Папки-передвижки

Малый сборник игр с гиперактивными детьми «Наши непоседы»

Наталья Митюшкина
Малый сборник игр с гиперактивными детьми «Наши непоседы»

«Наши непоседы»

Малый сборник игр с гиперактивными детьми

«Дети-катастрофы», «дети-ураганы» - как только детей с гиперактивностью не называют. С каждым годом их становится всё больше.

Работа с ними сложна, кропотлива, требует много физических и душевных сил, чёткой организации, но такой, которая не подавляла бы активность ребёнка, а помогала бы ему в усвоении правил поведения, знаний, навыков.

Публикация «Малый сборник игр с гиперактивными детьми „Наши непоседы“» размещена в разделах

С учетом особенностей детей данной группы можно выделить четыре направления работы с ними:

1. работа, направленная на развитие концентрации внимания

2. работа, направленная на развитие координации и умения контролировать свои движения, на развитие умения доводить начатое дело до конца

3. работа, направленная на развитие взаимодействия со сверстниками и на снятие мышечного напряжения

4. работа, направленная на умение контролировать свои эмоциональные проявления

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является ИГРА.

В связи с этим я попыталась подобрать, сгруппировать игры с опорой на четыре выделенных направления работы,

и создать Малый сборник игр с гиперактивными детьми

Игры на развитие концентрации внимания

1. Сыщик

Ход игры:

Ведущий просит трех или четырех детей выйти вперед, сообщает остальным детям, что среди тех, кто стоит перед ними, есть загадочная личность, которую надо «вычислить». Ведущий должен давать детям подсказки и задавать наводящие вопросы, которые помогут ребятам догадаться, кто же именно эта загадочная личность. Начинать надо с подсказок описательного характера вроде цвета волос, особенностей одежды и т. д.

Если ни одна из этих подсказок не поможет детям, они могут использовать следующий прием: попросить всех, кто не удовлетворяет определенному критерию, сесть на пол. Например, если ведущий скажет, что загадочная личность носит коричневую обувь, то каждый стоящий ребенок, который не обут в коричневую обувь, должен сесть.

По мере того, как у детей развивается наблюдательность, увеличивайте численность группы, среди которой скрывается загадочная личность.

2. Найди отличие

(Лютова Е. К., Монина Г. Б.)

Ход игры:

Ребенок рисует любую несложную картинку (кошку, домик и т. п.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает. Дети должны сказать, какие изменения произошли.

3. Запрещенное движение

Ход игры:

Дети, идя по кругу, повторяют все движения за воспитателем, кроме одного, например: "Руки вверх!". Тот, кто выполняет "запрещенное" движение, становится в конец колонны. Таким образом более внимательные дети окажутся в начале колонны, и они считаются победителями.

4. Бирюльки

Материал: 20 спичек без серы или 20 счетных палочек

Ход игры:

Сложить 20 спичек в кучу в беспорядке на столе. Играющие

поочередно по одной осторожно берут из кучки палочки так, чтобы не

пошевелить другие. Палочки посчитать. Кому удастся собрать большее

количество палочек, тот и выиграл.

5. Стоп, хоп, раз

Ход игры:

Дети идут друг за другом по кругу. По сигналу: «стоп!» все останавливаются, по сигналу: «хоп»подпрыгивают и на сигнал: «раз» — поворачиваются и идут в обратном направлении. При ходьбе дети повторяют за взрослым все три сигнала. Тот, кто ошибается, выходит из игры

6. Шапка-невидимка

Ход игры:

В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, и затем перечислить их.

7. Где чей домик?

Ход игры:

Ведущий предлагает ребенку рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если же задание сложно для малыша, тогда разрешите провести карандашом по линии, а со временем отложите карандаш в сторону.

8. Запомни картинки

Приготовьте картинки с изображением отдельных предметов ( например: мяч, кошка, автомобиль и т. д.). Для начала хватит 5 картинок.

Держите картинки так, чтобы ребенок их не видел. Поочередно покажите ему 2-3 картинки, каждую на несколько секунд. Затем попросите ребенка вспомнить, какие предметы он видел на картинках. Постепенно можно увеличивать количество картинок в одном сеансе показа (не раньше, чем ребенок запоминает без проблем меньшее число картинок).

9. Ладошки

Ход игры:

Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т. е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент, выбывают из игры.

10. Пуговицы

Материал: набор пуговиц и игровое поле.

Ход игры:

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле, разделенное на клетки. Чем сложнее игра, тем больше клеток должно содержать поле; для начала достаточно 4 или 6 клеток. Начинающий игру выставляет на своём поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть (20-30сек.) и запомнить, где какая пуговица лежит. После первый игрок закрывает листком бумаги своё игровое поле, а второй должен на своём поле повторить то же расположение пуговиц. При этом рекомендуется особенно следить за тем, чтобы ребенок правильно ориентировался и не путался в направлениях "вверх", "вниз", "влево", "вправо". Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится интересней и сложней.

Игры на развитие координации и умения контролировать свои движения, на развитие умения доводить начатое дело до конца

1. Цветные капли

Материал: на подносе лежит емкость для заморозки воды в холодильнике. Сверху она разделена тремя перекрытиями красного, синего и желтого цветов. Рядом с подносом стоят три пузырьки с разноцветной водой. Вода подкрашена пищевыми красками желтого, красного и синего цветов (можно использовать газированную воду). В каждом пузырьке - пипетка с колпачком из толстой резины, рядом маленькая губка.

Ход игры

Ведущий показывает, как с помощью пипетки по капле перенести воду из разных пузырьков в соответствующие отсеки емкости. Ребенок повторяет его действия, и, постепенно, отсеки наполняются водой согласно их цветов. Затем с помощью этих самых пипеток вода снова переносится в пузырьки. Ребенок не только развивает пальцы рук, работая с пипеткой, но и тренируется в дифференцировании и распределении цветов, в сравнении и различении разных цветов.

2. Маленький аптекарь

Материал: на маленьком подносе - пинцет, чашка с бусинками и емкость с отсеками для них. Бусинок в чашке содержится ровно столько, сколько отсеков в емкости. Каждый отсек должен быть окрашен в цвета соответствующих бусин. Сначала можно использовать большие бусинки.

Ход игры

Ведущий рассказывает о работе аптекарей, о том, как они изготавливают различные лекарства. Затем, показывает как можно с помощью пинцета переносить бусины и предлагает детям собственноручно заполнить отсеки бусинами. Когда емкость окажется заполненной, бусины с помощью пинцета переносят назад. Игру можно усложнить, изменяя размеры бусин и емкости отсеков. Однако следует учесть, что игра достаточно сложна и требует от ребенка крайней концентрации внимания и внутреннего контроля. Если у ребенка бусина падает на поднос, он всегда сам сможет исправить ошибку. Игра требует большой точности в движениях. За каждое удачное действие следует поощрять ребенка, хвалить его.

3. Ножницы

Материал: поднос, на которой лежат ножницы (лучше пластмассовые, с тупыми концами) и несколько листов плотной цветной бумаги. На некоторых листах обозначены линии разреза.

Ход игры

Ведущий загадывает загадку (см. название игры). После того как ребенок отгадал загадку, ведущий предлагает ему разрезать ножницами бумагу. Если ребенок легко справился, ему дают задание разрезать бумагу по линиям и выполнить сложные движения по вырезанию узора. Следует учесть, что, приобретая навыки уверенно держать ножницы, ребенок потом так же уверенно сможет держать карандаш и проводить на бумаге прямые линии.

4. Ожерелье

Материал: нитки, пуговицы разного размера и разного цвета.

Ход игры

Ведущий предлагает ребенку сделать ожерелье. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету.

5. Веселые ботинки

Материал: пара кроссовок и шнурки.

Ход игры

Ведущий показывает как, по-разному, можно зашнуровать обувь, и просит ребенка зашнуровать так же второй ботинок. Необходимо сначала зашнуровывать обувь вместе с ребенком. По мере усложнения задачи можно демонстрировать готовые образцы.

6. Соедини точки

Материал: бумага, ручка или цветные карандаши.

Ход игры

Ведущий наносит точки на лист бумаги и просит ребенка соединить их так, чтобы получилась какая-нибудь замысловатая абстрактная фигура.

Как усложнение можно разрешить ребенку самому нарисовать точки и дать соединить их другим детям.

Главная задача не пропустить ни одну точку, чтобы все они стали частью какой-то фигуры. Как дополнение к игре можно подсчитать количество использованных в фигуре точек.

7. Конструктор из спичек

Материал: немного спичек без серных головок, пластилин, который

используется как соединительный материал. Ход игры:

Ведущий предлагает из пластилина скатать

маленькие шарики и попробовать из спичек построить кубик, дом и т. д.

Можно дать задание, что бы дети сами придумали какую-нибудь

геометрическую конструкцию, а потом рассказали, что у них получилось.

8. Фасоль или горох?

Материал: тарелка с горохом и фасолью.

Ход игры:

Нужно по команде разобрать и разложить горох и фасоль по двум тарелкам. В дальнейшем игру можно усложнить, завязав игрокам глаза.

9. Развивающие кубики

Материал: конструктор

Ход игры:

Ведущий предлагает детям собрать из кубиков различные фигуры, постройки. Взрослый может использовать подсказку в виде крупной картинки. Если задание не трудное, то может показать только на своем примере. В качестве усложнения можно использовать схемы – модели.

10. Покорми птичку

Материал: картонная коробка с наклеенным рисунком птички, около клюва сделать небольшую дырочку; горсть пшеницы, фасоли, гороха.

Ход игры:

Ребенок должен бросать в дырочку по одному зёрнышку.

Игры на развитие взаимодействия со сверстниками и на снятие мышечного напряжения

1. Поймай бабочку

Ход игры:

Ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать - выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.

2. Зайка

Ход игры:

Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:

Зайка, зайка! Что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты вставай, вставай, скачи!

Вот морковку получи! (2 р.)

Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

3. Снежная баба

Ход игры:

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

4. Птички

Ход игры:

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

5. Ласковые лапки (И. В. Шевцова)

Ход игры:

Взрослый подбирает шесть-семь мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д., выкладывает их на стол. Ребенку воспитатель предлагает оголить руку по локоть, объясняет, что по ней будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, -отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Варианты игры: «зверек» может прикасаться к щеке, колену, ладони; можно поменяться с ребенком местами.

6. Зарядка

Ход игры:

Дети повторяют за ведущим следующие упражнения согласно тексту (музыкальное сопровождение) : «Вот и музыка звучит. А народ все ждет, сидит. Ой, пустились плечи в пляс. Веселей, еще хоть раз. Пальцы, локти скачут вместе. А народ сидит на месте. Ноги стали просыпаться, Просыпаться, подниматься. Пятки, пальцы и колени Заплясали, как хотели. Рад живот поупражняться, Научился напрягаться. Вдох и выдох, покрутись. Лежебока, эй, проснись. Щеки, носик в пляс пошли. Брови нежно подними. Губы вытянулись в трубку, потанцуй еще минутку».

7. Мыльные пузыри

Ход игры:

Воспитатель или ребенок имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полет этих пузырей. Дети свободно двигаются. После команды «Лопнули!» дети ложатся на пол.

8. Липучка

Игра способствует развитию взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детской группы.

Все дети двигаются по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом приговаривают ''Я – липучка – приставучка, я хочу тебя поймать''. Каждого пойманного ребенка ''липучка'' берут за руки, присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои ''сети'' других. Когда все дети станут ''липучками'', они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки. Если музыкальное сопровождение невозможно осуществить, взрослый задает темп игре, хлопая в ладоши. В этом случае темп, быстрый в начале игры, замедляется по мере ее проведения.

9. Солдат и тряпичная кукла

Ход игры:

Ведущий предлагает ребенку представить, что он солдат, напоминает как нужно стоять на плацу, — вытянувшись в струнку и замерев. Предлагает игроку изобразить такого военного, как только прозвучит слово «солдат». После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, ведущий произносит другую команду — «тряпичная кукла». Выполняя ее, мальчик или девочка должны максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Ведущий помогает ребятам представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом и т. д.

Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления, когда вы почувствуете, что ребенок достаточно отдохнул.

10. Насос и мяч

Ход игры:

Взрослый и ребенок или два ребенка встают напротив друг друга. Игрок, изображающий мяч, должен стоять с опущенной головой, вяло висящими руками, согнутыми в коленях ногами (то есть выглядеть как не надутая оболочка мяча). Взрослый тем временем начинает делать такие движения, как будто в его руках находится насос. По мере увеличения интенсивности движений насоса «мяч» становится все более накаченным. Когда у ребенка уже будут надуты щеки, а руки с напряжением вытянуты в стороны, взрослый должен подойти к ребенку и потрогав его мышцы и посетовать на то, что вы перестарался и теперь придется сдувать мяч. После этого взрослый изображает выдергивание шланга насоса. После это сделаете, «мяч» сдуется так, что даже падает на пол.

Игры на умение контролировать свои эмоциональные проявления

1. Испорченный телефон

Ход игры:

Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.

2. Что было бы, если бы.

Ход игры:

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д.?

3. Пиктограммы

Материал: 2 набора карточек, один целый, другой нарезанный.

Ход игры:

а) Дети должны определить по пиктограмме, какой человек: веселый или грустный, сердитый или добрый и др. ;

б) По второму набору пиктограмм (разрезанному) : разрезанные шаблоны перемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны;

в) Игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

4. Угадай эмоцию

Материал: картинки со схематичным изображением эмоций.

Ход игры:

На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.

Остальные дети - зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.

5. Упрямые барашки

Ход игры:

Дети разбиваются на пары. Ведущий (взрослый) говорит: «Утром рано два барана повстречались на мосту». Дети широко расставляют ноги, наклоняются вперед и упираются лбами и ладонями друг в друга. Задача игрока — устоять на месте, при этом заставив соперника сдвинуться с места. При этом можно блеять, как барашки. Эта игра позволяет направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Но ведущий должен обязательно следить, чтобы «барашки» не переусердствовали и не навредили друг другу.

6. Встреча эмоций

Материал: карточки с изображением разных эмоций

Ход игры:

Ведущий в игре использует разложенные на 2 группы карточки и попросит детей представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна.

Ведущий изображает "хорошую", ребенок "плохую". Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются. Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить.

7. Ассоциации

Ход игры:

Один ребенок называет какое-нибудь животное, а другой - любую эмоцию ( например: «слон» и «радость», «крокодил» - «испуг»). Третий ребенок должен пройтись по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство. В ходе игры можно использовать предметные картинки с изображением разных животных и карточки с изображением эмоций.

8. Смеяться разрешается

Ход игры:

Детям предлагается сесть широким кругом. Кто- то один встает посередине и водит. Его задача состоит в том, чтобы выбрать кого-нибудь из сидящих ребят и заставить его заговорить или улыбнуться. Для достижения своей цели он может пробовать все, что угодно, однако не должен ни до кого дотрагиваться, и, разумеется, сам не имеет права говорить. Те, кто сидит в кругу, не должны отворачиваться или закрывать глаза. Каждый водит не более одной минуты. Если за это время водящий не сумеет рассмешить или заставать заговорить кого – либо, пусть с тем же ребенком попробуют свои силы еще 1-2 водящих. Если же водящий добивается успеха, он меняется местами с тем, кого заставил улыбнуться или заговорить.

9. Найди и промолчи

Ход игры:

Дети, стоя, закрывают глаза. Ведущий кладёт предмет на видное для всех место. После разрешения водящего, дети открывают глаза и внимательно разыскивают его взглядом. Первый, кто увидел предмет, не должен ничего говорить или показывать, а молча садится на своё место. Так поступают и другие. Не нашедшим предмет, помогают так: все смотрят на предмет, а дети должны увидеть его, проследив за взглядом остальных.

10. Секрет

Ход игры:

Всем участникам ведущий раздаё т небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку…. Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет», но не дотрагиваться друг до друга.

Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть)

Публикации по теме:

«Пальчиковая азбука». Сборник игр и упражнений с пальчиковыми буквами для старших дошкольников «Пальчиковая азбука» Как сделать знакомство с буквой для дошкольника интересным, запоминающимся и увлекательным? Как сделать так, чтобы.

Малый сборник игровых заданий Е. Ешулешко Сторонники социо-игровых подходов к педагогике отличаются крайне настороженным отношением к таким словосочетаниям «цель задания», задача.

Методический сборник дидактических игр по безопасности дорожного движенияМетодический сборник дидактических игр по безопасности дорожного движения Методический сборник дидактических игр по безопасности дорожного движения для детей дошкольного возраста. В федеральном государственном.

Мини-сборник дидактических игр «Игры на воде» Мини-сборник дидактических игр «Игры на воде» Разработала: Давыдова Ольга Владимировна, Инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский.

Программа работы с гиперактивными детьми. Актуальность: Одна из наиболее часто встречающихся проблем – гиперактивность детей. Как правило, гиперактивный ребёнок гораздо эффективнее.

Работа с гиперактивными детьми Гиперактивный ребенок При организации коррекционной работы с гиперактивными детьми следует развивать у ребенка такие умения: концентрировать.

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми Понятие «гиперактивность» характеризуется следующими признаками. Гиперактивные дети суетливы, никогда не сидят спокойно. Нередко бывают.

Сборник игр для детей с нарушением речи Автоматизация звуков у детей с нарушением звукопроизношения на прогулке (сборник игр) Игры на автоматизацию свистящих звуков.

Сборник игр для коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников Пояснительная записка Дошкольный возраст - это довольно насыщенный период в жизни каждого человека. Это период побуждения и расцветания.

Сборник игр на формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольниковСборник игр на формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников Игра- это единственная центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Именно игра является главным способом.

Автор публикации:
Малый сборник игр с гиперактивными детьми «Наши непоседы»
Опубликовано: 7 ноября 2017 в 23:12
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД