Папки-передвижки

Мастер-класс для дошкольных работников. «Путешествие по карте»

ТАТЬЯНА ФООС
Мастер-класс для дошкольных работников. «Путешествие по карте»

План проведения мастер – класса воспитателя МДОУ «Детский сад №3» Фоос Т. С.

«Использование «Путешествие по карте» в познавательном развитии старших дошкольников»

Дата проведения

1. Регистрация участников мастер-класса

2. Вступительное слово

3. Актуализация знаний участников о формах работы в познавательном развитии старших дошкольников.

Публикация «Мастер-класс для дошкольных работников, „Путешествие по карте“» размещена в разделах

4. Краткое представление опыта «Использование «Путешествие по карте» в познавательном развитии старших дошкольников» с демонстрацией мультимедийной презентации.

5. Просмотр записи совместной деятельности «Путешествие в земли крайнего севера»

6. Анализ с участниками мастер-класса просмотренного фрагмента.

7. Демонстрация продуктов совместной с детьми деятельности «Путешествие по карте».

8. Творческое задание участникам «Планируем путешествие в … (вместе формулируются задачи, которые будут решаться в процессе работы с детьми; по группам: составить план предшествующей работы, план-проект развивающей среды, мероприятия с детьми после путешествия)

9. Выступление групп с презентацией результатов работы.

10. Рефлексия в форме составления синквейнов.

Мастер – класс для дошкольных работников

«Путешествие по карте».

Давно занимаюсь вопросом познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. В программе «Радуга» познавательное развитие выделено в самостоятельный раздел. Авторы программы «Радуга» исходят из того, что познавательное развитие ребенка осуществляется через деятельность. Какие виды деятельности способствуют познавательному развитию ребенка? (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение) Все виды деятельности способствуют познавательное развитие ребенка, формированию его познавательной сферы. ( компоненты: познавательные процессы, информация, отношение к информации).

Я в своем опыте наиболее глубоко занимаюсь использованием познавательно-исследовательской деятельности для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

Познавательно- исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира. Такое современное определение дается в ФГТ.

Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя различные типы исследований, доступных дошкольникам и позволяющие занять им активную исследовательскую позицию. Какие типы исследований используете вы в своей работе?

Опыты и эксперименты, коллекционирование и классификация, путешествие по карте, путешествие по реке времени.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими – познавательными – мотивами, намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире. Чем старше ребенок, тем в большей степени познавательно-исследовательская активность смещается с окружающих его вещей к более отвлеченным предметам, не входящих в его непосредственный опыт и окружение. Здесь перед педагогом встает задача создать условия, при которых эти потребности будут удовлетворены.

Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие по карте» соответствует потребностям познавательного развития старших дошкольников.

Организуя познавательно-исследовательскую деятельность «Путешествие по карте», за основу взяли методику Н. А. Коротковой из книги «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». Этот тип исследований очень хорошо вписывается в содержание программы «Радуга» по познавательному развитию детей, при ознакомлении с картой.

«Путешествие по карте» - это освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной страны).

Цель познавательно-исследовательской деятельности «Путешествии по карте» : обеспечить условия для развития у детей старшего дошкольного возраста естественно - научных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира.

Задачи, решаемые при «Путешествии по карте» :

С чем можно познакомить детей, используя «Путешествие по карте»?

Мы с вами фактически определили содержание данного типа исследования.

Это содержание помогает решить задачи

1. Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой. (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т. д.).

2. Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта.

4. Развивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.

5. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира.

Вопрос к слушателям: что означает данная задача, что значить «творческий исследовательский характер»?

Ответ: зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т. д.) т. е. развивать познавательную активность.

Таким образом, мы определили цель, задачи и содержание данной деятельности.

«Путешествие по карте» проводили с детьми подготовительной к школе группе 1 раз в месяц во второй половине дня. Длительность деятельности 30-40 минут. Придерживаясь тем предложенных Коротковой Н. А. при знакомстве с картой, мы расширили и частично изменили само содержание деятельности, учитывая интересы детей, содержание занятий по познавательному развитию в программе «Радуга» и возможности материальной и технической базы группы и детского сада.

Материалы для «Путешествия по карте» :

1. Глобус, физическая карта мира, контурные карты на каждого ребенка.

2. Иллюстрации видов транспорта.

3. Карточки или фотоиллюстрации с изображением природных и культурных ландшафтов разных частей света; жизненной среды и типичных занятий населения (демонстрационный материал, А-4).

4. Карточки с изображением типичных представителей флоры и фауны разных частей света (демонстрационный материал).

5. Мелкие карточки-метки для наклеивания на карту по маршруту (размер метки 2на 3). Метки отображают характерных представителей флоры и фауны данной местности, достопримечательности, особенности проживания людей и т. д.

6. Художественная литература (произведения могут быть использованы как для предварительной работы, так и в ходе самого путешествия или в последующей работе).

7. материалы для исследований детей (опыты, экспериментирование).

Для «Путешествий по карте» в качестве постоянного материала нужны глобус и большая физическая карта мира, которая служит наглядностью целостного «пространства мира».

Карта и глобус постоянно находятся в развивающей среде группы в свободном доступе для ребенка, чтобы дети могли самостоятельно продолжить обсуждение «путешествия» в свободном общении.

Хочу предложить вам, разработанный нами алгоритм проведения «Путешествия по карте»

Алгоритм «Путешествия по карте» :

1. Выбор пункта назначения.

2. Выбор транспортного средства передвижения.

3. Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.

4. Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.

5. Само путешествие. Познавательно-исследовательская деятельность.

6. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.

Работа со слушателями

ВОПРОС: По вашему мнению «Путешествие по карте» и сюжетная игра – путешествие- одно и тоже?

ОТВЕТ: Не следует смешивать познавательно-исследовательскую деятельность, каковой является «Путешествие по карте», и сюжетную игру. Хотя «исследования-путешествия» протекают в условном плане, их основной девиз: узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в пространстве и времени.

В сюжетной игре ребенок «проживает» и осваивает целостные модели человеческих действий и отношений. Главное для него в игре – не анализировать мир, а быть в нем, пусть даже условно, кем-то значительным. Управлять событиями.

ПРИМЕР: на основе «путешествий по карте» можно организовать сюжетную игру. В кого можно поиграть после знакомства с Антарктидой? В полярную экспедицию, поплавать на корабле-ледоколе.

Еще я хотела бы обратить ваше внимание на то, что не следует смешивать путешествие по карте с продуктивной деятельностью. Если на занятиях познавательного цикла, а к таким и относится «Путешествие по карте», воспитатель фиксирует с детьми какие-то знания схемами, картинками, то это должна быть очень быстрая работа, не требующая значительных усилий (Пример. Стоит приклеить вырезки клеящим карандашом, а не возиться с кисточками и клеем).

В отличии от продуктивной деятельности, смысл которой – достижение вещевого результата с хорошим качеством, в познавательно-исследовательской деятельности главное – нахождение связей между вещами и явлениями. Результат, хотя и выраженный предметно – всего лишь систематизация, символизация представлений в схемах, значках-символах.

Поэтому все макеты, альбомы, панно создавались нами в совместной с детьми деятельности после путешествия по карте.

Работы на месяц (изготовление панно, макетов, альбомов).

планируется совместно с детьми или в течении месяца проходит по плану воспитателя. ( пример: Есть панно «Животные жарких стран» пополняется после путешествия в Индию – планируем с детьми, а оформление макета «Египетские пирамиды» в совместной деятельности, организованной воспитателем)

Развивающая среда:

1. Глобус

2. Физическая карта мира, атласы, контурные карты.

3. энциклопедии, художественная литература (подбор книг).

4. Фотографии, открытки, иллюстрации по теме.

5. Макеты ландшафтов.

6. Панно растительного и животного мира.

7. Альбомы по теме «Заметки путешественника»

8. Дидактические игры («Чернильное пятно», «Путешествие вокруг света», «Кто, где живет»).

9. Видеотека (диски, кассеты, видеозаписи).

10. Лаборатория с материалом для опытов, исследований (опыт со льдом – айсберги; исследование чая; почему пингвин не тонет и не мокнет; день и ночь).

11. Грамзаписи природных явлений, произведений композиторов.

Весь материал вносится в развивающую среду группы после «Путешествия», пополняется в течение всего месяца детьми и взрослыми.

Работа по знакомству детей с картой и глобусом начинается еще в старшей группе. У них имеются представления, что это модель Земли. Частично знают обозначение цветом природных зон.

На первом занятии, при рассматривании глобуса и карты, более подробно рассказали детям о материках, океанах. Рассмотрели и определили, каким цветом обозначено на карте : горы – коричневые, вода - голубая, зеленый – лес, желтый – песок. Уточнили, что вода занимает большую часть земной поверхности, познакомились с компасом. В конце занятия детям были розданы контурные карты, с предложением закрасить голубым цветом водные пространства и с помощью взрослого надписать часть света.

Дальнейшее путешествие шло в соответствии составленного плана воспитателя.

Итоговое занятие.

Рассмотрели карту, какие метки самые интересные. Дети вспомнили, чем особенно им запомнилась та или иная страна. Сравнили ландшафт, растительный и животный мир в похожих климатических условиях. Пример Северные земли и Антарктиду, Африку и Индию.

Демонстрировали свои контурные карты.

