Логопедические игры для развития произносительной стороны речи

Людмила Шапкина
Логопедические игры для развития произносительной стороны речи

В работе с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, побудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях. Четко организованная работа с учетом индивидуальных возможностей ребенка, позволяет повысить желание у ребенка заниматься выполнением разных видов упражнений, которые раньше были им недоступны. Частыми гостями на занятиях могут быть литературные персонажи. Приход игровых персонажей создает игровую и социальную мотивацию. Дети радуются приходу Гнома, Каркуши, Осла Ивановича и другим. Включаясь в игру дети помогают своим героям отобрать картинки, составить рассказ. Важное место в организации занятий имеет предметная среда. Используем принцип динамичности и стабильности, чтобы у детей, приходя на занятия в логопедический кабинет, было желание узнать что-то новое, создать что-то свое. К каждому занятию меняем обстановку: это «Волшебный город», «Лесная поляна», «Космодром», «На прогулке», «У артистки», «В гостях». Представляю несколько авторских игр, которые помогут в работе начинающим логопедам.

ИГРА-СКАЗКА «НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЕ».

Цели: 1. Активизация словаря;

2. Закрепление умения выделять слова на заданный звук;

3. Формирование ритмических рисунков в серии слогов;

4. Автоматизация звука (Л) в различных позициях;

5. Развитие слогового анализа слов;

6. Согласование числительного с существительным в роде;

Оборудование: полотно «Лесная поляна»

Ход игры.

Дети садятся на поляне, вокруг разбросаны лепестки цветов.

Логопед: - Жила-была «Лесная полянка». Жили на ней дружно насекомые Бабочка- красавица и Божья коровка, гусеница Люся и Лягушка Кваша, цвели на ней волшебные цветы: Цветик-семицветик, Ромашка и Колокольчик. Но однажды злая волшебница Непогода послала на поляну ветер, который разбросал лепестки, растрепал цветы, попрятались от Непогоды насекомые. Выглянуло утром Солнышко, увидело опустевшую поляну и загрустило.

- Давайте расколдуем поляну, поможем вернуться насекомым, расцвести цветочкам, развеселим солнышко.

Прилетела Бабочка-красавица и принесла с собой картинки разные. Нужно отобрать картинки, в словах которых есть звук (Л) в твердой позиции и подарить ромашке, кладя на каждый лепесток картинку и пристегивая ее к пуговицам. Увидел Колокольчик это и просит чтобы и ему подарили картинки. Дети отбирают картинки и кладут на первый цветочек картинки, в словах которых звук (Л) в начальной позиции, на второй цветок- звук по середине, а на третий-в конечной позиции.

- А тут приползла любопытная гусеница Люся и предлагает прошагать по звуковой дорожке слова-картинки.

- А на соседнем болоте живет лягушка Кваша, которая очень любит петь. Она прыгает по кувшинками поет разные песни. Ла-Ла—Ла; ла—ла-ла—ла и др. Дети пропевают вместе с лягушкой.

Вот на шум прилетела Божья коровка, дети помогают пристегивать ее лапки к кнопкам и считают понравившееся слово столько, сколько у нее ножек. (Счет 1-6).

Развеселилась «Лесная полянка», улыбнулось Солнышко, расправило лучики. Дети улыбнулись весело и расплели лучики.

ИГРА НА ПЕСКЕ «НА ЛУНЕ».

ЦЕЛИ: 1. Создание игровой мотивации;

2. Автоматизация звука (Л) в свободной речи;

3. Активизация словаря;

4. Знакомство с буквой Л.

Оборудование: короб с песком, мелкие игрушки.

Ход игры.

Логопед с ребенком около короба с песком, в котором построена космическая станция из лего.

Логопед : - Это космическая колония на луне, это лунная колония. А как ты думаешь как называются жители луны (лунарики). Они очень умные, у них есть свои изобретения, например лазерный излучатель. Этот излучатель добрый, помогает добывать лунарикам полезные ископаемые (логопед показывает «излучатель», они с ребенком его рассматривают).

- Но у лунариков есть и враги-роботы, которые высадились из далекой планеты и пытаются отобрать излучатель. Поэтому лунарики все время строят укрепления, поможешь? (Логопед с ребенком строят из песка рвы в виде буквы Л.

- Тебе не кажется, что окопы похожи на букву ЭЛ? Ты знаешь как пишется эта буква. (Рисуют на песке букву Л).

- А давай поможем лунарикам найти полезные ископаемые, которые зарыты в песке. (Логопед зарывает в песке разные буквы, ребенок ищет букву Л и называет слово со звуком (Л).

- Вот мы и помогли лунарикам. Скажи, а какие новые слова ты сегодня узнал. (Излучатель, лунарики, лунная колония, планета).

- А давай мы посчитаем эти слова до10.

ИГРА У ЗЕРКАЛА «У КАРКУШИ».

Цели: 1. Создание игровой мотивации;

2. Показ точных движений органов артикуляционного аппарата;

3. Отработка артикуляционных упражнений.

ПОСОБИЕ: кукла Каркуша.

Ход игры.

Сегодня мы в гостях у Каркуши, она считает себя красавицей, любит красоваться перед зеркалом:

Я горжусь красой своей

И улыбкой до ушей,

Длинным красным языком

Ребятишкам он знаком.

Я помочь вам буду рада,

Ты смотри и повторяй,

От меня не отставай,

Язычок заставь трудиться-

Ведь ему нельзя лениться.

Будем мы с тобой дружить

И красиво говорить!

Ну что, нравится тебе наша Каркуша?

Как она о себе говорит? Посмотрим, действительно ли она такая хорошая.

Она покажет нам упражнения с язычком.

Выполняют упражнения: «Блинчик», «Завернем блинчик», «Накажем непослушный язычок», «Чашка», «Качели», «Барабанщик».

Тебе понравилось играть с язычком вместе с Каркушей?

В следующий раз она покажет тебе другие упражнения с язычком.

ИГРА НА ПЕСКЕ «СКАЗКА ПРО ЛИСУ-РЫЖУЮ КРАСУ»

ЦЕЛЬ: - уточнение артикуляции звука (Ш);

- автоматизация звука (Ш) в изолированном виде, в слогах, в словах, чистоговорках;

- развитие зрительной координации, соотнесение движений руки с произношением;

- воспитание нравственных качеств.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

Ведущий: Жила-была лиса на лесной опушке. И все у нее было хорошо, только не умела она говорить звук (Ш). сидит она, плачет. А тут ползет мимо змейка, вылезла из норки своей, погреть свои бока на солнышке.

- Здравствуй, лиса-рыжая краса, о чем печалишься?

- Как мне не печалиться, как мне не плакать, все умеют в лесу говорить звук (Ш, а я нет.

Рассмеялась змейка.

- не беда, я твоему горю помогу как смогу, но мне нужны помощники.

- А то это?

- Мои друзья. Ребята, подскажите мне, когда мы произносим звук (Ш, губы что делают? (округляют) Язычок вверху или внизу? (вверху0

- Ну вот лиса, делай так:

Язык широкий выше,

Губы округли и звук прошипи.

Лиса: «Ах, какой красивый звук!»

Дети вместе с лисой произносят звук (Ш).

Уползла змейка дальше. Вдруг видит лиса, скачет мимо лягушка Кваша и что-то поет и улыбается.

- Здравствуй, Кваша, ты чему улыбаешься?

- У меня хорошее настроение и я пою песню.

- А меня научишь петь?

- Конечно, повторяй вместе со мной и с помощниками:

Ша-ша-ша—ша-ша, а можно и так шо-шо—шо-шо—шо-шо, можно и по другому шу—шу-шу-шу—шу. Молодцы! У вас хорошо получается, ну я дальше поскакала. Сидит лиса на пеньке. Видит медведь идет, кусты гнет, что-то тяжелое несет.

- Здравствуй, лиса!

- Здравствуй, Мишенька, а что это у тебя?

- Да вот картинки в лесу нашел, а что на них нарисовано – не знаю.

- Так ты их детям покажи, они тебе подскажут.

Логопед показывает предметные картинки, дети называют их.

- Спасибо вам за науку!

Собрал медведь картинки и потопал дальше, только его и видели.

Сидит лиса, думает о чем-то, вдруг слышит, зашумел лес, зашуршали листья, испугалась лиса.

- Ой, я так боюсь ветра, а вы, ребята, боитесь? Если мы произнесем вместе громко чистоговорки, то ветер утихнет, поможете?

Ша-ша-ша – Лена хороша.

Шо-шо-шо – летом хорошо.

Шу-шу-шу – я тебе пишу.

Ши-ши-ши – это малыши.

Ше-ше-ше – ты мне по душе.

Аш-аш-аш – вот и домик наш.

Ош-ош-ош – потеряли нож.

Уш-уш-уш – вот холодный душ.

Иш-иш-иш – почему молчишь?

Еш-еш-еш – яблоки поешь.

- Вот и ветер стих. Спасибо вам, ребята, за помощь. Только настоящая дружба может преодолеть трудности. До свидания, друзья!

Тут и сказке конец, а кто слушал- молодец!

СКАЗКА О ЗМЕЕ ГОРЫНЫЧЕ – ЯШКЕ, КЕШКЕ И АНТОШКЕ.

(пальчиковая сказка).

ЦЕЛИ: - уточнение артикуляции звука (С);

- автоматизация звука (С) в изолированном виде, слогах, чистоговорках;

- тренировка глубокого вдоха и плавного медленного выдоха;

- развитие мелкой моторики пальцев рук, согласование речи с движением.

ОБОРУДОВАНИЕ: куклы пальчикого театра- Змей Горыныч, волк, заяц, тренажер для дыхательных упражнений.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

Ведущий. Жил-был в дремучем лесу Змей-Горыныч с тремя головами- Яшкой, Кешкой и Антошкой. Никто с ними не хотел дружить, потому что эти братцы постоянно шипели да огонь из пастей пускали. То лисичке хвостик подпалят, то белочек испугают- так зашипят из кустов, что они стали бояться в лес за грибами бегать.

Вот и остались Яшка, Кешка и Антошка одни в целом лесу, стало им скучно и неинтересно, даже поговорить не с кем, только шипят друг на друга. Вот сидят они на опушке леса, пригорюнились. Вдруг видят, тучка на небе, а на ней бабочки сидят.

Бабочки: Что пригорюнились Яшка, Кешка и Антошка?

З. Г. Не подШкажете ли, бабочки, почему Ш нами никто не хочет дружить?

Б. А вы не пробовали сначала научиться правильно и красиво говорить звук (С, а то вы все время шипите и шипите, всех зверей распугали.

З. Г. А как нам научитьЩа этот звук говорить?

Б. А вы сначала подуйте на нас, а то налетели тучи темные и намочили дождиком наши крылышки, трудно стало летать, а дети вам помогут.

В. Ребята, вы поможете братцам Яшке, Кешке и Антошке подуть на бабочек? Тогда встаньте поближе. Сделайте глубокий вдох носом и долгий, медленный выдох ртом на «лопаточку» (3 раза).

Б. Спасибо вам, дети, и вам спасибо Яшка, Кешка и Антошка! Теперь наши крылышки обсохли, и мы можем летать. А научиться звук правильно произносить вам поможет Заяц. Вон он скачет. (Появляется Заяц).

Заяц. Здравствуйте, братцы Яшка, Кешка и Антошка!

З. Г. Здравствуй, Зайчик-попрыгайчик!

И рассказали братья Зайцу про то, что не умеют звук (С) произносить.

З. Кажется, я вашему горю помогу, но мне помощники нужны.

Ведущий. Ребята, подскажите Зайчику, когда мы произносим звук (С, губы что делают? (растягиваются в улыбку). Язык вверху или внизу? (внизу). Струйка воздуха где? (посередине язычка).

Язык широкий – ниже.

Кончик к нижним зубкам – ближе;

Посередине языка – струйка воздуха.

Улыбнись и посвисти,

Звук (С-С-С) произнеси!

З. Г. С-С-С. Ах, какой красивый звук!

З. теперь вы с этим звуком можете играть в игру «Насос». (Логопед показывает картинку «Насос». Дети вместе с логопедом свистят.) Убежал Заяц по своим делам. Вдруг, бежит Волк, чем-то озабоченный.

З. Г. Здравствуй, Волк, куда спешишь и чем озабочен?

Волк. Да вот телеграммы мне пришли, да только прочитать их не могу.

З. Г. А может дети тебе помогут?

Дети по одному «читают» телеграммы: СА, СО, СЫ.

В. Я понял: «На Сову напала Оса, и летят еще Осы» побегу скорее на помощь.

Только его и видели. (Звучит музыка, появляется Оса).

З. Г. Ой, мы так боимся ос, вы ребята, боитесь ос? Если мы будем все вместе громко произносить слова, Оса испугается и улетит.

Са-са-са- вот летит оса;

Сы-сы-сы- не боимся мы осы;

Су-су-су- мы прогоним осу;

СА-са-са – улетай скорей оса.

Ведущий. Испугалась Оса и улетела.

З. Г. Спасибо вам, ребята, за помощь. До свидания, друзья!

Ведущий. Тут и сказке конец, а кто слушал- молодец!

Публикации по теме:

«Игры на логопедических занятиях» Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются.

Пособие «Умные кармашки» для подгрупповых и индивидуальных логопедических занятийПособие «Умные кармашки» для подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий Цель пособия: коррекция звукопроизношения. Пособие является частью общего комплекта по коррекции нарушений речевого развития ребёнка и представляет.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Логопедические игры для развития произносительной стороны речи
Опубликовано: 12 октября 2013 в 20:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию в смешанной технике «Зимние деревья»
Задачи: развивать у детей познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие зимнего пейзажа; обогащать словарь; учить детей рисовать дерево...
Анализ воспитательно-образовательной работы за 2016–17 учебный год
Анализ воспитательно-образовательной работы за 2016-17 учебный год Воспитатель: Афанасьева Марина Вячеславовна «Нет такой стороны воспитания, на...
Маленький человек среди взрослых
Вся жизнь общества, как мы знаем из своего опыта, накладывает отпечаток на формировании личности ребёнка. Особенно важны при этом те непосредственные...
Фотоотчет с Праздника непослушания
В наш детский сад постучал праздник непослушания, когда дети остались одни, без родителей, и могли делать всё, что захочется. Для начала, чтобы ввести детей...
Игры детей на прогулке
Продолжаю печатать игры, из собранной мной картотеки, для организации деятельности детей на прогулке. П/и «Горелки» Цель: развивать быстроту, ловкость,...