Логопедическое занятие для детей подготовительной группы по теме «Рыбы»

Раиса Хребтова
Логопедическое занятие для детей подготовительной группы по теме «Рыбы»

«Рыбы». Составление описательного рассказа»

Цели:

коррекционно – образовательная:

- обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на

мнемотаблицу;

коррекционно – развивающие;

- учить образовывать относительные прилагательные;

- вовлечь детей в игровой сюжет при разыгрывании мини – сценки;

- расширять и активизировать словарь по теме «Рыбы;

- развивать умение логически последовательно выстраивать своё

высказывание;

- формировать у детей воображение, выразительные средства мимики,

жестов, движений;

- формировать умения и навыки правильно пользоваться речевым дыханием;

- развивать чёткую дикцию;

коррекционно – воспитательная:

- воспитывать самоконтроль за речью.

Словарный запас: рыба-меч, рыба-молот, рыба-пила, рыба-удильщик, рыба-игла, осьминог, рак, кораллы, дельфин, кальмар, медуза, плавники, икринки, мальки, жабры, чешуя, жемчужины, морские рыбы, аквариумные, речные.

Оборудование: предметные картинки с изображением морских рыб; сюжетные картины: берег моря, морское дно; коврики- «морское дно», «песчаный берег»; рисунок – «звуковая волна»; сказочные персонажи: Русалочка, Дельфин; мнемотаблица «Рыбы»; музыкальное сопровождение: вальс Шопена – шум моря; танец дельфина; жемчужные бусы;

I.Организационный момент.

Здравствуйте, дети, здравствуйте уважаемые коллеги и гости! Пусть утро для вас будет добрым, день спокойным, вечер светлым.

Собрались все дети в круг. Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

II. Объявление темы:

Загадка:

- «В воде они живут, нет клюва, а клюют» Кто это? (Рыбы)

А как вы догадались? …

Ребята, каких рыб вы знаете? Где они живут? (В море, реке, пруду, озере, аквариуме). Молодцы!

Я вас приглашаю на прогулку к морю (ходьба по камешкам - дети идут по берегу моря – под музыкальное сопровождение «Шум моря»).

- Логопед: Дует в лицо свежий морской ветер. Слышатся пронзительные крики морских чаек. Проплывают стаи рыбок. (Детей посадить)

Ребята, посмотри те, волны выбросили на берег письмо. Письмо от Русалочки.

Русалочка написала нам: что играя с рыбками среди кораллов, у нее порвалась ниточка любимых жемчужных бус (ниточка от бус лежит в конверте). Рассыпались жемчужины по морскому дну. Не смогла она их отыскать среди водорослей и камней. Звала своего друга дельфина, что б он помог ей, но он уплыл далеко и не услышал её. И просит она нас помочь ей. Поможем ей отыскать ее любимые жемчужины? Да!

-Упражнение на мимику: Посмотри те ребята, Русалочка сидит грустная. Покажите, какое грустное лицо у Русалочки. Давайте улыбнёмся ей.

- Упражнение на дыхание: Нам с вами предстоит удивительное, интересное путешествие в подводный мир, к морским обитателям. Как вы думаете, долго ли человек может находиться под водой? Нет. А почему? Люди дышать воздухом (кислородом, а под водой воздуха нет. И поэтому человек не может находиться долго под водой без специальной тренировки. Давайте с вами потренируемся.

Дети проговаривают звук П – П – П – П – П (при помощи рисунка «Звуковая волна») то повышая, то понижая голос.

Нам пора погружаться в водную стихию (дети встают): «Вокруг себя обернитесь, наденьте шапочки и в рыбок превратитесь»

(Дети выполняют волнообразные, плавные движения руками в стороны, вперёд; приседают, опускают голову и руки).

Логопед: «Посмотри скорей вокруг!

Что ты видишь милый друг

Здесь прозрачная вода,

Плывет морской конек сюда (рассматривать)

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба шар!

А вот расправив восемь ног-

Нас встречает осьминог

Мы в подводном мире друг (покружиться)

Рыбы плавают вокруг: рыба-меч, рыба-молот, рыба-пила, рыба-удильщик и рыба-игла (подуть на рыб).

Ребята мы видим 1 жемчужину, у кого? …. У Осьминога. Осьминог очень любознательный и хочет задать вам несколько вопросов, а вы ребята постарайтесь на них ответит.

III. «Вопрос – ответ»

(рассматривание сюжетной картины)

- Какие бывают рыбки? - разноцветные, красивые, быстрые, юркие, хищные и т. д.

- Для чего у рыб яркий окрас? Яркая чешуя помогает рыбам прятаться среди камней и водорослей.

-Как можно определить возраст рыбы? По чешуйкам - сколько темных линий, столько рыбе лет.

- Что у рыб вместо ног? Плавники.

- Почему они могут дышать в воде? Потому что у них есть жабры.

- Что помогает рыбе двигаться в воде? Плавники и хвост.

(Молодцы ребята! Справились с заданием на отлично. Ребёнок нанизывает жемчужину на нить).

Мы видим 2 жемчужину…. в кораллах. Кораллы любят спорить, поспорим с ними.

IV. Проговаривание скороговорки:

Запомните и повторите за мной скороговорку. Скороговорку проговариваем медленно, а затем всё быстрее и быстрее. При этом чётко выговаривая каждый звук, каждое слово.

«У Карла и Клары красивые кораллы». Карл и Клара что это за слова? Это имена для девочек и мальчиков.

Дети проговаривают скороговорку вместе с логопедом и по одному.

Молодцы ребята! Справились с заданием на отлично. (Ребёнок нанизывает жемчужину на нить).

Мы видим 3 жемчужину у кого? …У черепахи. Черепаха любит смешные истории, повеселим её.

V. Мини – сценка: «Неудачная рыбалка»

Прочитать для детей мини – сценку.

Автор: В тихой речке у причала рыбка рыбку повстречала.

Рыбка 1: Здравствуй!

Рыбка 2: Здравствуй! Как дела?

Рыбка 1: На рыбалке я была. Я удила рыбака, дядю Петю – чудака.

Рыбка 1: Где же твой рыбак? Попался?

Рыбка 2: Нет, ушел, хитрец, сорвался.

Кто такой рыбак? (Это человек, который любит ловить рыбу)

Дети по ролям инсценируют мини – сценку.

Логопедическое занятие для детей подготовительной группы по теме «Рыбы»

(Молодцы ребята! Справились с заданием на отлично. Ребёнок нанизывает жемчужину на нить).

(Мы видим 4 жемчужину у кого? …У дельфина. Дельфин с удовольствием с вами потанцует).

VI. Физминутка – (песенка Дельфина):

Молодцы ребята! Весело сплясали, заработали жемчужину. (Ребёнок нанизывает жемчужину на нить).

Мы видим 5 жемчужину у кого? …У Морской звезды. Морская звезда приглашает вас поиграть с ней …

VII. Игры на мелкую моторику: «Рыбы» (Дети садятся за стол)

Массаж ладошек – потереть ладошки друг об друга, чтоб стали тёплыми.

Осьминог

1. Много ног у осьминога

Все они ему нужны,

Заменяют ему руки,

Очень ловкие они.

На первые две строчки сжимание и разжимание пальчиков обеих рук;

На последние две строчки - поочерёдно, начиная с мизинца, выпрямляют все пальцы; упираясь о крышку стола; затем в обратном положении сгибают.

Рыбка

2. Рыбка плавает в водице

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Ладони изображают плавные движения «рыбка»; грозить пальчиком; одна ладонь выполняет движения рыбки, другая ладонь выполняет хватательные движения.

Ветер – волны

3. Гонит ветер волны, волны!

Хватит, ветер, полно, полно!

Успокойся, стань потише!

Волны сразу станут ниже.

Ладони выполняют волнообразные движения и спокойно ложатся на стол.

Молодцы ребята! (Ребёнок нанизывает жемчужину на нить).

(Ребята, я слышу шум! Ой, кто это? Краб и рак. Мы видим жемчужины у кого?. У краба. У рака. Краб любит разгадывать головоломки. Постараемся и мы их разгадать.

VIII. Самостоятельная деятельность детей. - Дети собирают разрезную картинку - рыбку. Игра «Без чего не бывает рыбы» (Ребёнок проговаривает, полным предложением, без чего не может быть рыб - без туловища, без головы, без плавников, без глаз, без хвоста, без чешуи, без жабр, безо рта, без брюшка и т. д.). Молодцы ребята! Справились с заданием на отлично. (Ребёнок нанизывает жемчужину на нить).

Мы видим 7 жемчужину у кого?. У рака. Рак любит слушать рассказы, сказки. Давайте мы ему расскажем о рыбках.

- Составление описательного рассказа при помощи мнемотаблицы:

«Рыбки»

Я люблю наблюдать за рыбками. Они живут в прозрачной, чистой воде. Передвигаются при помощи плавников и хвостика. У рыб голова и туловище покрыто разноцветной, сверкающей чешуёй. Разноцветный окрас рыб помогает им прятаться среди камней и водорослей. Чёрными глазками высматривают добычу и заглатывают её, широко открывая свои ротики. Взрослые рыбы мечут икру, из которой появляются мальки – детёныши рыб. Питаются рыбы водорослями, червячками, мелкими рыбёшками, малюсками. Рыбу жарят, солят, коптят, варят ароматную уху. Но есть рыбаки, которые ловят рыб и отпускают её обратно.

Молодцы ребята! Справились с заданием, на отлично. (Ребёнок нанизывает жемчужину на нить).

Мы собрали жемчужные бусы, пойдём и подарим их Русалочке.

XI. Итог занятия: Игра «Ракушка»: «Передай скорей ракушку быстро, быстро по рукам.

У кого она осталась, тот сейчас ответит нам….

- Где мы с вами сегодня побывали? На дне моря.

- Что мы с вами сегодня искали? Жемчужины, бусины. - Кого мы видели в подводном царстве? Черепаху, осьминога, морскую

звезду, рака, краба и рыб.

- Каких рыб ты запомнил? Рыбы: пила, шар, молот, меч,

морской конёк, игла, удильщик.

- Чем мы сегодня ещё занимались на занятии? Рассматривали рыб, составляли рассказ о рыбах, проигрывали сценку о неудачной рыбалке, собирали разрезные картинки и т. д.

Самооценка: в аквариуме рыбки двух цветов. Желтую - зовут «Хорошо», а красную – «Отлично». Возьмите ту рыбку, которую вы, по вашему мнению, заработали на занятии.

X. Сюрпризный момент: Русалочка улыбаясь говорит:

«Вас, друзья, благодарю. Всем подарки подарю». (Благодарит детей, на

память о встречи дарит медальоны «Гребешки», угощает детей и гостей конфетами «морскими камешками. В подарок всей группе дарится книга о подводном царстве).

Публикации по теме:

Поздняя осень Тема: Поздняя осень (Составление рассказа об осени с опорой на пиктограммы) Цель: Коррекционно – образовательные: Обучение составлению рассказа.

Презентация «Ранняя весна» для обучения детей составлению описательного рассказа с опорой на картинки-символы по мнемотаблице Цель: -обогащать активный словарный запас детей; -развивать умение отгадывать загадки с опорой на картинки-символы; -развивать умение.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Домашние питомцы
  • Домашние питомцы
Автор публикации:
Логопедическое занятие для детей подготовительной группы по теме «Рыбы»
Опубликовано: 10 октября 2013 в 13:40
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Продуктивный результат реализации познавательно-исследовательского группового проекта...
Уважаемые коллеги, с июня по июль 2017 года в нашей средней группе был реализован краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект...
Как мы делали «Осеннее паспарту»
Осенью мы собираем разноцветные листочки, сушим их и делаем замечательные коллажи и поделки. В этот раз я хочу рассказать вам как мы с ребятами делали...
«Чтобы весело играть, ветер нужно нам поймать» Фотоотчёт о тематической неделе...
Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья. Предлагаю вашему вниманию фото отчёт о прошедшей тематической неделе "Воздушная" в нашей группе раннего...