МААМ-картинки

Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией

Тимошенко Екатерина
Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией

Хорошо известно, что благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Всякая задержка или нарушение речи в ходе развития ребенка отражаются на его деятельности. Нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Между движением и речью наблюдается тесная взаимосвязь. Нарушение моторики оказывает прямое влияние на произносительную сторону речи, которая у большинства детей — дизартриков страдает.

Публикация «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией» размещена в разделах

Дети не умеют изменять силу и высоту голоса, недостаточно четко воспроизводят звуки и их сочетания изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и фразах, неправильно воспроизводят речевой материал в заданном темпе. У них нарушено восприятие и воспроизведение различных ритмов. Дети не пользуются в своей речи интонационными средствами.

Диагноз дизартрия ставится на основе специфики речевых и неречевых нарушений.

Неречевые:

• нарушение тонуса в артикуляционной мускулатуре

• нарушения двигательного аппарата

• нарушение эмоционально-волевой сферы.

• нарушение ряда психических функций (внимание, память, мышление).

• нарушение познавательной деятельности.

• своеобразное формирование личности.

Речевые:

• нарушение звукопроизношения. В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных. Может нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно, искаженно, часто с носовым оттенком).

• нарушение просодики - темпа, ритма, модуляции, интонации.

• нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука.

• нарушение грамматического строя речи.

Изучая коррекционные методики, можно сделать вывод о том, что с детьми со стертой формой дизартрии необходимо целенаправленно работать над развитием всех элементов просодики, артикуляционной и мимической моторик, речевым дыханием.

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной.

Основная цель логоритмики - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы.

При проведении логоритмических занятий, учитывается состояние речи и моторики. Занятия с движениями для детей с дизартрией имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов

В то же время движение под музыку является для ребёнка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом благотворно сказывается на его состоянии и воспитании.

Основные виды упражнений, использующихся на занятиях логопедической ритмики для детей с дизартрией, направлены на регуляцию мышечного тонуса, развитие речевого дыхания и голоса, развитие дикции и артикуляции, статической и динамической координации движений и речи, мелкой и мимической моторики переключаемости движений, чувства ритма. Таким образом, логоритмические игры и упражнения являются ценной неотъемлемой частью коррекционного процесса, позволяющей добиться положительного и устойчивого результата в коррекции стертой формы дизартрии.

Подготовка к логоритмическому занятию имеет ряд особенностей:

• подбор речевого материала осуществляется с учетом лексической темы недели;

• подбор музыкального материала согласовывается с планированием музыкального руководителя;

• перед занятием проводится предварительная работа по разучиванию игр;

• при подборе двигательных упражнений необходимо учитывать группу здоровья детей.

Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 35 минут в зависимости от возраста детей. Занятие состоит из трё х частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть продолжается от 3 до 7 минут. Данное время необходимо для подготовки организма ребёнка к моторной и речевой нагрузкам. Используются такие упражнения как повороты и наклоны корпуса, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, с изменением направления и темпа движения, с перестроениями. Спомощью этих упражнений дети учатся ориентироваться в пространстве, в право- левостороннем направлении движения и т. д. Вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи с помощью музыки. Для улучшения координации движений, для тренировки устойчивости широко используются упражнения с перешагиванием через гимнастические палки, кубики, обручи. Они направлены на тренировку внимания, памяти и ориентировки, тормозных реакций.

Основная часть занимает от 10 до 25 минут и включает в себя следующие виды упражнений:

• Ходьба и маршировка в различных направлениях;

• Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

• Упражнения регулируемые мышечный тонус;

• Упражнения, активизирующие внимание;

• Упражнения регулирующие мышечный тонус;

• Упражнения на развитие координации движения;

• Упражнения на координацию речи с движением;

• На координацию пения с движением;

• Слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения;

• Счетные упражнения;

• Речевые упражнения без музыкального сопровождения;

• Упражнения формирующие чувства ритма;

• Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

• На развитие мелкой моторики;

• На развитие речевых и мимических движений;

Ритмические упражнения;

• Пение;

• Игра на музыкальных инструментах;

• Музыкальная самостоятельная деятельность;

• Игры (статические, малоподвижные, подвижные);

• Упражнения для развития творческой инициативы.

Заключительная часть занимает от 2 до 7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, спокойная ходьба, релаксационные упражнения.

Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представлений, активности мысли и развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик; образной – при восприятии наглядного образца движений; словесно-логической – при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения логоритмических заданий; двигательно-моторной – в связи с практическим выполнением заданий; произвольной – без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений.

Таким образом, логоритмические игры и упражнения являются ценной неотъемлемой частью коррекционного процесса, позволяющей добиться положительного и устойчивого результата в коррекции стертой формы дизартрии.

Литература:

1. Аксанова Т. Ю. «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР: учебно-методическое пособие»; СПб. ; ДЕТСТВО- ПРЕСС,2009.

2. Архипова Е. Ф «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии». М. : АСТ: АСТРЕЛЬ, 2010г.

3. Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика»М., 2002.

4. Дедюхина Г. В. «Работа над ритмом в логопедической практике» (методическое пособие); М., «Айрис Пресс», 2006 г.

5. «Логопедия» под ред. Волковой Л. С. - М., Просвещение, 1995.

6. Лопатина Л. В. «К вопросу о «стёртых формах дизартрии».- в кн. : «Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. - Л, 1989.

7. Лопухина И. С. «Логопедия- речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей».- СПб., Дельта, 2008.90с. ,ил.

8. Новиковская О. А. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей». – СПб. : КОРОНА, 2005.- 272с., ил.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Логопедическая ритмика как средство коррекции нарушений речи дошкольников» Для наиболее эффективной работы над профилактикой и коррекцией речевых нарушений, развитием двигательных навыков у детей, кроме основных.

Коррекционная работа с детьми со стертой дизартриейКоррекционная работа с детьми со стертой дизартрией Всем известно, что дизартрия – самый коварный диагноз у детей, имеющих речевые нарушения. При дизартрии нарушается иннервация всего речевого.

Логопедическая ритмика Логопедическая ритмика Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода лечения заикания у детей дошкольников.

Логопедическая ритмика (занятие для детей 5 лет) Логопедическая ритмика (занятие для детей 5лет) Ритмическая разминка Ходьба по кругу в колонну по одному под марш, бег, подскоки, ходьба.

Методическая разработка «Логопедическая ритмика» Логопедическая ритмика Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода лечения заикания у детей дошкольников.

Методические рекомендации по формированию фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией Методические рекомендации по формированию фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией. На основании анализа методической.

Организация работы в системе сопровождения и оказания коррекционной помощи детям в ДОУ В последнее время отмечается значительный рост количества детей, испытывающих различные трудности в обучении, социализации и нуждающихся.

Особенности речевого развития у детей со стертой дизартрией. В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии,.

План воспитательной образовательной работы работы с детьми. Логопедическая подготовительная группа (март-2 неделя) Тема надели: «Перелетные птицы«, 10 марта,. Вторник. [/i]УтроI Совместная деятельность 1. Утренняя гимнастика. Комплекс №6 2. Беседа: «Что.

Состояние произвольного зрительного и слухового внимания у дошкольников со стертой дизартрией Произвольное внимание, как сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности, начинает развиваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией
Опубликовано: 17 января 2017 в 09:14
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД