«Речь и общение». Логопедический КВН (для педагогов)

Ольга Тарасова
«Речь и общение». Логопедический КВН (для педагогов)

Логопедический КВН

(для педагогов)

Речь и общение

Цели:

• развитие активности и инициативы педагогов;

• повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о русской народной культуре;

• представление новых форм работы с детьми по активизации знаний у них о русском народном фольклоре.

Задание 1. Разминка «Пословица неспроста молвится»

Назвать пословицы, в которых есть число 7.

(Лук от семи недуг, семь пятниц на неделе, один пашет семеро руками машут, один с сошкой, а семеро с ложкой, семеро одного не ждут, семь верст киселя хлебать)

а) Загадки в пословицах и поговорках (отгадайте загадки, загаданные пословицами и поговорками, и чем меньше пословиц – подсказок для этого понадобится, тем лучше:

1. Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.

Как его не корми, он все в лес глядит.

Его ноги кормят (ВОЛК)

2. Лапки ее мягки, да когти остры

Чует она, чье мясо съела.

Доброе слово ей приятно (кошка)

3. И она помнит, кто ее кормит.

Не бойся ее брехливой, а бойся молчаливой.

Она на сене: сама не ест и другим не дает (собака)

3. Он не уклюж, да дюж.

С ним дружись, а за топор держись.

Два их в одной берлоге не уживутся. (Медведь)

4. Она гложет, что может

Грозит она кошке, да из норы.

Нудулся, как она на крупу (Мышь)

4. Не гони его кнутом, гони овсом

Он копытом сдачи дает.

Дареному ему в зубы не смотрят (конь)

5. Не мечите бисер перед ними.

Она грязь всегда найдет.

Посади ее за стол, она и ноги на стол. (Свинья)

6. Безрогая она хоть шишкой, да бодает

У нее молоко на языке.

У хорошей доярки она маслом доится.

Она черна, да молоко у нее белое (Корова)

7. Оно дороже богатства

Его сгубишь – новое не купишь.

Чистота – залог его. (здоровье)

б) (Расположите слова пословиц и поговорок в правильном порядке)

Золото, серебро, молчание, слово (Слово – серебро, молчание – золото)

Скажи, подумай, потом, сперва (Сперва подумай, потом скажи)

Книга, не манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит)

Ум, без, крыльев, птица, как, без, книги (Ум без книги, как птица без крыльев)

Не работает, не, ест, кто, тот (Кто не работает, тот не ест)

Голова, ног, ума, не, у, просит (Голова у ног ума не просит)

Ищи, снегу, не,грибы, по. (По снегу грибы не ищи)

Зайца, зубы, носят, волка, зубы кормят, лису, хвост, бережет (Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет)

Будет, петух, или, нет, а, день, прокукарекает (Прокукарекает петух или нет, а день будет)

В, большой, нос, мороз. Береги (Береги нос в большой мороз)

Скажи, подумай, потом, сперва (Сперва подумай, потом скажи)

Задание 2: «Пень не околица, глупая речь не пословица»

Решение педагогического кроссворда

По горизонтали:

1. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка).

2. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое – либо явление (поговорка)

3. Устное народное творчество, «народная мудрость» (фольклор)

4. Место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке геометрических форм (Дымково)

5. Короткая, из двух или четырех строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся приплясом (частушка)

По вертикали:

1. Инструмент для проработки мелких деталей, нанесения на поверхность изделия украшений при лепке: штрихов, точек, волнистых линий (стека).

2. Устное народное творчество, песня – сказание, основанное на реальных событиях (былина)

3. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения (загадка)

4. Система цветочных сочетаний изделия (колорит)

5. «Золотая» роспись по дереву из Нижнего Новгорода (хохлома)

6. Чередование элементов росписи в определенном порядке (узор)

Задание 3. «Пословица – цветочек, поговорка – ягодка»

Правильно угадать форму устного фольклорного произведения:

Катилась торба с высокого горба,

В этой торбе – хлеб, соль, вода, пшеница.

С кем хочешь поделиться?

Говори поскорей, не задерживай добрых людей

(Считалка)

Дождик, дождик, пуще!

Дам тебе я гущи,

Хлеба – каравай,

Хоть весь день поливай!

(Приговорка, припевка)

Жил – был царь.

У царя был кол,

На колу – мочало,

Его ветром качало.

Не начать ли сказочку с начала?

(Докучная сказка)

Смелость города берет

(поговорка)

Брат баран не барабань

На барабане

Барабанить брат

Работа не баранья

(Скороговорка)

Упрямого исправит дубина, а горбатого – могила

(Пословица)

В брюхе – баня,

В носу – решето

Всего одна рука, да и та на спине

(Загадка)

Задание 4 «Ветры горы разрушают, слова народы поднимают»

Перевести эти слова на современный русский язык

• Кружлявый

- прыщавый;

- кудрявый;

- веснушчатый;

• Уварахтаться:

- испачкаться;

- укутаться;

- заблудиться;

• Остолопиться:

- сердиться;

- упрямиться;

- растеряться

• Встреснуться:

- влюбиться;

- спохватиться;

- встряхнуться

• Елдаечки:

- пшеничные лепешки;

- старинна женская обувь;

- качели

• Алтын

- монета в три копейки;

- 1 копейка

- 5 копеек.

• Артель

- собрание;

- коллектив;

- сборище

• Пуд

- мера веса 10 кг;

- мера веса 16 кг;

- мера веса 5 кг.

• Баять

- кричать;

- говорить;

- ругать.

• Дровни

- поленица дров;

- ларь

- сани.

• Бирюк

- злой;

- волк;

- жадный.

• Вершок

- мера длины, 4,4 см.

- мера длины 10 см.

- мера длины 5,5 см

• Рушник

- скатерть;

- полотенце

• Квашня – кадка для теста

• Корец – ковш

• Бирюк – волк

• Кочет – петух

• Плетушка – корзина

• Лабаз – амбар

• Торговище – рынок

• Хоромы – большой дом

5. Перед вами слова, вы должны, подчеркнуть те слова, где стоят правильно ударения. 1 минута на выполнение задания.

Ходатайство правильно или ходатайство неправильно

Уведомит или уведомить

Уплатит или уплотит

Средства или средства

Ложить или класть правильно

Страховщик или страховщик

Сняла или сняла

Развитой или развитый

Продала или продала

Принять или принять

Поняли или поняли

Назвала или назвала

Квартал или квартал

Километр или километр

Каталог или каталог

Занял или занял

Досуг или досуг

Газопровод или газопровод

Взяла или взяла

Брала или брала

Бухгалтеры или бухгалтера

6. У каждого народа – свои загадки. Но все они о том, что нас окружает, найдите для иностранной загадки – русскую и дать ответ.

Иностранные загадки

У русского народа есть много загадок об одних и тех же вещах, явлениях предметах. Попробуйте по описанию найти похожие загадки в левом и правом столбике и дать правильный ответ

Русские загадки

Белая морковка зимой растет.

Кафтан на мне зеленый

И сердце как кумач,

На вкус как сахар сладок.

На вид похож, на мяч.

Красные лапки,

Длинная шея.

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

Кто ходит ночь

И ходит день

Не зная, что такое лень?

Золотой Демид

Весь день на

Солнышко глядит

Ночью не спит

Мышей сторожит

В воде купался,

Да сух остался.

Красная девушка по небу ходит

Зелененький,

Полосатенький,

А в середке сладенький.

Растет она вниз головой,

Не летом растет, а зимой

Чуть солнце ее припечет.

Заплачет она и упадет.

У нашей Анютки

Зверь в атласной шубке,

Возле печи греется

Без водички моется.

Золотое решето

Черных домиков полно.

7. Веселый тест

По 7 вопросов одна минута для подготовки

1. Куда смотрит волк, сколько его не корми?

• на волчицу;

• на козлят;

• в лес;

• в миску;

2. Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?

• коня;

• сапожника;

• бегуна;

• волка.

3. Кто гладок оттого, что поел и на бок?

• комар

• медведь

• свинья

• кот.

4. На чем приносит новости сорока?

• на лапах;

• на хвосте;

• на крыльях;

• на блюдечке;

5. Что летит, когда лес рубят?

• птицы;

• шишки;

• бревна;

• щепки.

6. Какая птица, согласно народной поговорке, должна клюнуть человека, чтобы он начал проявлять повышенную активность?

• жар – птица;

• жареный петух;

• гадкий утенок;

• цыпленок табака

8. Кого согласно поговорке, подкладывают недоброжелателю?

• свинью;

• змею;

• ежа;

• медведя.

9. Что называют зеркалом души?

• уши;

• глаза;

• улыбку;

• лицо.

10 чего согласно поговорке, есть уши?

• у стен;

• у дверей;

• у замочной скважины;

• у домофона;

11 согласно пословице, капусту не шинкуют?

• кулаком;

• носом;

• ногой;

• языком.

12Что, согласно пословице, заказывает тот, кто платит?

• обед;

• такси;

• музыку;

• хорошую погоду.

13Какому коню пословица советует не смотреть в зубы?

• купленному;

• даренному;

• выигранному;

• арендованному.

14 Продолжите известную русскую пословицу «Хороший товар сам себя…».

• закупает;

• упаковывает;

• хвалит;

• доставляет.

15Чего много в пустой бочке?

• пыли;

• воздуха;

• звону;

• запаха.

16 Что делает с рублем копейка?

• стережет;

• бережет;

• питает;

• воспитывает.

17 Как поступит умный человек, встретив на пути гору?

• покорит;

• обойдет;

• пробурит;

• сдвинет.

8. Конкурс капитанов (по 8 вопросов)

1. Лучший в мире крокодил (Гена)

2. Сколько козлят у многодетной козы (Семеро)

3. Гордость Варвары - красы (Коса)

4. Самая известная курочка (Ряба)

5. Кто тянул репку перед Жучкой (Внучка)

6. Мальчик – луковка (Чипполино)

7. Крокодиловая река в Африке (Лимпопо)

8. Сказочная скатерть (Самобранка)

9. Назовите братьев – Чук и (гек)

10. Снежная баба в детстве (Снегурочка)

11. Дедушка любитель зайцев (мазай)

12. Главный атрибут Деремара (Сачок)

13. Девочка с голубыми волосами (Мальвина)

14. Итальянский прообраз папы Карло (Джузеппе)

15. Воздыхатель Мальвины (Пьеро)

16. Кто разморозил сердце Кая? (Герда)

17. Девочка, которая растаяла зимой (Снегурочка)

18. Былинный богатырь из города Мурома (Илья)

19. Прибаутка пред сказкой (Присказка)

9. Домашнее задание

Рубрика «Говорят дети» (представить ее по желанию)

10. Коллаж (сейчас вы при помощи коллажа выразите свое впечатление о нашей встрече)

Публикации по теме:

Презентация «Обычаи, обряды и традиции русского народа» Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов, более 67 % её населения приходится.

Семинар-практикум для педагогов «Сказка — ложь, да в ней намек…» Одна из основных задач современной системы дошкольного образования - повышение качества воспитательно- образовательной работы, создание.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
«Речь и общение». Логопедический КВН (для педагогов)
Опубликовано: 14 февраля 2014 в 04:23
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...