Логопедическое занятие в подготовительной группе «Наше село»

Елена Бояркина
Логопедическое занятие в подготовительной группе «Наше село»

МБДОУ «Большеелховский д/с №1 комбинированного вида»

Конспект открытого занятия

по формированию лексико-грамматических средств языка

и развитию связной речи

в подготовительной логопедической группе

Тема: «Наше село»

Автор: учитель-логопед

МБДОУ «Большеелховский д/с №1

комбинированного вида»

Бояркина Елена Александровна

2013г.

Тема: «Наше село»

Цель: Составление рассказов из личного опыта по вопросам логопеда с опорой на свои рисунки.

Задачи: - формировать познавательный интерес детей к малой Родине, же-лание активно изучать ее достопримечательности, символику;

- упражнять в согласование существительных с прилагательными в ро-

де и числе;

- развивать диалогическую речь;

- обогащать речь детей синонимами, пословицами и поговорками;

- упражнять в подборе родственных слов;

- воспитывать любовь и чувство гордости за нашу Родину;

- воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества.

Оборудование: герб России, Мордовии, Лямбирского района, Елховки; флаг Елховки; рисунки детей по теме «Родное село»;

Ход занятия:

I. Орг. момент.

Игра «Карусель»

- Мы примчались к карусели (стоят лицом в круг)

- Все успели? (наклон головы вправо)

- Все успели? (кивают головой)

- Все ли сели? (наклон головы влево)

- Все ли сели? (кивают головой)

- Все ли сели? (кивают головой)

- Полетели? (наклон головы вправо)

- Полетели? (кивают головой)

- И за тридевять земель понесла нас карусель (бегут по кругу)

- Но земля зовет обратно (медленно идут по кругу)

- Хоть и мило в синеве,

После космоса приятно пошагать нам по земле (шагают)

II. Постановка цели.

Логопед: Мы, с вами на планете Земля. На земле много стран.

- Как называется наша страна?

- Как называется наша республика?

- Назовите наш район.

- Как называется наше село?

Логопед: Ребята, каждый народ имеют свою символику. Это герб, гимн и флаг.

- Что такое герб?

Дети:

Герб - это отличительный знак.

Логопед: Правильно. Герб - это отличительный знак.

- И сегодня мы поговорим о гербе нашего села и достопримечательностях Елховки.

III. Развитие диалогической речи.

Беседа о символике.

(На фланелеграфе герб, России,Мордовии, Лямбирского района, Елховки).

Логопед: Скажите, где какой герб?

Дети:

- Это герб России.

- Это герб Мордовии.

- Это герб Лямбирского района.

- Это герб Елховки.

Логопед: Ребята, мы уже говорили, что на гербе старались изобразить что-то очень важное. Что же хотел изобразить народ, живущий на родной земле?

- Сегодня, мы рассмотрим герб Елховки, расскажем, что означает каждый рисунок на гербе.

- На гербе Елховки изображён меч небесного воина Архангела Михаила.

Логопед: Ветки, какого дерева, вы видите на гербе?

Дети:

- Это ветки ольхи.

Логопед: Ребята, древние люди верили, что ветки ольхи отгоняют нечистые силы.

- Почему люди на праздник Троица украшали ветками ольхи окна домов.

Дети:

- Люди считали, что ольха защитит их дом от грозы и града.

Логопед: Почему люди в старину строили колодезные срубы из ольхи?

- Потому что они верили, что вода в них не стухнет.

Логопед: Как люди раньше, ветками ольхи защищали свои посевы?

Дети:

- Они втыкали в землю ветки ольхи, чтобы поля не разрывали мыши.

Логопед: Зачем они клали ветки ольхи под снопы?

Дети:

- Чтобы мыши не съели урожай.

Логопед: Как вы думаете, почему одна ветка нарисовано вверху, как будто на пригорке, а три других внизу?

Дети:

-Так изобразили Малую Елховку и Большую Елховку.

Логопед: Что символизирует зеленый цвет?

Дети:

- Зелёный цвет символизирует весну, здоровье, природу, молодость и надежду.

Логопед: Что символизирует жёлтый цвет?

Дети:

- Жёлтый цвет символизирует величие, богатство, урожай.

Логопед: Ребята, флаг нашего села, Елховки выглядит так же, как и герб.

(На фланелеграфе флаг Елховки).

IV. Пальчиковая гимнастика.

«Флажки»

Я в руках флажок держу

И ребятам всем машу!

(Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони.)

V. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Дидактическая игра «Скажи со словом «сельский».

Дома – сельские дома.

Почта – сельская почта.

Больница – сельская больница.

Здание – сельское здание.

Школа – сельская школа.

Магазин – сельский магазин.

Жители – сельские жители.

Улицы – сельские улицы.

VI. Развитие диалогической речи.

Беседа об улицах села.

Логопед:- Итак, наших сельских улиц много.

- Назовите, на каких улицах вы живёте?

Дети:

- Я живу на улице Фабричная.

- Я живу на улице имени В. П. Вакала.

- Я живу на улице Имерякова.

Логопед: - Да наши многоэтажные дома расположены на трёх улицах.

Подумайте, почему улица называется Фабричная?

Дети:

- Улица называется Фабричная, потому что в Елховке есть большая птицефабрика.

Логопед: - Чем знаменита Елховская птицефабрика.

Дети:

- На нашей птицефабрике выращивают много кур.

Логопед: - В честь кого названа улица имени В. П. Вакала?

Дети:

- Это был директор завода дорожных машин.

Логопед: - В честь кого названа улица Имерякова?

Дети:

- Улицу назвали в честь погибшего солдата Вячеслава Имерякова. Он погиб защищая нашу Родину.

VII. Физминутка.

По Елховке я хожу

Про Елховку расскажу.

Поликлиника, аптека,

Магазин, библиотека.

Много здесь жилых домов.

И деревьев и цветов.

Школа, храм и дворец спорта.

Есть огромный пруд и детский сад.

Жить в Елховке, я очень рад!

VIII. Составление рассказов из личного опыта по вопросам логопеда с опорой но свои рисунки.

(На фланелеграфе рисунки детей по теме: «Родное село»)

Рисунок ребёнка «Дворец спорта»

Логопед:

- Что ты нарисовал?

Ребёнок:

- Я нарисовал дворец спорта.

Логопед:

- Чем тебе нравится дворец спорт?

Ребёнок:

- Дворец спорта очень красивый.

Логопед:

- Ты там был?

Ребёнок:

Да, я ходил туда со старшим братом.

Логопед:

- Что ты там видел?

Ребёнок:

- Там большой спортивный зал, тренажёры, раздевалки. Там очень красиво.

Логопед:

- Чем ты хочешь занимать во дворце спорта?

Ребёнок:

- Я хочу играть в футбол, как и мой брат. Скоро я запишусь в футбольную секцию.

(Аналогично каждый ребёнок составляет рассказ, опираясь на свой рисунок и во-просы логопеда.)

IX. Подбор синонимов.

Логопед: - Сегодня мы говорим о малой Родине.

- Назовите слова, которые тоже означают Родина.

Дети:

- Отчизна, отечество.

X.

X. Подбор родственных слов.

Логопед: - Ребята, на какие слова похоже слово Родина?

Дети. Родной, родственник, родня, родные, родная, родимый.

XI. Обогащение речи детей пословицами и поговорками.

Логопед:

- Какие пословицы вы знаете о Родине?

Дети:

- Жить – Родине служить.

- Везде хорошо, а дома лучше.

- Всякому мила своя сторона.

- Родина – мать, умей за нее постоять.

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Береги землю родимую, как мать любимую.

Итог.

Логопед: - Нам спокойно, уютно нам на родной земле.

Я думаю, вы всегда будете, любить и беречь родной край!

МБДОУ «Большеелховский д/с №1 комбинированного вида»

Конспект открытого занятия

по формированию лексико-грамматических средств языка

и развитию связной речи

в подготовительной логопедической группе

Тема: «Наше село»

Автор: учитель-логопед

МБДОУ «Большеелховский д/с №1

комбинированного вида»

Бояркина Елена Александровна

2013г.

Тема: «Наше село»

Цель: Составление рассказов из личного опыта по вопросам логопеда с опорой на свои рисунки.

Задачи: - формировать познавательный интерес детей к малой Родине, же-лание активно изучать ее достопримечательности, символику;

- упражнять в согласование существительных с прилагательными в ро-

де и числе;

- развивать диалогическую речь;

- обогащать речь детей синонимами, пословицами и поговорками;

- упражнять в подборе родственных слов;

- воспитывать любовь и чувство гордости за нашу Родину;

- воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества.

Оборудование: герб России, Мордовии, Лямбирского района, Елховки; флаг Елховки; рисунки детей по теме «Родное село»;

Ход занятия:

I. Орг. момент.

Игра «Карусель»

- Мы примчались к карусели (стоят лицом в круг)

- Все успели? (наклон головы вправо)

- Все успели? (кивают головой)

- Все ли сели? (наклон головы влево)

- Все ли сели? (кивают головой)

- Все ли сели? (кивают головой)

- Полетели? (наклон головы вправо)

- Полетели? (кивают головой)

- И за тридевять земель понесла нас карусель (бегут по кругу)

- Но земля зовет обратно (медленно идут по кругу)

- Хоть и мило в синеве,

После космоса приятно пошагать нам по земле (шагают)

II. Постановка цели.

Логопед: Мы, с вами на планете Земля. На земле много стран.

- Как называется наша страна?

- Как называется наша республика?

- Назовите наш район.

- Как называется наше село?

Логопед: Ребята, каждый народ имеют свою символику. Это герб, гимн и флаг.

- Что такое герб?

Дети:

Герб - это отличительный знак.

Логопед: Правильно. Герб - это отличительный знак.

- И сегодня мы поговорим о гербе нашего села и достопримечательностях Елховки.

III. Развитие диалогической речи.

Беседа о символике.

(На фланелеграфе герб, России,Мордовии, Лямбирского района, Елховки).

Логопед: Скажите, где какой герб?

Дети:

- Это герб России.

- Это герб Мордовии.

- Это герб Лямбирского района.

- Это герб Елховки.

Логопед: Ребята, мы уже говорили, что на гербе старались изобразить что-то очень важное. Что же хотел изобразить народ, живущий на родной земле?

- Сегодня, мы рассмотрим герб Елховки, расскажем, что означает каждый рисунок на гербе.

- На гербе Елховки изображён меч небесного воина Архангела Михаила.

Логопед: Ветки, какого дерева, вы видите на гербе?

Дети:

- Это ветки ольхи.

Логопед: Ребята, древние люди верили, что ветки ольхи отгоняют нечистые силы.

- Почему люди на праздник Троица украшали ветками ольхи окна домов.

Дети:

- Люди считали, что ольха защитит их дом от грозы и града.

Логопед: Почему люди в старину строили колодезные срубы из ольхи?

- Потому что они верили, что вода в них не стухнет.

Логопед: Как люди раньше, ветками ольхи защищали свои посевы?

Дети:

- Они втыкали в землю ветки ольхи, чтобы поля не разрывали мыши.

Логопед: Зачем они клали ветки ольхи под снопы?

Дети:

- Чтобы мыши не съели урожай.

Логопед: Как вы думаете, почему одна ветка нарисовано вверху, как будто на пригорке, а три других внизу?

Дети:

-Так изобразили Малую Елховку и Большую Елховку.

Логопед: Что символизирует зеленый цвет?

Дети:

- Зелёный цвет символизирует весну, здоровье, природу, молодость и надежду.

Логопед: Что символизирует жёлтый цвет?

Дети:

- Жёлтый цвет символизирует величие, богатство, урожай.

Логопед: Ребята, флаг нашего села, Елховки выглядит так же, как и герб.

(На фланелеграфе флаг Елховки).

IV. Пальчиковая гимнастика.

«Флажки»

Я в руках флажок держу

И ребятам всем машу!

(Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони.)

V. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Дидактическая игра «Скажи со словом «сельский».

Дома – сельские дома.

Почта – сельская почта.

Больница – сельская больница.

Здание – сельское здание.

Школа – сельская школа.

Магазин – сельский магазин.

Жители – сельские жители.

Улицы – сельские улицы.

VI. Развитие диалогической речи.

Беседа об улицах села.

Логопед:- Итак, наших сельских улиц много.

- Назовите, на каких улицах вы живёте?

Дети:

- Я живу на улице Фабричная.

- Я живу на улице имени В. П. Вакала.

- Я живу на улице Имерякова.

Логопед: - Да наши многоэтажные дома расположены на трёх улицах.

Подумайте, почему улица называется Фабричная?

Дети:

- Улица называется Фабричная, потому что в Елховке есть большая птицефабрика.

Логопед: - Чем знаменита Елховская птицефабрика.

Дети:

- На нашей птицефабрике выращивают много кур.

Логопед: - В честь кого названа улица имени В. П. Вакала?

Дети:

- Это был директор завода дорожных машин.

Логопед: - В честь кого названа улица Имерякова?

Дети:

- Улицу назвали в честь погибшего солдата Вячеслава Имерякова. Он погиб защищая нашу Родину.

VII. Физминутка.

По Елховке я хожу

Про Елховку расскажу.

Поликлиника, аптека,

Магазин, библиотека.

Много здесь жилых домов.

И деревьев и цветов.

Школа, храм и дворец спорта.

Есть огромный пруд и детский сад.

Жить в Елховке, я очень рад!

VIII. Составление рассказов из личного опыта по вопросам логопеда с опорой но свои рисунки.

(На фланелеграфе рисунки детей по теме: «Родное село»)

Рисунок ребёнка «Дворец спорта»

Логопед:

- Что ты нарисовал?

Ребёнок:

- Я нарисовал дворец спорта.

Логопед:

- Чем тебе нравится дворец спорт?

Ребёнок:

- Дворец спорта очень красивый.

Логопед:

- Ты там был?

Ребёнок:

Да, я ходил туда со старшим братом.

Логопед:

- Что ты там видел?

Ребёнок:

- Там большой спортивный зал, тренажёры, раздевалки. Там очень красиво.

Логопед:

- Чем ты хочешь занимать во дворце спорта?

Ребёнок:

- Я хочу играть в футбол, как и мой брат. Скоро я запишусь в футбольную секцию.

(Аналогично каждый ребёнок составляет рассказ, опираясь на свой рисунок и во-просы логопеда.)

IX. Подбор синонимов.

Логопед: - Сегодня мы говорим о малой Родине.

- Назовите слова, которые тоже означают Родина.

Дети:

- Отчизна, отечество.

X.

X. Подбор родственных слов.

Логопед: - Ребята, на какие слова похоже слово Родина?

Дети. Родной, родственник, родня, родные, родная, родимый.

XI. Обогащение речи детей пословицами и поговорками.

Логопед:

- Какие пословицы вы знаете о Родине?

Дети:

- Жить – Родине служить.

- Везде хорошо, а дома лучше.

- Всякому мила своя сторона.

- Родина – мать, умей за нее постоять.

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Береги землю родимую, как мать любимую.

Итог.

Логопед: - Нам спокойно, уютно нам на родной земле.

Я думаю, вы всегда будете, любить и беречь родной край!

Публикации по теме:

Развитие лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактических игр и упражнений по лексической теме «Посуда» МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 11 "Олененок" Проект "Развитие лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактических.

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе МБДОУ «Большеелховский д/с №1 комбинированного вида» Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Насекомые и пауки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Логопедическое занятие в подготовительной группе «Наше село»
Опубликовано: 22 августа 2013 в 16:04
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...