В конце разговора подвела детей к тому, что есть еще много мест, где мы не были, и что каждый может сам узнать об интересующей его стране, материке через различные источники информации: интернет, книги, телепередачи, поездки с родителями.

Можно составить с детьми календарь путешествия на год, где будет распределена последовательность посещения материков и стран. Данный прием способствует поддержанию интереса детей к путешествию по карте, они смогут ощутить свою полноправную роль в данной деятельности и смогут отследить и спланировать дальнейшие свои действия по сбору информации об определенном пункте назначения. Окончание каждого путешествия должно отмечаться в плане-схеме флажком.

Просмотр записи совместной деятельности «Северные земли и их обитатели»

Предлагаю вам посмотреть совместную познавательно-исследовательскую деятельность «Путешествие по карте» «Северные земли и их обитатели». Определить, какая предварительная работа проведена с детьми. Выдержаны ли пункты алгоритма «Путешествия».

Проанализируем просмотренную запись,

ВОПРОС: Какая предварительная работа была проведена?

ОТВЕТ: работа с картой и глобусом, знакомство с океанами их месторасположением, знакомство со средствами передвижения ледокол, собачьи и оленьи упряжки, животные севера,

ВОПРОС: соответствует ли ход занятия алгоритму «Путешествие по карте».

Вопрос: получилась ли у нас исследовательская, а не продуктивная деятельность.

Ответ: дети получали новые знания разными способами. Исследовали ткани. Работали с картинками и книгами. Размышляли, высказывали предположения и находили доказательства. Фиксация карточек-меток была быстрая, готовились заранее.

Вопрос: почему это путешествие нельзя назвать игрой-путешествием.

Ответ: дети узнавали. Находили. Получали готовые знания, а не брали на себя роли и не выполняли ролевые действия.

Это путешествие послужило толчком к последующей деятельности в течении месяца. Мы изготовили макет «Север», панно «Животные севера», чтение литературы (нанайская сказка «Айога», ненецкая сказка «Кукушка»).

Демонстрация продуктов совместной с детьми деятельности «Путешествие по карте»

1. дети рассматривают карту, компас, глобус.

2. дети отмечают маршрут путешествия по карте.

3. рассматривание энциклопедий.

4. опыт «Айсберги».

5. опыт с песком.

6. вырезание карточек-меток и наклеивание их на карту.

7. вырезание картинок и создание панно «Животные Севера».

8. рассматривание макета «Морское дно», «Жизнь на севере».

9. Чтение художественной литературы с детьми.

10. Дидактические игры.

Задание участникам

Я предлагаю вам составит план –схему «Путешествия по карте» на тему «Путешествие в Африку»

Сформулируем задачи, которые мы хотим решить в ходе путешествия по Африке.

(демонстрация задач на экране).

Работа по подгруппам :

Составить план предварительной работы.

Составить план-проект развивающей среды.

План мероприятий с детьми после путешествия.

Представление группами результатов своей творческой деятельности.

Группа представляет материал, а остальные участники анализируют, какие задачи он решает.

Итак, мы составили план «Путешествие в Африку», которым можно использовать в работе.

Рефлексия.

Составление синквейнов.

Чтобы обобщить материал нашего мастер –класса я предлагаю вам составить синквейн. Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорил 1.5 часа нужно представить в 5 строках.

Схема синквейна

1 строка –существительное –ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;

2 строка-два прилагательных –описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;

3 строка –три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;

4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;

5 строка –ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятие.

Пример:

Книга

Мудрая, вечная

Учит. Лечит. Ведет

Всю жизнь сопровождает

Радость.

А мы составили такой синквейн.

Путешествие по карте

Развивающее, познавательное

Исследуем, узнаем, действуем

Знакомится с миром интересно

Исследование

Литература

1. Н. А. Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».

2. «Ребенок в детском саду» №1 2002 год, стр. 42 статья Н. А. Коротковой «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста».

3. Л. В. Булышева «Коллекция синквейнов».

Работа нашего мастер-класса заканчивается и я предлагаю пополнить педагогическую копилку нашего детского сада вашими отзывами, пожеланиями, предложениями, высказываниями о том, нашли ли вы сегодня для себя что-то новое, интересное.

Публикации по теме:

Мастер-классы для детей и подростков Мультимедиа Арт Музей в Москве проводит бесплатные мастер-классы для детей в возрасте от 7 лет. В ближайшее время приглашаем посетить мастер-классы.

Сказочный уголок на нашем участкеСказочный уголок на нашем участке Все дети любят сказки! Но к сожалению малыши в наше время стали забывать о героях русских народных сказок. Для возрождения сказочных традиций.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс для дошкольных работников. «Путешествие по карте»
Опубликовано: 20 сентября 2012 в 18:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД