Мастер класс «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством тестопластики»

Наталья Конакова
Мастер класс «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством тестопластики»

Мастер класс с педагогами на городском уровне.

Тема:"Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством тестопластики. "

Воспитатель: Бочкарева Татьяна Петровна.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Тема.

2. История создания тестопластики.

3. Работа с детьми младшего дошкольного возраста.

цель;

задачи;

методы;

формы;

средства;

правила пользования материалом и инструментом;

преимущества солёного теста;

рецепты солёного теста;

способы сушки;

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Материал.

6. Выставка работ педагога.

7. Работа со взрослыми. Музыкальное сопровождение.

8. Выставка работ взрослых.

5. МАТЕРИАЛ.

Солёное тесто различных цветов

Доска для работы

Салфетки, стеки

Бросовый материал (бусины, зубные палочки, блёстки, трубочки для коктейля)

Музыка на релаксацию

1. Тема

Добрый день, уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас в нашем

детском саду. Разрешите представиться, ….

Тема нашего мастер - класса «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством тестопластики».

2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТЕСТОПЛАСТИКИ

Когда-то, давным - давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды, их обжигали на раскалённых камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

В Германии и Скандинавии было принято изготавливать Пасхальные и Рождественские сувениры из солёного теста.

В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста.

В Германии и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.

Когда главным символом Рождества стала - ёлка бедные люди изготовляли из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания малышами и насекомыми, в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло солёное тесто.

На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На Рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздавая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб-соль водится, никогда не переводится».

Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришёл к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю! Ещё на Руси, когда Новый год праздновался 1 сентября, а заодно играли свадьбы, было принято дарить фигурки из солёного теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме, символ богатства и благополучия в семье. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто – «ХЛЕБОСОЛ».

В России с давних времён существовал обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям.

3. Работа с детьми младшего дошкольного возраста

Лепка – одно из полезнейших занятий для ребёнка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся сего формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.

Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют её на долгое время.

В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей, солёное тесто. Этому виду творчества придумали современное название – «ТЕСТОПЛАСТИКА»

Тестопластика является одним из видов народно – прикладного искусства. Почему же я решила заниматься тестопластикой с детьми младшего дошкольного возраста? По данным исследованиям учёных доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Ведь известно насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека.

Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) – это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно – ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому на занятии тестопластикой широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами. В своей работе я всегда замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность принять участие воспитанникам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твёрдое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д.).Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки

декоративные пластины с налепом, сердечки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания – формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Затем учились лепить объёмные формы: при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки: ушки, носик, лапки, хвост. После того как дети освоили лепку из двух или нескольких шаров, предлагала тему по «Замыслу». На этих занятиях анализировала степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приёмы, которые уже усвоили.

Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание. Для этого используется краски гуашь. Работы стали получаться интересные, выразительные.

Занятия лепкой из теста могут развивать не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач.

Цели.

1. Учить лепить несложные предметы из нескольких частей.

2. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями.

3. Закрепить представление о свойствах пластической массы (солёного теста) и способов лепки.

4. Формировать интерес к лепке.

5. Вызывать радость от восприятия общей работы.

Задачи.

1. Развитие точечных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

2. Формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины, развивать тактильную чувствительность рук.

3. Знакомить со свойствами материала.

4. Обучать приёмам лепки.

5. Приобщать детей к народному искусству.

6. Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

Методы.

1. Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации).

2. Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово).

3. Практический.

Формы.

1. Индивидуальные.

2. Подгрупповые.

3. Групповые.

Средства.

1. Солёное тесто.

2. Стеки.

3. Доски.

4. Кисти.

5. Краска гуашь.

6. Шаблоны.

Правила пользования материалами и инструментами.

1. Аккуратно работать с тестом.

2. Пользоваться салфеткой после работы.

3. Не разбрасывать инструменты.

4. Класть кисточку на подставку.

5. Вымыть кисточку после работы, просушить её.

6. Сложить материалы и инструменты на место.

7. Убрать своё рабочее место.

Преимущества солёного теста

1. Можно приготовить в любой момент не тратя денег.

2. Легко отмывается и не оставляет следов.

3. Безопасность при попадании в рот, если не добавлять клей. Обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребёнок больше не пытается взять его в рот – невкусно!

4. Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет, экологически чистый продукт, не вызывает аллергию.

5. Можно сушить в духовке, а можно – просто на воздухе.

6. Краска пристаёт любая, а возможности для росписи – практически не ограниченны.

7. Поверх краски хорошо ещё покрывать лаком – сохранится на века.

8. С готовым можно играть – без боязни что оно потеряет форму.

СПОСОБЫ СУШКИ

1. СУШКА В ДУХОВКЕ

Нужно исходить из того, что изделия толщиной 5мм сушится в течении 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.

2. ВОЗДУШНАЯ СУШКА

Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно – за один день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя).

3. КОМБИНИРОВАННАЯ СУШКА

Она больше всего подходит для объёмных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.

4. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

1. Сжимать и разжимать кулачки (цветочек проснулся и открылся, заснул и открылся);

2.«Прогулка» пальцев (пальчики «гуляют» по столу).

3. Выполнять произвольные движения пальцами в воздухе.

4. Изображать «фонарики» кистями рук.

5. Хлопанье в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

6. Барабанить пальцами обеих рук по сто

6. РАБОТА СО ВЗРОСЛЫМИ

Лепить – это необыкновенно интересно! На рисунке мир выглядит плоским, а скульптурное произведение многомерно и - что особенно замечательно – многофункционально. Что можно сделать с готовым рисунком? Повесить на стену и любоваться. А с хорошо сделанной, допустим, из солёного теста поделкой, можно играть. Каждая новая работа, Особенно радует человека тем, что сделана своими руками.

Предлагаю вашему вниманию выставку поделок из солёного теста. В изготовлении этих работ участвовали не только дети, но и их родители.

Предлагаю вам слепить символ 2012 года – дракона.

Выполнение работы взрослыми по музыкальное сопровождение.

7. ВЫСТАВКА РАБОТ ВЗРОСЛЫХ

Анализ работ педагогов.

Игра: «Пожелания для друзей».

Мастер класс «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством тестопластики»
Публикации по теме:

Презентация «Развитие мелкой моторики рук детей младшего возраста» Хочу поделиться с Вами своими авторскими наработками по теме мелкая моторика рук детей младшего возраста. В своей презантации я хочу показать.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Из опыта работы воспитателя группы №2 (первая младшая группа)Ивановой Натальи.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Мастер класс «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством тестопластики»
Опубликовано: 10 декабря 2012 в 10:45
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие. Алгоритмы к сюжетно — ролевым играм.
Игрa - этo не только удовoльствие и рaдость для детей. С ее пoмощью мoжно рaзвивать воображение, пaмять, мышление, речь. Игрaя, ребенок может приобретaть...
Конспект открытого занятия в младшей разновозрастной группе «Путешествие в сказку»
Цель: продолжать знакомить детей с литературным жанром-сказка, учить детей слушать сказку в инсценированном варианте, развитие понимание устной речи и...
Конспект занятия «Сувенир для мамы», техника граттаж, для воспитанников 4 группы...
Тема: «Сувенир для мамы» Назначение: подарок, украшение для интерьера. Цель: развитие творческих способностей через создание рисунка в технике...
Смотр-конкурс «Зимняя сказка». Зимнее оформление
Данный смотр - конкурс проводится в нашем ДОУ в соответствии с годовым планом работы в рамках подготовки к празднованию Нового года. Цель...
Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе февраль — март
Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе февраль – март ( В. В. Гербова) Тема недели «Неделя здоровья» Занятие 1 Тема Обучение...