Татьяна Кашуба
Мастер-класс для педагогов ДОО «Игровые методы и приемы, используемые в театрализованной деятельности с дошкольниками»
Мастер-класс для педагогов ДОО
"Игровые методы и приёмы, используемые в организации театрализованной деятельности с дошкольниками"
Кашуба Т. А.
Ход мастер-класса :
Воспитатели-слушатели сидят за 4 столами.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОО „Игровые методы и приемы, используемые в театрализованной деятельности с дошкольниками“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
"Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что детство - время непрерывного познания мира, а театрализованная деятельность более легко и непринужденно дает возможность познать его. Помогают в этом правильно подобранные методы и приемы. Наш мастер-класс посвящён игровым методам и приёмам театрализованной деятельности. Путём прямого и комментированного показа мы познакомим вас с отдельными методами и приёмами, которые используются в работе над образом, а затем рассмотрим возможность и варианты их применения в различных видах детской деятельности.
Выберем для демонстрации широко известный сказочный персонаж - лису. Основные этапы работы над образом лисы представлены на схеме.
(В. М. обращает внимание слушателей на схему)
В. М. : "Первый этап - определение образа.
Его задача - научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только ему. Для реализации этого этапа используется ряд методов и приёмов, представленных на схеме.
Рассмотрим один из них - "начитывание контрастных отрывков". Необходимо распознать, какой именно образ лисы присущ в той или иной сказке и дать ей характеристику.
Отрывок из сказки «Буратино» - Лиса Алиса
Буратино хотел пройти мимо, но лиса Алиса сказала ему умильно:
- Здравствуй, добренький Буратино! Куда так спешишь?
- Домой, к папе Карло.
Лиса вздохнула еще умильнее:
- Уж не знаю, застанешь ли ты в живых бедного Карло, он совсем плох от голода и холода.
- А ты это видела?
- Буратино разжал кулак и показал пять золотых.
Увидев деньги, лиса невольно потянулась к ним лапой, а кот вдруг широко раскрыл слепые глаза, и они сверкнули у него, как два зеленых фонаря.
Но Буратино ничего этого не заметил.
- Добренький, хорошенький Буратино, что же ты будешь делать с этими деньгами?
- Куплю куртку для папы Карло. Куплю новую азбуку.
- Азбуку, ох, ох! - сказала лиса Алиса, качая головой.
- Не доведет тебя до добра это ученье. Вот я училась, училась, а - гляди - хожу на трех лапах.
Отрывок из сказки «Лисичка-сестричка»
Бежит волк, а навстречу ему лиса, голова платком перевязана.
— Так-то, — кричит волк, — ты меня научила рыбу ловить? Избили меня, хвост оторвали!
— Эх, волчок! — говорит лиса. — У тебя только хвост оторвали, а мне всю голову разбили. Насилу плетусь!
— И то правда, — говорит волк. — Где уж тебе, лиса, идти. Садись на меня, я тебя довезу.
Лисичка села ему на спину, он ее и понес. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:
— Битый небитого везет, битый небитого везет.
— Что ты, кумушка, говоришь?
— Я, куманек, говорю: битый битого везет.
— Так, кумушка, так.
(Чтение отрывков из сказки «Лиса Алиса" и "Лисичка-сестричка". После чтения воспитатели-слушатели дают характеристику услышанным образам в соответствии с поставленными В. -М. вопросами:
- Какой предстала перед вами лиса Алиса? ( Предполагаемые ответы: настойчивая, напористая, экстравагантная т т. д.)
- Какую вы увидели лисичку-сестричку? (осторожную, хитрую, хищную и т. д.)
Итак, с помощью метода "начитывания контрастных отрывков" перед вами предстали два разных образа лисы.
Второй этап - работа над мимикой.
Его задача - научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики. На схеме представлены методы и приёмы, способствующие её реализации. Остановимся подробнее на приёме - работа с иллюстрациями на эмоциональное состояние.
(В. М. делит воспитателей-слушателей на 2 подгруппы: "Лиса Алиса" и "Лисичка-сестричка", обращая их внимание на магнитную доску с иллюстрациями.)
В. М. : Перед вами ряд иллюстраций с изображением лисы в различных эмоциональных состояниях, которые наиболее ярко выражены в ее мимике. Необходимо выбрать те иллюстрации, на которых мимика лисы подходит к образу персонажа в соответствии с подгруппой и аргументировать свой выбор.
Выполнение задания слушателями.
В. М. : Таким образом, приём "работа с иллюстрациями" даёт возможность определить мимику героя через его эмоциональное состояние.
Третий этап - работа над голосом.
Его задача - развитие речевого аппарата детей и совершенствование интонационной выразительности. (В. -М. обращается к схеме). Все методы и приёмы, используемые на этом этапе широко известны. Рассмотрим прием - "интонационная выразительность".
Задание для первой подгруппы - проговорить фразу Лисички-сестрички "Я - лисичка, я - сестричка, я хожу не слышно".
Задание для второй подгруппы - проговорить фразу Лисы Алисы: "Ах вот ты где, Буратино. Я тебе сейчас все объясню".
Фразы необходимо проговаривать с разной интонацией, присущей определённому образу лисы.
Выполняя задание, каждый участник с различной эмоциональной окраской проговаривает предложенную фразу.
В. М. : Таким образом, с помощью приёма "интонационная выразительность" можно придать речи эмоциональную окраску.
Четвёртый этап - работа над жестом и движением.
Его задача - научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа. Найдите на схеме те методы и приёмы, которые используются на данном этапе. Познакомимся с игровым методом на запоминание различных действий, используя игру "Повторяйка".
Для её проведения В. М. вызывает четырёх человек из воспитателей-слушателей.
В. М. : Правила игры:
- совместно выбрать конкретный образ лисы;
- первый участник показывает одно движение, присущее выбранному образу;
- задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ.
Игра проводится под музыкальное сопровождение.
В. М. : Таким образом, игры на память различных действий способствуют развитию двигательной активности детей через координацию "жест-образ".
Пятый этап - заучивание роли.
Его задача - выучить текст конкретной роли. Педагогу необходимо помнить, что все приёмы, применяемые на данном этапе, взаимосвязаны и должны использоваться в строго определённой последовательности, указанной на схеме. В рамках мастер-класса мы отступим от данного правила и начнём работу со второго приёма, а далее последовательно перейдём к следующим.
Далее В. М проводит комментированный показ.
В. М. : "Прием "Книжечка" используется непосредственно во время прочтения текста. Детям предлагается закрыть лицо ладонями и вспомнить как можно больше предложений из текста. Затем, жестом ладони "превращаются" в раскрытую книгу. Дети, не отвлекаясь от "воображаемой книги", по очереди как бы "читают" из неё те предложения, которые запомнили.
Чтобы выстроить из этих предложений ранее прочитанный текст, используется следующий прием - "Волшебный сундучок". Детям демонстрируется сундучок с ленточками. Воспитатель спрашивает, кто запомнил самое первое предложение и предлагает этому ребенку вытянуть из сундучка первую цветную ленточку и произнести это предложение. Таким же образом другими детьми воспроизводятся все последующие предложения. И так постепенно с помощью воспитателя выстраивается текст.
При использовании следующего приема - "Театра на фланели", в процесс запоминания текста включается зрительная память. Эти игровые действия проходят по принципу составления рассказа по серии сюжетных картин, каждая из которых воспроизводит в изображении последующее предложение текста.
В совокупности эти приёмы способствуют более лёгкому запоминанию текста. Вы сможете в этом убедиться в следующей части мастер-класса.
Таким образом, мы рассмотрели все этапы работы над образом, а также некоторые методы и приёмы, используемые в театрализованной деятельности. Однако, их можно широко использовать в других видах детской деятельности.
На следующем этапе работы ваша задача - применить те методы и приёмы, с которыми вы познакомились в: музыкальной, изобразительной, физкультурно-оздоровительной деятельности и в развитии речи.
В. М. привлекает внимание слушателей к стенду, Приложение 2 на котором по указанным видам деятельности расположены четыре карточки в соответствии с цветовой гаммой столов, цель и приём, которые они должны использовать.
В. М. : каждая группа, используя "конверт-подсказку" с дидактическим материалом, выполняет задание: применить конкретный приём в определённом виде деятельности и продемонстрировать коллегам результат.
Дается время на обдумывание задания. Звучит негромкая фоновая музыка. При необходимости В. М консультирует, направляет ход рассуждений группы. После чего каждая из групп по очереди представляет результат своей работы.
Содержание "конвертов-подсказок" :
Для первой подгруппы:
- вид деятельности - изодеятельность;
- цель - использовать приём "рисунок-шаблон" для передачи эмоционального состояния через мимику персонажа;
2 рисунка с изображением безликих персонажей лисы в соответствии с подобранными к ним диалогами;
Текст диалогов:
Медведь - Лиса:
1.
Пошел медведь к избушке и зарычал:
- Ступай, лиса, вон!
А она ему с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!
Петух - Лиса:
2.
Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах в красных сапогах.
Несу косу на плечи,
Хочу лису посечи - пошла лиса вон с печи!
- Ой-ой-ой! Собираюсь, шубу надеваю.
Петенька, убегаю!
Примерный результат работы группы: нарисовать мимику лисы на шаблоне в соответствии с её эмоциональным состоянием в диалоге.
Для второй подгруппы:
- развитие речи;
- цель использовать приемы "Книжечка", "Волшебный сундучок" и "Театр на фланели" для заучивания текста;
- сундучок с цветными ленточками;
- фланелеграф;
- 4 картинки с изображениями лебедя, соответствующими каждому предложению текста;
Текст.
1. Вдоль по бережку лебедушка плывет.
2. Выше бережка головушку несет.
3. Белым крылышком помахивает.
4. Со крыла водичку стряхивает.
Примерный результат работы группы: воспитатели демонстрируют запоминание текста с помощью, предложенных приёмов.
Для третьей подгруппы:
- музыкальная деятельность;
- цель- использовать приём "голосовая импровизация" для расширения диапазона и тембра голоса в соответствии предложенным персонажем;
- шапочки З-х медведей;
- карточки с изображением музыкальных инструментов.
Текст.
На полянке, на лугу три медведя жили,
Три медведя жили, малину есть любили.
Как малину найдут сразу песню запоют.
Папа-мишка низко пел: " ля-ля-ля-ля-ля-ля"
Мама нежно песню пела: "ля-ля-ля-ля-ля-ля"
А Мишутка-медвежонок звонко песню распевал,
Да малину доедал: "ля-ля-ля-ля-ля-ля".
Примерный результат работы группы: воспитатели выбирают картинку с определённым инструментом, соответствующим по звучанию тембру голоса, предложенных персонажей. Далее имитируют голос персонажа, пропевая текст.
Для четвертой подгруппы - физкультурно-оздоровительная деятельность;
Цель - использование игры "Повторяйка" для развития двигательной активности детей;
- шапочки кошек;
Текст:
1.
Уселась кошка на окошко
И стала лапкой уши мыть. (Слова педагога - "Понаблюдав за ней немножко ее движенья можем повторить".)
2.
Уселась кошка на окошко
И стала лапкой уши мыть.
Потом задумалась немножко -
Решила грудочку помыть. (Слова педагога - "Понаблюдав за ней немножко ее движенья можем повторить".)
3.
Уселась кошка на окошко
И стала лапкой уши мыть
Потом задумалась немножко -
Решила грудочку помыть.
довольная собой осталась,
с хвостом пушистым разыгралась. (Слова педагога - "Понаблюдав за ней немножко ее движенья можем повторить".)
Примерный результат работы группы: воспитатели проговаривают по очереди текст, сочетая его с определёнными движениями.
В результате презентаций подгрупп получается наглядное представление о возможности использования приемов и методов, но уже в других видах детской деятельности.
В. М обращается к воспитателям-слушателям:
В. М. : Театрализованная деятельность не исчерпала своих возможностей и продолжает активно вовлекать детей в процесс творчества. Следовательно, чрезвычайно важно искать новые методы и приемы, создавать специфическую предметно-окружающую среду, способствующие развитию творческой личности ребенка.