Маршрутная экологическая игра для дошкольников и младших школьников «В гостях у Берендея»

Валентина Крутакова
Маршрутная экологическая игра для дошкольников и младших школьников «В гостях у Берендея»

Цель:-привитие любви к природе и окружающей среде,

-расширение кругозора, представлений об окружающем мире, экологии,

Материалы:

Маршрутные листы для каждой команды, авторучки – для заполнения маршрутных листов, костюмы:Водяного,Лешего; Старичка Лесовичка; Кикиморы Болотной; Берендея, бумага, цветные карандаши,карточки с заданиями для ведущих конкурсов, эмблемы и грамоты для награждения, сладкие призы, карточки с разрезанными пословицами о природе в конверте, веник, скакалка, губки для посуды, тазик с водой, стакан, ракушки, рис, фасоль, мелкая вермишель, камешки, ракушки, Указ Берендея, рисунок с изображением Берендея, кегли, веник, скомканные листы бумаги, корзина для попадания «мусором» - скомканной бумагой, воздушные шары, указатели с названиями станций, счетные палочки.

Предварительная работа: в группе висит плакат с изображением Берендея, Указ Берендея.

Ведущий – воспитатель.

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашей игре, которая называется «В гостях у Берендея»! Игра у нас будет не обыкновенная, а игра – путешествие по станциям. На каждой станции вам нужно будет выполнить ряд заданий,которые будут написаны у вас в маршрутных листах. Маршрутные листы будут содержать место расположения каждой из станций. Станции следует проходить по мере их следования в маршрутном листе, идти по порядку, не перескакивать с одной станции на другую. В каждом задании вам будут ставить заработанные вами баллы – от 0 до 5, по окончании игры мы подсчитаем баллы и узнаем победителя.

Кто такой Берендей? Это могущественный царь лесов, полей, рек, природы и всех его жителей. Берендей издает указы, которые все его подчиненные (рыбы, птицы, звери, насекомые, растения, водоемы и т. д.) должны выполнять. Человек – тоже часть природы, он тоже должен заботиться о природе, ее защите, поэтому люди занимаются экологией - наукой, которая защищает природу, охраняет ее. Экология– наука, об охране природы, о бережном отношении к окружающему миру, к Земле. Само слово «экология» состоит из двух греческих слов: «экос», что означает «дом» и «логос» - «наука». Поэтому можно сказать, что экология – наука о доме. Для человека, для всех живых существ, живущих на планете, домом является вся наша огромная, и в тоже время, маленькая, планета Земля.

Ведущий:

Всем! Всем! Всем!

Берендей издал Указ,

Его исполнить надо враз:

На команды всем разбиться,

Чтоб в пути не заблудиться,

Быть серьезным, не сердиться,

Это очень пригодится!

Участие в маршрутной игре вам надо принять,

В ней ответы четкие давать,

Знания о природе свои пополнять!

Чтоб о Царстве Лесном побольше узнать,

Надо задания всем выполнять,

Чтобы наш Царь Берендей

Был доволен, ей же ей!

Испытания, и задания важные,

Сразятся в них пусть отважные!

Задания в них трудные,

Но вовсе не занудные,

Интересные, да веселые,

Озорные, да задорные.

Чтоб природу защитить,

Для потомков сохранить,

Отправляйтесь в путь скорей,

Как велел Царь Берендей!

Задание Старичка Лесовичка:

Старичок – Лесовичок:

Лес – не только для нашей заботы,

Он – богатство всей нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены!

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк, иль малинник густой.

Знаю я, детки, что вы в лес ходите, урожай собираете. Сейчас мы с вами узнаем, знаете ли вы грибы – мои лесные дары, сумеете ли отгадать мои загадки, да рассказать - где ядовитые, а где – съедобные грибы

-Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек,

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай,

Это… (сыроежки)

-Белка к елке подбежала,

Лапкой веточку достала,

И на веточный изгиб

Положила белый (гриб)

-Кто стоит на белой ножке

В красной шапке у дорожки,

Грибникам наперекор?

Отгадайте! (мухомор)

-На пнях в лесу грибы растут,

Да вот забыл, как их зовут

Помогите мне, ребята!

А вы в ответ – это (опята)

-В толстой шапке он стоит,

Из – под елочки глядит.

Пусть и ростом невелик-

Лучший гриб здесь - (боровик)

-Вырос раннею весной

Этот первый гриб лесной.

Вон забрался под сучок

Весь в извилинах (сморчок)

-не спорю, не белый,

Я, братцы, попроще,

Расту я обычно

В березовой роще. (подберезовик)

-Ходят в рыженьких беретах-

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички,

Называются. (лисички)

-На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (опята)

-А вот кто – то важный

На беленькой ножке.

Он с красною шляпкой,

На шляпке – горошки. (мухомор).

Конкурс Старичка Лесовичка:

А сейчас для вас конкурс: вам предлагается из счетных палочек составить, сконструировать деревце.

Кроме Старичка Лесовичка в лесу живет Леший, который следит за порядком в лесу. У него для команд есть свои задания.

Задание Лешего:

Леший:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

Знаю я, ребята, что все вы любите в лес ходить, грибы, ягоды собирать, да воздухом свежим лесным подышать. А давайте – ка вспомним правила поведения в лесу (повторение правил поведения в лесу)

Конкурс Лешего:

В моем лесу после очередного прихода туристов осталось много мусора, вам нужно его собрать, кинуть в корзину (мусор - скомканная бумага).

Берендей: Ну что, друзья мои верные, помощники? Вижу я, с чистым сердцем вы ко мне пришли, худого не желаете. Знаете ли вы, что такое природа? А зачем ее надо беречь и охранять? Многие ребята, чтобы научиться защищать природу, рисуют запрещающие и охраняющие, разрешающие знаки. Сейчас я проверю, как вы сможете нарисовать такие знаки (ребята рисуют). А теперь вам надо собрать разрезанные пословицы и постараться объяснить их смысл.

Задание Берендея:

-От маленькой искры большой пожар бывает.

-Люби природу – она добром ответит.

Конкурс Берендея: Как известно, планета дышит, как и человек. У человека орган дыхания – легкие, а у планеты – деревья. В современном мире воздух загрязняют выхлопные газы, едкие вредные пары, вредные вещества и выбросы заводов, фабрик в атмосферу. Я, Берендей, хранитель всего живого на Земле, предлагаю вам стать легкими планеты – вам надо надуть воздушные шары.

Кикимора Болотная: Живу я в болотах, да вблизи водоемов, дружу с лягушками, пиявками, жабами, люблю прятаться в камышах, в ряске, заготавливаю травку всякую, лечебную да волшебную. А знаете ли вы травы? Вот сейчас – то мы это проверим!

Задание Кикиморы Болотной:

Кикимора Болотная читает характеристику растения, а дети должны угадать, о чем идет речь.

* Это растение – великан. У него огромные добродушные листья и корзинки плодов с семенами. Плоды имеют шипы – крючочки, с помощью которых цепляются за одежду людей и шерсть животных. Так и расселяются по всей Земле. По подобию таких шипов люди придумали застежку – липучку. А корни этого растения используют в парфюмерии и медицине. Что это за растение? (Репейник, он же - лопух).

•Растение, помогающее при кашле, боли в горле, ознобе. Зимой помогает при простуде. Очень вкусное из него варенье, компот. Растет в лесу, на дачах, садовых участках. (Малина)

• Лиственное дерево, цветет в конце июля, начале июля. Цветы лечебные, помогают от кашля. При заваривании раствор похож на вязкую киселеобразную жижу. Лечебные цветы и семена. Сбор продается в аптеке, как отхаркивающее средство. (Липа)

• Это растение относится к числу старейших лекарственных средств. Целебные свойства его были известны еще врачам царя Петра 1. Растет оно на болотах, лугах, по берегам рек, ручьев, в зарослях кустарников, на опушках леса. Одно из ее основных лечебных свойств – успокаивающее действие для нервной системы. Помогает она при болезнях сердца. В аптеках продается в виде настоек. (Валериана)

Конкурс Кикиморы Болотной:

Вот какие молодцы, правильно угадали мои шифровки – путалки. А сейчас я вас немного повеселю, да погоняю, полетать на метле предлагаю! Вам надо «пролететь» на метле через расставленные на полу кегли, старясь не задеть их метлой.

Водяной: Как и все живое, вода и водоемы тоже очень нуждаются в защите. Реки мелеют, рыбы в реках и морях становится меньше. В воду попадают вредные и химические вещества, сбросы вредных заводов…Поэтому водоемы тоже надо охранять, очищать берега рек, убирать мусор и т. д. Я предлагаю вам выполнить такое задание: вам надо ответить на мои вопросы.

Задание Водяного:

Ребятам нужно ответить на вопросы и дать быстрые ответы:

-Назовите цветные моря (Красное, Черное, Белое).

-Какое растение – цветок растет на болоте? (кувшинка, лотос).

-Вспомните стихотворение, вставьте пропущенные слова:

Матросская шапка,

Веревка в руке,

Тяну я кораблик по (быстрой реке,

И скачут …. (лягушки) за мной по пятам,

И просят меня:

«Прокати, капитан!».

-Кто живет в болоте? (пиявки, лягушки, жабы).

-Какая птица приносит детей? (аист).

-Какой будет ворона, сидящая на деревне под дождем? (мокрой).

-С чего, по словам известной детской песенки, начинается река? (с голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки).

-Как вы думаете: как правильно говорить:

«У рыб нет зуб», «У рыбов нет зубов», «У рыбьев нет зубьев»? (правильный ответ: «У рыбы есть зубы»).

Конкурс Водяного:

Молодцы, ребята, верно справились с заданием на смекалку. А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Вам нужно из рассыпанных на столе предметов отделить одно от другого: перебрать ракушки, камешки, рис, мелкую вермишель, фасоль.

Воду нужно использовать строго по назначению, беречь ее и экономно использовать. Сейчас я проверю, как вы умеете экономить воду. Вам, по очереди, надо в тазике намочить губку, перелить воду из губки в стакан, стараясь как можно меньше пролить воды мимо стакана.

Хорошо, ребята, с правились с заданием, молодцы. Водяной дает детям заполненный маршрутный лист и дети отправляются дальше.

После прохождения командами всех испытаний, ведущий подсчитывает все заработанные баллы, происходит награждение команд грамотами, медалями «В гостях у Берендея», дети получают сладости.

Итог игры:

Берендей:

Хорошо вы потрудились,

Вижу, знания вам не зря пригодились,

Задания четко и точно выполняли,

Кругозор свой расширяли.

Природа – наш друг,

Природа – наш дом,

Жить надо в мире, согласии в нем.

Так давайте же вместе природу беречь!

До свидания, ребята, до новых встреч!

Маршрутный лист. Команда № 1. Команда ___

№ п/п Кикимора Леший Водяной Берендей Старичок

Болотная Лесовичок

1

2

3

4

5

Маршрутный лист. Команда № 2. ___

№ п/п

Берендей Кикимора Водяной Леший Старичок

1 Болотная Лесовичок

2

3

4

5

Публикации по теме:

«Берегите русский лес!». Экологическое воспитание дошкольников Внеклассное занятие по экологическому воспитанию. Экологический праздник "В гостях у Берендея". Возраст детей 6-7 лет (подготовительная.

«Знайка». Сценарий интеллектуальной викторины для детей старшего дошкольного возраста Конспект интеллектуальной викторины «Знайка» для детей подготовительной группы. Предварительная работа: ориентирование на месте, решение.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Маршрутная экологическая игра для дошкольников и младших школьников «В гостях у Берендея»
Опубликовано: 6 марта 2014 в 15:54
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Встречи на тропе сказок». Фото отчёт.
Новогодняя сказка на «Вотчине Деда Мороза» начинается прямо от главных ворот. На «Тропе сказок» гостей Деда Мороза встречают жители сказочного леса,...
Письмо детям от Деда Мороза.
Здравствуйте, дорогие коллеги! Дети в нашей средней группе очень ждали Деда Мороза и каждый день спрашивали:"А когда Дед Мороз к нам придёт? ". Как же...
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...