Лучший педагог года

Мастер-класс «Что следствие, а что причина…» становление причинно-следственных связей

Ольга Сысоева
Мастер-класс «Что следствие, а что причина…» становление причинно-следственных связей

Цель: Повышение компетентности педагогов в применении метода ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.

Задачи:

Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ.

2. Побудить к использованию методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.

3. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития познавательных и творческих способностей.

Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная

Формы организации: групповая

Публикация «Мастер-класс „Что следствие, а что причина…“ становление причинно-следственных связей» размещена в разделах

Формы реализации видов деятельности: дидактические игры, обсуждение проблемных ситуаций, демонстрационный показ, выполнение заданий

Оборудование: пособие по усвоению причинно - следственных связей.

Ход мастер – класса

«Что следствие, а что причина

Деятельность ведущего

Добрый день коллеги, мне понадобится помощь шести человек. Пожалуйста, пройдите в центр зала. Деятельность участников

Участники встают полукругом

Вводная часть (Мотивация)

Когда человек улыбается, у него работает 18 мышц лица, когда хмурится – 43 мышцы, т. е на 25 мышц больше.

Как вы думаете, что полезнее: хмурится или улыбаться?

Возьмите карточки - смайлики и продолжите фразу…

Человек хмурится, потому что ….

Человек улыбается, из за того, что…

Прослушайте внимательно сказку….

Жили-были в стране Явлений (слово-опора появляется на доске) мать Причина (слово-опора появляется на доске) и ее дочь Следствие (слово-опора появляется на доске).

Если бы не было Причины, то не было и Следствия. Мать и дочь были всегда неразлучны. Куда мать, туда и дочь следом.

О чем дочь не спросит: «Почему?» - мать всегда знает и всегда объяснит. А дочка умница: как мать скажет, так она всегда и сделает. Удивлялись люди такому послушанию да согласию, а потом догадались: в стране Явлений и не может быть иначе. У каждого Явления есть Причина, и у каждой Причины есть Следствие.

- Какой вопрос чаще всего задает дочь в сказке?

Правильно, вопросы отчего и почему.

- Что такое причина, и что такое следствие? Зачем нам нужно уметь это определять? Вы мне можете дать ответы на эти вопросы?

На данные вопросы попробуем найти ответы в ходе мастер класса.

Улыбнитесь, пройдите за столы и займите места.

Ответы

Ответы

Рассматривают схему

Ответ: отчего и почему.

Проходят за столы.

Основная часть

Все события, явления, действия происходят не сами по себе, а чем-то обусловлены, то есть имеют причину.

От выяснения наиболее простых, прозрачных, лежащих на поверхности связей и отношений вещей дошкольники постепенно переходят к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей. Один из важнейших видов таких зависимостей являются отношения причины и следствия.

Причина – это явление, вызывающее или возникающее от другого явления. Возникнув, эти события сами становятся причиной следующих событий, действий, явлений. Такие последующие события так и называют - следствия.

Следствие - это то, что вытекает из чего-нибудь, результат чего-нибудь, вывод. Например, пожар был следствием небрежного обращения с огнём. Если нагреть воду - она превратится в пар. Нагревание воды – это причина, превращение в пар - следствие.

Поиск причины - это ответ на вопрос «Почему?».

Исследования показали, что трехлетние дети могут обнаружить только причины, состоящие в каком-либо внешнем воздействии на предмет (столик толкнули - он упал). Но уже в четыре года дошкольники начинают понимать, что причины явлений могут заключаться и в свойствах самих предметов (столик упал, потому что у него одна ножка). В старшем дошкольном возрасте дети начинают указывать в качестве причин явлений не только сразу бросающиеся в глаза особенности предметов, но и менее заметные, но постоянные их свойства (столик упал, «потому что он был на одной ножке, потому что там еще много краев, потому что тяжелое и не подперто»).

В результате обобщения опыта экспериментальной работы по формированию у детей 3-7 лет умения устанавливать причинно-следственные связи исследователями установлен следующий алгоритм этого умственного действия, состоит из нескольких шагов:

1 шаг - установление прямых, внешне представленных зависимостей между объектами, явлениями (“Ударил колено - болит”, “Дождь идет - лужи кругом”, “Надел резиновые сапоги - по лужам можно ходить” и т. п.);

2 шаг - установление наглядно представленных обратных связей (“Цветочки и травка растут - их солнышко греет”, “На улице лужи – недавно дождь шел”);

3 шаг - определение скрытых прямых и обратных зависимостей в результате суждений, рассуждений и умозаключений (“Я умею рисовать, потому что научился уже”, “Я большой - сам одеваться умею” и т. п.);

4 шаг - прогнозирование возможных причин и следствий различных событий (“Если долго-долго будет идти снег, то всю землю завалит снегом, люди только на лыжах будут ходить, ничего не вырастет)

5 шаг - моделирование причинно-следственных связей между объектами.

Выделяют следующие этапы причинно – следственных связей.

1 этап. Установление связи от причины к следствию. Для развития у детей способности устанавливать причинно-следственные связи используется «Причинно-следственная дорожка» и в словарь детей вводятся слова - «помощники» : поэтому, следовательно, из-за этого.

Затем рассматриваются связи устанавливающие причину (от следствия к причине, слова-помощники: потому что, из-за того, что, так как, оттого, что.

ИГРА

Задания для выполнения…. работа со схемами

П-С, С-П

Игра «Почему это произошло»

Цель: научить детей находить причину событий.

Картинка - На мокром песке мелкие игрушки оставляют следы. По какой причине остаются следы?

Следствием называется то, что вызывает какая – то причина. Следы – это следствие того, что игрушки прошли по песку.

Перед вами карточки, продолжите предложения. И из набора предложенных сюжетных картинок подберите ответ.

Утром на земле появились лужи, потому что …

У девочки заболело горло, потому что …

Лёд на реке растаял, потому что …

Весной птицы вьют гнёзда, потому что …

В саду яблоки упали на землю, потому что …

Добавить следствие - причина

Вывод: мы научились определять причину, почему это произошло.

И наоборот в следвии чего появилась причина

2 этап. Многообразие причин и следствий.

Дети знакомятся с многообразием причин одного следствия. Причина одна, а следствий много.

Поэтому же принципу идет работа от следствия к причине. Следствие одно, а причин его возникновения множество.

ИГРА

Объект собака, раздается лай. «Отчего собака лает?».

Сколько разных причин вы придумали! Но и это ещё не всё.

Отчего собака лает? Кто из вас, друзья, знает, отчего собака лает?

Чем собака недовольна: может кто – то стукнул больно?

Может, лапу отдавили? Может, кошки задразнили? Может, ласки захотела?

Может быть давно не ела? Может быть, страшна ей вьюга?

Может, потеряла друга?

Отчего собака лает? Может, голос проверяет?

Голос звонок, даже очень! Может быть, сказать нам хочет:

Посмотрите! Умоляю! Как же я прекрасно лаю!

Какой вывод можно сделать?

Вывод: Причин может быть много, а следствие одно – собака лает!

1. Работа со схемой «Причин много, а следствие одно» :

ИГРА ЕСТЬ…. найти где много присин

1. А может быть так, что причина одна, а следствия – разные? Примеры ….

Причина : на улице сильный мороз. Какие могут быть последствия?

3 этап. «Эффект домино».

Этот этап работы знакомит детей с типом причинно-следственных связей, вызывающий так называемый в научном мире «эффект домино», когда воздействие одной причины вызывает целую цепочку следствий. При этом эффекте полученное следствие одновременно становиться причиной для другого следствия.

Пример: взаимосвязи объектов живой и неживой природы (экологические цепочки и т. д.)

Веерообразность. У одной причины может быть несколько следствий, эти следствия становятся причинами для других связей, у этих причин снова возникает множество следствий и так бесконечно.

Д. и. «Цепочка причин». Ваня опоздал в детский сад. Что было потом?

Рассматривается схема.

Вывод: одна причина вызывает следующую.

4 Этап. Принцип обратной связи. Пример - кофемолка

И если мы педагоги, поможем детям освоить алгоритм установления причинно – следственных связей, дадим возможность с интересом познавать объекты окружающего мира, то мир для ребенка не покажется таким сложным…. вы со мной согласны?

Работа нам экране

Заключительная часть (Рефлексия)

Уважаемые коллеги, выскажите ваше мнение о полученной информации, в комментариях.

Спасибо за внимание!

Высказывают свое мнение

Публикации по теме:

Лабиринт для развития межполушарных связей у детей дошкольного возрастаЛабиринт для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста Лабиринт для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста Развивающая игра- головоломка, предназначенная для стимуляции работы.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей». В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях — 10» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях» (2) Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях — 7» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях — 9» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Что следствие, а что причина…» становление причинно-следственных связей
Опубликовано: 13 июня 2021 в 09:25
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД