Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте (старшая группа)

Елена Адаховская
Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте (старшая группа)

Тема: «Звуки «К», «КЬ»

Цель: формирование навыка правильного произношения звуков «К» - «КЬ», их дифференциация.

Задачи:

1. Коррекционно – образовательные:

• Закреплять произношение звуков «К» - «КЬ», уточнить их артикуляцию и акустические признаки;

• Закреплять навык дифференциации звуков «К» - «КЬ» в словах;

• Формировать навыки звукового анализа и синтеза;

• Учить образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

2. Коррекционно – развивающие:

• Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движениями;

• Развивать чувство ритма, слуховое внимание, память и зрительный гнозис.

3. Коррекционно – воспитательные:

• Воспитывать умение вслушиваться в речь;

• Вырабатывать усидчивость, аккуратность, доброжелательное отношение к сверстникам.

Оборудование: предметы со звуками «К» - «КЬ» в названии, зеркала, киндеры, обруч, карандаши, фломастеры, демонстрационные схемы слов, квадраты красного, синего и зеленого цвета, коробочки с фишками, полосками, колокольчиками по количеству детей.

Ход занятия:

I.Организационный момент: дети сидят на полу в кругу, рассказывают чистоговорку, отбивая ритм руками

Туки – ток, туки – ток

Так стучит молоток, (стучат кулачками)

Тики – так, тики – так

Так часики стучат, (движение ладошками вправо-влево)

Тики – тук, тики – тук

Так стучит каблук. (стучат ладошками-лодочками, образуя глухой звук)

II.Основная часть:

1. Логопед обращается к детям:

«Ребятишки, а вы знаете, что когда-то я тоже была маленькой девочкой, и у меня было много игрушек. Я очень любила играть с куклами. Сейчас я вам покажу и расскажу». Логопед играет, сопровождая свои действия речью: «Я маленькая девочка. У меня есть кукла Катя, я катаю её в коляске. Катя кричит, она, наверное, хочет кушать. Я покормлю её кашкой. А теперь я дам ей новую игрушку – красивого котенка. Катя играет с котенком». (Звук «К» во всех словах произносится утрированно).

После игры логопед обращается к детям: «Ребятишки, вам понравилось, как я играла? Какой звук я выделяла голосом? Какой звук у нас сегодня самый главный? Какие слова вы запомнили со звуком «К»

2. Работа над звуком:

Дети произносят звук перед индивидуальными зеркалами и уточняют его артикуляцию, сопровождая свои действия комментариями: «При произнесении звука «К» язык становится горкой, для воздуха есть преграда, кончик языка внизу, звук произносим коротко, на ладошке ощущаем горячий воздух».

Логопед спрашивает у детей: «Каким квадратиком мы будем обозначать звук «К»?» – синим. «А будем ли мы использовать колокольчик на звук «К»?» Дети проверяют – закрывают ладошками ушки и делают вывод: «Нет, звук тихий, его совсем не слышно – он глухой».

Понятия «звонкий звук/глухой звук» вводились на занятиях при изучении первых согласных звуков, когда дети практическим путем с помощью настоящих колокольчиков учились различать их звонкое и глухое звучание.

3. Игра «Поймай звук»:

Услышав звук «К» в звуковом ряду, дети звенят киндерами.

4. Где звук?

Дети называют мои предметы (кукла, каша, котенок, коляска, носок у куклы Кати, пеленка). На магнитном мольберте выставляют схемы с указанием схемы слов с указанием места звука «К» в словах.

5. Игра «Назови ласково»:

Логопед обращается к детям: «Ребятишки, в чьем имени есть звук «К»? (Катя, Кирилл) А вам не кажется, что в Кирюшином имени он какой-то необычный? (он нежный, мягкий)». На мольберт крепится зеленый квадратик, на полу появляется зеленая подушка – наше обозначение мягких звуков.

«А вы знаете, что в имени каждого из вас прячется звук «К»?» - дети хором называют ласково каждого ребенка. Кого назвали, тот встает на ножки.

6. Физминутка: (сочинили вместе с детьми, и теперь регулярно используем)

Мы сидели, мы устали,

А теперь все дружно встали.

Ручками похлопали,

Ножками потопали.

Эй, ты, не зевай!

И за … повторяй.

Логопед выбирает ребенка, который показывает какие-либо движения, а все остальные детки за ним повторяют. (Играем 2-3 раза)

7. Игра «Найди предмет»:

Каждый ребенок находит в группе предмет со звуком «К», приносит его в «домик» (обруч, лежащий на полу). Логопед поднимает игрушку, ребенок ее называет, определяет, где звук в слове, и куда положить игрушку:

• на подушку, если звук мягкий

• возле камня, если звук твердый

8. Анализ слова «кот»:

Ребятишки убирают все игрушки на свои места; в «домике» остается кот. Один ребенок выходит к мольберту, а остальные дети фишками из индивидуальных коробочек выкладывают схему слова «КОТ».

III.Итог занятия:

«Какой звук у нас в группе сегодня самый главный? Давайте нарисуем предметы с этим звуком».

Дети рисуют картинки со звуком «К»; эти рисунки вклеиваются в альбомы, тетради взаимосвязи с родителями для дальнейшего закрепления темы. (Так же эти картинки можно использовать для автоматизации звуков на индивидуальных занятиях)

Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте (старшая группа)
Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Т и звуки [Т], [Т’]» (старшая группа) Конспект Тема: Буква Т и звук Т (Т') Цель: Познакомить детей с буквой Т и звуком Т (Т') Задачи: Развивать в детях словарный запас, интерес.

Занятие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Жирафик в гостях у лесных зверей» Конспект по развитию речи и подготовке обучению грамоте. В подготовительной группе. Тема: Жирафик в гостях у лесных зверей. Программное.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте подготовительная группа «Звуки [З], [Зь]. Буква З» Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте подготовительная группа тема «Звуки З, Зь. Буква З».Разработала и составила: Спиридонова.

Конспект занятия с презентацией по подготовке к обучению грамоте подготовительная группа «Звуки [Б], [Б’]. Буква Б» Цель: закрепить знание звуков "Б", "Бь" и буквы "Б". Задачи: коррекционно-образовательные: — научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Логопедическое занятие на тему «Зимующие птицы» для детей с ОНР (старшая группа) Программное содержание: • расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление.

Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР «Звук [Ш] и буква Ш» Тема: Звук и буква Ш Цель: Продолжать закреплять правильное произношение звука Ш в словах и предложениях. Продолжать знакомить с буквой.

Мастер-класс по организации игровых занятий по подготовке к обучению грамоте «Абвгдейка — это занятие и игра» Мастер-класс 1 слайд Тема: АБВГДейка – это занятие и игра. Оборудование: мяч, кроссворды на каждого, таблицы с буквами на каждого, карандаши.

Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звук [А]» Тема: Звук «А» Цель: 1. Чёткое произнесение и характеристика звука А. 2. Выделение начального ударного и безударного гласного А. 3. Составление.

Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звук [и]» Тема: Звук «И» Цель: 1. Чёткое произнесение и характеристика звука И. 2. Выделение начального ударного и безударного гласного И. 3. Составление.

Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звук [У]» Тема: Звук «У» Цель: 1. Чёткое произнесение и характеристика звука У. 2. Выделение начального ударного гласного У. 3. Выделение начального.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте (старшая группа)
Опубликовано: 13 апреля 2016 в 18:40
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей...
«Детство — важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло...
Фотоотчёт «Выпускной вечер «Чудесная страна — дошкольное детство»
Сегодня нас ждет необычное, волнующее торжество! Наши дети прощаются с детским садом и готовятся к новому жизненному этапу – поступлению в школу. Так...
Фотоотчёт о жизни детей старшей группы «Ягодки — в рот, а кустики с подоконника — в...
«Ягодки - в рот, а кустики с подоконника - в огород! » - фотоотчёт и заметка из жизни детей старшей группы. Автор: Кожанова Е. М, воспитатель в. к. к....
Неделя психологии в детском саду
Дошкольное детство — важный период развития и становления ребенка, именно в этот период происходит формирование здоровья ребенка, как физического, так и...
Конспект занятия по аппликации «Паук»
Программные задачи:Развивать у детей умения пользоваться ножницами, разрезать полоски на равные части и соединять с основным элементом аппликации;...