«Маленькие шаги к большим открытиям». Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста

Олеся Владимировна Погорелова
«Маленькие шаги к большим открытиям». Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №204»

Маленькие шаги к большим открытиям

исследовательский проект

для детей дошкольного возраста

Автор:

Погорелова Олеся Владимировна,

воспитатель

Новокузнецкий городской округ

2013

Содержание

Паспорт проекта

Актуальность проекта…. 5

Новизна материала…6

Заключение….7

Список литературы…8

Приложения

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Маленькие шаги к большим открытиям»

мини -проект для детей дошкольного возраста.

Автор

Погорелова Олеся Владимировна,

воспитатель 1 квалификационной категории.

Цель и задачи проекта Целью данного проекта является создание условий для развития поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Задачи:

• Разработать систему мероприятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с элементарными физическими явлениями;

• Расширять начальные представления детей о физических свойствах окружающего мира (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т. п.);

• Развивать у ребенка познавательный интерес и способность к самостоятельной поисково-познавательной деятельности.

Сроки и этапы реализации проекта Подготовительный этап (февраль):

• Анализ научно-методической литературы;

• Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

• Привлечение родителей средней группы к участию в проекте «Маленькие шаги к большим открытиям»;

• Создание мини – лаборатории для экспериментально-исследовательской деятельности;

Практически - ориентированный этап:

(март)

• Проведение цикла мероприятий.

• Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью, помощь в подготовке детей к выступлению на конференции.

Заключительный этап

(март).

• Презентация проекта в форме детской научно-физической конференции «Маленькие шаги к большим открытиям» (для родителей и воспитанников).

Исполнители проекта и основных мероприятий Воспитатели, воспитанники и родители средней группы.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта В рамках реализации проекта дети научатся:

• осознавать сущность самых простых физических законов и принципов, по которым устроен наш мир.

• самостоятельно или с помощью родителей, выполнять простые и увлекательные опыты, смогут делать свои первые шаги в физике;

• понимать, что в живой и неживой природе действуют законы физики и их проявление очень разнообразно.

Актуальность проекта

Существует мнение, что для успешной подготовки ребенка к школе нужно как можно раньше научить его читать, считать и, если получится, писать. Однако задача подготовки ребенка отнюдь не сводится к приобретению им заблаговременно тех знаний и учебных умений, которые предусмотрены, школьной программой. Намного важнее развить у него внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать ими и т. п.

Современные дети живут в эпоху информатики, компьютеризации и роботостроении и поэтому в условиях быстро меняющейся жизни человеку требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя.

С младенчества человек познает окружающую его действительность исключительно в непосредственном с ней взаимодействии. Опыты по физике – это возможность для человека более основательно разобраться в устройстве его мира. Физика (в переводе с греческого - наука о природе) - наука об общих свойствах и законах движения вещества и поля. (Малая советская энциклопедия).

И мы постоянно в своей жизни сталкиваемся с физическими явлениями, только может быть, задумываемся об этом. Почему происходит то или иное явление дети могут понять уже в ДОУ. Благодаря опытам, дети на простых и доступных примерах поймут такие сложные понятия как, плотность (физическая характеристика материи, жидкость, раствор, поверхностное натяжение, электричество, звук и т. д.

Не важно, кем станет ребёнок в дальнейшем, главное, что занятия различными видами познавательной, практической, исследовательской деятельностью, очень полезны для всех. Они помогают сформировать творческую, активную личность, научить мыслить смело и свободно, а это необходимо для человека любой специальности.

Вообще, исследовательская работа, как форма образовательной деятельности воспитанников, является высокоэффективной в условиях ДОУ, так как в её процессе дети принимают непосредственное участие и тем самым, познают картину мира в целом, и особенности некоторых физических явлений в частности.

Новизна проекта

По доминирующей деятельности проект носит познавательно-исследовательский характер.

Проектно – исследовательская деятельность интегрируется со всеми видами деятельности и составляет с ними единое целое. Используются нетрадиционные формы работы с детьми и родителями, а именно, детские научные конференции.

Исследовательская деятельность активизирует мыслительную работу и реализует творческий потенциал ребенка, учит его самостоятельности в выборе материала, работе в группе (если работа коллективная, подготавливает к предшествующей учебе.

Заключение

Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми, позволяют детям взглянуть на окружающий мир по-иному. Ребенок сможет увидеть новое в известном, поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. А в итоговом мероприятии дети имеют возможность выступить перед своими родителями, показать, чему они научились в детском саду, что позволяет им почувствовать уверенность в своих знаниях и умениях, повысить значимость своей деятельности перед родителями.

В дальнейшем работа может расширяться, опыты могут предлагаться не только взрослыми, но и детьми дошкольного возраста.

Список литературы

1. Белобрыкина О. А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству /Методические рекомендации. О. А. Белобрыкина. [Текст]. Новосибирск: издательство НГПИ, 1993 – 62с.

2. Большая книга экспериментов для дошкольников/ Под ред. Мейяни А. [Текст]. М.: РОСМЭН – ПРЕСС, 2006 – 264с.

3. Интернет-ресурсы:

http://www.menobr.ru/materials/727/38000/;

http://class-fizika.spb.ru/index.php/opit/619-op-nat4;

http://www.lmagic.info/plavayusie_yaisa.html.

А. Кузнецов. Физика вокруг нас. / Разговоры по утрам или физика для малышей. А. Кузнецов – сайт:http://physics03.narod.ru

Прикреплённые файлы:

prezentacija-k-rabote_heddc.pptx | 5421,78 Кб | Скачан: 251
 
Публикации по теме:

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Проект «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» Отчет Реализация инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме: «Социо-игровой.

Библиотека изображений:
  • Игрушки
  • Обитатели водоемов
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
«Маленькие шаги к большим открытиям». Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 17:17
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по рисованию поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень»
Фото отчёт «Рисование поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Хочется представить вам фото отчёт...
Конспект занятия по конструированию из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста...
Цель: освоение первичных навыков моделирования, приобретение начальных представлений о правилах комбинаторики, развитие пространственных представлений,...
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
«Октябринка — феечка-дождинка». Экологическая сказки. Гл.11
А вот и новая глава! Я учла пожелания коллег. Теперь феечка Октябринка более развернуто отвечает на Дашины вопросы. После прочтения главы можно поговорить с...