как вы боролись? Мне так интересно стало.

Леший: Конечно могу (показывает).

Сказочница: Пера славился силой и помогал людям, кто нуждался в помощи.

Давайте и мы померяемся силой, поиграем в игру.

Игра «Борьба на палках».

Б. Яга: Да, я тоже про Перу знаю. Мне даже от него письмо пришло. Письмо-то я

Прочитала, а что рисунок обозначает, не могу понять. Ребята, может вы поможете

Расшифровать? Я даже увеличила рисунок, чтобы лучше было видно (дети помогают).

Сказочница: Есть интересная игра «Сказочный портрет». Нужно из частей сложить портреты героев коми сказок. (Ёмы, Лешего, Медведя.)

(По окончании Леший просит свой портрет, за это дарит корзину шишек и уходит).

Б. Яга: нравится мне у вас. Все вы знаете. Можно и я возьму этот портрет, сестре подарю. Так на нее похожа.

Сказочница: Б. Яга, а дети про Ему игру знают, хочешь посмотреть?

Игра «Ёма».

Б. Яга: не знаю я коми языка, но вы так хорошо говорите и показываете. Какая красивая у меня сестра Ёма.

-Паськыд вома? Что это? Все так улыбались. Можно я почаще буду к вам приходить? Хочу учить коми язык.

Сказочница: А давайте вместе хоровод исполним, называется «Сад йорын».

Б. Яга: спешу, ребята я по своим делам, нужно проверить, что делается в моих владениях, навредить кому, напугать. Понравилось мне у вас. А как по коми попрощаться?

Аддзысьлытодз. (уходя тянет за собой леску, корзинка бежит за ней, она громко смеется).

Сказочница: Ребята, а вы помните в какой сказке Ёма вот так заманила сестер в лес?

(Медвежьи няньки).

(играет музыка, входит Медведица с медвежатами, которые ее не слушаются).

Медведица: Ой, не могу больше, сбегу на девятое болото!

Б. Яга: Я помогу, найду нянек (медведи убегают).

Сказочница: В какой коми сказке медведица не справляется со своими медвежатами? (Медвежьи няньки).

Сказочница: (обращает внимание на черный ящик). у меня есть черный волшебный ящик, в котором лежат предметы, которые нужны были героям коми сказок.

Хотите посмотреть и угадать для кого они? (достаем репу)

- В какой коми сказке слышали про репу? (Мужик и Ворса)

- Для кого понадобились лукошко, веретенце, шелковый моток? (Ёме, «Медвежьи няньки»)

- В какой сказке девочка уронила мешок пряжи в воду? Как звали девочку?

(«Красное лукошко», Дарьюшка)

- Что еще можно найти в ящике? (лягушки, жуки, мышки) чьи это дети? (Ёмины).

(находят мох) Его можно сварить, посолить, вареный мох любил Пера богатырь в коми сказках.

Сказочница: Молодцы, хорошо знаете коми сказки. Давайте споем коми народную песню «Вотысьой». А поется в песне про хозяйку, вотысьой, которая любит собирать грибы, ягоды, готовить, приглашать гостей.

Песня «Вотысьой».

Сказочница: Давайте, ребята, считалкой выберем того, кто скажет отрывок из сказки, а остальные будут отгадывать и называть сказку.

Сказочница: А теперь наши ребята покажут сказку «Теремок» (Чом).

Песня» Золотая сказка».

Публикации по теме:

Работа из бросового материала «Оленья упряжка»Работа из бросового материала «Оленья упряжка» Работа: "Оленья Упряжка" выполнена из бросового материала (пробки, коробка, ветки, пуговицы,искусственный мех,нитки) Работа сделана мной.

Методические указания для работы с обучающей презентацией «Сказочный мир Республики Коми» Автор презентации: Тиунова Марина Владимировна, воспитатель 2 квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад № 14 «Чебурашка», г. Воркута.

Библиотека изображений:
  • Сказочные существа
  • Русские народные сказки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Литературная викторина по коми сказкам (развлечение)
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 13:57
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...
Сценарий осеннего утренника в средней группе «В осеннем лесу»
В ОСЕННЕМ ЛЕСУ. ( средняя группа) Дети под осеннюю песенку забегают в зал. Становятся полукругом. Ведущая: Наступила снова Осень, Птицы в теплый край...