Логоритмическое занятие для старших дошкольников «Насекомые. Звук [Ж]»

Катерина Бочарова
Логоритмическое занятие для старших дошкольников «Насекомые. Звук [Ж]»

Коррекционно-образовательные цели: расширение и активизация словаря по теме «Насекомые» (насекомое, паук, бабочка, жук, оса, пчела, шмель, стрекоза, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, муха, ползать, летать, порхать, кружиться, жужжать, звенеть, собирать); автоматизация произношения звука [Ж] в слогах, словах и фразах.

Коррекционно-развивающие цели: развитие артикуляционного аппарата и навыков правильного произношения звука [ж]; развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением; развитие чувства ритма; развитие мышечного тонуса; профилактика глазных заболеваний;

Коррекционно-воспитательные цели: воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ход занятия.

Организационный момент.

ЛОГОПЕД: Ребята, давайте настроимся на занятие и поприветствуем друг друга.

«ТУК-ТУК»

- Тук-тук-тук.

(три удара кулаками друг о друга)

- Да-да-да.

(три хлопка в ладоши)

- Можно к вам?

(три удара кулаками друг о друга)

- Рад всегда!

(три хлопка в ладоши)

ЛОГОПЕД: За окном весна. Проснулись насекомые, и сегодня мы с вами поговорим о них. Назовите мне насекомых, которых вы знаете (ответы детей).

Логопед выставляет на доску картинки с насекомыми.

<Рисунок 1> <Рисунок 2>

<Рисунок 3> <Рисунок 4>

<Рисунок 5> <Рисунок 6>

ЛОГОПЕД: Молодцы! И вот, весело жужжа, к нам в гости прилетели пчёлки. Давайте поиграем с пчёлками, выполним вместе с ними дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика «Пчёлка».

- Пчёлка, лети! Пчёлка, лети!

- Пчёлка, жужжи! Пчёлка, жужжи!

Вдох через нос, плечи не поднимать, на выдохе произнести звук [Ж]

- Жжжжжжжжжжжжжжжж…

- И медок неси!

Короткий вдох через нос, на выдохе произнести:

- Ам!

ЛОГОПЕД: Играя с пчёлками, какой звук мы произносили? Правильно, звук [ж]. Давайте с вами вспомним, какой это звук: гласный или согласный? Почему мы называем звук [ж] согласным? Звук [ж] глухой или звонкий? Как мы можем это проверить? (ответы детей).

ЛОГОПЕД: Молодцы, ребята! Насекомые кругом. Летают, жужжат, стрекочут… Что ещё делают насекомые, помогайте мне. (Ответы детей). А какие ещё звуки они произносят, мы с вами сейчас расскажем и покажем.

Логоритмическое упражнение без музыкального сопровождения.

«НАСЕКОМЫЕ КРУГОМ»

Жу-жу-жу, - жужжит пчела

- Я лечу издалека.

Помахивают руками в стороны

Зу-зу-зу, - комар пищит

- Очень жарко, - он звенит

Сжимать и разжимать указательные пальцы рук

Уф-уф-уф – как паровоз,

Шмель пыхтит, пыльцу привез

Топают ногами

Жук гудит: гу-жу, гу-жу,

Я любого разбужу

Хлопают в ладоши.

ЛОГОПЕД: Вот сколько насекомых жужжат и летают вокруг нас. Давайте попробуем их поймать.

Игра на координацию движения «Хлопаем-шлёпаем» под музыкальное сопровождение. Дети выполняют хлопки в ладоши и шлепки по телу под музыку. Хлопать можно перед собой, за спиной, над головой, шлёпать – по груди, животу, коленкам.

ЛОГОПЕД: Ребята, вы заметили, что жук так же жужжит, как и пчела? Давайте сейчас споём про него чистоговорку, а заодно и потренируем наш язычок.

Пропевание чистоговорки под музыкальное сопровождение.

Жу-жу-жу-жу – жук жужжит в железной банке,

Же-же-же-же – жук не хочет жить в жестянке,

Жи-жи-жи-жи - жизнь жука в плену горька,

Жа-жа-жа-жа – жалко бедного жука.

ЛОГОПЕД: Ребята, расскажите мне, пожалуйста, как питаются бабочка, пчела, шмель и многие другие насекомые. (Ответы детей). Правильно, они собирают нектар с цветов. Сейчас мы с вами превратимся в красивые цветы и накормим всех насекомых на полянке.

Упражнение на развитие чувства и ритма «Цветочек»» под музыкальное сопровождение. Дети сидят на корточках, руки перед грудью, кисти сжаты в кулаки и прижаты к друг другу, голова опущена. Под музыку дети медленно встают, поднимают руки вверх, раскрывают ладошки и тянутся к потолку, а затем возвращаются в исходное положение.

ЛОГОПЕД: Насекомые полакомились сладким нектаром и разлетелись, разбежались кто куда. Но мы их обязательно найдём, а наши глазки помогут нам их разглядеть.

Гимнастика для глаз «Весёлые насекомые»

«ВЕСЁЛЫЕ НАЕКОМЫЕ»

Глазки, как проснутся –

Солнцу улыбнутся

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

На полянке спозаранку

Глазки ищут паучка

Смотрят влево, смотрят вправо

Не устанут никогда

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

А с пчёлкой в жмурки мы играем

Глазки крепко закрываем

Раз, два, три, четыре, пять

Будем глазки открывать

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

С кузнечиком мы смотрим вдаль

На это времени не жаль

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

А жучки то не зевали

И по кругу побежали

Остановка, и опять

В другую сторону бежать

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

Глазки закрываем

Сейчас немножко отдохнём

Глазки мы свои сомкнём

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

Глазки открываем

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

ЛОГОПЕД: Назовите мне, пожалуйста, каких насекомых мы увидели на полянке? (Ответы детей). Правильно, жучков, кузнечика и паучка. Посмотрите на картинку и опишите паука, а затем мы выполним пальчиковую гимнастику под музыку, которая так и называется «Паучок» (Ответы детей).

<Рисунок 7>

Дети выполняют пальчиковую гимнастику под музыкальное сопровождение.

ПАУЧОК

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Дождик с неба вдруг полил,

Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл.

Хлопок ладонями по столу/коленям.

Солнце стало пригревать,

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,

Действия аналогичны первоначальным

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

"Паучки" ползают на голове.

Окончание занятия. Подведение итогов изучения темы. Оценка работы детей.

ЛОГОПЕД: Понравилось вам наше занятие? О ком мы говорили сегодня на занятии? Какой звук чаще всего произносили? Молодцы!

В занятии использовалась серия компакт-дисков для общего и музыкального развития от рождения до школы «Музыка с мамой» Е. Железновой «Весёлая логоритмика» и «Весёлые пальчики».

Публикации по теме:

Интегрированное занятие «Насекомые» для детей 4–5 лет Тема: «Насекомые» (средний возраст 4-5 лет) Цель: Формировать умения детей узнавать и называть насекомых. Интеграция образовательных.

Конспект занятия тема: «Насекомые» Цель: Воспитание просодических компонентов речи: дыхания, голоса, темпа речи, выразительности, выдержки, зрительной ориентировки на говорящего,.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Логоритмическое занятие для старших дошкольников «Насекомые. Звук [Ж]»
Опубликовано: 1 октября 2013 в 08:10
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....