Логопедическое занятие для детей подготовительной группы по теме «Рыбы»

Раиса Хребтова
Логопедическое занятие для детей подготовительной группы по теме «Рыбы»

«Рыбы». Составление описательного рассказа»

Цели:

коррекционно – образовательная:

- обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на

мнемотаблицу;

коррекционно – развивающие;

- учить образовывать относительные прилагательные;

- вовлечь детей в игровой сюжет при разыгрывании мини – сценки;

- расширять и активизировать словарь по теме «Рыбы;

- развивать умение логически последовательно выстраивать своё

высказывание;

- формировать у детей воображение, выразительные средства мимики,

жестов, движений;

- формировать умения и навыки правильно пользоваться речевым дыханием;

- развивать чёткую дикцию;

коррекционно – воспитательная:

- воспитывать самоконтроль за речью.

Словарный запас: рыба-меч, рыба-молот, рыба-пила, рыба-удильщик, рыба-игла, осьминог, рак, кораллы, дельфин, кальмар, медуза, плавники, икринки, мальки, жабры, чешуя, жемчужины, морские рыбы, аквариумные, речные.

Оборудование: предметные картинки с изображением морских рыб; сюжетные картины: берег моря, морское дно; коврики- «морское дно», «песчаный берег»; рисунок – «звуковая волна»; сказочные персонажи: Русалочка, Дельфин; мнемотаблица «Рыбы»; музыкальное сопровождение: вальс Шопена – шум моря; танец дельфина; жемчужные бусы;

I.Организационный момент.

Здравствуйте, дети, здравствуйте уважаемые коллеги и гости! Пусть утро для вас будет добрым, день спокойным, вечер светлым.

Собрались все дети в круг. Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

II. Объявление темы:

Загадка:

- «В воде они живут, нет клюва, а клюют» Кто это? (Рыбы)

А как вы догадались? …

Ребята, каких рыб вы знаете? Где они живут? (В море, реке, пруду, озере, аквариуме). Молодцы!

Я вас приглашаю на прогулку к морю (ходьба по камешкам - дети идут по берегу моря – под музыкальное сопровождение «Шум моря»).

- Логопед: Дует в лицо свежий морской ветер. Слышатся пронзительные крики морских чаек. Проплывают стаи рыбок. (Детей посадить)

Ребята, посмотри те, волны выбросили на берег письмо. Письмо от Русалочки.

Русалочка написала нам: что играя с рыбками среди кораллов, у нее порвалась ниточка любимых жемчужных бус (ниточка от бус лежит в конверте). Рассыпались жемчужины по морскому дну. Не смогла она их отыскать среди водорослей и камней. Звала своего друга дельфина, что б он помог ей, но он уплыл далеко и не услышал её. И просит она нас помочь ей. Поможем ей отыскать ее любимые жемчужины? Да!

-Упражнение на мимику: Посмотри те ребята, Русалочка сидит грустная. Покажите, какое грустное лицо у Русалочки. Давайте улыбнёмся ей.

- Упражнение на дыхание: Нам с вами предстоит удивительное, интересное путешествие в подводный мир, к морским обитателям. Как вы думаете, долго ли человек может находиться под водой? Нет. А почему? Люди дышать воздухом (кислородом, а под водой воздуха нет. И поэтому человек не может находиться долго под водой без специальной тренировки. Давайте с вами потренируемся.

Дети проговаривают звук П – П – П – П – П (при помощи рисунка «Звуковая волна») то повышая, то понижая голос.

Нам пора погружаться в водную стихию (дети встают): «Вокруг себя обернитесь, наденьте шапочки и в рыбок превратитесь»

(Дети выполняют волнообразные, плавные движения руками в стороны, вперёд; приседают, опускают голову и руки).

Логопед: «Посмотри скорей вокруг!

Что ты видишь милый друг

Здесь прозрачная вода,

Плывет морской конек сюда (рассматривать)

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба шар!

А вот расправив восемь ног-

Нас встречает осьминог

Мы в подводном мире друг (покружиться)

Рыбы плавают вокруг: рыба-меч, рыба-молот, рыба-пила, рыба-удильщик и рыба-игла (подуть на рыб).

Ребята мы видим 1 жемчужину, у кого? …. У Осьминога. Осьминог очень любознательный и хочет задать вам несколько вопросов, а вы ребята постарайтесь на них ответит.

III. «Вопрос – ответ»

(рассматривание сюжетной картины)

- Какие бывают рыбки? - разноцветные, красивые, быстрые, юркие, хищные и т. д.

- Для чего у рыб яркий окрас? Яркая чешуя помогает рыбам прятаться среди камней и водорослей.

-Как можно определить возраст рыбы? По чешуйкам - сколько темных линий, столько рыбе лет.

- Что у рыб вместо ног? Плавники.

- Почему они могут дышать в воде? Потому что у них есть жабры.

- Что помогает рыбе двигаться в воде? Плавники и хвост.

(Молодцы ребята! Справились с заданием на отлично. Ребёнок нанизывает жемчужину на нить).

Мы видим 2 жемчужину…. в кораллах. Кораллы любят спорить, поспорим с ними.

IV. Проговаривание скороговорки:

Запомните и повторите за мной скороговорку. Скороговорку проговариваем медленно, а затем всё быстрее и быстрее. При этом чётко выговаривая каждый звук, каждое слово.

«У Карла и Клары красивые кораллы». Карл и Клара что это за слова? Это имена для девочек и мальчиков.

Дети проговаривают скороговорку вместе с логопедом и по одному.

Молодцы ребята! Справились с заданием на отлично. (Ребёнок нанизывает жемчужину на нить).

Мы видим 3 жемчужину у кого? …У черепахи. Черепаха любит смешные истории, повеселим её.

V. Мини – сценка: «Неудачная рыбалка»

Прочитать для детей мини – сценку.

Автор: В тихой речке у причала рыбка рыбку повстречала.

Рыбка 1: Здравствуй!

Рыбка 2: Здравствуй! Как дела?

Рыбка 1: На рыбалке я была. Я удила рыбака, дядю Петю – чудака.

Рыбка 1: Где же твой рыбак? Попался?

Рыбка 2: Нет, ушел, хитрец, сорвался.

Кто такой рыбак? (Это человек, который любит ловить рыбу)

Дети по ролям инсценируют мини – сценку.

Логопедическое занятие для детей подготовительной группы по теме «Рыбы»

(Молодцы ребята! Справились с заданием на отлично. Ребёнок нанизывает жемчужину на нить).

(Мы видим 4 жемчужину у кого? …У дельфина. Дельфин с удовольствием с вами потанцует).

VI. Физминутка – (песенка Дельфина):

Молодцы ребята! Весело сплясали, заработали жемчужину. (Ребёнок нанизывает жемчужину на нить).

Мы видим 5 жемчужину у кого? …У Морской звезды. Морская звезда приглашает вас поиграть с ней …

VII. Игры на мелкую моторику: «Рыбы» (Дети садятся за стол)

Массаж ладошек – потереть ладошки друг об друга, чтоб стали тёплыми.

Осьминог

1. Много ног у осьминога

Все они ему нужны,

Заменяют ему руки,

Очень ловкие они.

На первые две строчки сжимание и разжимание пальчиков обеих рук;

На последние две строчки - поочерёдно, начиная с мизинца, выпрямляют все пальцы; упираясь о крышку стола; затем в обратном положении сгибают.

Рыбка

2. Рыбка плавает в водице

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Ладони изображают плавные движения «рыбка»; грозить пальчиком; одна ладонь выполняет движения рыбки, другая ладонь выполняет хватательные движения.

Ветер – волны

3. Гонит ветер волны, волны!

Хватит, ветер, полно, полно!

Успокойся, стань потише!

Волны сразу станут ниже.

Ладони выполняют волнообразные движения и спокойно ложатся на стол.

Молодцы ребята! (Ребёнок нанизывает жемчужину на нить).

(Ребята, я слышу шум! Ой, кто это? Краб и рак. Мы видим жемчужины у кого?. У краба. У рака. Краб любит разгадывать головоломки. Постараемся и мы их разгадать.

VIII. Самостоятельная деятельность детей. - Дети собирают разрезную картинку - рыбку. Игра «Без чего не бывает рыбы» (Ребёнок проговаривает, полным предложением, без чего не может быть рыб - без туловища, без головы, без плавников, без глаз, без хвоста, без чешуи, без жабр, безо рта, без брюшка и т. д.). Молодцы ребята! Справились с заданием на отлично. (Ребёнок нанизывает жемчужину на нить).

Мы видим 7 жемчужину у кого?. У рака. Рак любит слушать рассказы, сказки. Давайте мы ему расскажем о рыбках.

- Составление описательного рассказа при помощи мнемотаблицы:

«Рыбки»

Я люблю наблюдать за рыбками. Они живут в прозрачной, чистой воде. Передвигаются при помощи плавников и хвостика. У рыб голова и туловище покрыто разноцветной, сверкающей чешуёй. Разноцветный окрас рыб помогает им прятаться среди камней и водорослей. Чёрными глазками высматривают добычу и заглатывают её, широко открывая свои ротики. Взрослые рыбы мечут икру, из которой появляются мальки – детёныши рыб. Питаются рыбы водорослями, червячками, мелкими рыбёшками, малюсками. Рыбу жарят, солят, коптят, варят ароматную уху. Но есть рыбаки, которые ловят рыб и отпускают её обратно.

Молодцы ребята! Справились с заданием, на отлично. (Ребёнок нанизывает жемчужину на нить).

Мы собрали жемчужные бусы, пойдём и подарим их Русалочке.

XI. Итог занятия: Игра «Ракушка»: «Передай скорей ракушку быстро, быстро по рукам.

У кого она осталась, тот сейчас ответит нам….

- Где мы с вами сегодня побывали? На дне моря.

- Что мы с вами сегодня искали? Жемчужины, бусины. - Кого мы видели в подводном царстве? Черепаху, осьминога, морскую

звезду, рака, краба и рыб.

- Каких рыб ты запомнил? Рыбы: пила, шар, молот, меч,

морской конёк, игла, удильщик.

- Чем мы сегодня ещё занимались на занятии? Рассматривали рыб, составляли рассказ о рыбах, проигрывали сценку о неудачной рыбалке, собирали разрезные картинки и т. д.

Самооценка: в аквариуме рыбки двух цветов. Желтую - зовут «Хорошо», а красную – «Отлично». Возьмите ту рыбку, которую вы, по вашему мнению, заработали на занятии.

X. Сюрпризный момент: Русалочка улыбаясь говорит:

«Вас, друзья, благодарю. Всем подарки подарю». (Благодарит детей, на

память о встречи дарит медальоны «Гребешки», угощает детей и гостей конфетами «морскими камешками. В подарок всей группе дарится книга о подводном царстве).

Публикации по теме:

Поздняя осень Тема: Поздняя осень (Составление рассказа об осени с опорой на пиктограммы) Цель: Коррекционно – образовательные: Обучение составлению рассказа.

Презентация «Ранняя весна» для обучения детей составлению описательного рассказа с опорой на картинки-символы по мнемотаблице Цель: -обогащать активный словарный запас детей; -развивать умение отгадывать загадки с опорой на картинки-символы; -развивать умение.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Обитатели водоемов
  • Учимся считать
Автор публикации:
Логопедическое занятие для детей подготовительной группы по теме «Рыбы»
Опубликовано: 10 октября 2013 в 13:40
+12
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...