Литературная викторина по коми сказкам (развлечение)

ольга юдина
Литературная викторина по коми сказкам (развлечение)

Литературная викторина по коми сказкам (развлечение).

Цель: с помощью различных приемов помочь детям вспомнить известные коми сказки, их героев, поступки, вызвать радость от новой встречи с этими произведениями. Использовать элементы коми фольклора: считалки, игры, коми песни. Вызвать желание детей продолжать изучать коми язык, культуру коми народа.

Ход: под мелодию коми песен в зал входят дети и сказочница, останавливаются около стульев.

Сказочница: Здравствуйте, дорогие гости, видза оланныд. (садятся).

Входит Зарань, красна девица, героиня коми сказок.

Зарань: Далеко на Севере, где тайга дремучая, где ветра свирепствуют буйные, где едва заметные тропки извиваются обитает мой народ- коми называется.

Здравствуйте, дорогие гости, ребята. Видза оланныд. Зовут меня Зарань. Живу я в коми народных сказках.

Влетает Б. Яга, бурчит, водит носом.

Б. Яга: что-то здесь нерусским духом пахнет и холодно как. Куда я попала?

Зарань: видза олан, Ема-Баба!

Б. Яга: вообще-то я не Ема-Баба, а Б. Яга из русских народных сказок. А Ема Баба- моя драгоценная сестра, живет она в коми народных сказках. Уж не ты ли это и есть?

Зарань: нет, зовут меня Зарань. Я- хозяйка белоснежного царства- государства, которое еще зовется землей Коми.

Б. Яга: ишь ты! Чем славится- то земля ваша?

Зарань: славится она красотою мест своих, богатствами разными, что в земле своей хранит. А еще славится она народом, который проживает на прекрасной земле коми с древнейших времен.

Б. Яга: да уж, заметила, пока летела: и природа красивая, и зверей много, и птиц, и люди сильные и ловкие. Ой, Зарань, еще я видела небо цветное. Переливается все: радуга- не радуга. Уж не ты ли постаралась, красками разрисовала.

Зарань: нет, это чудо Севера, которое создает сама природа, называется Северное сияние!

Сказочница: садитесь, гости с нами. Издавна на севере, в холодном крае живет коми народ. Богат наш край лесом. Парма - так называют свой лес северяне. Леса богаты зверем, птицей, грибами, ягодами, а водоемы - рыбой. В этом суровом крае живут трудолюбивые, сильные, смелые люди. Много стихов, песен, сказок сочинили о богатстве своего края, которые передавались из уст в уста. В сказках добро побеждает зло. Главные герои сказок: медведь, лиса, заяц, волк, белка, в волшебных сказках выступают Лешие, Водяные, Ема Баба, Яг морт. Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о коми сказках, их героях. Знаете ли вы, ребята, названия коми сказок и их героев?

Игра «знакомство».

Сказочница: сначала давайте познакомимся, встанем в круг.

- Кыдзи тэно шуоны?

- Тэ кодi ?

- Вот и познакомились. (сели).

Сказочница: Давайте вспомним коми сказки:

1. В какой коми сказке говорится о ленивом и жадном волке?

(Волк медведю не д

руг)

2. Кто написал эту сказку?

(Соломония Пылаева, Соло баб).

3. В какой сказке «Охотник только подумал про гостя, дверь распахнулась, ввалился кто- то, страшный, голодный, глаза огнем горят».

(«Охотник и Ворса»).

-Ворса- это кто? (Леший). (Входит Леший).

Леший: Слышу, про меня здесь говорите. Здравствуйте, что- то вы здесь делаете?

Ох, люблю я путать тропинки охотникам, вредить им. Но это в сказках, сегодня я добрый. Можно я посижу, послушаю, о чем вы говорите тут.

4. Угадайте, дети, про какого героя коми сказки слова: «Чем теперь кормить гостя, -думает хозяйка, -сразу съест все припасы. А он ей: «Принеси из леса побольше мха, свари его да посоли. Вот мне и ужин готов». («Пера богатырь»).

Леший: Ой, я про него тоже слышал. Было у меня владение, лиственник такой.

Зверей, птиц там столько! Вот пришел туда этот богатырь и показывает грамоту княжескую мне, читай, говорит, а я не умею читать. Мне эта грамота не указ, говорю, давай лучше состязаться, на палке тягаться. Кто победит тот и будет владеть угодьями, то ли наша лесная нечисть, то ли ты, Пера. Ой, как уцепился Пера! Испугался я, даже в спине у меня что- то затрещало. Думаю, пусть владеет лиственником, а я ему покажу, наврежу, загублю.

Б. Яга: А ты можешь показать, как вы боролись? Мне так интересно стало.

Леший: Конечно могу (показывает).

Сказочница: Пера славился силой и помогал людям, кто нуждался в помощи.

Давайте и мы померяемся силой, поиграем в игру.

Игра «Борьба на палках».

Б. Яга: Да, я тоже про Перу знаю. Мне даже от него письмо пришло. Письмо-то я

Прочитала, а что рисунок обозначает, не могу понять. Ребята, может вы поможете

Расшифровать? Я даже увеличила рисунок, чтобы лучше было видно (дети помогают).

Сказочница: Есть интересная игра «Сказочный портрет». Нужно из частей сложить портреты героев коми сказок. (Ёмы, Лешего, Медведя.)

(По окончании Леший просит свой портрет, за это дарит корзину шишек и уходит).

Б. Яга: нравится мне у вас. Все вы знаете. Можно и я возьму этот портрет, сестре подарю. Так на нее похожа.

Сказочница: Б. Яга, а дети про Ему игру знают, хочешь посмотреть?

Игра «Ёма».

Б. Яга: не знаю я коми языка, но вы так хорошо говорите и показываете. Какая красивая у меня сестра Ёма.

-Паськыд вома? Что это? Все так улыбались. Можно я почаще буду к вам приходить? Хочу учить коми язык.

Сказочница: А давайте вместе хоровод исполним, называется «Сад йорын».

Б. Яга: спешу, ребята я по своим делам, нужно проверить, что делается в моих владениях, навредить кому, напугать. Понравилось мне у вас. А как по коми попрощаться?

Аддзысьлытодз. (уходя тянет за собой леску, корзинка бежит за ней, она громко смеется).

Сказочница: Ребята, а вы помните в какой сказке Ёма вот так заманила сестер в лес?

(Медвежьи няньки).

(играет музыка, входит Медведица с медвежатами, которые ее не слушаются).

Медведица: Ой, не могу больше, сбегу на девятое болото!

Б. Яга: Я помогу, найду нянек (медведи убегают).

Сказочница: В какой коми сказке медведица не справляется со своими медвежатами? (Медвежьи няньки).

Сказочница: (обращает внимание на черный ящик). у меня есть черный волшебный ящик, в котором лежат предметы, которые нужны были героям коми сказок.

Хотите посмотреть и угадать для кого они? (достаем репу)

- В какой коми сказке слышали про репу? (Мужик и Ворса)

- Для кого понадобились лукошко, веретенце, шелковый моток? (Ёме, «Медвежьи няньки»)

- В какой сказке девочка уронила мешок пряжи в воду? Как звали девочку?

(«Красное лукошко», Дарьюшка)

- Что еще можно найти в ящике? (лягушки, жуки, мышки) чьи это дети? (Ёмины).

(находят мох) Его можно сварить, посолить, вареный мох любил Пера богатырь в коми сказках.

Сказочница: Молодцы, хорошо знаете коми сказки. Давайте споем коми народную песню «Вотысьой». А поется в песне про хозяйку, вотысьой, которая любит собирать грибы, ягоды, готовить, приглашать гостей.

Песня «Вотысьой».

Сказочница: Давайте, ребята, считалкой выберем того, кто скажет отрывок из сказки, а остальные будут отгадывать и называть сказку.

Сказочница: А теперь наши ребята покажут сказку «Теремок» (Чом).

Песня» Золотая сказка».

Публикации по теме:

Работа из бросового материала «Оленья упряжка»Работа из бросового материала «Оленья упряжка» Работа: "Оленья Упряжка" выполнена из бросового материала (пробки, коробка, ветки, пуговицы,искусственный мех,нитки) Работа сделана мной.

Методические указания для работы с обучающей презентацией «Сказочный мир Республики Коми» Автор презентации: Тиунова Марина Владимировна, воспитатель 2 квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад № 14 «Чебурашка», г. Воркута.

Библиотека изображений:
  • Сказочные существа
  • Русские народные сказки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Литературная викторина по коми сказкам (развлечение)
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 13:57
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...
Спортивный праздник «Веселые старты» на тему: «Цирковое представление»
Звучит музыка «Цирк», дети выходят в колонне по одному и выстраиваются в одну шеренгу. 1 ребенок: Начинать пора наше представление Здравствуйте, друзья!...
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник»
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник». Возрастная группа: средняя группа Цель: Доставить детям положительные эмоции и хорошее...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...
Фотоотчет: рисование «Снеговики в шапочках и шарфиках»
Задачи: учить детей рисовать гуашью; показать приемы работы с гуашью; развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитывать...