Логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста. «Маша из Маслёнкино»

Елена Приемщикова
Логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста. «Маша из Маслёнкино»

Тема: Маша из Маслёнкино

Цели:

Образовательные:

- закрепить гласные звуки, через использование схематического изображения артикуляции;

- закрепить моторный и слуховой образ звук М;

- дать понятие о согласном звуке, звонком;

- учить анализировать артикуляцию звука и давать ему характеристику;

- автоматизация звука [М] в слогах, словах, предложениях;

- учить называть детенышей домашних животных;

- развивать словарь по теме «Домашние животные»

Коррекционные:

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- развитие навыков звукового анализа, через опору на вспомогательные средства;

- познакомить с анализом и синтезом прямого слога;

- учить определять место звука в слове;

- закрепить навыки деления слов на слоги;

- формирование самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный, акустический контроль;

- развивать логическое мышление, внимание.

Воспитательные:

- воспитывать у детей активность и внимание на занятых.

Оборудование: индивидуальные зеркала, сигнальные фонарики, схемы для анализа артикуляции звука и его характеристики, предметные картинки со звуком М, с изображением домашних животных и их детенышей, картина «Корова на лугу», игровизоры, фломастеры.

Ход занятия

1. Организационный момент.

У детей в игровизарах индивидуальные картинки с изображениями домашних животных.

— В деревне Масленкино жила маленькая девочка Маша. Во дворе у нее жили животные. Как вы думаете какие животные жили во дворе у Маши?

2. Артикуляционная гимнастика.

— Маша была маленькая, говорить еще не умела. Зато умела плавно и звонко петь (схемы гласных звуков изображены на звуковом кубике):

у — а — и — э — ы — о

— Повторите песенки Маши.

—Маша была очень веселая девочка и всегда улыбалась окружающим

(под песню «Улыбка» дети выполняют артикуляционные упражнения:

«Улыбка», «Заборчик», «Трубочка», «Лопатка», «Накажем непослушный язычок», «Иголочка», «Лопатка»)

3. Знакомство со звуком [м].

— У Маши была любимица. Кто она вы узнаете когда отгадаете загадку?

Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает белое. (Корова)

Демонстрируется игрушка коровы.

Ты куда идешь корова —

Длинные рога?

— М-м-м! — Мычит корова, —

Иду я на луга.

— Посмотрите и послушайте, как мычит корова.

Произнести звук [м]. Указывает, что губы надо сомкнуть, но не выдвигать и не поджимать.

— Произнесите звук [м].

Дети хором и индивидуально произносят звук [м], наблюдая за артикуляцией в зеркало.

— Губы сомкнуты. Воздух не может пройти через рот. Губы построили преграду. Воздух нашел другой путь: выходит через нос. Если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласными.

— Звук [м] гласный или согласный? Почему?

4. Анализ артикуляции звука [м].

— Расскажите о звуке [м] по схеме.

Губы сомкнуты, но без напряжения. Воздушная струя идет через нос. Голос работает. Дети тыльной стороной ладони ощущают напряжение гортани.

— Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос.

Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит.

— Звук [м] звонкий, так как в его произношении участвует голос.

— Звук [м] обозначается синей фишкой с колокольчиком. Колокольчик на фишке «говорит», что звук [м] звонкий.

5. Развитие фонематического слуха. Игра «Сигнальщики» (с фонариками).

— Каждая хозяйка знает голос своей коровы и узнает его среди других коровьих голосов. И вы постарайтесь услышать звук [м] среди других звуков: в, м, ш, н, м, л, м, ф, п, м.

Среди слогов: ам, on, ну, мы, пэ, му.

Среди слов: Маша, трава, молоко, поит, манная (каша, копыта, мычит.

6. Физминутка.

— А кто ещё любит лакомиться молоком? (кошка) Любит лакомиться молоком и кошка Мурка. Послушайте стихотворение «Лакомка» и покажите его пальчиками.

Стоит на кухне, за столом,

Горшок со свежим молоком.

Тайком пробралась в кухню кошка

Отведать молока немножко.

Наклонилась, пьет вершок,

Сунув голову в горшок.

А потом: — Ой-ой-ой!

Ай-я-й! Застряла голова!

Побежала во двор,

Натолкнулась на забор.

— Бумс-бац! Ток-ток-ток!

Раскололся горшок.

Побежала кошка в дом

Опять за свежим молоком.

7. Звуковой анализ.

Дети работают с индивидуальными картинками

а) Деление слов на слоги

б) Определение места звука в слове:

— Выбирает корова среди травы что повкуснее — разные цветочки: «мак» (дети соединяя изображение и соответствующую схему, обозначающую место звука [м] в слове, «ромашку». Отгоняет хвостом «мух», «комаров». Принесет корова в «дом», вкусное «молоко».

в) Звуковой анализ и синтез обратных слогов.

Коровушка домой идет,

Молочко нам несет.

Надо кашку варить,

Машу кашкой кормить.

— Сварила мама кашу. Кормит Машу. Говорит ей: «Ам!»

— Сколько звуков она произнесла? Выложим их количество фишками.

— Какой первый звук она произнесла? Обозначим его фишкой.

— Какой второй звук она произнесла?

— Какой фишкой его обозначим? Почему?

г) Преобразование схем обратных слогов: ам — ом — ум — ым — эм (ма – мо – му – мы – мз).

д) Подружи звук [м] с гласными звуками (чтение слогов по схеме)

8. Грамматический строй речи

— Вспомните какие животные жили у Маши во дворе?

На картинки посмотрите, мам возьмите

И детенышей для них подберите.

(у кошки –котенок, у коровы - теленок)

9. Итог занятия

— Пришла пора попрощаться с Машей. И вспомнить что мы с вами делали на занятии.

— Какой звук вы узнали сегодня на занятии?

— Какой звук [м]? Найдите слова со звуком [м] в двустишии:

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста. «Маша из Маслёнкино»
Опубликовано: 16 декабря 2012 в 16:50
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...
Эссе «Почему я выбрала эту профессию?»
Почему я выбрала именно эту профессию? Наверное , потому, что в жизни ничего не бывает случайно. Я всегда считала профессию педагога лучшей для женщины. Ведь...
«Тыква — чудо — овощ». Мои впечатления об Арт — объектах из тыкв.
С 22 сентября по 8 октября 2017 года в Москве проходит Фестиваль сезона «Золотая Осень 2017». В рамках Фестиваля проводится специальная программа,...