Лучший педагог года

Музыкально-фольклорные игры как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры

Анна Гричановская
Музыкально-фольклорные игры как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры

«Музыкально-фольклорные игры как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"

Цель:

Систематизировать представления педагогов о фольклорных

играх как о форме приобщения детей к здоровому образу

жизни и их значении в нравственно-патриотическом воспитании.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми.

Публикация «Музыкально-фольклорные игры как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры» размещена в разделах

2. Закрепить знания участников мастера –класса о классификации,

организации и проведении подвижных игр с

детьми старшего дошкольного возраста.

3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер –класса.

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня, мастер - класс будет посвящен

фольклорным играм, их значению в здоровом образе жизни дошкольников, нравственно-патриотическом воспитании и приобщении к истокам национальной культуры дошкольников.

Дошкольный возраст - это самый ответственный период в жизни любого человека. А на сегодняшний день, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья детей. Современные дети много времени проводят у телевизора и за компьютерными играми. Такой образ жизни приводит к ухудшению зрения, осанки, дестабилизирует нервную систему детей. Таким образом, приводит к потере здоровья.

Сбережение здоровья детей - является первоочередной задачей в дошкольном образовании. Сегодня я хочу обратиться к одной из форм сохранения и укрепления здоровья дошкольников - музыкально-фольклорным играм.

Музыкальный фольклор - уникальное явление, в нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов заключается большая сила педагогического воздействия. Через народные игры дошкольники в весёлой игровой форме знакомятся с бытом русского народа и его обычаями, с трудом, получают знания о бережном отношении к природе. Таким образом у ребёнка развиваются не только музыкальные способности: слух, память, вокальные данные, чувство ритма, но и формируются основные духовно-нравственные ценности - любовь к Родине, своей семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа.

По содержанию музыкальные народные игры классически лаконичны,

образны, выразительны и эмоциональны, а народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом.

Чёткой классификации народных игр нет. На основе исследований Капицы О. И., Науменко Г. М. игры условно можно разделить на виды:

а) подвижные (спортивные) игры;

б) обрядовые (календарные);

в) по отношению к природе (природные);

г) трудовые (бытовые)

д) с ведущим (водящим);

ж) драматические (с элементами театрализованных действий)

К подвижным (спортивным) играм относятся игры имеющие соревновательный характер, они включают в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.)

Обрядовые (календарные) игры, это игры, имеющие связь с народным сельскохозяйственным календарём. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.

Природные игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей их природой. Это игры: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.

Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.)

Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке»).

Драматические игры –это игры, в которых необходимо умение на время превратиться в какого -то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и др.)

В своей работе, при проведении музыкально-фольклорных игр, я учитываю возрастные

особенности детей, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения.

Многие игры, как правило, начинаются с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки, которая помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.

С детьми старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с игрой, я стараюсь развивать интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору (знакомлю с пословицами, поговорками, приметами; рассказываю о жизни наших предков -их быте, труде, мировоззрении. Я включаю фольклорные игры в непосредственно образовательную деятельность, использую на фольклорных праздниках и в развлечениях. Подвижные игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие.

Благодаря знакомству с музыкально-фольклорными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем их будущему поколению, тем самым обеспечиваем не только физическое, но и духовное здоровье наших детей.

А сейчас я вас познакомлю с несколькими играми, непосредственными участниками которых мы с вами сейчас и будем. Выходят педагоги и выполняют построения для предстоящих игр.

Игра "Тетёра"

Два игрока (водящие, стоя лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их высоко, образуя так называемые "ворота". Остальные игроки сцепляются за руки и образуют круг (хоровод, который проходит через "ворота". Хоровод движется пока поётся песня:

Тетёра шла, меховая шла.

Шла по улочкам, по заулочкам.

Сама прошла и детей провела,

А самого лучшего оставила.

На последние слова "воротики" опускаются. Кто попался, становится вместе с водящими, образуя еще одни "воротики" и т. д. Игра продолжается, пока в цепочке хоровода не останется 2 игрока. Тогда оставшиеся двое становятся новыми "воротами" и игра начинается заново.

Игра "Уж я улком шла"

Участники берутся за руки цепочкой. Один крайний участник ведёт за собой всю цепочку вокруг второго крайнего участника(«узелок»). Таким образом, постепенно вся цепочка закручивается вокруг «узелка» и останавливается. Затем, «узелок» пробирается наружу и вытаскивает всех остальных, «расплетая клубок». Во время игры поется песенка:

Уж я улком шла,

Переулком шла,

Клубок ниточек нашла.

Клубок катится,

Нитка тянется,

Клубок дали, дали, дали.

Нитка доли, доли, доли.

Последние две строчки поются до тех пор, пока клубок не расплетётся.

. Я за ниточку бралась,

Тонка нитка порвалась!

На словах «…Тонка нитка порвалась!»,- все участники демонстративно «разрывают» руки и приседают. Главная задача: во время игры не расцепить руки.

Игра "Про чижика"

Участники поют песенку и выполняют движения:

По дубочку постучишь, Участники стучат кулачком по воображаемому дереву.

Вылетает синий чиж! Дети бегают, машут руками, как крыльями.

У чижа, у чижика, Дети присаживаются на корточки и положив

Хохолочек рыженький, Руку на голову, шевелят пальцами.

Чижик по полю летал, Дети бегают, машут руками «крыльями»

Правой ножкой все махал, Размахивают вперед-назад ножкой

Себе пару выбирал! Каждый участник старается быстрей найти себе пару.

Затем игра повторяется, только один «чиж» состоит из двух участников, взявшихся за руки. На последней строчки каждый участник выбирает себе новую пару.

Игра "Горелки"

Участники встают парами, взявшись за руки, как в игре «Ручеёк». Лицом к ним, на небольшом расстоянии перед первой парой, стоит водящий с платком в руке. Поётся песня.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три, беги!

На слова «Раз, два, три, беги!» Последняя пара отпускает руки и бежит в разные стороны «ручейка», кто вперёд за платочком. Тот, кто схватил платочек, становится водящим, проигравший берёт за руку бывшего водящего и становится с ним первой парой. Игра продолжается, пока не наиграются.

Спасибо всем участникам!

Эти игры пригодятся вам как для проведения фольклорных праздников и досугов, так и для игр на свежем воздухе.

Публикации по теме:

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры 1.(с) Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору,.

«Приобщение к истокам национальной культуры народов Саха. Ознакомление с национальным праздником Ысыах». «Приобщение к истокам национальной культуры народов Саха. Ознакомление с национальным праздником Ысыах». Составила: воспитатель Романова.

Мастер-класс с родителями на тему Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культурМастер-класс с родителями на тему Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культур Мастер – класс с родителями на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям.

Музыкально-дидактические игры как средство развития речи дошкольников. Музыкально - дидактические игры, как средство развития речи дошкольников. Семинар - практикум для воспитателей. (Каждый раздел с использованием.

Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры ГБДОУ «Детский сад №89 компенсирующего вида» группа № 3 «ПОЧЕМУЧКИ» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: «Народное творчество.

Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры ГБДОУ «Детский сад №89 компенсирующего вида» группа № 3 «ПОЧЕМУЧКИ» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: «Народное творчество.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения детей к национальной культуре Нравственно патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения детей к национальной культуре. Казакова Наталья Николаевна Воспитатель.

Праздники как средство становления национальной культуры (на примере традиционных праздников Великобритании и США) Праздники - это часть культуры любой страны. Для того, чтобы лучше понять другой народ, недостаточно только знания языка, очень важно познакомиться.

Проект «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры» Информационная карта проекта Анализ ситуации: «Только тот, кто любит, ценит и и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением,.

Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к русской народной культуреТеатрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре Театральное искусство на протяжении всей истории человечества и цивилизаций всегда было связано со стремлением человека к миропознанию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-фольклорные игры как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры
Опубликовано: 26 ноября 2017 в 19:10
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД