Логопедическая компетентность родителей — необходимое условие успешной коррекционной работы логопеда ДОУ

Елена Вотинова
Логопедическая компетентность родителей — необходимое условие успешной коррекционной работы логопеда ДОУ

Логопедическая компетентность родителей – необходимое условие успешной коррекционной работы логопеда ДОУ

Проблема речевого развития и речевого воспитания на сегодняшний день одна из самых значимых в современном детском саду. Считается нормой, если первые слова появляются у ребенка в возрасте около одного года, а между тем, многие дети начинают говорить после 2,5 – 3 лет.

По данным специальной статистики до 80 % новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70 % имеют перинатальную патологию, что является одной из главных причин большого количества детей с отклонениями в речевом развитии.

Обследование устной речи детей 5 - 6 - летнего возраста в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 30» выявило 79 % детей с нарушениями устной речи.

В развитии устной речи особое значение имеет индивидуальная работа с каждым ребенком в семье, в детском саду. Невзирая на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на процесс его развития все-таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Есть родители, которые не заинтересованы в развитии ребенка и поэтому игнорируют рекомендации, полученные в детском саду (в частности, логопеда). Другие родители, наоборот, предъявляют к своему ребенку завышенные требования (например, требуют произносить в речи не поставленный звук). Часто родители относят нарушения речи у детей к возрастным особенностям малышей. Считают, что это исправится само собой и не осознают всей тяжести речевого недоразвития ребенка, не предполагают, что у ребенка системное нарушение всех компонентов речи (общее недоразвитие речи) и обращают внимание только на неправильное произношение отдельных звуков. Некоторые родители вообще не интересуются речевым развитием своего ребенка, не задумываются о возможных последствиях школьной дезадаптации. Многие родители осознают, что проблема существует, но не в силах ее решить из-за педагогической некомпетентности.

Чтобы родители стали нашими союзниками, мы используем разные формы совместной работы с родителями.

Главная цель этой работы:

Повышение компетентности родителей в вопросах развития речи детей.

Для реализации цели решаем следующие задачи:

1. Осуществлять преемственность в деятельности учителя-логопеда и семьи.

2. Активно вовлекать родителей в коррекционно-педагогический процесс.

3. Пропагандировать логопедические знания.

Вся работа проводится по следующим направлениям:

- диагностическое (обследование устной речи);

- тренинговое (коррекционно - логопедические практикумы);

- просветительвкое (пропаганда логопедических знаний).

Основные направления сотрудничества с родителями реализую через следующие формы работы:

* анкетирование,

* индивидуальные консультации,

* собрания,

* дни открытых дверей,

* семинары - практикумы,

* библиотека для родителей,

* организация выставок,

* оформление альбомов разной тематики,

* проектная деятельность,

* тетрадь домашних заданий,

* совместные праздники,

* создание коррекционно - развивающей среды кабинета и т. д.

Так, на первом родительском собрании по результатам стартовой диагностики рассказываем родителям о том, что формирование правильной речи у детей – это сложный процесс, что ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль над речью окружающих и собственной. На тематических консультациях выступаем перед родителями с теоретическими докладами по характеристике речевых проблем, по нормам речевого развития в онтогенезе, а так же даем практический материал по методам коррекции речевых нарушений.

Речевые нарушения, как правило, задерживают общее развитие ребенка, поэтому в коррекционный процесс необходимо своевременно включать комплекс мер медицинской и психолого-педагогической реабилитации. Поэтому объясняем родителям, что своевременное медикаментозное лечение способствует стимуляции речевой активности детей.

Приглашаем родителей на коррекционные занятия по развитию звукопроизношения. На таких занятиях предусматриваем упражнения не только по закреплению правильного произношения конкретного звука, но и обязательно проводим игровые упражнения по развитию фонематического слуха, восприятия, слухоречевой памяти и т. д., т. к. у многих детей-логопатов наблюдаются многообразные психологические отклонения. Такие мероприятия позволяют нам убедить родителей в необходимости активного участия в работе по воспитанию правильной речи у их детей.

Кроме того, дефекты речи детей-логопатов часто сопровождаются разнообразными нарушениями моторики. Помогая, родителям нормализовать моторную деятельность детей на занятиях показываем разнообразные игры по развитию тонкой моторики, общей моторики, а так же проводим на эту тему разнообразные консультации, помещаем информацию в специально оформленных речевых уголках в каждой возрастной группе ДОУ.

Тесная работа с родителями помогает не только в коррекции речи детей, но и в создании коррекционной среды – необходимого элемента логопедической работы. С помощью родителей мы оформили в кабинете выставки совместных работ детей-логопатов.

Создана методическая библиотечка для родителей, картотеки игр упражнений для развития артикуляционной моторики, мелкой моторики пальцев рук, фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи, для развития общей моторики.

Совместно с педагогами ДОУ проводим праздники для родителей («Умники и умницы», «Логопедические соревнования», «День самоуправления»)

Таким образом, систематическая работа по сотрудничеству с родителями помогает нам добиваться успехов в коррекционной работе.

Публикации по теме:

Карта анализа индивидуального логопедического занятия Наличие коррекционно-развивающей программы Подготовка к занятию Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными целями,.

Сделать родителей единомышленниками? Это легко! «СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ? ЭТО ЛЕГКО!» (Из опыта работы педагогов группы №1 для детей с тяжелыми нарушениями речи) Тарасенко.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Логопедическая компетентность родителей — необходимое условие успешной коррекционной работы логопеда ДОУ
Опубликовано: 16 января 2013 в 13:22
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...