Получи документы

Мастер-класс для детей и родителей средней группы по изготовлению самодельной куклы «С любовью от бабушки и мамы»

Лариса Филиппова
Мастер-класс для детей и родителей средней группы по изготовлению самодельной куклы «С любовью от бабушки и мамы»

Программные задачи:

Воспитательная: пробудить интерес родителей и детей к русской культуре через ознакомление с русской народной куклой, их видами.

Обучающая: изучить народные традиции, связанные с русской обрядовой куклой; учить создавать народные куклы из различного материала.

Публикация «Мастер-класс для детей и родителей средней группы по изготовлению самодельной куклы „С любовью от бабушки и мамы“» размещена в разделах

Развивающая: способствовать развитию ручной умелости и мелкой моторики рук, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов. Учить изготавливать куклу - мартиничку из ниток совместно с родителями.

Интеграция образовательных областей: художественное творчество, труд, познание, социализация, безопасность, музыка

Оборудование:

- Выставка «Куклы прабабушкиного сундучка», МРЗ диск с русскими народными песнями для музыкального сопровождения.

- Атрибуты для оформления зала (ширма в виде русского народного домика, макет русской печи, прялка, деревянный сундук, самовар, чугунок, кувшин, деревянная посуда, каравай, самотканые коврики, лапти и т. д.)

- берестяной кузовок с куклами (Матрешка, перчаточная кукла Петрушка, тряпичные куклы: Берегиня дома, Масленица, Мартинички)

- Материал для изготовления обрядовой куклы Мартинички по количеству детей (толстые вязальные нитки красного цвета, картон 10 X 5 cм, ножницы).

Предварительная работа:

- Знакомство с русскими народными куклами «Столбушка», «Закрутка», «Пеленашка», «Крупеничка» и т. д.

- Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных кукол.

- Беседы:«О куклах», «Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла».

- Чтение художественной литературы:

р. н. с. «Василиса Прекрасная», И. Рюмина «Куклы наших бабушек», Телешова «Крупеничка»

- Проведение сюжетно – ролевых игр:

«Дом», «Семья», «Детский сад».

Методы и приемы:

Наглядный, обследования, словесный (объяснения, указания, художественное слово, практический (самостоятельное выполнение, выбор материала, мотивационный, игровой.

Ход мастер-класса

Рукодельница (воспитатель) заходит в зал:

Ох, денёк уж больно долог,

Насчитала сорок ёлок.

Я, на лавке посидела,

Я в окошко поглядела.

Не позвать ли мне ребят,

Вдруг послушать захотят.

(обращается к детям)

Здравствуйте девчонки – веселушки,

Озорные хохотушки.

Здравствуйте ребята - молодцы.

Озорные удальцы!

Давайте знакомиться! Зовут меня Рукодельница, пришла к вам в гости. Сегодня я расскажу и покажу, как создавалась первая игрушка – кукла, о том, какие чудесные игрушки умели делать в детстве ваши бабушки и дедушки. Садитесь рядком и поговорим ладком.

Дети садятся на стульчики

Рукодельница:

За морями, за горами,

За дремучими лесами

На пригорке теремок,

На дверях висит замок.

А я ключики нашла,

В этот терем я вошла,

И кузовок волшебный в нем нашла (достает кузовок с куклами).

Рукодельница: в этом кузовочке, чего только нет (достаёт из кузовка матрешку)

Эта игрушка вам всем знакома. Это тоже кукла только деревянная.

Ребенок:

Погляди скорее-

Щёчки розовеют,

Пёстренький платочек,

Платьице в цветочек,

Пухленькие крошки –

Как зовут? (матрёшка).

Матрёшка – наш национальный сувенир, кукла с сюрпризом. Мы привыкли видеть матрешку в виде девочки в русском сарафане и переднике, а какие еще есть матрешки? (Мальчики) Оказывается, есть матрешки в образе мальчика в русской рубахе с поясом, штанах, сапогах и кепке с цветком.

- Девчонки и мальчишки, а не хотите ли вы станцевать как матрешки. (Да) Становитесь в круг скорее.

Физминутка «Веселые матрешки» (под муз. сопровождение)

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки (хлопки перед собой)

На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять ногу вперед на пятку)

Топают матрешки

Влево, вправо наклонись, (Наклоны влево - вправо)

Всем знакомым поклонись (Наклоны головы влево – вправо)

Девчонки и мальчишки озорные, (кружение вправо и влево)

Матрешки расписные.

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки (хлопки перед собой)

На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку)

Топают матрешки (топают).

Влево, вправо наклонись, (Наклоны влево - вправо)

Всем знакомым поклонись (Наклоны головы влево – вправо)

Дети садятся на стульчики

Рукодельница: Сей час я вам покажу еще одну куклу (Достаёт из кузовка перчаточную куклу - Петрушку)

Петрушка:

Наряд мой пестрый.

Колпак мой острый,

Мои шутки и смех

Веселят всех.

Скажите, как меня зовут? (Петрушка)

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, взрослые! Я пришел к вам не один, привел с собой подружку, посмотрите какая красавица (кукла - оберег Берегиня, Мартинички – символ наступления весны).

Рукодельница:

- Петрушка, как хорошо, что ты привел с собой этих кукол, я про них как раз и хотела поговорить. У нас таких кукол много, целая выставка.

Петрушка:

Возьмите и мою подружку к себе, с другими куклами ей будет веселей, а я побегу по своим делам.

Рукодельница:

- Ребятки, давным-давно, когда ваши бабушки были маленькими, они играли в такие куколки. Хотите посмотреть, какими куклами играли ваши бабушки? (Да) Заодно отведем к ним Петрушкину подружку.

Выставка «Куклы прабабушкиного сундучка»

Вопросы по выставке:

-Что это? (Куклы)

- Правильно это куклы. Из чего они все сделаны? (из тряпок, соломы)

- Это современные или старинные куклы? (старинные)

- Скажите, а такие куклы можно купить в магазине?

- Как вы думаете, кто их делал? Кто в них играл?

- А вы хотели бы играть в такие куклы?

- Хотите научиться их делать?

Рукодельница:

- Во время посиделок взрослые занимались рукоделием, а дети играли, пели песни и плясали. Вот и нам пора отдохнуть. Ну-ка, маленький народ, собирайся в хоровод, будем весну закликать, зиму провожать!

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью!

С радостью, с радостью,

С великою милостью!

Со льном высоким,

С корнем глубоким!

С хлебами обильными!

Дети садятся на стульчики

Рукодельница:

- Долгими зимними вечерами не только трудились, и пели, но и рассказывали сказки. Когда мы рассматривали кукол они мне потихоньку нашептали, что вы сочиняли с родителями сказки о куклах. Кто расскажет? (рассказывают)

-- Ребятки, мы с вами закликали весну и не зря, в моем кузовке есть еще две интересные куколки, и сейчас я вам расскажу о них сказку, слушайте (авторская сказка о куклах Мартинички).

Автор: Филиппова Лариса Викторовна

Сказка «Две неразлучные куколки»

Жили-были две куколки. Одна была белая, и звали ее Зима, а другая – красная и звали ее Весна. Друг с другом они виделись очень редко. Зима очень не любила Весну и всегда злилась на нее, так как Весна всегда ее прогоняла. Приходила Весна с красным солнышком, с теплым ветром и дождем.

И вот однажды она привела с собой озорного дождя, дождь расхулиганился и снег стал быстро таять. Появились проталины, а потом распустились подснежники. Эти цветы так были хороши и очень понравились Зиме. Стала она добрее относиться к Весне, а потом они вовсе подружились. И так их связала дружба, что не могли они друг без друга обойтись. Эти куколки связали одной ниточкой потому, что Зиме приходится уходить, а Весна теперь всегда ее встречает (достает из кузовка кукол и показывает).

- А в народе этих куколок назвали Мартинички. Эти куколки делались в марте, ими «закликали» весну. У многих народов издревле бытует добрый обычай – всенародно праздновать приход весны и дарить на счастье друг другу маленькие украшения - куколки.

Их вяжут парами: из белых ниток — символ уходящей зимы, из красных — символ весны и красного солнышка. Их прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме, во дворе и на ветвях деревьев для того чтобы задобрить ветер, чтобы он быстрее прогнал зиму и принес весну.

И говорили такие слова:

Дети хором:

Ветер-ветерок

Прилети к нам.

Принеси нам

Весну-красну,

Красное солнышко,

Тёплое летушко.

Рукодельница:

- Ребята, а вам понравились эти куколки?

-А вы хотели бы иметь таких кукол? Я думаю, что могу вам помочь. Этих куколок в магазине не купишь, а вот изготавливать их своими руками мы можем научиться. А вы хотите научиться делать такую куклу? (Ответы детей).

Только работа эта хитрая и трудная, и поэтому сегодня я пригласила к нам бабушек и мам вам на помощь. Ведь с бабушкой и мамой интереснее и веселее работать.

Дети и родители садятся за столы

Сколько ниток разноцветных:

Красных – ярких, белых - светлых…

Мы из ниток этих разных

Кукол сделаем прекрасных!

- Белую куколку – символ зимы, вы сделаете дома с родителями, а красные куколки – символ весны, мы сделаем здесь.

Итак, для изготовления весеннего талисмана понадобится всего ничего: ножницы, красная пряжа, и картон на который мы будем наматывать пряжу.

1. Наматываем два моточка: один для туловища и один для ручек. Конечно, их можно наматывать по очереди. Для туловища по длинной стороне прямоугольника, для рук – по короткой.

2. Перевязываем моточки для туловища с одной стороны, а моточки для рук — с обеих сторон, и снимаем с картонки.

3. Моточки для туловища разрезаем с одной стороны, крепко перевязываем сверху.

Чуть ниже формируем шею. Нить берем длинную, поскольку потом ею же придется перевязывать и туловище.

4. Моточек, из которого получатся ручки куколки, крепко перевязываем с обоих концов. Можно оставить ручки кулачками, а мне больше нравится ручки-кисточки, поэтому потом я кулачки разрезаю и подстригаю.

5. Пучок ниток ниже шеи делим пополам, вкладываем туда ручки, и крепко перевязываем грудь и талию куклы. На груди и спине при этом обязательно формируется обережный крест. Можно перевязывать белую куклу красной нитью, а красную — белой.

Получается такая вот кисточка с ручками:

Остается только подровнять юбочку и ручки, и девочка-мартиничка готова.

6. Можно сделать и мальчика. Пряжу ниже пояса разделяем надвое и формируем ноги. Подстригаем кисточки на ручках и ножках, чтобы все было аккуратно.

7. Далее следует скрутить в жгут белую и красную пряжу и привязать ее к макушкам мартиничек.

Рукодельница:

На прощанье в этот час

Поблагодарить хочу я вас.

Всем спасибо за терпенье,

За улыбки, за веселье.

Публикации по теме:

Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению самодельной куклы «Ангел»Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению самодельной куклы «Ангел» Конспект Мастер-класса для детей и родителей по изготовлению самодельной куклы "Ангел» Задачи: 1. Обогащать знания детей.

Мастер-класс для средней группы (объемная аппликация и пальчиковое рисование): «С большой любовью!»Мастер-класс для средней группы (объемная аппликация и пальчиковое рисование): «С большой любовью!» Мастер-класс для средней группы ко дню Всех влюбленных (объемная аппликация и пальчиковое рисование): "С большой любовью!"[/b] Цель: -Научить.

Мастер-класс по изготовлению интерьерной куклы к 8 МартаМастер-класс по изготовлению интерьерной куклы к 8 Марта Даже в наш компьютерный век самыми популярными игрушками остаются куклы. Самой дешевой и самой захватывающей игрушкой детства у многих.

Мастер-класс по изготовлению куклы-мотанкиМастер-класс по изготовлению куклы-мотанки Мастер – класс по изготовлению куклы – мотанки (Невесты). 1. Для головы куклы длинную полоску полотна скручиваем в тугой рулончик. 2. Заворачиваем.

Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега из нитокМастер-класс по изготовлению куклы-оберега из ниток Мастер-класс. Тема: «Кукла оберег». Существует множество разных оберегов, выполненных в различных техниках. Я хочу представить вашему вниманию.

Мастер-класс по изготовлению куклы-пеленашки Мастер класс по изготовлению куклы-пеленашки Цели: знакомство участников мастер-класса с народной традиционной куклой; показ и изготовление.

Мастер класс по изготовлению куклы-топотушкиМастер класс по изготовлению куклы-топотушки Мастер класс по изготовлению куклы-топотушки. Подготовила воспитатель Абдуллина Наталья Анатольевна, МАДОУ Детский сад №7, корпус 2, п.

Мастер-класс по изготовлению макета куклы «Масленица»Мастер-класс по изготовлению макета куклы «Масленица» Вахрушева Ю. В. Цель: передача своего опыта, путем показа последовательности действий приемов и форм работы. Обеспечить атмосферу доброжелательности.

Мастер-класс по изготовлению обрядовой куклы «Масленица»Мастер-класс по изготовлению обрядовой куклы «Масленица» Приятно быть немного творцом, создавать теплое, доброе и радостное! Дарить это близким и знакомым. Весна - время невероятной радости,.

Мастер-класс по изготовлению русской традиционной куклыМастер-класс по изготовлению русской традиционной куклы Цели: 1. Расширять знания о русских народных куклах, способы изготовления куклы. 2. Познакомить с методами и приемами работы с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для детей и родителей средней группы по изготовлению самодельной куклы «С любовью от бабушки и мамы»
Опубликовано: 2 июля 2015 в 09:13
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД