Получи документы

Презентация «Маленькие герои Великой войны. О Курском музее «Юные защитники Родины» и детях, защищавших страну»

Нина Мещерякова
Презентация «Маленькие герои Великой войны. О Курском музее «Юные защитники Родины» и детях, защищавших страну»

МБОУ «Соколовская средняя общеобразовательная школа»

3 класс

Классный руководитель: Мещерякова Н. И.

Цель: развивать патриотические чувства и формировать чувство гордости за свою Родину.

Задачи:

- Формирование у учащихся представлений о Великой Отечественной войне;

- воспитание чувства патриотизма, ответственности за свою Родину;

-воспитание уважения к старшему поколению.

- формировать чувство любви и гордости за Родину, за подвиг, совершенный русским народом.

Ход мероприятия

(слайд 1)

Публикация «Презентация „Маленькие герои Великой войны, О Курском музее „Юные защитники Родины“ и детях, защищавших страну“» размещена в разделах

Учитель: У каждого народа своя история, свои даты и переживания, связанные с ними. Но одну из них, жестокую и кровавую войну 40-х годов XX века, наш народ не забудет никогда. Великим испытаниям стала она для человечества.

С боями до Берлина вы дошли,

Согретые народною любовью,

Платили вы за каждый метр земли

Своими жизнями, своею алой кровью

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.

(слайд 2 со звуком)

1 уч. С боями до Берлина вы дошли,

Согретые народною любовью,

Платили вы за каждый метр земли

Своими жизнями, своею алой кровью (слайд 3)

2 уч. Священная народная война

Победой завершилась в сорок пятом,

И отмечает каждый год страна

Великий подвиг нашего солдата (слайд 4)

3 уч. Мы не забыли,

Всех Вас знаем,

Погибших в огненном котле.

И низко голову склоняем!

В поклоне матери –Земле! (слайд 5)

(слайд 6)

Учитель: Сегодня я предлагаю вам ребята прочувствовать и пережить то, через что прошли ваши сверстники во время Великой Отечественной войны. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Они встретили войну в разном возрасте : кто-то был на пороге юности, кто-то был подростком, а кто-то был совсем крохой.

Тем, чьё детство опалено огнём Великой Отечественной войны, посвящается!

1 чтец.

Горнили к бою трубы полковые. (слайд 7)

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый флаг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всём полку сапог не подобрать,

Но всё равно в бою они умели

Не отступать, а побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,

В 12 лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага -

Сыны полков своей страны.

В. Суслов

2 чтец.

Мирно страна проснулась (слайд 8)

В этот июньский день,

Только что развернулась

В скверах её сирень.

Радуясь солнцу и миру,

Утро встречала Москва.

Вдруг разнеслись по эфиру

Памятные слова…

Голос уверенно - строгий

Сразу узнала страна.

Утром у нас на пороге

Заполыхала война.

С. Маршак

Война сделала их сиротами. (слайд 9)

Война отняла у них родину и свободу. (слайд 10)

Они рано взрослели. (слайд 11)

Учитель: Велик вклад в победу и тех, кто самоотверженно трудился в тылу: женщин, стариков и детей. Тысячи подростков были оторваны от школы, стали рабочими на военных заводах, где изготовляли мины и снаряды. Разве это нормально для ребенка — стоять 12 часов в сутки на ящике у станка? Но без ящика им не хватало роста. Они не дотягивались до станка. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его.

Война закалила нас. (слайд 12)

Учитель: Ленинградские дети… У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб.

Они разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны. Качались зубы. Шурик Игнатьев, трех с половиной лет от роду, 23 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре. «Что ты нарисовал!» – спросила воспитательница. Он ответил: "Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего".

(слайд 13) Ребята, я хочу рассказать о музее «Юные защитники Родины». Мы с группой ребят побывали в этом музее. Его посещение произвело неизгладимое впечатление. Нам довелось пообщаться с детьми военных лет (они уже были взрослыми людьми). Мы были поражены, сколько же им удалось перенести. Они рассказывали о том, как немцы вешали на балконе их родственников, как они помогали партизанам во время войны. У всех присутствующих по щекам текли слёзы, некоторые плакали навзрыд. Так было жалко мальчишек и девчонок, которые защищали нашу Родину.

Не многим известно, что в Курске находится уникальный музей – «Юные защитники Родины». Это единственный музей в стране, который рассказывает о детях военного лихолетья, которые с оружием в руках защищали отчизну от фашистских захватчиков, и трудились в тылу, приближая день победы. Невольными участниками Великой Отечественной войны стали триста тысяч мальчишек и девчонок, из них пятьдесят тысяч домой так и не вернулись.

Создательница музея Клара Рябова сохранила свидетельства великого подвига самых маленьких для нас, потомков этих ребят. В фондах музея собрано свыше 22 тысяч предметов, повествующих о юных героях. Каждый из них хранит свою историю. Сотрудники музея скрупулезно берегут коллекцию от влияния времени, и дополняют ее свидетельствами участников войны, фотографиями.

В музее собраны материалы почти о 10 тысяч юных защитников Родины со всего Советского Союза, еще по 40 тыс. фамилий поисковые работы продолжаются. (слайд 14)

Очень трудно собрать сведения на сынов и дочерей полков, установить, где находятся документы, подтверждающие прохождение ими военной службы. Многие командиры скрывали тогда такую информацию, не хотели отправлять в детские дома и приюты своих воспитанников, которых очень полюбили.

Герой советского союза, маршал И. Х. Баграмян писал: «…Мы любили этих мальчишек. Порой думали, что перехитрим их, оденем в наскоро перешитую солдатскую форму и будем тешить их самолюбие игрой в войну, но мальчишки, освоившись, были неуловимыми связистами, отличными стрелками, смело ходили в разведку, часто оказывались в самом пекле боя. Их вело в бой непримиримое желание быть похожими на настоящих солдат…» (слайд 15)

Один из гитлеровцев сделал следующую запись в своем дневнике «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои».

На курском Мемориале павших в годы войны есть могила 11-летнего Стаса Меркулова. Мальчишка оборонял Курск вместе с отцом – подносил снаряды, заряжал пулеметные ленты. Когда отец погиб, Стас занял его место у орудия. Но автоматной очередью был смертельно ранен – пули попали в живот. Иногда немцы фотографировались на фоне своих жертв (мол, вот какие мы герои, но не в этом случае. Как рассказывали очевидцы тех событий, фашисты, увидев изуродованное тело ребенка у пулемета, сняли каски в знак уважения.

Элина Быстрицкая

Элина помогала матери - ухаживала за ранеными в госпитале, продолжала учебу в школе. А все свободное время проводила на курсах медицинских сестер. В 13 лет Элину взяли санитаркой в госпиталь, а чуть позже она стала лаборанткой в клинической лаборатории.

Сред и многочисленных наград есть Орден Отечественной войны II степени, медали «За победу над Германией». (слайд 16)

Иван Суржиков

В 13 лет ушёл на фронт ВОВ сыном полка, награждён орденом Красной Звезды, медалью "За боевые заслуги". Во время боёв на Курской дуге его любили слушать генерал 65-й армии П. И. Батов, командующий войсками Центрального фронта К. К. Рокоссовский, который для С. был "крёстным отцом", а бойцы его прозвали "Курским соловьём". (слайд 17)

Костя Феоктистов

Учебу прервала Великая Отечественная война. Костя ушел на фронт, был разведчиком войсковой части.

В 1942 году во время выполнения одного из боевых заданий он был схвачен немцами и. расстрелян. К счастью, рана оказалась не смертельной, после выстрелов Костя упал и потерял сознание. Его приняли за мертвого и добивать не стали, а бросили вместе с другими расстрелянными лежать на снегу. Ночью он очнулся и уполз с места расстрела.

(слайд 18)

Аркадий Каманин

Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!

(слайд 19)

Борис Штоколов

Осенью 1944 года Борис из-за голода после 5-го класса бросил школу и уехал в школу юнгой Северного флота. Пришлось пережить ожесточенные бомбежки вражеских самолетов, долгий, полный опасностей переход на транспорте "Вятка" в сопровождении эсминца "Куйбышев" и подводной лодки. На "Вятке" Бориса назначили командиром взвода в роту торпедных электриков. Певческий талант Штоколова пригодился и здесь. Помимо выполнения своих прямых служебных обязанностей он стал запевалой роты.

Наступила победоносная весна 1945 года. После сдачи экзаменов Борис попал на Балтику и был направлен на эсминец "Строгий". Эсминец совместно с другими кораблями и крейсером "Киров" участвовал в первом послевоенном параде на Неве в 1945 году. Принимал в нем участие и Штоколов. (слайд 20)

Сережа Алешков

Во время Сталинградской битвы он спас нескольких человек, включая командира. Когда на блиндаж во время массированной бомбежки упал снаряд, бойцы оказались под завалами. Мальчишка не растерялся и бросился звать на помощь. Лишь благодаря ему людей достали из-под руин. Командир полка, которого тоже вытащили из-под завалов, позже усыновил мальчишку. (слайд 21)

Николай Печененко

Фашисты развлекались, подрезая веревку, – наблюдали за страхом ребенка, готового к смерти. Лежащего без сознания мальчишку обливали ледяной водой, приводили в чувство, а затем бросали в подвал. Несколько раз гестаповцы «шутили» подобным образом (иногда «расстреливали», в перерывах между забавами ребенка избивали, загоняли под ногти спички. После третьей «казни» Колю парализовало. Немцы так и не смогли привести его в чувство – решили, что мальчик мертв. Спасли его партизаны: обнаружили лежащим в землянке без движения, синего от побоев, с выбитыми зубами. Впоследствии к Коле вернулась способность двигаться, но. Пытки и издевательства сказались спустя 14 лет после войны – Николая полностью парализовало. Однако он не сдавался – решил написать книгу. Писал, зажав ручку зубами. Чтобы передать весь ужас войны и все пережитое, понадобилось 600 школьных тетрадей! Книгу «Опаленная судьба» издали в 1984 году (слайд 22)

Виталий Чижиков

В Дмитриевских лесах партизанил 14-летний Виталий Чижиков. В 3 года, перенеся болезнь, лишился слуха и речи. В 1942-м приехал в гости к брату в село Черневка под Дмитриевом. Когда в деревню вошли каратели, его чуть не застрелил немецкий солдат: подросток проигнорировал приказ повернуться к нему лицом. Благо, рядом оказалась сестра, которая и объяснила фашисту, что Виталик глухонемой и приказа просто не слышал. Немцы оставили мальчика в покое, посчитав, что он ничем не сможет им навредить. А Виталий активно помогал партизанам: он умел писать, хорошо рисовал, поэтому без труда докладывал о том, что происходит в оккупированной деревне. Дмитриевский партизанский отряд полтора года вел успешную борьбу с немцами благодаря помощи глухонемого Виталия Чижикова. (слайд 23)

Виктор Сысоев

Витя был посыльным при штабе батальона, доставлял послания командира. Он участвовал в освобождении Брянщины, Смоленщины, Белоруссии. Победный путь продолжался по Литве и Латвии. Однажды, это было в Прибалтике в 1944-м, командир заметил выходившую из леса большую группу немцев, которая могла внезапно напасть на занятых своим делом связистов. Он написал записку и приказал Вите бежать, что есть мочи к нашим. Донесение было доставлено вовремя, автоматчики успели обойти гитлеровцев с тыла и принудили их сдаться в плен. Бойцы потом от души благодарили Витю. Командование же представило Виктора Сысоева к медали «За отвагу», которую вручили ему лишь в 1990 году. Он был также награжден медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 года» (слайд 24)

Иван Сычак

Когда первый танк ворвался на окраину Будапешта, наперерез ему бросился мальчик. Он отчаянно размахивал руками и кричал «Товарищи, я ваш, советский, возьмите меня…». Один из танкистов схватил мальчика за одежду и втолкнул его внутрь.

Через считанные минуты советские танкисты перехватили немецкую легковую машину «Опель», из нее вытащили венгерского генерала, у которого были документы и карты. По-русски, он, разумеется, не понимал ни слова. И по-немецки объясниться с ним не удалось. И вдруг Ваня подал голос «Я знаю венгерский, можно помогу?» И преисполненный гордости и осознавая важность доверенному ему дела, Ваня переводил вопросы, задаваемые пленному генералу.

За это Ваню Сычака представили к награде, ему присвоили воинское звание ефрейтор, пошили форму. Так он стал маленьким бойцом, не раз выступая в роли переводчика в разговорах с местными жителями. Маленький боец участвовал в освобождении Австрии и Чехословакии. 9 мая 1945-го двенадцатилетний Ваня Сычак на танке въехал в Прагу. А вскоре командир части вручал бойцам награды. Любимец отряда был награжден медалью «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За освобождение Праги», «За взятие Вены».

(Слайд 25)

Есть в музее маленькая фотография. Сделана она в мае 1945 года в городе Ческе- Будеевице, у австрийской границы. На центральной площади на мощеной мостовой стоит мальчишка в военной форме, в руках у него маленькая девочка. Ей полтора года, она доверчиво прильнула к «няньке» - нашему сыну полка. Этот снимок популярной артистки Пражского театра оперетты. Фамилию и судьбу сына полка установить не удалось. А может быть эти люди и смогли пережить волнующую встречу. (Слайд 25)

Сравните две истории. Одну вы уже знаете, когда русский солдат спасает немецкую девочку. Это ему поставлен памятник в Берлине. Сегодня вы услышали ещё одну историю. Какое же любящее сердце было у наших защитников Родины.

Учитель: 4 долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. Но благодаря стойкости, самоотверженности, готовности отдать жизнь за Родину, мы победили. И в этом огромную роль сыграли дети, которые были участниками боевых сражений, связистами, разведчиками, которые последние силы отдавали восстановлению разрушенного хозяйства. (Слайд 27)

Чтец.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Пускай во всем, чем жизнь полна,

Во всем, что сердцу мило,

Нам будет памятка дана

О том, что в мире было.

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье — не в забвенье! (Слайд 28)

Учитель: Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам. Многих сейчас нет уже в живых. Давайте почтим минутой молчания память тех, кто свои жизни отдал в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь. Для них всегда будет гореть Огонь Памяти! Прошу всех встать.

Прикреплённые файлы:

malenkie-geroi_9cmmc.pptx | 6420,85 Кб
 
Публикации по теме:

Юные герои военного Краснодара Володе Головатому было всего 17 лет, когда он совершил поступок, достойный вечной памяти. Володя родился в Краснодаре. Жил на улице Кирова,.

Классный час «Маленькие герои большой войны» КЛАССНЫЙ ЧАС «Маленькие герои большой войны» Цель: воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес к истории своей родины, вызывать.

Конспект занятия «В единстве — сила. Партизанское движение и герои-дети в период Великой Отечественной войны» В единстве –сила Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников в современных условиях ДОУ. Программное содержание: -познакомить.

План проектной деятельности «Защитники нашей Родины» Проект "Защитники нашей Родины" для средней группы. Актуальность проекта: дошкольное детство – важный этап вхождения ребенка в общество.

Проект «Дети — герои Великой Отечественной войны» Проект «Дети-герои Великой Отечественной Войны» для детей старшего дошкольного возраста «Быть патриотом значит не только с уважением и любовью.

Проект «По дорогам Великой Отечественной войны» Проект «По дорогам Великой Отечественной Войны 1. Название проекта «По дорогам Великой Отечественной Войны» 2. Тип проекта Познавательный.

Проект «Юные защитники природы»Проект «Юные защитники природы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №26 Познавательно-исследовательский проект для детей 3 – 7 лет.

Тематическое занятие «Маленькие герои ВОВ» (подготовительная группа) Цель: Формировать чувства патриотизма: любовь к Родине, уважение к старшему поколению, героям Великой Отечественной войны. Задачи: Обогащать.

Экскурсия по мини-музею «Герои Советского Союза Ивановской области во время Великой Отечественной войны» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 38» Автор составленной экскурсии : Бабинская Ольга Валерьевна. Тема.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Дети — герои Великой Отечественной войны. Леня Голиков» Занятие по патриотическому воспитанию «Дети — герои Великой Отечественной войны. Леня Голиков». Цель: продолжать знакомство с историческими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация «Маленькие герои Великой войны. О Курском музее «Юные защитники Родины» и детях, защищавших страну»
Опубликовано: 27 января 2018 в 04:46
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД