Логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста. «Маша из Маслёнкино»

Елена Приемщикова
Логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста. «Маша из Маслёнкино»

Тема: Маша из Маслёнкино

Цели:

Образовательные:

- закрепить гласные звуки, через использование схематического изображения артикуляции;

- закрепить моторный и слуховой образ звук М;

- дать понятие о согласном звуке, звонком;

- учить анализировать артикуляцию звука и давать ему характеристику;

- автоматизация звука [М] в слогах, словах, предложениях;

- учить называть детенышей домашних животных;

- развивать словарь по теме «Домашние животные»

Коррекционные:

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- развитие навыков звукового анализа, через опору на вспомогательные средства;

- познакомить с анализом и синтезом прямого слога;

- учить определять место звука в слове;

- закрепить навыки деления слов на слоги;

- формирование самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный, акустический контроль;

- развивать логическое мышление, внимание.

Воспитательные:

- воспитывать у детей активность и внимание на занятых.

Оборудование: индивидуальные зеркала, сигнальные фонарики, схемы для анализа артикуляции звука и его характеристики, предметные картинки со звуком М, с изображением домашних животных и их детенышей, картина «Корова на лугу», игровизоры, фломастеры.

Ход занятия

1. Организационный момент.

У детей в игровизарах индивидуальные картинки с изображениями домашних животных.

— В деревне Масленкино жила маленькая девочка Маша. Во дворе у нее жили животные. Как вы думаете какие животные жили во дворе у Маши?

2. Артикуляционная гимнастика.

— Маша была маленькая, говорить еще не умела. Зато умела плавно и звонко петь (схемы гласных звуков изображены на звуковом кубике):

у — а — и — э — ы — о

— Повторите песенки Маши.

—Маша была очень веселая девочка и всегда улыбалась окружающим

(под песню «Улыбка» дети выполняют артикуляционные упражнения:

«Улыбка», «Заборчик», «Трубочка», «Лопатка», «Накажем непослушный язычок», «Иголочка», «Лопатка»)

3. Знакомство со звуком [м].

— У Маши была любимица. Кто она вы узнаете когда отгадаете загадку?

Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает белое. (Корова)

Демонстрируется игрушка коровы.

Ты куда идешь корова —

Длинные рога?

— М-м-м! — Мычит корова, —

Иду я на луга.

— Посмотрите и послушайте, как мычит корова.

Произнести звук [м]. Указывает, что губы надо сомкнуть, но не выдвигать и не поджимать.

— Произнесите звук [м].

Дети хором и индивидуально произносят звук [м], наблюдая за артикуляцией в зеркало.

— Губы сомкнуты. Воздух не может пройти через рот. Губы построили преграду. Воздух нашел другой путь: выходит через нос. Если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласными.

— Звук [м] гласный или согласный? Почему?

4. Анализ артикуляции звука [м].

— Расскажите о звуке [м] по схеме.

Губы сомкнуты, но без напряжения. Воздушная струя идет через нос. Голос работает. Дети тыльной стороной ладони ощущают напряжение гортани.

— Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос.

Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит.

— Звук [м] звонкий, так как в его произношении участвует голос.

— Звук [м] обозначается синей фишкой с колокольчиком. Колокольчик на фишке «говорит», что звук [м] звонкий.

5. Развитие фонематического слуха. Игра «Сигнальщики» (с фонариками).

— Каждая хозяйка знает голос своей коровы и узнает его среди других коровьих голосов. И вы постарайтесь услышать звук [м] среди других звуков: в, м, ш, н, м, л, м, ф, п, м.

Среди слогов: ам, on, ну, мы, пэ, му.

Среди слов: Маша, трава, молоко, поит, манная (каша, копыта, мычит.

6. Физминутка.

— А кто ещё любит лакомиться молоком? (кошка) Любит лакомиться молоком и кошка Мурка. Послушайте стихотворение «Лакомка» и покажите его пальчиками.

Стоит на кухне, за столом,

Горшок со свежим молоком.

Тайком пробралась в кухню кошка

Отведать молока немножко.

Наклонилась, пьет вершок,

Сунув голову в горшок.

А потом: — Ой-ой-ой!

Ай-я-й! Застряла голова!

Побежала во двор,

Натолкнулась на забор.

— Бумс-бац! Ток-ток-ток!

Раскололся горшок.

Побежала кошка в дом

Опять за свежим молоком.

7. Звуковой анализ.

Дети работают с индивидуальными картинками

а) Деление слов на слоги

б) Определение места звука в слове:

— Выбирает корова среди травы что повкуснее — разные цветочки: «мак» (дети соединяя изображение и соответствующую схему, обозначающую место звука [м] в слове, «ромашку». Отгоняет хвостом «мух», «комаров». Принесет корова в «дом», вкусное «молоко».

в) Звуковой анализ и синтез обратных слогов.

Коровушка домой идет,

Молочко нам несет.

Надо кашку варить,

Машу кашкой кормить.

— Сварила мама кашу. Кормит Машу. Говорит ей: «Ам!»

— Сколько звуков она произнесла? Выложим их количество фишками.

— Какой первый звук она произнесла? Обозначим его фишкой.

— Какой второй звук она произнесла?

— Какой фишкой его обозначим? Почему?

г) Преобразование схем обратных слогов: ам — ом — ум — ым — эм (ма – мо – му – мы – мз).

д) Подружи звук [м] с гласными звуками (чтение слогов по схеме)

8. Грамматический строй речи

— Вспомните какие животные жили у Маши во дворе?

На картинки посмотрите, мам возьмите

И детенышей для них подберите.

(у кошки –котенок, у коровы - теленок)

9. Итог занятия

— Пришла пора попрощаться с Машей. И вспомнить что мы с вами делали на занятии.

— Какой звук вы узнали сегодня на занятии?

— Какой звук [м]? Найдите слова со звуком [м] в двустишии:

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста. «Маша из Маслёнкино»
Опубликовано: 16 декабря 2012 в 16:50
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Новогоднее украшение для окна.
Доброго времени суток. Хочу поделиться легким в исполнении украшением для окон в преддверии новогодних праздников. В данный момент у меня дети младшего...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...