«Маленькие шаги к большим открытиям». Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста

Олеся Владимировна Погорелова
«Маленькие шаги к большим открытиям». Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №204»

Маленькие шаги к большим открытиям

исследовательский проект

для детей дошкольного возраста

Автор:

Погорелова Олеся Владимировна,

воспитатель

Новокузнецкий городской округ

2013

Содержание

Паспорт проекта

Актуальность проекта…. 5

Новизна материала…6

Заключение….7

Список литературы…8

Приложения

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Маленькие шаги к большим открытиям»

мини -проект для детей дошкольного возраста.

Автор

Погорелова Олеся Владимировна,

воспитатель 1 квалификационной категории.

Цель и задачи проекта Целью данного проекта является создание условий для развития поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Задачи:

• Разработать систему мероприятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с элементарными физическими явлениями;

• Расширять начальные представления детей о физических свойствах окружающего мира (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т. п.);

• Развивать у ребенка познавательный интерес и способность к самостоятельной поисково-познавательной деятельности.

Сроки и этапы реализации проекта Подготовительный этап (февраль):

• Анализ научно-методической литературы;

• Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

• Привлечение родителей средней группы к участию в проекте «Маленькие шаги к большим открытиям»;

• Создание мини – лаборатории для экспериментально-исследовательской деятельности;

Практически - ориентированный этап:

(март)

• Проведение цикла мероприятий.

• Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью, помощь в подготовке детей к выступлению на конференции.

Заключительный этап

(март).

• Презентация проекта в форме детской научно-физической конференции «Маленькие шаги к большим открытиям» (для родителей и воспитанников).

Исполнители проекта и основных мероприятий Воспитатели, воспитанники и родители средней группы.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта В рамках реализации проекта дети научатся:

• осознавать сущность самых простых физических законов и принципов, по которым устроен наш мир.

• самостоятельно или с помощью родителей, выполнять простые и увлекательные опыты, смогут делать свои первые шаги в физике;

• понимать, что в живой и неживой природе действуют законы физики и их проявление очень разнообразно.

Актуальность проекта

Существует мнение, что для успешной подготовки ребенка к школе нужно как можно раньше научить его читать, считать и, если получится, писать. Однако задача подготовки ребенка отнюдь не сводится к приобретению им заблаговременно тех знаний и учебных умений, которые предусмотрены, школьной программой. Намного важнее развить у него внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать ими и т. п.

Современные дети живут в эпоху информатики, компьютеризации и роботостроении и поэтому в условиях быстро меняющейся жизни человеку требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя.

С младенчества человек познает окружающую его действительность исключительно в непосредственном с ней взаимодействии. Опыты по физике – это возможность для человека более основательно разобраться в устройстве его мира. Физика (в переводе с греческого - наука о природе) - наука об общих свойствах и законах движения вещества и поля. (Малая советская энциклопедия).

И мы постоянно в своей жизни сталкиваемся с физическими явлениями, только может быть, задумываемся об этом. Почему происходит то или иное явление дети могут понять уже в ДОУ. Благодаря опытам, дети на простых и доступных примерах поймут такие сложные понятия как, плотность (физическая характеристика материи, жидкость, раствор, поверхностное натяжение, электричество, звук и т. д.

Не важно, кем станет ребёнок в дальнейшем, главное, что занятия различными видами познавательной, практической, исследовательской деятельностью, очень полезны для всех. Они помогают сформировать творческую, активную личность, научить мыслить смело и свободно, а это необходимо для человека любой специальности.

Вообще, исследовательская работа, как форма образовательной деятельности воспитанников, является высокоэффективной в условиях ДОУ, так как в её процессе дети принимают непосредственное участие и тем самым, познают картину мира в целом, и особенности некоторых физических явлений в частности.

Новизна проекта

По доминирующей деятельности проект носит познавательно-исследовательский характер.

Проектно – исследовательская деятельность интегрируется со всеми видами деятельности и составляет с ними единое целое. Используются нетрадиционные формы работы с детьми и родителями, а именно, детские научные конференции.

Исследовательская деятельность активизирует мыслительную работу и реализует творческий потенциал ребенка, учит его самостоятельности в выборе материала, работе в группе (если работа коллективная, подготавливает к предшествующей учебе.

Заключение

Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми, позволяют детям взглянуть на окружающий мир по-иному. Ребенок сможет увидеть новое в известном, поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. А в итоговом мероприятии дети имеют возможность выступить перед своими родителями, показать, чему они научились в детском саду, что позволяет им почувствовать уверенность в своих знаниях и умениях, повысить значимость своей деятельности перед родителями.

В дальнейшем работа может расширяться, опыты могут предлагаться не только взрослыми, но и детьми дошкольного возраста.

Список литературы

1. Белобрыкина О. А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству /Методические рекомендации. О. А. Белобрыкина. [Текст]. Новосибирск: издательство НГПИ, 1993 – 62с.

2. Большая книга экспериментов для дошкольников/ Под ред. Мейяни А. [Текст]. М.: РОСМЭН – ПРЕСС, 2006 – 264с.

3. Интернет-ресурсы:

http://www.menobr.ru/materials/727/38000/;

http://class-fizika.spb.ru/index.php/opit/619-op-nat4;

http://www.lmagic.info/plavayusie_yaisa.html.

А. Кузнецов. Физика вокруг нас. / Разговоры по утрам или физика для малышей. А. Кузнецов – сайт:http://physics03.narod.ru

Прикреплённые файлы:

prezentacija-k-rabote_heddc.pptx | 5421,78 Кб | Скачан: 219
 
Публикации по теме:

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Проект «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» Отчет Реализация инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме: «Социо-игровой.

Библиотека изображений:
  • Игрушки
  • Обитатели водоемов
  • Игрушки
Автор публикации:
«Маленькие шаги к большим открытиям». Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 17:17
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...