Лучший педагог года

Марийский фольклор и театр в воспитании и обучении детей

Зинаида Фурзикова
Марийский фольклор и театр в воспитании и обучении детей

Марийский фольклор и театр в воспитании и обучении детей

Театр отличается от всех видов искусства, т. к они являются завершённым результатом творчества, в театре же на протяжении всей пьесы идёт живой волнующий процесс. Мысли, чувства, поступки героев возникают и происходят непосредственно на глазах у зрителей, вовлекая их в творческий контакт со всем происходящим на сцене.

Публикация «Марийский фольклор и театр в воспитании и обучении детей» размещена в разделах

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разнообразное влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребёнок во время игры чувствует себя раскованно, свободно.

Совместное использование фольклора и театрализованных игр усиливает их воспитательные возможности и помогает решать многие задачи детского сада: от ознакомления с бытом марийского нарда до усвоения его традиций и общественного поведения.

Некоторые темы: «Знакомство с разнообразием марийского национального костюма», «Марийские потешки», «Весёлые песни мари», «Заячий домик», «Репка» и другие.

Марийский фольклор - мир раздумий, переживаний, побед, разочарований, активной жизненной позиции человека. В нем социально активный герой всегда выходит победителем, является носителем добра.

Марийский фольклор имеет огромное воспитательное и познавательное значение для подрастающего поколения, умело направляет волю, характер, чувства, взгляды ребёнка с помощью сказок, легенд, преданий, пословиц, загадок, праздников и не дает перейти нравственные границы в общении с людьми. Огромное значение в воспитании культуры поведения также имеют напутственные слова матери в сказках при сборе в гости: одеваться лучше, входя в дом соседа снимать шапку, поздороваться с хозяевами по старшинству, если есть посторонние поздороваться и с ними; приглашают к столу - не забудь сказать «спасибо», поблагодари за угощение, при настойчивом приглашении, соглашайся, ложку держать прямо, есть не спеша, спокойно; долго не сидеть за столом, выходя из - за стола, поблагодарить хозяев; не спешите домой - не прилично; не забывать пригласить хозяев в гости, прощаться не спеша, но при прощании долго не задерживаться.

Важнейшее место в музыкальном фольклоре мари занимает обрядовый фольклор. В нем почти не сохранилось в системном виде календарно-обрядового песенного фольклора. Древнейшими пластами национального фольклора являются прежде всего семейно-обрядовые жанры – свадебные, поминальные напевы. К старинным архаическим пластам относятся также песни в сказках, песни - сказки, древние ритуальные напевы, отчасти детский фольклор. Данные напевы формульны, строго функциональны, представляют наиболее раннюю традицию народного творчества. Напевы эти строго локальны, специфичны для каждого музыкально-этнического диалекта. К образцам старинного традиционного марийского фольклора относятся также песни празднично - гостевой традиции (застольные, величальные, благодарственные).

Песни социальные – рекрутские, сиротские, песни - размышления, лирико-бытовые и другие – это жанр более позднего происхождения. С конца XIX – начала XX вв. большую популярность получают частушки, скорые плясовые песни, молодежные прогулочные, посиделочные, игровые, шуточные песни.

В музыкальном творчестве марийцев различают пять фольклорных музыкально-диалектических групп: горномарийская, йошкар-олинская, сернурская, моркинско - волжская и восточномарийская. Они соответствуют специфическим особенностям языка, обычаев, быта, народного костюма марийцев. Музыкально - фольклорные диалекты имеют отличия в ладовой структуре, мелодике, ритмических особенностях. Но существуют и общемарийские черты.

Марийская инструментальная музыка с давних пор была тесно связана с обрядами, с вокальным исполнительством. Самые древние музыкальные инструменты, о которых упоминается в источниках XVIII века, – это швыр (волынка, тмыр (барабан, ксле (гусли, ковыж (варган). В этнографической литературе XIX века мы находим упоминания и описания других национальных инструментов – срем пуч (сремная труба, шыже пуч (осенняя труба, шиялтыш (свирель). Со второй половины XIX столетия среди марийского населения (вначале у горных мари, затем у луговых мари) широкое распространение получает гармоника. Позднее в музыкальный быт марийской деревни входят балалайка, гитара, баян и другие инструменты.

Инструментальная музыка марийцев обычно использовалась как сопровождение к народным песням, пляскам (собственно инструментальные плясовые наигрыши). Однако эта музыка имела издавна и самостоятельное значение. Она выполняла магическую сакральную функцию в религиозных языческих обрядах и ритуалах (использование срем пуч, шыже пуч, ксле в религиозных обрядах).

Важнейшую роль в звуковой модели марийской музыки играла волынка (чаще всего используется в ансамбле с марийским барабаном). Своеобразный тембр марийской волынки – неизменный атрибут пения и плясок на свадьбах, поминках, праздничных увеселениях, пирушках и гуляньях. Она – основной бытовой, обрядовый музыкальный инструмент марийцев. Исполнители на швыре и тмыре пользовались большим почетом, их награждали подарками. Некоторые наиболее талантливые исполнители на волынке имели богатый и разнообразный репертуар, в том числе самостоятельные пьесы (зачастую звукоподражательного, программного характера).

В современном быту и обрядах волынка почти повсеместно вышла из употребления. Вместо нее обычно используется гармоника – самый распространенный инструмент в современной марийской деревне (сначала однорядки, затем двухрядки). Сложились своеобразные школы национального исполнительства на гармошке, представляющие диалектные музыкальные традиции (йошкар-олинских мари, сернурских мари). У восточных мари большое распространение получила тальянка с колокольчиками, придающими своеобразное звучание восточномарийскому музыкальному исполнительству.

Другой важнейший инструмент, представляющий тембровый звуковой идеал марийцев, – гусли (ксле, карш). Они у древних марийцев считались сакральным инструментом, связанным с космогонией, религиозными представлениями и ритуалами. Гусли звучали во время языческих молений в священных рощах (ото, ксото). Имелись специальные мелодии, которые исполнялись только во время ритуальных церемоний.

Сейчас в бытовом и обрядовом использовании гусли почти не встречаются, но как концертный инструмент они получили большое распространение (главным образом у горных марийцев). В концертной практике используются усовершенствованные гусли, имеющие 35–40 струн.

А цель этих правил одна: ребёнок с малых лет должен учиться уважать людей, соблюдать нормы морали и поведения не только ради своего будущего блага, ради блага всех людей. Марийский фольклор учит каждого человека любить свой народ, как родную мать, защищать его как отца; уважение народа приносит не отец, а работа, труд; учит не быть выше отца и матери; братская любовь крепче каменной стены; уважать старших, жалей младших; умение _ в знании, знание - в учёбе. Богатое устное народное творчество является своеобразной дидактической программой воспитания человека.

Следовательно, народная мудрость составляет своеобразное значение в области знания.

Публикации по теме:

Памятка для родителей «Что такое театр» ПАМЯТКА это интересно… «ЧТО ТАКОЕ ТЕАТР?» Вы наверно уже не раз бывали в театре. Если нет, то, узнав о театре, обязательно захотите там.

Театрализованная деятельность — инструмент для всестороннего развития ребенка.Театрализованная деятельность — инструмент для всестороннего развития ребенка. Информационный век принес с собой множество инноваций для развития и воспитания ребенка. Обучающие программы, презентации, книги, игрушки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Марийский фольклор и театр в воспитании и обучении детей
Опубликовано: 5 апреля 2014 в 20:42
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД