МААМ-картинки

Логопедический проект для детей раннего возраста «Подражаем взрослому»

Светлана Кравченко
Логопедический проект для детей раннего возраста «Подражаем взрослому»

Пояснительная записка.

Наряду с развитием понимания речи и расширением пассивного словаря неговорящих детей раннего возраста, перед логопедом стоит важная задача – вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений. Данный проект предлагает систему логопедических игр, в основе которых лежит развитие у детей общего и речевого подражания.

Публикация «Логопедический проект для детей раннего возраста „Подражаем взрослому“» размещена в разделах

Добиться положительной динамики в занятиях с детьми 2-3 лет с нарушениями речи можно, только создав особую игровую ситуацию, когда в ходе интересных для ребенка практических действий у него возникает особое состояние эмоционального подъема. Такой положительный настрой предоставляет логопеду возможность побуждать ребенка к повторению речи. Организация игр для развития подражания у детей раннего возраста является оптимальной формой проведения занятий на начальном этапе логопедической работы.

Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед должен знать психологическую характеристику детей раннего возраста : особенности развития восприятия, внимания и памяти, мышления, деятельности и т. д. Также следует принять во внимание некоторые особенности детей с нарушениями речи : может иметь место повышенная утомляемость, невнимательность и т. д. С учетом перечисленных параметров, логопедические занятия с детьми 2-3 лет имеют ряд специфических особенностей.

Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе объяснения материала, рассказа, ответов на вопросы и т. д. С ребенком пока невозможно договориться при помощи речи, поэтому педагог должен взять на себя активную роль в игре и вести ребенка за собой. Происходит это в играх, основанных на подражании. Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека, усваивает речь, учится общаться и договариваться. Кроме этого, в таких играх ребенок получает возможность проявить активность, а логопед может наглядно видеть, как действует ребенок, как он повторяет слова, усвоил он материал, или нет.

Элементы обучения необходимо вводить в ходе организации специальных игр.

Внимание ребенка 2-3 лет непроизвольно. Продуктивно заниматься он может только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре.

Также следует учитывать психологические и физиологические особенности детей раннего возраста – длительность занятия не должна превышать 15-20мин., необходима смена видов деятельности на занятии. Поэтому в одном занятии используются несколько разных игр, каждая из которых длится всего несколько минут, играть можно на ковре, на улице, а не только за столом и т. д.

Необходимо достижение эмоционального контакта между педагогом и ребенком.

Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции ребенка. Для достижения этого, логопеду необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации ребенка по отношению к занятиям. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем – нежелания говорить, боязнь речи.

Необходимо многократное повторение словесного материала.

Малыши любят повторять одни и те же слова и действия. Это объясняется механизмом обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и повторений потребуется. Поэтому надо дать малышу возможность усвоить новые слова. Помните, что часто малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.

Цель проекта – вызвать подражательную речевую деятельность неговорящих детей раннего возраста.

Задачи проекта :

-развитие общего и речевого подражания у детей;

-формирование двигательных умений и навыков;

- развитие пространственных представлений;

- развитие координации, переключаемости движений;

- развитие речевого дыхания;

- развитие артикуляционного аппарата;

- развитие фонематического восприятия;

- формирование и развитие слухового и зрительного внимания и памяти.

-

Программа предполагает проведение фронтальных логопедических игр с детьми младшего возраста один раз в неделю во второй половине дня. Программа рассчитана на 3 месяца (октябрь-ноябрь-декабрь). Продолжительность занятий 15 минут. Начинаем с отдельных простых движений. Затем учим детей выполнять несколько движений. В некоторых играх движения следует выполнять в определенной последовательности. Следующий этап развития общего подражания – выполнение действий с предметами и игрушками. На первом этапе работы проводятся игры по развитию общего подражания, а в дальнейшем на развитие речевого подражания.

Перспективный план логопедических занятий.

Месяц

Неделя

Тема

октябрь Делаем зарядку. Птички. Мишка косолапый. Ладошки. Водичка. Солнышко и дождик. Деревце. Вот мы какие.

ноябрь

Поиграем на дудочке. Поиграем на балалайке. Позвеним колокольчиком. Бьем в барабан.

Самолетики. Пароходики. Машинки. Паровозики.

декабрь

Гости. На! Дай!Куколка. Большие ноги идут по дороге.

Содержание программы.

Игры для развития общего подражания.

Подражание – один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Путем подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого, тем более у ребенка с нарушениями развития.

Под понятием «общее подражание» мы понимаем подражание движениям, действиям, мимике. Способность малышей подражать движениям и действиям взрослого развивается постепенно. Проект предлагает следующую последовательность развития общего подражания.

Игры для развития речевого подражания.

В предложенных играх ставятся задачи развития как общего, так и речевого подражания, но в данном разделе подражание речи взрослого выступает на первое место. Для этого взрослый многократно повторяет определенные слоги, слова, словосочетания, выделяя их интонационно в потоке речи, и побуждает детей повторить эти слова за ним. При этом принимаются и поощряются ответы детей в любом виде, взрослый же дает детям только образец правильной речи.

Подражание речи взрослого также проходит несколько этапов. В зависимости от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение звуков, слогов, слов или фраз:

Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку в игре.

Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие при этом собственную смысловую начинку. К таким словам относятся подражания голосам животных – му, ав-ав, мяу и др. ; подражания звукам музыкальных игрушек – бом-бом, ду-ду, динь-динь и др. ; подражания транспортным шумам – би-би, ту-ту и др., а также другие аморфные слова, которыми малыш может заменять любые слова, которые еще не может произнести целиком.

Повторение слов. Вначале это простые короткие слова – дай, на, ляля, миша, киса и т. д. По мере развития речи ребенок учится воспроизводить двух-, трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. При этом на протяжении раннего возраста ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно.

Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов. Например: Где мама? Там мяч. Это ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайку. Ваня хороший мальчик. Маша хорошая девочка.

Развитие глагольного словаря.

Особое внимание следует уделить обучению детей употреблению слов-глаголов (слов-действий, так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи. К таким глаголам относятся: ДАЙ, НА, ИДИ, КАТИ, ЛОВИ, СТОЙ.

Детям раннего возраста можно предлагать более легкие («детские») варианты некоторых глаголов. Например: спит – БАЮ-БАЙ; встаёт – АП-АП; кушает – АМ-АМ; моет – БУЛЬ-БУЛЬ; гуляет – ТОП-ТОП; упал – БУХ; качается – КАЧ-КАЧ; купается – КУП-КУП; смеётся – ХА-ХА-ХА и др.

Литература

• Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников – М. : Просвещение, 1990.

• Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М. : Бук-мастер, 1993.

• Козак О. Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – С. -Петербург: Союз, 1998.

• Громова О. Е. Алло! Ляля? Речь. Первые глаголы – М. : Карапуз, 2003.

• Громова О. Е. Топ-топ. Бух. Речь. Первые глаголы – М. : Карапуз, 2003.

Публикации по теме:

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» для детей первой младшей группы Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (часть 1) Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Вид проекта: психолого.

Познавательный проект для детей раннего возраста > Познавательный проект для детей раннего возраста << Моё тело>> Актуальность: Работая с детьми раннего возраста, я пришла к выводу.

Познавательный проект для детей раннего возраста «Игрушки» Игрушки Актуальность: Много лет работая с детьми раннего возраста, я поняла, что ребенок очень чувствителен к окружающей его жизни, он,.

Краткосрочный проект для детей раннего возраста «Приключение Ушастика» Краткосрочный проект для детей раннего возраста «Приключение Ушастика» Пояснительная записка. Актуальность Одним из ведущих видов деятельности.

Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №26 «Ласточка» Проект «Адаптация детей.

Проект для детей раннего возраста «Лютик для малюток» Вид проекта: Краткосрочный. (15.06-22.06.15г.) Цель проекта: Формирование наблюдательности у детей, желание бережно относится.

Проект для детей раннего возраста «Все о мыльной пене» Проект для детей раннего возраста «Все о мыльной пене» Все дети очень любят играть. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки,.

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста Актуальность Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия связанные с принятием.

Проект «Моя любимая игрушка» для детей второй группы раннего возраста Тип проекта: краткосрочный. Вид проекта: информационно-нравственный. Участники: воспитатель, дети, родители. Цель: познакомить детей с понятием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедический проект для детей раннего возраста «Подражаем взрослому»
Опубликовано: 8 октября 2015 в 22:38
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД