МААМ-картинки

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием палочек Кюизнера и блоков Дьенеша

Марина Ермолаева
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием палочек Кюизнера и блоков Дьенеша

Тема: «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: Закрепление математических знаний и умений, конструктивного мышления посредством игры - путешествия, используя палочки Кюизенера и блоки Дьенеша.

Задачи:

Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием палочек Кюизнера и блоков Дьенеша» размещена в разделах

1). Закрепить состав числа 8, порядковый счёт и цифры в пределах 10, понятия «предыдущее» и «последующее». Закрепить умение самостоятельно выкладывать изображения по схеме, соотносить цвет – длину – число; учить анализу и синтезу;

Учить решать текстовые задачи и выполнять арифметические действия на сложение и вычитание.

Закрепить понятие «длина», учить измерять условной меркой, формировать знание и независимости величины (длины) от мерки ;

Развивать логическое мышление: формировать навыки кодировки и декодировки информации о предмете; закрепить умение детей "читать" знаки - символы, выбирая соответствующий блок из нескольких; производить логические операции «не», «и», «или».(Познавательное развитие»)

2). Активизировать словарь детей: диалоговую, связную речь, умение отвечать на вопросы. («Речевое развитие»)

3).Содействовать формированию навыков взаимопроверки, самооценки, самоконтроля. Воспитывать чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь. («Социально-коммуникативное развитие»)

Методы и приемы: словесный –

Наглядный-

Практический -

Материал и оборудование: мобильный телефон с голосовым сообщением, схема «моста», «Корабля», «багаж» (комплекты палочек «Кюизенера, блоки Дьенеша, игра «Мозаика цифр», символы Дьенеша, задание на логическое мышление «Нарисуй недостающее изображение в пустой квадрат», простой карандаш на каждого ребёнка, карточки с символами.

Предварительная работа: игры с палочками Кюизенера, умение работать с ними по схеме (декодирование).

Логика образовательной деятельности

Звонит мобильный телефон.

Воспитатель (говорит по телефону). Алло! Здравствуйте! Да, это детский сад «Звездочка», подготовительная к школе группа «Шалунишки». Хорошо, постараемся. (Обращается к детям). Звонили из Африки – компания наших старых друзей, мартышка, слоненок и попугай. Они сказали, что у удава возникла проблема – он хочет измерить свой рост, а как это сделать не знает. Я предлагаю всем вместе отправиться в Африку и помочь удаву. Вы согласны помочь? (Да). До Африки далеко. (Показать на глобусе). Как вы думаете, ребята, на каком транспорте нам удобней и быстрей добраться до Африки? (Ответы детей) Я предлагаю по суше ехать на поезде. Потом пересесть на корабль. Давайте поспешим, на станцию уже прибыл поезд.

Воспитатель: - Но сначала надо собрать чемоданы. Каждому ребенку выдается чемодан (Комплект палочек Кюизенера) .

Воспитатель: Теперь мы настоящие пассажиры. Разрешите мне быть проводником. Разрешаете? Получите, пожалуйста, номера ваших вагонов (каждый ребенок получает палочку Кюизенера)

Игра «В каком вагоне ты поедешь?» Вопросы по закреплению порядкового счёта, понятия «предыдущее» и «последующее» число.

«Саша, в каком вагоне ты поедешь? А какой, Диана, вагон предыдущий? Какой, Ваня, последующий? Между какими номерами стоит у тебя, Софья, вагон? И т. д.

Вопросы: Сколько мест в каждом вагоне?

Сколько билетов продано в вагон …. цвета?

Сколько пассажиров поедет в голубом вагоне? Почему?

Как проверить, сколько пассажиров едет в красном… вагоне? Докажите.

В каком вагоне пассажиров больше, меньше?

Воспитатель: Уважаемые пассажиры, прошу пройти в свои вагоны.

Воспитатель: Молодцы, все заняли свои места.

(Столы-вагоны пронумерованы, дети занимают места по номеру палочки Кюизенера) Друг друга проверяем, правильно ли сели.

Воспитатель: А теперь оплатите проезд. Билет стоит 8 рублей. Условие - билет надо оплатить двумя или несколькими монетами. Возьмите палочку 8. Какого она цвета?

(Дети у себя на столе с помощью палочек Кюизенера выкладывают варианты состава числа 8) Рассматриваем варианты из двух или нескольких меньших. (1+7, 2+6, 3+5, 4+4, 2+2+4, 3+3+2 и т. д.)

Из каких палочек составили число 8? Из каких чисел состоит число 8?

Воспитатель: Чтобы в дороге мы не заскучали, давайте выполним ещё задание: «Нарисуй недостающее изображение в чистый квадрат»

После выполнения задания проводим взаимопроверку (меняемся листочками с заданиями)

Воспитатель: На пути следования нашего поезда река и чтобы её переехать нужен… что? Правильно мост. Предлагаю построить мост по схеме.

Дети строят мост по схеме из палочек Кюизенера (декодирование, т. е. на схеме на деталях «моста» только цифры, обозначающие номер палочки).

Какого цвета палочки вы взяли? Почему?

Воспитатель: Едем дальше. Внимание! Наш поезд прибыл на конечную станцию

Воспитатель: Прошу выйти и размяться.

Физкультминутка «Дружно встали на разминку»

Дружно встали на разминку

И назад сгибаем спинку.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Руки кверху поднимаем, (Руки вверх)

А потом их опускаем, (Руки расслабленно опустить)

А потом их разведем (Руки в стороны)

И скорей к себе прижмем, (Обхватить себя руками)

А потом быстрей, быстрей (Движения как при беге рук)

Хлопай, хлопай, веселей! (Хлопки)

Перед нами океан! Надо найти корабль, добраться до Африки можно только на корабле.

Давайте с помощью цветных палочек построим корабль.

Дети по схеме-образцу выкладывают из палочек Кюизенера корабль.

Воспитатель: А чтобы зайти на корабль, надо построить трап и ответить на вопросы. (Дети выкладывают трап – лесенку из палочек Кюизенера рис. 4) .

• Дети, какая по счету ступенька самая низкая? Какого она цвета?

• Какая по счету ступенька самая высокая? Какого она цвета?

Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас поднимаемся по трапу и сосчитаем ступеньки. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10). Вот мы и на корабле. Воспитатель: Ребята, каждый из вас должен занять свое место в каюте, а какое вы узнаете, найдя нужный блок по билету. Для того чтобы найти свое место в каюте, необходимо расшифровать кодовые обозначения. ( На каждом билете обозначены: форма, цвет, размер и толщина.) Воспитатель раздаёт детям карточки с символами свойств блоков, дети находят нужный блок и занимают свои места.

Воспитатель: А сейчас мы проверим, правильно ли вы заняли свои места. Покажите, пожалуйста, свои билеты и блоки.

Воспитатель: Наш корабль отчаливает от берега и отправляется в плавание по океану. А чтобы наш корабль не сел на мель, нам надо решить задачи. Слушайте условие внимательно, решайте, а ответы показывайте с помощью цветных палочек.

Задачи:

• У Тани пять игрушек, у Маши столько же. Сколько Игрушек у Тани и Маши вместе? (Десять) .

• На горке катались восемь детей, трое ушли домой. Сколько детей осталось? (Пять детей). В какое время года катались дети? (Зимой). Назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль) .

• Маша испекла шесть пирожков с капустой и четыре пирожка с вареньем. пять пирожков съели. Сколько пирожков осталось? (Пять пирожков) .

• В коробке лежало пять карандашей. Вова положил в коробку еще три карандаша. Потом он отдал Маше четыре карандаша. Сколько карандашей осталось в коробке? (Четыре карандаша)

Воспитатель: До Африки мы доплыли, а теперь еще надо добраться до полянки в джунглях, где наши друзья расположились. Для этого нам необходимо раскодировать карточки и узнать, что там спрятано.

Игра с блоками Дьенеша «Мозаика цифр».

Перед вами лежат карточки с изображением символов и примеров. Возьмите карточку с примером и решите его. Расшифруйте пример и найдите блок, соответствующий шифру и найдите для него место на изображении предмета. Если все блоки будут выбраны верно, вы раскодируете карточки и узнаете, что там спрятано. (по мере выполнения задания, педагог спрашивает у детей, почему они разместили тот или иной блок именно в это место. Ребенок дает полный ответ).

-Артем, почему ты выбрал именно этот блок?

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием

-А теперь, мы можем смело отправляться в путь. Не забудьте взять свой багаж. Постройтесь по быстрее. Сначала мы пойдем по широкой дороге свободным шагом. Потом идем по болоту, перепрыгивая с кочки на кочку. А теперь на нашем пути узенький мостик через речку. (Дети проходят по ней держа равновесие.) Затем идем через горы. Здесь у нас каменный коридор. Потолок становится все ниже и ниже (дети идут на полусогнутых ногах, в полуприседе, затем в сильном приседе)

Все, наконец-то добрались!

А здесь нас уже дожидается веселая компания – удав, мартышка, слоненок и попугай. Они все озабочены состоянием здоровья удава. Дело в том, что удав уже несколько дней не ест, не спит, не гуляет, не играет, а только лежит и думает о том, как бы измерить свой рост. Может быть, мы поможем ему? Вспомним, как измерял свой рост, а точнее свою длину, удав в мультфильме?

Дети: В попугаях.

Воспитатель: - Правильно в попугаях.

Воспитатель: - Давайте-ка и мы с вами попробуем измерить удава в попугаях. Представьте себе, что самая длинная оранжевая палочка у каждого из вас - это удав, желтая – слоненок, розовая – это мартышка, а белая палочка – попугай.

Воспитатель: Что вы можете сказать об их длине?

Дети: Удав - самый длинный, слоненок - покороче, мартышка - еще короче, а попугай - самый короткий.

Воспитатель: А теперь разложите эти палочки так, чтобы было точно видно, что удав самый длинный, а попугай самый короткий.

-А теперь давайте измерим нашего удава в попугаях? Как это сделать? Диана скажи пожалуйста как это сделать?

Измеряя удава таким образом, дети находят, что длина его равна 10 попугаям.

Варя, запиши пожалуйста результат на доске. После того как мы измерили длину удава в попугаях, мартышка радостно закричала: Как здорово! А чем еще можно измерить удава? – Чем хочешь!» - ответил ей попугай. И мартышками? – Да!»

Воспитатель: - Давайте и мы измерим удава мартышками.

Дети повторяют измерение и находят, что длина удава равна 5 мартышкам. Снова делается запись на доске и в таблицах.

После этого удава измеряют в слонятах. Длина удава равна 2 слонятам.

Воспитатель: - После того как удава измерили и в попугаях, и в мартышках, и в слонятах, удав воскликнул: «А в попугаях – то я гораздо длиннее!» Как вы думаете, прав ли был удав и действительно ли он длиннее в попугаях?»

Воспитатель строит дискуссию, задавая детям наводящие вопросы. Разных удавов они измеряли или одного и того же? Почему же результаты измерения получились разными – 10, 5 и 2? Что получилось бы, если захотели измерить удава муравьями?

В результате этой дискуссии дети приходят к выводу, что длина удава не зависит от величины мерки. От величины мерки зависит только результат измерений. Чем меньше мерка, тем больше число. Чем больше мерка, тем меньше число.

После того как мы успешно измерили удава, мартышка предлагает вам поиграть в одну очень занимательную игру. А помогут нам в этом, конечно же, наши волшебные палочки (педагог раздает каждому ребенку по 1 палочке Кюизенера) .

Воспитатель: Ваша задача: пока звучит музыка, бегать в разных направлениях, при этом палочку, которая находится у каждого из вас, необходимо держать, чтобы всем был виден ее цвет. Как только музыка прекращается и звучит команда «По порядку становись!» или «В обратном порядке становись!», вы должны выстроиться, согласно команде. Всем понятна задача? Тогда вперед!

Игра «По порядку становись!»

Воспитатель: Молодцы! Отлично поиграли, а самое главное – все сделали правильно!

За то, что мы активно работали на занятии, удав нам приготовил подарки. Это математические картинки. Начнем раскрашивать здесь, а закончите дома. Дается задание: все фрагменты с цифрой 5 раскрасить коричневым цветом, фрагменты с цифрой 3 –голубым и т. д. Раскрасив все фрагменты дети увидят удава, мартышку, слоненка и попугая.

Воспитатель: Почему мы отправились в путешествие? Какую проблему решали? Понравилось или нет путешествие? Было ли вам интересно во время путешествия?

Звонит мобильный телефон.

Воспитатель: - Алло! Да, хорошо.

- Пора возвращаться в детский сад. Надо успеть на прогулку, на чём быстро можно добраться? (ответы). Летим на самолёте. Заводим мотор, расправляем крылья. И летим в группу. Вот мы уже и дома.

Публикации по теме:

«Путешествие по морским волнам» Конспект НОД для подготовительной группы детского сада с использованием блоков Дьенеша На экране включается видео «Кораблик», дети смотрят некоторое время, затем педагог спрашивает: -Ребята, а вы любите путешествовать? (что.

Интегрированное НОД по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша «Поможем заиньке!» Задачи: o Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким.

Конспект НОД по конструированию в средней группе с использованием блоков Дьенеша «Заборчики для матрешек» Конспект по конструированию в средней группе с использованием блоков Дьенеша Тема: «Заборчики для матрешек» Цель: Формировать умение строить.

Конспект образовательной деятельности по математике с использованием блоков Дьенеша в подготовительной группеКонспект образовательной деятельности по математике с использованием блоков Дьенеша в подготовительной группе Конспект образовательной деятельности по математике с использованием блоков З. Дьенеша в подготовительной группе Путешествие по временам.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием технологии блоков Дьенеша в младшей группе по теме: Поможем Лунтику попасть домой Конспект занятия по ФЭМП с использованием технологии блоков Дьенеша в младшей группе по теме: «Поможем Лунтику попасть домой». Программное.

Конспект занятия по математике во второй младшей группе с использованием блоков Дьенеша «Страна геометрических фигур» «Блоки Дьенеша» Логические блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической.

Методическая разработка «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста». Использование в работе с детьми развивающих математических игр. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому.

НОД по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша Задачи. 1. продолжать учить детей сравнивать, различать и находить геометрические фигуры (блоки); 2. Развивать умение выделять основные.

НОД по математике с использованием блоков Дьенеша в старшей группе «Спасение морских обитателей» Конспект занятия по работе с блоками Дьенеша в старшей группе «Спасение морских обитателей» Воспитатель: Раскатова К. В. Цель: Активизация.

Занятия по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша «Путешествие по земному шару» в подготовительной группе Занятия по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша «Путешествие по Земному шару» в подготовительной группе. Программное содержание: Образовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием палочек Кюизнера и блоков Дьенеша
Опубликовано: 4 октября 2016 в 12:02
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД