Логопедическое занятие в подготовительной группе «Перелетные птицы»

Оксана Рябченко
Логопедическое занятие в подготовительной группе «Перелетные птицы»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Перелетные птицы»

Цель: формирование, усвоение знаний, почему перелетные птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза.

Коррекционно-образовательные:

закрепление и уточнение названий перелетных птиц, их характерных внешних признаков, мест обитания, питания; обогащение словаря по данной теме.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. учить образовывать сложные прилагательные

2. согласовывать существительные в творительном падеже

3. формировать фразовую речь

4. закрепить и уточнить знание детей о перелетных птицах

5. развивать логическое мышление, сенсорно-зрительное восприятие

6. развивать мелкую, общую моторику, координацию движений с речью.

Коррекционно-воспитательные:

1. воспитывать бережное отношение к птицам

2. закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях

3. воспитывать желание защищать и оберегать перелетных птиц.

Методы и приемы: объяснение, напоминание, повтор, беседа, показ презентации, рассказ логопеда о перелетных птицах, показ способа выполнения упражнений, помощь детям при выполнении заданий.

Словарь: перелетные птицы, насекомоядные, вереница, стаи, грач, соловей, ласточка, аист, скворец, трясогузка, зарянка, длинноногий, длиннохвостый.

Оборудование: презентация «Перелетные птицы». Предметные картинки перелетных птиц, шапочки-маски птиц, цветные карандаши, перелетные птицы для пальчиковой гимнастики.

Ход занятия:

Логопед: - Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? (осень). А назовите мне признаки осени.

Д/И «Подбирай и называй» (стало холодно, часто идут дожди, на деревьях появились разноцветные листья, на улицах лужи, птицы улетают в теплые края, люди одеваются в теплую осеннюю одежду)

Логопед: - Ребята, я вас сегодня приглашаю на прогулку в осенний парк.

Логопед: - На чем мы можем туда отправиться? (на машине, автобусе, пешком)

Упражнение «Осень»

Дождик, дождик

Целый день

Барабанит в стекла.

Вся земля,

Вся земля

От воды размокла

Нарядили ножки в новые сапожки, Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,

В грязь не заходите, сапожки не рвите Дети хлопают в ладоши

Дети хлопают по коленкам

Дети топают на месте

Дети «надевают сапожки на ноги»

Дети ходят на месте

Дети высоко поднимают колени

Дети перешагивают через лужи

Логопед: - Ребята, вот мы и пришли с вами в парк.

Артикуляционная гимнастика. Развитие речевого дыхания и голоса.

Слышите, как ветер в парке запел свою песню: С-С-С-С-С-С (с усилением звука)

А теперь – березы: М-М-М-М-М (тихо, высоким голосом)

А вот и ели наши зашумели: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

Ветер в парке стал стихать: з-з-з-з-з.

Логопед: - Ребята, а я сейчас слышу пение птиц (запись пения птиц). Ой, смотрите, одна птичка к нам в гости прилетела. Это грач. Я вам сейчас расскажу сказку об этой птице.

Дыхательное упражнение «Грач»

- Сел как-то грач на забор и решил развлечь всех прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону поворачивает, (дети выполняют движения по тексту). И всюду слышно его пение, (дети делают вдох носом и на выдохе произносят протяжно «Кра!» 5-6 раз)

- Грач так громко кричал, что охрип. И стал петь свою песню беззвучно, (дети повторяют упражнение с закрытым ртом 5-6 раз).

Логопед: - Ребята, смотрите, наша птичка улетела.

Зрительная гимнастика «Птичка»

Птичка вправо полетела,

Птичка влево полетела

Птичка вверх полетела и на веточку села.

Птичка посидела и вниз полетела. Дети вправо посмотрели

Дети влево посмотрели

Дети смотрят вверх

Дети смотрят вниз

Логопед: - Ребята, а вы хотите узнать, какие птицы живут в этом парке? (да) Тогда отгадайте загадки (презентация)

Дети отгадывают загадки и вешают на дерево перелетных птиц.

Логопед: - Молодцы, ребята, вы отгадали всех птиц. Дети, а какие это птицы? (перелетные)

- Почему их называют перелетными? (потому что птицы улетают в теплые края)

- А почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых)

- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

- А вы знаете, каким образом птицы летят до нас? Правильно, стаей, но еще могут лететь: вереницей, поодиночке, клином. (Вывешиваю соответствующие картины).

Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые.

Логопед: - Ребята, у всех птиц одинаковое строение, части тела (туловище, голова, хвост, клюв). Но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине). Давайте посмотрим внимательно на экран и расскажем о наших перелетных птицах. Показ презентации «Перелетные птицы».

Грачи. – Как называется эта перелетная птица? (грач) Чем покрыто тело всех птиц? (перьями). Какого цвета перья грача? (Перья чёрные, с фиолетовым отливом.

Грач похож на ворону, но стройнее, имеет более тонкий и прямой клюв.). Чем питается грач? (Грачи всеядны, питаются различными насекомыми, дождевыми червями)

Ласточка. – Ребята, а это какая перелетная птица? (ласточка) Какого цвета перья у ласточки? (У ласточки стройное, обтекаемое телостроение и длинные узкие крылья. Клюв короткий и открывается довольно широко. Лапки весьма маленькие, у большинства видов длинные хвосты) Чем питаются ласточки? (Питаются ласточки на лету, ловят мелких мух, комаров, мошек, маленьких жучков)

Скворец. - А как называется эта перелетная птица? (скворец). Какого цвета оперенье у этих птиц? (короткохвостая, блестяще-чёрная птица, осенью и зимой в частых белых крапинках) А еще, ребята, скворцы любят петь. Песня состоит из свистов, скрипов, подражаний другим птицам и различным шумам. Почему скворцов называют очень полезной птицей (так как они истребляют различных огородных гусениц, двукрылых насекомых и их личинок)

Соловей. – Ребята, а кто догадался, а это какая перелетная птица? (соловей) А кто знает, куда улетает зимовать соловей? (в Африку). Через сколько дней появляются птенцы? (13-14 дней). А чем питаются соловьи? (Соловей питается пауками, насекомыми, червями, ягодами)

Кукушка. – А это какая перелетная птица? (кукушка). Какого цвета у кукушки перья? (самцы серые с полосатым низом, а самки – с серым или рыжим). В чем главная особенность кукушки от других птиц? (Кукушка подкидывает яйца в гнёзда более чем 150 видам птиц. За сезон несёт 8 – 10 яиц)

Физминутка.

Логопед: - Ребята, а давайте сейчас немножко отдохнем и поиграем. Я предлагаю надеть маски перелетных птиц. Раз, два, три повернись и в перелетных птиц превратись.

Птицы учатся летать,

Чуть присели, полетели.

Птички прыгают, летают.

Крошки птички собирают.

Перышки почистили,

Клювики почистили

Птички полетели,

Крыльями махали,

На деревья сели.

Вместе отдыхали

Кто сидит? – Я грач. Я скворец. Я аист. Я соловей. Я журавль. Я кукушка….

Импровизация движений по тексту

Логопед: - Молодцы, ребята. Хорошо знаете перелетных птиц. А теперь: Раз, два, три повернись и в детей превратись.

Аист. – Ребята, скажите, как называется эта перелетная птица? (аист) У аиста длинные или короткие ноги? (длинные). А если, у аиста длинные ноги, то, как мы его назовем? Аист (какой) – длинноногий. А если длинные крылья? (длиннокрылым). Чем питаются аисты? (питаются лягушками и мелкой рыбёшкой, ест ящериц, слизняков, змей, различных насекомых).

Д/и «Четвертый лишний»

Ласточка – снегирь – скворец – аист

Воробей – грач – журавль – цапля

Сорока – соловей – кукушка – ласточка

Цапля – голубь – аист – грач

Ворона – кукушка – журавль – соловей.

Логопед: - Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. А сейчас я вам расскажу о других перелетных птицах (рассказ логопеда)

Трясогузка - у этой птицы длинный, прямо обрезанный хвост. Два средних пера немного длиннее боковых. Большинство трясогузок держится возле воды небольшими стайками; гнездятся трясогузки на земле или в дуплах.

Трясогузки питаются исключительно насекомыми, в том числе и стрекозами, которых ловят на лету. В отличие от большинства мелких птиц по земле передвигается не прыжками, а бегом.

Зарянка - птица из семейства мухоловковых.

Зарянки окрашены сверху в серо-зеленоватый цвет. У этой птицы белое брюхо, рыжий лоб, горло, грудь и бока головы.

Зарянки ищут на земле насекомых, дождевых червей и улиток. Осенью они поедают ещё и ягоды, а зимой охотно прилетают к кормушкам, где клюют мягкие корма.

Зяблик - Певчая птица семейства вьюрковых.

В среднем зяблик живет 1,5 года. Размером с воробья, длина тела составляет около 14 см. Вес зяблика составляет 15-40 грамм. Окраска оперения у самца яркая (особенно весной): голова синевато-серая, спина коричневатая с зелёным, зоб и грудь буровато-красные, на крыльях большие белые пятна.

Питается семенами и зелёными частями растений, летом также вредными насекомыми и другими беспозвоночными, которыми выкармливает и птенцов.

Логопед: - Ребята, а теперь давайте поиграем с нашими пальчиками. Представим, что пальчики – это перелетные птицы (дети надевают на указательный палец птиц)

Пальчиковая гимнастика.

Тили- тели, тили- тели-

На юг птицы полетели!

Полетел скворушка-

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж-

А весной все прилетели,

Песни звонкие запели!

Логопед: - Ребята, какие вы молодцы. Хорошо знаете названия перелетных птиц. Но нашим птичкам пора улетать в теплые края. Путь далекий, нелегкий. Перелетным птицам нужно подкрепиться. Давайте мы их накормим. Возьмите лист бумаги с изображением перелетной птицы и нарисуйте, чем она питается (дети берут цветные карандаши и под каждой птицей рисуют корм).

Логопед: - Ребята, а теперь расскажите, какая у вас перелетная птица и чем вы ее угостите.

- У меня соловей. Я угощу соловья ягодами.

- У меня ласточка. Я угощу ласточку жучками.

У меня цапля. Я угощу цаплю лягушками.

Логопед: - Молодцы, ребята. Наши перелетные птицы подкрепились и теперь они могут улетать в теплые края.

Итог занятия.

- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (в осеннем парке)

- О ком мы беседовали? перелетных птицах)

- О каких новых перелетных птицах вы узнали? (зарянка, зяблик, трясогузка)

- Как перелетные птицы находят дорогу в теплые края и обратно к нам? (в полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.)

- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями.

Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект занятия в старшей группе «Птицы» Конспект занятия в старшей группе на тему «Птицы» Программное содержание: Формировать обобщенные представление детей о зимующих и перелетных.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром у детей в средней группе Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром у детей в средней группе на тему: «Перелетные и.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Логопедическое занятие в подготовительной группе «Перелетные птицы»
Опубликовано: 5 декабря 2013 в 17:57
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Авторский сайт педагога как образовательный ресурс повышения качества обучения.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...