Лучший дворик детского сада

Татьяна Тулешова
Лучший дворик детского сада

Смотр – конкурс «Лучший детсадовский дворик»

Территория ДОУ – это его своеобразная визитная карточка. Как театр «начинается с вешалки», так детский сад «начинается с территории». Разноцветные клумбы, оригинальные дорожки и ландшафты, метеостанции, игровые, спортивные площадки, огороды, уголки сказок и водоемы свидетельствуют о том, что территория для педагогов детского сада – это не просто участок для прогулок с детьми. Это — развивающая среда и родной дом для детей и взрослых, который хочется сделать уютным и комфортным.

В заключении нашей встречи  мы дадим задание всем педагогам: разработать конкретные (и реальные) предложения по оформлению территории детского сада; описать, какое оборудование, материалы, финансирование нужны для реализации их предложений; как и для чего можно привлечь родителей, какое время для этого понадобится.

Игровые площадки

Больше всего времени дети проводят на игровых площадках. Во время прогулок дошкольники играют, экспериментируют. Они могут это делать и под руководством взрослого, и самостоятельно. К сожалению, не у всех детей есть такие возможности. Некоторые из них играют на пустых верандах и вытоптанных участках. А ведь ребенок приходит сюда каждый день в течение года!

Оформление участка может отражать не только возраст, но и название группы. Интересно, когда веранды и участки групп отличаются друг от друга. Возможны варианты: воспитатели каждой группы могут выбрать собственную тему для оформления, не согласовывая идеи друг с другом. Однако при таком подходе важно не забыть о том, что все групповые участки должны вписываться в общую концепцию дизайна территории и органично сочетаться друг с другом. Второй вариант – выбирается общая для всех тема оформления, а оформление каждой игровой площадки отражает разные аспекты общей темы. На ряде фотографий показаны варианты дизайн-проекта, разработанного с помощью профессионального дизайнера. Благодаря этому территория ДОУ смотрится как единое целое и с точки зрения планировки, и с точки зрения цветового оформления.

Задача детского сада – создать условия для разнообразных игр, для детского творчества, фантазии, конструирования. Старый пень можно выкорчевать, а можно превратить его в гнома или белку, из крупных камней получаются не только отличные объекты для наблюдений, но и яркие сказочные герои, своеобразные декорации для спектаклей и игр.

Одно из любимых мест ребят – песочницы – могут быть не только квадратными. Обратите внимание на большую песочницу, вокруг которой сделан небольшой ров. Если ров наполняется водой, песочница превращается в своеобразный центр песка и воды для всех детей. Большая проблема – посещение песочниц домашними животными в выходные дни и ночное время. Ее могут решить закрывающиеся на ночь дверцы. На фотографии представлена песочница с дверцами, окрашенная в цвета радуги. В жаркое время над песочницей выставляется зонтик такой же раскраски. На каждой игровой площадке этого детского сада песочница и летний зонт окрашены в свой цвет.

Любая скульптура, фигура – это не только украшение, она дает толчок для игры. Повозка с петухом, ветряк, фигурка животного, на которую можно залезать, ярко (но со вкусом) раскрашенные, украшенные флажками веранды, – все это делает игровой участок привлекательным для ребенка.

Огороды

Огороды – традиционные элементы территории ДОУ. Они бывают разными: огород овощных культур, фитоогород (огород лекарственных растений, огород злаков. Грядки можно расположить в форме цветка, параллельно друг другу, в форме бабочки, гусеницы или другого животного. С помощью растений можно создать национальный узор. Грядки обозначают по-разному, например, на табличках пишут названия растений или дают их изображение. Чтобы поддержать интерес ребят к выращиванию растений и вызвать положительные эмоции, можно привносить в название грядок личностный момент. Например, на одной из фотографий представлена табличка с надписью «Наша любимая ягодка».

Традиционно огороды используются для формирования у детей навыков ухода за различными культурами. Однако круг видов детской деятельности на таких участках может быть значительно расширен. Это и наблюдения, исследования почвы, растений, животных, использование игровых моментов, особенно если огород «принадлежит» сказочным героям. Симпатичные пугала и просто сказочные герои (в основном, дедушки и бабушки, колодцы и домики, плетни и лавочки превращают огород в особый уголок детского сада и служат декорациями для спектаклей, для труда и отдыха. Так, на одной из фотографий (девочка в костюме редиса) показан фрагмент инсценировки об овощах. На праздник дети надели костюмы тех культур, которые они выращивают. Каждый ребенок-«овощ» нашел свою грядку и загадывал загадки «о себе».

Разбивая на участке огород, не забудьте и об экологическом аспекте. Ведь в современных условиях выращивать овощи для питания можно далеко не везде. Например, в крупных городах лучше не использовать выращенную продукцию в пищу из-за высокой степени загрязнения не только почвы, но и воздуха. Нельзя располагать огород вблизи автостоянок, автотрасс и т. п. (к сожалению, они нередко примыкают к территории ДОУ).

Летние театры

В теплое время года праздники, как правило, проводятся на улице. На сцене летнего театра можно петь и танцевать, вручать награды, проводить конкурсы и просто играть в театр. Такой театр должен быть ярким и необычным. Хорошо, когда у него, как и у «взрослого» театра, есть свое название. Например, один из представленных в фотосессии театров носит название «Буратино». Вполне естественно, что герой соответствующей сказки встречает ребят у входа. Можно просто назвать театр «Зеленым», ведь используется он именно в теплое время года.

Местом для игры «в театр», «в сказку» могут стать и небольшой домик, невысокий плетень. На одной из фотографий представлен, например, плетеный забор, к которому прикреплены персонажи сказки «Репка». Он делает игровую площадку оригинальной, привлекательной и служит местом самостоятельного разыгрывания детьми сказок. Другой вариант подобного плетня находится в ландшафтном уголке непосредственно у одной из стен детского сада («Ландшафты, уголки»). Его дополняют клумба, театральные домики, прикрепленные непосредственно к стене, и кукольные герои сказки «Курочка Ряба».

Домики, беседки

Малые архитектурные формы во многом определяют общий вид территории, украшают ее, делят визуально на зоны и служат игровыми элементами. Как показывает практика, наиболее распространенными элементами являются домики различной величины, формы и назначения. Они могут располагаться непосредственно на игровых площадках, являться частью ландшафта или тематического уголка. В домиках удобно хранить инвентарь, игрушки, с которыми дети играют на прогулке. На одной из фотографий представлен очень симпатичный домик, который на первый взгляд кажется игровым. На самом деле за дверцами этого домика скрывается мусорный бак (который к тому же находится не на территории ДОУ, а перед воротами).

Декоративные домики на клумбах и газонах, домики для игр, для детей и сказочных гномов – малые архитектурные формы очень разнообразны. Их можно ярко раскрашивать, украшать окна занавесками, высаживать на крыше растения и превращать каждый раз во что-то новое, например, в плывущий по морю корабль, в штаб спасателей. Представленная на фотографии ажурная беседка  –  любимое место для игр и отдыха. На ее крыше закреплен флюгер в виде дельфина. Дело в том, что дельфин – это эмблема московского детского сада, который носит название «Дельфиненок». (В разделе «Вертикальное озеленение» представлена зеленая фигура дельфина в этом же ДОУ, которая находится рядом с беседкой.)

Ландшафты, уголки

Каких только ландшафтов и уголков нет на территории ДОУ! Уголок сказок, поляна лекарственных трав, английский, русский, удмуртский уголки, итальянский дворик, лес и луг, японский садик, сад гномов, музей под открытым небом, уголок отдыха, дремучая чаща с домиком на курьих ножках и Бабой-Ягой. Но самыми популярными, пожалуй, стали деревенские дворики с колодцем, бабушкой и дедушкой, домашними животными и мельницами. Многие ландшафты украшают аисты. Наверное, потому что каждый год они «приносят» в детский сад новых ребят.

В деревенских уголках, как правило, находятся деревянные домики, довольно крупные фигуры домашних животных (коровы, козы, курицы, петуха, собаки, лошади, фигуры бабушки и дедушки в национальных костюмах, ветряные мельницы, телеги, колодцы с аистами, деревянные лавочки, столы, реже – пчелиные ульи. В состав некоторых из таких уголков входят огороды. Избушки могут использоваться не только для игр – в них могут находиться летние библиотеки, игротеки. Особенно хорошо деревенские уголки вписываются в естественные ландшафты, например, они органично смотрятся на лугу одуванчиков, среди лесного, лугового ландшафта. Вполне естественно выглядят в таких местах и заросли лопухов, подорожника, птичьей гречишки. Растения для цветников здесь нужно выбирать так, чтобы они не выбивались из общего «деревенского фона».

В деревенских уголках можно разыгрывать сказки, играть самостоятельно, учиться «доить» козу и корову, «запрягать» лошадь, ухаживать «за пчелами». В таких местах особенно органично смотрятся различные фольклорные праздники, игры. В теплое время года здесь приятно устраивать чаепитие с детьми и родителями. В одном из московских детских садов на территории детского сада даже поместили большой ткацкий станок. Дети с удовольствием рассматривают, изучают его, выясняют, как он работает.

Уголки природных ландшафтов – это место для исследований, в частности сезонных наблюдений, для проведения народных праздников, игр, прогулок, для отдыха, для рисования на природе.

Уголки леса – это уголки относительно нетронутой природы, в которых много деревьев. При создании таких уголков важно помнить, что лес – это не только деревья. В разных лесах растут разные кустарники и травы (в еловых – одни, в березовых – другие, в сосновых – третьи). И если под елями растут ромашки, то это уже скорее парк, а не лес. В уголках леса могут быть свои «хозяева». Например, «в самой глуши» может скрываться домик на курьих ножках, а сама Баба-Яга – среди ветвей ели. В лесу можно поставить фигуры оленей, зайцев и других животных, главное, чтобы они действительно были похожи на настоящих.

Уголки луга, тундры, степи можно выделить на участках с естественной растительностью, оконтурив часть растений заборчиком (например, в форме бабочки, или выделить довольно большой отдельный участок.

Спортивные площадки

Спортивные площадки – важная часть оформления территории ДОУ. Однако есть они, к сожалению, далеко не во всех детских садах, хотя детям они очень нужны. Ведь значительная часть занятий (там, где это позволяет климат) может проводиться на свежем воздухе. Футбольные поля, баскетбольные корзины, ямы с песком для прыжков, разнообразные турникеты и кольца для подлезания и пролезания  – многие снаряды не так уж сложно создать. Даже обычное бревно и разные по величине и высоте древесные спилы могут служить неплохими спортивными снарядами.

Метеоплощадки, лаборатории

Исследование окружающего мира – естественное стремление ребенка. И задача взрослых – поддержать его. Например, создать на территории летнюю лабораторию или метеоплощадку.

Лаборатория на территории детского сада может быть оформлена по-разному. Главное, чтобы в ней был разнообразный природный материал, с которым дети могли бы экспериментировать, и вода. В разных емкостях (это могут быть и старые протекторы автомобилей) находится материал для исследований: песок разного цвета, состоящий из песчинок разного размера, глина, природные и искусственные камни разной формы и величины, шишки разных растений. Удобно, если рядом располагается стол, на котором можно размещать оборудование (лупы, дождемер и т. п., и скамейки для ребят. При необходимости на столе можно рассматривать картосхемы территории, экологической тропинки, фиксировать наблюдения. Для разных исследований в лаборатории выкладывают совочки, стаканчики из-под йогурта, тазики, ящик ощущений и т. п. Практика показала, что лаборатории в северных регионах, где много комаров, приходится оборудовать специальной прозрачной накидкой из сетки.

Метеоплощадка занимает, как правило, отдельный участок. Здесь располагаются приборы для измерения ветра. Во-первых, разные флюгеры, которые можно сделать с детьми, в том числе из бросового материала. Во-вторых, особая разноцветная «труба», похожая на шапочку Буратино – аналог оборудования, которое используется на аэродромах. Она помогает определить силу и направление ветра. Измерить силу ветра поможет еще один прибор. Прикрепите к довольно толстой веревке бумажные прямоугольники разной плотности – от толстого картона до тонкой салфетки. Если ветер раскачивает только салфетку, значит, он легкий. Если от его порывов качается даже картонный флажок, значит, на улице сильный ветер. Дождемер  –  это разрезанная пополам пластиковая бутылка, верхняя часть которой перевернута и вставлена в нижнюю. Для безопасности края дождемера покрывают изолентой или другим клейким материалом. На стенки бутылки можно нанести цветные деления, для старших детей – с цифрами, для малышей  – в идее полосок разного цвета.

В теплое время года на метеоплощадке или в лаборатории можно разместить календарь природы. Игра с двумя деревянными кругами (см. фотографию) помогает узнать особенности времен года. Она состоит из двух деревянных кругов, между которыми помещены рисунки разных времен года (на рисунках отражены особенности именно той местности, где находится детский сад, а также маленькие рисунки для каждого месяца). У верхнего круга, который передвигается относительно нижнего, отсутствует один сектор, в котором появляются разные фрагменты рисунка. Вращая верхний круг, ребенок находит нужное время года, сравнивает рисунок с реальным ландшафтом, называет месяцы этого времени года.

Солнечные часы могут быть разнообразными. Их может украсить изображение солнышка, вокруг «циферблата» можно посадить красиво цветущие (низкорослые) растения. Цифры можно писать на земле, выкладывать из разного природного и искусственного материала. На одной из представленных фотографий круг солнечных часов разделен на секторы, в которых с помощью пробок разного цвета (от пластиковых бутылок) выложены названия частей суток.

Своеобразный гигрометр, то есть прибор для определения влажности воздуха, можно сделать из шишек хвойных пород. В сухую погоду чешуи шишек открыты, во влажную закрываются. Таким образом растение сохраняет свои семена, защищая их от намокания. И заодно предсказывает погоду. Можно использовать на метеоплощадке и готовое оборудование: барометры, дождемеры, термометры.

Цветники, рокарии

Многие территории ДОУ просто утопают в цветах, даже в суровых условиях севера. Вместе со взрослыми дети выращивают рассаду, ухаживают за растениями. Воспитатели создают парадные клумбы, клумбы-мозаики, альпийские горки, рокарии, высаживают цветы в форме узоров, бабочек, создают композиции в нестандартных вазонах. Очень важно, чтобы все дорожки, клумбы, цветники, горки, газоны, группы кустарников и деревьев сочетались между собой по форме и цвету. Даже цвет забора имеет значение для восприятия цветника, который находится рядом. Об этом свидетельствует одна из фотографий (на заставке презентации, часть 2). Забор окрашен в яркие, но в то же время хорошо воспринимающиеся цвета. Вместе с красками цветников он создает радужное, приподнятое настроение.

Традиционно для оформления участка используют следующие формы посадки растений: цветники, клумбы, альпийские горки, рокарии, бордюры, миксбордеры, одиночно стоящие растения (солитеры, живые изгороди. Бордюры обычно состоят из нескольких ярусов многолетних растений разной высоты. Они красиво смотрятся на фоне стен, подстриженных изгородей.

На территории детского сада важно предусмотреть систему удобных дорожек, которые позволят детям подойти к клумбам, альпийским горкам и т. п. Дорожки можно посыпать песком, окрашенной древесной щепой, выложить камнем, плиткой. Пространства между плиткой можно, например, заполнить низкорослыми растениями.

Миксбордер – это смешанный бордюр, который красиво смотрится со всех сторон. Это довольно популярная форма посадки растений-многолетников. Его основой могут стать цветущие кустарники в сочетании с декоративными вечнозелеными растениями, которые дополняются различными многолетниками, однолетниками, луковичными растениями.

Разнообразные цветники делают территорию ДОУ привлекательной, напоминающей в чем-то парк отдыха. Цветники часто имеют неправильную форму. Обычно в центре цветника выращивают самые высокие многолетники, по направлению к его краям высота растений снижается. Специалисты считают, что большое количество правильных форм на участке создает неприятное впечатление.

Монотонность газона нарушают отдельно стоящие красивые растения. Их еще называют солитерами. А отдельно стоящие вазоны с цветами нарушают монотонность стены или дорожки. В качестве вазонов используются самые разные вещи  – старые горшки, бочки, телеги, пни. В такие вазоны обычно высаживают однолетники или луковичные растения, или какие-то отдельные крупные растения. Осенью их можно вносить в помещение.

Патио – это отдельный внутренний дворик для игр и отдыха. Один из вариантов такого дворика представлен в фотосессии.

Живописно расположенные среди трав и кустарников камни разного размера, песчаные и каменистые дорожки, окрашенная щепа, небольшие фонтанчики, красивые скамейки  –  все это придает территории неповторимость и уют.

Дорожки здоровья

Дорожки здоровья на территориях ДОУ пока что встречаются редко. Что такое дорожка здоровья? Это, прежде всего, массаж стоп и закаливание. Значит, на дорожке должны быть представлены разные по форме и характеру поверхности материалы. Например, шишки сосны, ели, лиственницы, песок, камешки разного размера и разной степени шероховатости, пробки от пластиковых бутылок и другой материал, прежде всего, природный. В конце дорожки здоровья может быть небольшой водоем. По дорожке здоровья можно ходить босиком и в носках. Главное, чтобы дети от такой ходьбы получали удовольствие!

ПРОЕКТ "ЛУЧШИЙ ДВОРИК ДЕТСКОГО САДА"ФОТО

Публикации по теме:

«Хорошо у нас в саду!» При входе в детский сад родители,учителя,гости обращают внимание на стенд"Визитная карточка ДОУ".Среди информационных материалов о работе.

Дизайн своими рукамиДизайн своими руками Я предоставила Вашему вниманию наш уютный дворик детского сада. А сейчас хочется представить Вашему вниманию дизайн детского сада в фойе.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Здоровье, гигиена
  • Искусство
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Лучший дворик детского сада
Опубликовано: 20 января 2012 в 11:56
+17
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...