Лучший педагог года

Рекомендация для педагогов «Мандала как техника личностного развития»

Яна Афанасьева
Рекомендация для педагогов «Мандала как техника личностного развития»

(2 слайд) Дорогие коллеги, нам с вами достаточно часто приходится находится на собраниях, педсоветах, различных совещаниях, с которых не уйдешь и где не всегда можешь сказать то, что думаешь на самом деле, скованные в движениях и эмоциях, мы начинаем рисовать. Мы рисуем на скучной лекции или во время затянувшегося телефонного разговора, когда по каким-то причинам не можем возразить собеседнику: поддакиваем и черкаем, чертим. Достаточно взглянуть на бумаги, лежащие на письменных столах или рядом с телефоном, чтобы оценить размах наших непроизвольно создаваемых «произведений». Все мы с детства рисуем каракули – это не требует специального умения. Мы делаем это спонтанно, словно помимо собственного желания, не заботясь об эстетической стороне рисунка, ведь наши творения не предназначены для чужих глаз. Чаще всего разрисованные нами листки и листики попадают в мусорную корзину.

Публикация «Рекомендация для педагогов „Мандала как техника личностного развития“» размещена в разделах

Что же побуждает нас марать бумагу? Мы рисуем каракули, когда на душе неспокойно, когда мы зависим от собеседника, вынуждены слушать его, не имея возможности ответить или прекратить разговор. «Это своего рода отдушина в момент, когда мы не в состоянии изменить ситуацию. Каракули помогают нам избавиться от наполняющих нас эмоций, сконцентрироваться и успокоиться. Когда мы ограничены в действиях, спонтанные движения руки легко снимают наше внутреннее напряжение – словно открывается клапан, пар выходит, и котел не взрывается.

Геометрические узоры, кружки, лабиринты, заостренные формы, квадратики… Взрослые люди разных национальностей, происхождения, культуры и эпох рисуют на полях одно и то же: как правило, это очень простые формы, характерные линии, однозначные предметы. Французский психоаналитик Жан-Тристан Бернар (Jean-Tristan Bernard) выдвинул гипотезу, согласно которой каракули взрослого человека являются отражением бессознательного. Ведь лишь малую часть поступков в нашей жизни мы совершаем «по доброй воле». Всё остальное - это плоды работы нашего подсознания.

(3 слайд) Позже ещё один знаменитый психотерапевт Карл Густав Юнг заметил, что на определенном этапе психотерапии его пациенты начинают спонтанно рисовать различные изображения, вписывая их в круги. Юнг даже придумал термин для таких рисунков – «Мандала» и предположил, что такие рисунки помогают справиться с тревогой, неуверенностью, помогают пережить печаль и боль потерь. В своей автобиографии "Воспоминания, сны, размышления" Юнг рассказывает о том, как в 1916г. он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает его подсознание, т. е. внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать своё "психическое состояние". То есть, если рисовать целую серию мандал каждый день на определенную тему, то можно увидеть, как меняется ситуация и вы в ней…

(4 слайд) Если рассмотреть термин Мандала более подробно, то можно понять, что Мандала (в переводе с санскрита «круг» или «центр») известна людям с незапамятных времен. Круговые мотивы можно увидеть в наскальных рисунках на многих континентах нашей планеты. С древности в буддизме изображения в круге использовались для медитации и ритуального очищения пространства. (5 слайд) Также издревле мандала встречается и в других творениях людей, например, бубны сибирских шаманов, юрты кочевников и т. д. Мандалы можно увидеть везде. (6 слайд) Посмотрите вокруг и вы увидите: круглое солнце, луну, распустившийся цветок, который в проекции также дает удивительно правильный геометрический рисунок, снежинка и радужка человеческого глаза – это всё мандалы. Даже наша Земля из космоса выглядит как мандала. Мандалы могут быть в виде огромных стен или в виде маленьких картинок, их можно нарисовать на бумаге, ткани, вышить цветными нитками или бисером, создать их песка и зёрен риса. Геометрически мандала происходит от окружности, квадрата или треугольника. Эти основные элементы смешиваются, объединяются и сливаются для создания определённых визуальных эффектов. Люди давно интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге, так как мандалы являются символом баланса, гармонии и единства мира и души человека.

Кто рисует время от времени карандашом или красками или кто помнит, как делал это в детстве, знает, какое удовлетворение приносит творчество. Это происходит в силу того, что во время рисования мы устанавливаем контакт с нашим внутренним, подсознательным «Я», с нашей интуицией и чувствами — будь то позитивные или негативные чувства, — которые могут нахлынуть на нас во время творческого процесса. Таким образом, исчезает напряжения, мы успокаиваемся, улучшается состояние нашего внутреннего мира. И во всем этом нашим главным помощником может стать мандала.

(7 слайд) Ведь на сегодняшний день научно доказано, что рисование Мандала помогает :

• Исследовать самочувствие и взаимоотношения. Рисунок мандалы позволяет диагностировать физическое и психическое самочувствие человека на данный момент. А также мандала, сделанная семьёй или членами семьи в отдельности, показывает самочувствие членов семьи, удовлетворённость семейными отношениями.

• Нормализовать эмоциональное состояние. Тут помогает простое раскрашивание готовых шаблонов, это успокаивает, снимает напряжение.

• Активизировать ресурсные состояния, улучшить взаимоотношения. Можно целенаправленно создать специальные мандалы, которые будут вас расслаблять или, наоборот, заряжать энергией.

(8 слайд) Так, например, можно запечатлеть в круге свое состояние радости и гармонии, чтобы сделать этот рисунок своеобразным «талисманом» и источником силы, способным поддержать вас в трудную минуту. Рисуйте свободно, выбирайте цвета, которые вам приятны, можете включить любимую музыку. Создавайте в круге такое изображение, которое будет напоминать вам о состоянии радости и вдохновения… Когда закончите рисовать, «побудьте» со своей мандалой еще пару минут, внимательно рассмотрите ее, соотнесите цвета и формы со своими эмоциями. Напишите на обратной стороне листа слова, которые могут служить для вас источником энергии и гармонии… Такую мандалу можно повесить на стену рядом со своим рабочим столом или в любом другом месте, где вы сможете ее видеть достаточно часто. Глядя на этот рисунок, вы в любой момент сможете «подпитаться» своей собственной энергией из своего собственного источника.

А еще можно нарисовать «мандалу желания», которая поможет вам наиболее точно и творчески отразить энергию своего желания, сконцентрироваться на цели, изобразить в простых символах то, чего вы хотите в данный момент больше всего. Мандалу желания лучше создавать в хорошем настроении, чтобы ваш рисунок вобрал в себя гармоничное состояние вашей души.

Прежде, чем нарисовать Мандалу желания, сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и подумайте о своем желании… Постарайтесь представить как можно более ярко свою цель… После этого представьте, какими символами и цветами вы можете воспользоваться, чтобы изобразить свое желание в круге и приступайте к рисованию…

(9 слайд) Как же создавать свою собственную мандалу?

Необходимо взять лист бумаги, нарисовать в нём ровный круг, выбрать самую красивую для Вас краску и нарисовать в центре круга все что захочется. Продолжайте работу, продвигаясь от центра к краям листа, пока весь круг не заполнится. Если захочется нарисовать что-то и за пределами круга, смело приступайте. В завершении композиции создайте границу – цветовое колесо.

Так как для создания своей личной мандалы необходимо уединение, концентрация на собственных мыслях, покой и особое настроение, мы вам сегодня предлагаем не создавать, а закрасить понравившуюся вам, уже готовую мандалу, для релаксации и снятия напряжения, накопившегося за день.

Расположитесь максимально комфортно на ваших стульях;

во время работы не разговаривайте друг с другом. Лишь в исключительных случаях можно шепотом что-то спросить и ответить;

дайте возможность руке самой двигаться по кругу, самой брать «понравившиеся» ей цвета;

не стремитесь искусственно создать шедевр. Важно сделать искренний рисунок, отражающий ваше внутреннее состояние на данный момент.

(10 слайд)

Расшифровка цветовой символики Вашей мандалы

Прикреплённые файлы:

prezentacija_h5kqo.ppt | 22496,5 Кб
 
Публикации по теме:

Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детейНетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Чем разнообразнее детская.

«Организация условий для личностного развития детей в процессе игровой деятельности дошкольников» " Организация условий для личностного развития детей в процессе игровой деятельности дошкольников". ". Духовная жизнь ребенка полноценна.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные приемы аппликации как средство развития дошкольников» Консультация для педагогов «Нетрадиционные приемы аппликации как средство развития дошкольников» Большое значение для развития и воспитания.

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детейНетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей Методическая разработка. Автор: Ковылина Марина Анатольевна, воспитатель МДОУ «Мало – Шелемишевский детский сад» Эта методическая разработка.

Нетрадиционная техника в лепке как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Нетрадиционная техника в лепке как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Мир будет счастлив только тогда,.

Отчет по самообразованию «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей» Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее.

Рекомендации для педагогов «Сказкатерапия как средство развития речи детей с ОВЗ» На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей - один из главных вопросов дошкольной педагогики.

Рекомендация для педагогов в осенний период по профилактике простудным заболеваниям Уже середина осени. В этот период мы, взрослые, все чаще сталкиваемся с простудными заболеваниями у детей. Резкая смена температуры, сильные.

Техника «торцевание» как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста .

Тренинг личностного роста для педагогов ДОУ Тренинг личностного роста для педагогов ДОУ Дата проведения: ___ ноября 2016 года Место проведения: музыкальный зал детского сада Участники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендация для педагогов «Мандала как техника личностного развития»
Опубликовано: 13 декабря 2017 в 19:27
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД