Логопедическое занятие с детьми 6–7 лет с ОНР «В гости к Зиме»

Ольга Соловьева
Логопедическое занятие с детьми 6–7 лет с ОНР «В гости к Зиме»

Цели:

1. Способствовать развитию словоизменения и словообразования.

2. Обогащение словаря детей.

3. Формирование фонематического восприятия.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

• актуализировать словарный запас по теме "Головные уборы";

• упражнять в образовании родственных слов;

• закрепить навык подбирать прилагательное к существительному, согласовывая их в падеже;

• упражнять в подборе антонимов;

2. Коррекционно-развивающие:

• развивать внимание, мышление;

• учить правильно пользоваться речевым дыханием, отрабатывать длительный выдох;

• уточнить артикуляцию зв. [с], [с] в словах и определять позицию в слове;

• упражнять в определении твердости и мягкости звуков;

• закрепить понятие "согласный звук";

• развивать тактильную стимуляцию используя самомассаж лица.

3. Коррекционно-воспитательные:

• прививать ценность дружбы, взаимопомощи, умение слушать товарища;

• воспитывать умение работать в команде;

• формировать интерес к речевой деятельности.

Ход занятия

Звучит спокойная музыка. Дети входят в группу, подходят к логопеду.

Логопед. Глаза закрываем и представляем…

Думаем только о том, что сейчас

Умный, красивый каждый из вас!

Вы – самое лучшее, что есть на свете!

Глаза открываем…

Здравствуйте, дети!

Посмотрите, сегодня к нам пришли гости, они хотят с вами познакомиться. Представьтесь, а потом назовите свое имя ласково.

Ребята, предлагаю сегодня отправиться в волшебную страну. А в какое время года мы попадем в волшебную страну, мы узнаем, если вы отгадаете загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила дорожки.

Радость детям подарила,

И на санках прокатила.

(О каком времени года загадка)

Д. Зима!

Логопед. Зима – мое самое любимое время года. Вы мне поможете превратиться в Зиму?

Для этого мне нужен предмет, помогите его выбрать. Подойдите сюда: посмотрите, что это? Как назвать одним словом? Что из головных уборов мне подойдет, чтобы превратиться в Зиму?

(дети подходят к столу, где расположены разные головные уборы)

Надеваю выбранную шапку: «1, 2, 3 – покружусь, в Зиму превращусь!»

Я Зимушка-зима, приглашаю в гости вас, друзья.

(дети присаживаются на «зимние» скамеечки).

Книгу открываю, сказку вам прочитаю. А вот и сказка.

«Давным-давно потеряли люди слово, забыли о нем. А слово попало в землю и появились ростки – слова. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи, как родные, как родственники. И назвали люди такие слова родственными.»

Ребята, я предлагаю найти родственные слова к моему имени – Зима. Будьте внимательны.

• Как называется одежда, которую мы носим зимой? (зимняя)

• Какие птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать? Назовите их одним словом. (зимующие)

• Зверь в лесу пережил зиму. Значит он что сделал? (перезимовал)

• Как вы меня назовете ласково? (зимушка)

(Размещаются слайды на экране по щелчку с рисунками одежды, птиц, медведя в берлоге, зимы)

Логопед. От какого слова родились слова: зимняя, зимующие, перезимовал, зимушка?

Дети. От слова – зима.

Логопед. Слово зима – главное, а слова (давайте их произнесем вместе…., родственные

А вам время года – зима нравится? Помогите мне ее описать.

• Если зимой идет снег, зима какая?

• Если зимой бывают морозы, зима какая?

• Если зимой холодно, зима какая?

• А как вы думаете, зимой красиво на улице? Значит зима какая?

• А вам, ребята, зимой весело на улице? Значит зима какая?

Молодцы! Здорово! А вы умеете лепить снежки?

(под скамеечками лежат листы А4). Дети «лепят» сминая плотно снежки из бумаги.

1,2,3,4 мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий,

Очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий!

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Крепко в ручках позжимаем!

Предлагаю в круг всем встать, со снежками поиграть!

На вопросы отвечай и в корзинку попадай!

(логопед встаёт в круг с корзинкой, ребенок отвечает на вопрос и кидает снежок в корзинку)

• Зимой дни короткие, летом… (длинные)

• Зимой ночи темные, летом… (светлые)

• Зимой лед на реках толстый, весной… (тонкий)

• Одни сосульки бывают длинные, а другие… (короткие)

• Снег мягкий, а лед (твердый)

• Дети бывают грустные, а бывают… (веселые)

Молодцы, ребята! Какие же вы ловкие и умные! Ваши руки совсем замерзли, давайте их согреем. Это будет очень весело. Повторяйте за мной:

Ручки растираем (потираем ладони)

И разогреваем (хлопки)

И лицо теплом своим мы умываем (ладонями проводим по лицу сверху вниз)

Грабельки сгребают все плохие мысли (двигаем пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растираем ушные раковины по краю снизу вверх и сверху вниз)

Их вперед сгибаем, тянем за мочки, (загибаем ушные раковины вперед и потягиваем вниз за мочки)

А потом уходим пальцами на щечки. (перебегают пальцами на щечки)

Щечки разминаем, чтобы надувались, (указательным, средним и безымянными пальцами разминаем щеки круговыми движениями)

Губки разминаем, чтобы улыбались, (большим и указат. пальцами разминаем сначала нижнюю, затем верхнюю губу)

Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

(дети присаживаются на «зимние» скамеечки).

Логопед. Ребята, отгадайте еще одну загадку.

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

Дети. Снег.

Совершенно верно! Молодцы! Предлагаю найти родственные слова к слову – снег.

(Рисунки появляются на экране)

• Кого дети лепят из снега во дворе?

• Какая птичка прилетает к нам зимовать?

• Как называется самый первый весенний цветок, который не боится снега?

• А внучку Деда Мороза зовут…

• Машина, которая может ездить по заснеженным полям и лесам.

• «С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой. (снежинки)»

Логопед. От какого слова родились слова: снеговик, снегирь, подснежник, снегурочка, снегоход, снежинки.

Дети. От слова – снег.

Логопед. Слово снег – главное, а слова (давайте их произнесем вместе…., родственные

Вы назвали много слов, похожих по звучанию и значению. Какие это слова? Как их называют?

Дети. Родственные.

Логопед. Молодцы, ребята. У меня для вас приготовлена интересная игра «Четвертый лишний». Но сначала согреемся, сегодня очень морозно.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем, (лепим воображаемый снежок и кидаем)

И на лыжах мы бежим, мы бежим, (изображаем ходьбу на лыжах)

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим (изображаем конькобежца)

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы (присели, лепим поднимаясь)

Гостью зиму любите вы? Любите вы? (обращаюсь к детям)

Готовы к игре? Предлагаю вам разделиться на две команды.

Слушайте задание. На столах лежат конверты, в них 4 картинки, рассмотрите их внимательно и скажите, какая из них лишняя и почему.

(дети стоя у столов раскладывают картинки, находят лишнюю).Н-р: снегурочка, снежинки, снегоход, зимушка. Зимующие птицы, зимняя одежда, перезимовал (медведь, снеговик.

Дыхательная гимнастика «Снежинки». Предлагаю детям снежинки вырезанные из бумаги на новогодней "дождинке". Вдох через нос, не поднимая плечи. Дуть на снежинку на расстоянии вытянутой руки, выполняя долгий и сильный выдох через рот, округлив губы «трубочкой».

(Приглашаю за столы)

Логопед. Ребята, скажите какой первый звук в слове снежинка?

Дети. Звук [с]

Логопед. Звук [с] какой по звучанию?

Дети. Согласный.

Логопед. А как вы это узнали?

Дети. Произнесли.

Логопед. Возьмите зеркала и произнесите звук [с].

(дети выясняют, что воздуху выйти изо рта мешают зубы)

Логопед. Звук [с] может быть твердым, может быть мягким. Как будет звучать мягкий вариант этого звука?

(дети произносят, контролируя артикуляцию зеркалом)

Молодцы! Звуки живут в словах. Посмотрите на доску. Какая картинка лишняя в первом ряду? И почему? Где находится звук в слове: в начале, в конце или в средине?

• Самолет, письмо, автобус

• Василек, носки, сумка

• Сеть, такси, самокат

• Лес, суп, кошка

Возьмите схемы и фишки, определите позицию звука в слове, и как он звучит в нем. (у каждого ребенка картинка). Но с начала предлагаю размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики (выполняем "замочек")

Мы с тобой подружим маленькие пальчики (постукиваем кончиками пальцев обеих рук)

1,2,3,4,5 (соединяем пальцы рук начиная с мизинцев)

Начинай считать опять (встряхиваем кистями рук внизу)

1,2,3,4,5 (соединяем пальцы рук начиная с мизинцев)

Мы закончили считать (развести кисти рук в стороны)

Логопед. Какой буквой мы обозначаем звуки [с], [с]? Да, вот она (показываю). В какую сторону смотрит буква С? (вправо)

Напишите букву С в воздухе пальцем, но сначала вспомним правило: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем и называем».

(дети рисуют в воздухе букву)

А сейчас напишите букву С на досках.

(у каждого ребенка настольная магнитная доска)

Ребята, я предлагаю вам вылепить букву С из пластилина и украсить ее разной фасолью, фигурными макаронами. Выберите себе любого цвета и формы картон и возьмите пластилин.

Вот и подошло к концу наше путешествие. А эти снежинки я дарю вам. Пора возвращаться в детский сад (кружусь): 1,2,3,4,5 в детском садике опять! (снимаю шапку)

Логопед. Ребята, какие звуки мы сегодня с вами повторили? Какой буквой эти звуки обозначаем?

А какие слова мы сегодня подбирали? Каким словом мы их называли?

Дети. Родственные

Логопед. Правильно, так как они похожи по звучанию и значению.

Слова, как родные,

Похожи чуть-чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать

И вдуматься в суть –

Они об одном говорят.

Я вас благодарю. Спасибо, и до новых встреч.

Литература:

1. "Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР" Е. В. Рындина 2014 г.

2. "Логопедия в детском саду" Л. Н. Смирнова 2007 г.

3. Журнал "Логопед" № 7 -2011 г.

Публикации по теме:

Логопедическое занятие по развитию связной речи с детьми с ОНР «Прогулка в лес» Программное содержание 1. Закрепить знания детей о диких животных: лиса, заяц, медведь, волк, белка. 2. Закрепить навыки согласования прилагательного.

Фоторепортаж. Прогулка «В гости к зиме»Фоторепортаж. Прогулка «В гости к зиме» В этом месяце снег пролежал всего несколько дней. Ребята моей старшей группы от души ему радовались, потому что очень долго они его ждали.

Фронтальное логопедическое занятие с детьми с ОНР (старшая группа) Тема: «Путешествие по Городу Профессий» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, коммуникативно- личностное развитие, познавательное развитие. Цель: уточнить и закрепить.

Итоговое логопедическое занятие в подготовительной группе «В гости к нам спешит дедушка мороз» .

Конспект открытого коррекционного занятия «В гости к Зиме» Конспект открытого коррекционного занятия «В гости к Зиме» учителя – дефектолога Тимошенко И. В. для детей с нарушением зрения Старшая подгруппа,.

Подгрупповое логопедическое занятие с применением ИКТ для детей с ФФН подготовительной группы «Весна-красна, в гости просим» Весна – красна, в гости просим Забродина Анна Юрьевна, учитель – логопед МБДОУ детский сад №16 «Ласточка» г. Котовск Тамбовской области.

НОД «В гости к зимушке-зиме» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Родничок» комбинированного вида с. Сарыг-Сеп Конспект.

Новогодний утренник «В гости к Зимушке-зиме» Снегурочка: Снова к нам пришел сегодня Праздник елки и зимы. Этот праздник новогодний С нетерпеньем ждали мы. Золотым дождем сверкает Наш.

«В гости к зиме». Занятие по развитию речи с элементами логоритмики для детей с нарушениями зрения Тема: «В гости к Зиме». Задачи: 1. Развитие памяти - развитие навыка отсроченного припоминания. 2. Развитие внимания - совершенствование.

Зимний спортивный праздник «В гости к Зимушке-зиме» Зимний спортивный праздник. «В гости к Зимушке – Зиме» Задачи. Совершенствовать двигательные способности детей, формировать двигательные.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Логопедическое занятие с детьми 6–7 лет с ОНР «В гости к Зиме»
Опубликовано: 24 апреля 2016 в 15:46
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста
Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает, практический...
Тематическое занятие «День Победы»
Сценарий тематического занятия Праздник-концерт 9 мая – День победы ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: 1. Учить детей ценить патриотические традиции нашего народа;...
Снова о переписке дошкольников на МAAM, или Доброго вам пути, дорогие выпускники!
Своей публикацией хотела вновь напомнить о замечательном проекте, дающем возможность дошкольникам переписываться, общаться, расширять кругозор. На днях...
Рекомендации для родителей «Польза мячей»
МАЛЕНЬКИЕ И БОЛЬШИЕ МЯЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ – КАКИЕ МЯЧИ НЕОБХОДИМО ПОКУПАТЬ РЕБЕНКУ? Для маленького ребенка мяч – это, в первую очередь, заряд позитива и радость...
Играем с пальчиками
1. Массаж ладоней и пальцев. Сорока – белобока Кашу варила, Детишек кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: Ты воды...