Папки-передвижки

Логопедическое занятие на тему: «Дифференциация звуков [Ш]–[Ж]»

Любовь Вертецкая
Логопедическое занятие на тему: «Дифференциация звуков [Ш]–[Ж]»

Конспект логопедического занятия.

Тема: Дифференциация звуков [Ш] – [Ж]

Цели:

Коррекционно – развивающие: Закреплять умение различать звуки [Ш] – [Ж] на слух, в слогах, словах, предложениях, тексте. Уточнять характеристику звуков. Развивать умение соотносить звуки [Ш] – [Ж] с буквами Ж и Ш; звуко – буквенный анализ слов. Обогащать словарный запас. Развивать оральный праксис, мимическую мускулатуру, оперативную и слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.

Публикация «Логопедическое занятие на тему: „Дифференциация звуков [Ш]–[Ж]“» размещена в разделах

Образовательные: Закреплять правила правописания ЖИ-ШИ, учить выполнять синтаксический разбор предложений.

Воспитательные: Развивать умение планировать и контролировать свои действия.

Оборудование: пиктограммы, индивидуальные зеркала, картинки с изображением шара, жирафа; профили звуков [Ш] и [Ж]; колокольчики; предметные картинки, в словах которых есть звуки [Ш] и [Ж]; схемы слов; слоговая таблица; наглядный материал к игре «Четвертый лишний»; карточки с буквами Ш и Ж; карточки «Корректурная проба», перфокарты; раскраска, тетради.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

-Здравствуйте! Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, поздоровайтесь. Садитесь.

-Сейчас мы будем выполнять психогимнастику. Посмотрите на эти картинки (логопед показывает детям картинки с изображением разных эмоций). Какие настроения выражают эти лица? (Строгое и сердитое, огорченное и грустное, без эмоций, веселое и радостное). Выполнение мимических упражнений перед зеркалом.

- Давайте, ребята, с таким хорошим настроением будем заниматься.

2. Введение в тему. Работа со словами – паронимами.

(На доске написаны слова – паронимы: шар – жар; уши - ужи; жить - шить; шутка – жутко).

-Ребята, внимательно прочитайте слова. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Чем отличаются слова? (слова отличаются только одной буквой, звуком [Ш] – [Ж], по смыслу). А чем они схожи? (остальными буквами, звуками). Что будет, если вы букву Ш замените буквой Ж, и наоборот (изменится смысл слова).

Словарная работа: жутко (страшно).

3.Сообщение темы занятия.

-Вы догадались, какая тема нашего занятия? Сегодня мы будем с вами учиться различать звуки и буквы [Ш] – [Ж]

4 Сравнение звуков по артикуляции.

- Ребята, как шипит змея? (Шшшш). Какой звук вы слышите? [Ш].

[Ш] – Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка образует форму чашечки. Горло не дрожит, нет голоса.

(На доску вывешивается профиль звука [Ш], рядом зачеркнутый колокольчик).

- Над кустарником жужжит жук: Жжжжж… Какой звук ты слышишь? [Ж]

[Ж] - положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке [Ш]. Но этот звук [Ж] – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом (детям предлагается положить руку на гортань и произнести поочередно эти звуки).

(На доску вывешивается профиль звука [Ж], рядом колокольчик).

5. Характеристика звуков.

- Звук [Ш] он какой? (согласный, глухой, всегда твердый; на письме обозначается буквой Ш). На, что похожа буква Ш? (на вилы, щетку).

- Звук [Ж] он какой? (согласный, звонкий, всегда твердый, на письме обозначается буквой Ж). На, что похожа буква Ж? (на жука).

Звуки [Ш] – [Ж] парные, всегда твердые.

6 Корректурная проба (работа по карточкам)

- Подчеркните букву Ж одной чертой, букву Ш — двумя:

ЖХШМЗСШЩЖЮХЦШСМЩТХ ЖШЧХЩЖШСЖХШЩЗШКУЖХ

чшжзщсшмищжцшпшмщх

ихжпштщшцжчшщптщшжсшитщ

7 Развитие фонематического слуха. Игра «Подними карточку»

- Ребята, прослушайте слова, поднимите букву Ш или Ж, если в слове услышите звук [Ш] или [Ж].

Речевой материал: жаба, жук, шуба, желуди, груша, шесть, шашки, желток, оружие, шалаш, шишка, жираф.

8 Игра «Четвертый лишний»

На доску вывешивается наглядный материал:

• кувшин, кошка, лошадь, жук;

• желудь, чашка, жук, жираф.

Учащимся предлагается найти лишнюю картинку.

9 Работа со слогами. Игра «Составь слог»

На доску вывешивается наглядный материал.

Учащимся предлагается составить слоги.

10 Дифференциация [Ш] - [Ж] в словах.

Детям раздаются по 5 предметных картинок.

- Ребята, выберите те картинки, в словах которых есть звуки [Ш] – [Ж]

Каждый ученик выходит к доске и записывает слова в соответствующий данному звуку столбик, под профилем.

11. Физминутка «Раз, два, три».

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнутся, разогнутся.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо встать.

Садитесь.

12 .Работа с загадками. Звуко – буквенный анализ слов.

Взлетает вверх, как легкий пар.

Зовут его воздушный … (Шар)

Он высокий и пятнистый,

С длинной – длинной шеей.

И питается он листьями,

Листьями деревьев. (Жираф)

(Детям показываются картинки с изображением отгадок на загадки – шар, жираф).

-Какой первый звук в этих словах? [Ш] – [Ж].

Два ученика выходят к доске, записывают слова и подбирают к данным словам соответствующую схему.

- Ребята давайте вспомним правило правописания ЖИ – ШИ (обращают внимание на стенд)

13.Работа с предложениями.

-Ребята, составьте предложения из данных слов- отгадок: шар, жираф.

(Мама мне купила большой, красный шар. Жираф живет в Африке.)

Запись предложений в тетрадь. Разбор предложений по членам.

- О чем говориться в предложении? Это подлежащее, подчеркивается одной чертой. Сказуемое подчеркивается двумя чертами. Остальные слова в предложении – второстепенные члены, подчеркиваются волнистой линией.

14 Работа с текстом по перфокартам.

(Детям раздаются перфокарты с текстом).

- Перед вами текст. Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж.

После до-дя боль-ие лу-и. Мы на-ли е-а под ёлкой, принесли домой в ко-ёлке. Рань-е

всех чи-и встают. В небе кру-ит кор-ун. Стер-ень каранда-а кро-ится. Умно-ение мо-

но заменить сло-ением. Дер-ите голову вы-е, ды-ите глуб-е.

15 Итог занятия.

-Ребята, вам понравилось занятие? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было самым трудным?

-Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас?

-Вы сегодня хорошо потрудились. Со всеми заданиями справились. Молодцы!

Домашнее задание:

Раскрась детали рисунка, обозначенные слогом ЖА – розовым цветом, слогом ША- голубым, слогом ЖУ – зеленым, слогом ШУ – желтым, слогом ЖИ – красным, слогом ШИ – оранжевым.

Публикации по теме:

Дифференсация звуков д-т в словах. Тема: Дифференциация звуков д-т в словах. Цель: - уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков д-т. - выделение звуков д-т из начала,.

Коррекционно-игровой проект «Учимся говорить правильно» Актуальность проблемы Возросшее за последнее время количество детей с речевыми нарушениями разной этиологии и сложности требует от специалистов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое занятие на тему: «Дифференциация звуков [Ш]–[Ж]»
Опубликовано: 7 ноября 2012 в 13:04
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД