Лучший педагог года

Мастер-класс «Детское экспериментирование в дошкольном возрасте-основа поиска исследовательской деятельности»

Надежда Башкина
Мастер-класс «Детское экспериментирование в дошкольном возрасте-основа поиска исследовательской деятельности»

«Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к нарушениям, которые сохра-няются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом разви-тии детей, на способности обучаться в дальнейшем»

Н. Н. Подьяков

Думаю, что педагоги использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что – то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекатель-ное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с неко-торыми материалами

Публикация «Мастер-класс „Детское экспериментирование в дошкольном возрасте-основа поиска исследовательской деятельности“» размещена в разделах

Цель мастер – класса : передача профессионального мастерства педагогам в про-цессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы воспитателя по проведению экспериментально – исследовательской работы.

Задачи.

• Познакомить участников со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно - экспериментальной деятельности.

• Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретен-ным опытом с другими людьми.

• Повысить уровень мастерства для педагогов.

• Создать положительный эмоциональный климат.

Оборудование: шарик, сода, бутылка, уксус, готовое тесто из крахмала и кондици-онера для волос, готовое тесто из песка и крахмала, холодный фарфор – клей ПВА и крахмал, объемные краски своими руками состав: клей ПВА и пена для бритья, пожелания написанные молоком, задание для педагогов – кроссворд, дополни-тельные материалы и детали для поделок.

Ожидаемый результат

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотноше-ниях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать опера-ции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Ис-следовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное, и в непо-знанное, а детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследователь-ская поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем во-ды и т. д. Все это объекты исследования. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая дея-тельность, тем больше новой информации получит ребенок. Тем быстрее и полноценнее идет его развитие. Известно, что ознакомление, с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. На практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причи-ны которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоя-нии справится с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно перево-дится в практическую деятельность или игру.

Внедряя ФГОС, я использую деятельный подход к детям, так как он является ве-дущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и именно данный подход как раз и включает эксперимент, исследование, и поисковую деятельность.

А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер.

Уважаемые педагоги, если вы любите наблюдать и размышлять, доверяете своим глазам и опыту, значит у вас душа экспериментатора и первооткрывателя.

Вы знаете, что такое опыт, или, как говорят ученые, эксперимент? Это возмож-ность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явле-ний, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести практический опыт.

И сейчас мы приступим к практической деятельности. Данные опыты вы можете использовать в своей практике, а также в работе с родителями.

С целью установления партнерских отношений с семьей каждого воспитанника и объединения усилий для развития и воспитания детей, а также для создания атмосферы общности интересов. Активизации и обогащение воспитательских умений родителей.

Для вас первое задание: «Мозговой штурм» разгадывание кроссворда, который состоит из загадок.

Вы должны вписать в кроссворд по горизонтали ответы на загадки, которые я ис-пользую в работе с детьми дошкольниками.

Цель кроссворда: прочесть ключевое слово по вертикале.

Разгадываем кроссворд быстро и дружно.

Кроссворд.

Для вас второе задание. Понадобится шарик, сода, бутылка, уксус.

Опыт: в шарик насыпьте соду, а в бутылке налит уксус. Наденьте шарик на горлышко бу-тылки, а потом переверните так, чтобы содержимое шарика высыпалось в уксус, и наблюдайте.

Вывод: воздушный шар можно надуть не только воздухом, но и с помощью газа.

Для вас третье задание «Готовим безопасный пластилин в домашних условиях»

Предлагаю вашему вниманию пластилин, приготовленный в домашних условиях, кото-рый состоит из крахмала и кондиционера для волос. Он напоминает обычное тесто, не липнет к рукам, мягкий, эластичный. Хранить такой пластилин рекомендую в целлофа-новом пакете. Для изменения цвета использую пищевые красители.

Также предлагаю еще два вида безопасного пластилина из специального песка, крахмала и кондиционера.

Отличие пластилина в том, что он содержит песчинки, которые способствуют раз-витию мелкой моторики. Развивают тактильные ощущения, осязательные чувства.

Следующий вид пластилина «Холодный фарфор» В его состав входит крахмал и клей ПВА.

Отличие его от двух предыдущих в том, что он держит форму и быстрее застывает.

И теперь мы поработаем с пластилином, который изготовлен мною из крахмала и кондиционера для волос. Я предлагаю вам слепить снеговиков, а мелкие детали находят-ся в контейнерах для завершения наших поделок.

Для вас четвертое задание «Раскрась предмет» объемными красками. Для изго-товления красок нужно смешать крем для бритья две части, клей ПВА и пищевой краси-тель и хорошо перемешать.

Цель объемного рисования - это нужно для того, чтобы ребенок почувствовал объ-емность предмета для развития: творчества, мышления, умения видеть предмет по-другому.

Для рисования используем кисточку. Для того, чтобы рисунок получился объем-ным – краски наносим толстым слоем. Я предлагаю вам образцы картинок, которые вы творчески раскрасите.

Практические советы для поддержания интереса к познавательному экспери-ментированию.

Нельзя

• Тормозить самостоятельность ребенка поминутными запретами и ограничениями, а нужно в начале исследовательской деятельности познакомить детей с правилами безопасности при работе тем или иным объектом эксперимента;

• Высмеивать желания ребенка или быть невнимательным к нему, так как исследо-ватель не может не развиваться без непосредственного участия взрослого настав-ника, так как этим заглушается самостоятельность и инициативность;

• Постоянно указывать малышу на ошибки, недочеты и недостатки выполнения того или иного познавательного исследования, это может привести к снижению инте-реса этому виду деятельности, уменьшению познавательной активности и потери авторитета взрослого.

Необходимо.

• Поощрять природное детское любопытство, на основе которого происходит фор-мирование потребности к новым впечатлениям.

• Подкреплять желание ребенка узнать что – то новое положительными эмоциями (радость, удовольствие, ликование, удивление и др.)

• Проявлять заинтересованность к исследовательской деятельности ребенка, беседо-вать с ним о целях, процессе эксперимента, тем самым юный исследователь научиться делать выводы, проводить умозаключения, что позитивным образом скажется на формировании его самооценки.

Для вас пятое задание «Невидимые чернила». Существует много способов скры-того письма. Один из них я использовала для составления пожеланий для вас. Для напи-сания пожеланий использовала молоко, прописывая каждую букву. Чтобы прочесть мои пожелания нужно подержать текст над пламенем или над зажженной лампой.

Желаю творческих успехов в профессиональной деятельности!

Прикреплённые файлы:

master-klas_cj2bo.pptx | 4307,57 Кб
 
Публикации по теме:

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого.

Игровая деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных.

Конспект совместной деятельности по рисованию в старшем дошкольном возрасте «Морозные узоры»Конспект совместной деятельности по рисованию в старшем дошкольном возрасте «Морозные узоры» Задачи:• Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения, учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора. • Развивать.

Консультация для педагогов «Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте» В жизни дошкольника игре отведено особое место. Вся образовательная деятельность в дошкольном учреждении построена на игре. В свободное.

Консультация для родителей «Детское экспериментирование как один из ведущих видов деятельности дошкольников» Непосредственный контакт ребёнка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними, позволяют познать их свойства. Качества, возможности.

Консультация «Особенности проведения ОД совместно с родителями в дошкольном возрасте, как часть проектной деятельности» Работа с родителями является одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Дошкольное образовательное учреждение.

Мастер-класс для молодых воспитателей «Детское экспериментирование» Детское экспериментирование Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников. Задачи: .

Мастер-класс по созданию подарка «Букеты мамам ко Дню 8 марта» в младшем дошкольном возрастеМастер-класс по созданию подарка «Букеты мамам ко Дню 8 марта» в младшем дошкольном возрасте Уже чаще выглядывает солнышко на нашем севере, уже слышно весёлое чириканье воробышек. Наступает самый любимый весенний праздник женщин.

Педсовет «Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Педагогический совет «Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Март.

Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте Трудовая деятельность дошкольников отличается от деятельности взрослых. Она не приводит к получению значимого результата,но имеет большое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Детское экспериментирование в дошкольном возрасте-основа поиска исследовательской деятельности»
Опубликовано: 12 апреля 2016 в 12:11
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД