МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов ДОО «Сила слова и тактильного прикосновения»

Елена Новикова
Мастер-класс для педагогов ДОО «Сила слова и тактильного прикосновения»

Добрый день уважаемые коллеги! Наше общение я предлагаю начать с музыкальной паузы, а именно со знакомых вам песен.

1. Психологический тренинг на сплочение коллектива:

Цель: Установление контакта.

Ориентируясь на фото на слайдах вам нужно будет по очереди говорить следующее слово в песне вслед за предыдущим участником по часовой стрелке. В случае сбоя или ошибки в слове одного из участников, игра начинается сначала.

На слайдах:

2 сайд:- (фото кузнечика в траве) :

«В траве сидел кузнечик…»,

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОО „Сила слова и тактильного прикосновения“» размещена в разделах

3 сайд:- (облака похожие на различные фигурки) :

«Мимо белого яблока луны,

Мимо красного яблока заката

Облака из неведомой страны

К нам спешат и опять бегут куда-то.»

4 сайд:- -(фото уходящего времени)

«Медленно минуты уплывают вдаль, встречи с ними ты уже не жди, и хотя нам прошлого конечно жаль, лучшее конечно впереди…»,

5 слайд:- (фото головного убора Красной шапочки) :

«Если долго, долго, долго,

Если долго по тропинке,

Если долго по дорожке,

Топать, ехать и бежать,

То, пожалуй, то, конечно,

То, наверно, верно, верно,

То, возможно, можно, можно,

Можно в Африку прийти…

-Что помогло вам понять, о каких песнях идёт речь?

-Какие средства восприятия вы использовали (зрение, слух)

2. Построение коммуникации в группе.

Задание: Участники рассаживаются в круг. Ведущий подходит к одному из участников и передает воображаемый предмет в руки участнику (жестом) и сообщает направление передачи (по часовой стрелке или против). Каждый участник должен передать предмет следующему игроку. По сигналу ведущего «Стоп. У кого сейчас предмет?» участник должен поднять руку. В качестве предмета нельзя использовать физический предмет, только воображаемая передача.

6 слайд:В первый раунд запускается один предмет «кошка» по часовой стрелке. По сигналу «стоп», руку поднимает участники у которого «котёнок». Удостоверившись, что все поняли правила, продолжаем.

7 слайд: «Два предмета».

Начинается с запуска двух предметов (кошка и щенок) в разных направлениях и от разных участников.

Обращаю внимание на момент, когда предметы встречаются у одного игрока, начинается путаница, что кому передал и верно ли. (После сигнала «стоп» в большинстве случаев, игроки не могут достоверно сообщить, у кого какой предмет.)

Узким местом оказывается участник, к которому предметы приходят с разных сторон и он должен правильно их раздать соседям справа и слева.

(Между раундами даю время на обсуждение группой взаимодействия по передачи, использования других способов коммуникации, чтобы не терять предметы).

И игра начинается заново, с постепенным добавлением количества предметов.

(В перерывах между раундами участники бурно обсуждают, каким образом им взаимодействовать, чтобы не терять очередность передачи и предметы. В итоге оцениваю вовлеченность участников в решении проблемы и выявляю лидеров в группе).

По окончанию опрашиваю участников об игре:

-назовите сложности которые вам пришлось преодолеть, как вы их решали?

- к каким средствам передачи информации вы обращались (тактильные прикосновения, мимика, жесты, взгляды);

-какие эмоции вы испытывали, когда понимали что именно у вас в руках будет заданный предмет?

В качестве примера хочу привести игру, способствующую пополнению и активизации пассивного словаря дошкольников по средствам использования тактильных прикосновений «Тактильной книги»-фото страниц книги, оговариваем назначение и качество каждой страницы (8 слайд).

3. Игра «Близкое знакомство» :

Предлагаю коллегам написать своё имя и месяц рождения на листах и прикрепить их к одежде.

Задание: коллеги встают в ряд по росту. По команде ведущего все перестраиваются в заданном порядке. Движения осуществляются молча.

Перестановка происходит по следующим параметрам:

• по первой букве имени, фамилии или отчества (в алфавитном порядке);

• по цвету волос (от светлого оттенка, к более темному);

• по месяцу рождения.

В итоге вы, как члены команды научились во взаимодействии понимать друг друга, больше узнали друг о друге, нашли схожие черты с коллегами, что способствует развитию личной симпатии.

В работе с дошкольниками, для достижения данной цели использую игру по типу Геоконд Воскобовича-«Волшебные резиночки». В процессе которой дети находят схожих символов между начертаниями букв, перестраивают из одной буквы в другую (9 слайд).

4. «Общее дело»

Задание: две пары участников тренинга делятся по двое и берутся за руки с партнером. Свободными руками (у одного из пары это левая рука, а у другого – правая) необходимо упаковать подарки: обернуть бумагой, завязать бант. Конкурс направлен на скорость и качество исполнения.

Результат:Соревновательный дух улучшает отношения и способствует сплочению команды (детского коллектива).

-Какие трудности вы испытывали (отсутствие второй руки, несогласованность действий и т. п.)

-Что вам в конце концов помогло справиться с этими трудностями (предварительная договорённость, умение понимать партнёра по игре и предугадывать его действия)

Действительно, для победы в игре партнеры должны понимать друг друга с полуслова, жеста, взгляда.

Того же самого результата мы стараемся добиться у дошкольников, используя самые простые игры «Постройте домики для трёх поросят», «Спрячь ежа», работая на ковролинографе и создавая общую картину (10 слайд).

В результате ожидается:

— оптимизация отношений внутри детского коллектива;

— развитие умения действовать сообща, договариваться;

— возможность грамотного выхода из конфликтных ситуаций;

— продуктивный обучающий процесс.

А сейчас, я думаю пора продолжить наше общение. Предлагаю вам притчу (11 слайд).

«Однажды весной внук с дедом убирали в огороде сорняки.

Вдруг ребё нок спросил:

— Дедушка, а почему сорняки, которые мы не сажали, так хорошо растут, а то, что мы сажаем, нуждается в нашем внимании, заботе и труде?

— Вот, внучек, благодаря своей наблюдательности ты сделал важное для себя открытие…»

-Как вы думаете, какое открытие сделал для себя мальчик (ответы коллег)

-А если соотнести сорняки и другие всходы с человеческими качествами? (ответы коллег)

«Всё ценное и значимое для человека зачастую требует от него немалых усилий, а вредное и ненужное произрастает само»-вот таков был ответ деда.

-Какова же наша цель, как педагогов (развить в ребёнке качества личности, которые бы способствовали всестороннему развитию личности в целом и самое главное- развитию общения, без которого невозможно настоящая жизнь человека в обществе).

Поэтому тема моего мастер-класса звучит так : «Сила слова и тактильного прикосновения» (12 слайд).

В нашем детском саду, на протяжении 13 лет функционирует группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Педагоги работают с детьми, имеющими различные речевые расстройства. Однако, среди них встречаются обучающиеся, у которых не только нарушено произношение, но и практически отсутствует речь. (Все вышеуказанные обучающиеся относятся к детям с ОВЗ). Поэтому, как вы заметили, цель нашей встречи: показать вариативность и значимость различных средств общения в работе с неговорящими детьми. Именно эти дети требуют особого внимания и подхода к воспитанию.

Однако, возникает вопрос: какое средство общения выступает на передний план?

Для решения данного вопроса я предлагаю выйти на сцену 2 коллег.

Работа в парах:

Цель: Развитие творческого подхода

Задание: (Заранее готовятся необходимые атрибуты — ватманы, картинки, наклейки, кусочки ткани и другие предметы, которые могут использоваться для декора картины). Все участники тренинга собираются вокруг стола и создают общую работу на заданную тему. Определиться с темой нам помогут предыдущие задания; как вы думаете выполняя их вы ощущали себя коллективом, какие вы были? (активные, дружные, сосредоточенные….) Итак, название вашей картины могут звучать:«Дружный коллектив», «Один за всех…», «Трудовые будни»и т. п.

Пока работаю наши пары и ищут ответ на вопрос, какое же средство общения выступает на передний план, я предлагаю продолжить наше с вами общение.

13 слайд: (на слайде изображены атомы и молекулы)

Игра «Атомы и молекулы» :

Вам необходима небольшая первичная настройка: закройте глаза и представьте, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу («Молекулы!») вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза».

Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем снова даю сигнал, участники снова объединяются и т. п. Обратите внимание, всем ли молекулам хватает атомов до нужного числа?

-Что, какие органы чувств, помогали вам в выполнении данного задания (зрение, тактильные ощущения, ориентировка в пространстве)

По окончании выполнения задания задаю вопросы коллегам, работающим в парах:

-Какие умения вам помогли создать такие прекрасные картины (фантазия, воображение, талант, умение обговаривать задуманное)

Результат: совместное творчество помогает сплотиться, реализовать свои способности, продемонстрировать коллегам умения и таланты. Участникам необходимо прислушиваться друг к другу, искать компромиссные решения для создания целостной и гармоничной картины.

Те же самые качества мы стараемся развить в наших воспитанниках (например игра по типу «Тетрис» : при создании заданной формы предметов, детям приходится после многочисленных самостоятельных проб и ошибок прибегать к помощи товарища, прислушиваться к его мнению, идти на компромисс и соглашаться или оспаривать свою правоту в выборе нужной фигуры). Слайд 14.

Таким образом, продемонстрировав вам различные варианты общения между собой, можно прийти к выводу, что существует 2 вида общения:

-вербальное и невербальное.

15 слайд:

Вербальное общение-(знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь (фото).

Невербальное общение-это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонацию, жесты, мимику, пантомимику (фото).

-Какими средствами общения пользовались работающие пары (вербальным, т. к. им пришлось договариваться при создании сюжета, обговаривать детали, приходить к общему мнению.)

-А какие средства общения пригодились нам при построении в молекулы (невербальные- жесты, мимика, пантомимика, т. е. шла передача информации или влияние друг на друга через различные образы).

С раннего детства нас учат излагать свои мысли логически, поэтому у взрослого человека обычно не возникает проблем с их выражением. Витиеватость речи и красноречие приобретаются с опытом. Однако лишь 7% того, что мы говорим, воспринимается другими через смысл, который заключен в словах. Остальная часть – через невербальные реакции и интонацию. В деловом общении, как это ни странно, наиболее важным фактором считается умение слушать, а не говорить. К сожалению, не многие из нас научились внимательно относиться к тому, что говорит собеседник. Итак, указанные выше упражнения способствовали развитию умения лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; развитию невербальных средств общения с помощью передачи информации посредствам жестов, мимики, интонации, пантомимических навыков, созданию позитивного эмоционального положительного единства группы, что немаловажно в коррекционной работы с подгруппой детей с ОВЗ и благотворно сказывается на развитии индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

В итоге, мне бы хотелось предложить одной из коллег проиллюстрировать следующую притчу (16 слайд) :

«Полная банка».

«Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.

- Полна ли банка? - спросил профессор студентов.

- Да, полна, - ответили студенты.

Тогда он открыл пакет с горохом и высыпал его содержимое в большую банку, немного потряс её. Горох занял свободное место между камнями.

- Полна ли банка? - ещё раз профессор спросил студентов.

- Да, полна, - ответили они.

Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.

Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.

Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.

Студенты смеялись…»

Как вы думаете, с чем может ассоциироваться банка и её наполнители? (это образ ребёнка дошкольника, которого мы можем наполнить различными знаниями и умениями пользоваться всем этим багажом)

— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, свои дети, здоровье, друзья,— всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горох — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи (красивая одежда, маникюр, мнения коллег по работе, которое кстати не всегда бывает актуальным и искренним).

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горох и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, вымыть посуду, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок. (17 слайд- фото счастливой семьи).

Больше вы не о чём не хотите меня спросить? О каком ингредиенте мы ничего не сказали?

«…Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?

Профессор улыбнулся.

— Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.»

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

master-klas-2017_9so8q.pptx | 4116,58 Кб
 
Публикации по теме:

«Здоровый образ жизни». Мотивационная встреча для педагогов ДОО«Здоровый образ жизни». Мотивационная встреча для педагогов ДОО Форма проведения - соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы "Как сформировать осознанное отношение к своему здоровью?".

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы сотрудничества ДОО с семьей» Нетрадиционные формы сотрудничества ДОО с семьейДетский сад и семья - два важных института социализации детей. Дошкольное образовательное.

Мастер-класс для педагогов «У игры свои секреты. Изготовление бабочек для игры» Мастер класс. Тема: Выполнила:Арусланова Н. Н. Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий.

Мастер-класс для педагогов ДОО «Мини-музей как одна из форм взаимодействия в ДОУ с родителями воспитанников» Предлагаю мастер-класс для воспитателей в виде формы организационной деятельности как с детьми, но со взрослыми. Цель: Взаимообмен опытом.

Мастер-класс для педагогов «Я и настроение» «Уча других, мы учимся сами» Л. А. Сенека. Люблю людей в прекрасном настроении, Когда в глазах смеется доброта, А в сердце - то незримое.

Мастер-класс для педагогов «Повышение компетенции педагогов в проведении развивающих занятий по профилактике ДДТТ» План проведения: • Выступление воспитателей «Формы и методы работы, используемые при обучении воспитанников ПДД» • Деловая игра для педагогов.

Мастер-класс для педагогов «торцевание».Мастер-класс для педагогов «торцевание». В рамках недели тематической недели ИЗО и МХК мною был проведен мастер- класс для педагогов «торцевание», цель которого - знакомство с нетрадиционной.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста» «Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр»«. Связная речь как бы вбирает в себя.

Мастер-класс «Богатырская наша сила». Художественно-эстетическое развитие (подготовительная группа в ДОУ)Мастер-класс «Богатырская наша сила». Художественно-эстетическое развитие (подготовительная группа в ДОУ) МК"Богатырская наша сила" Художественно - эстетическое развитие (подготовительная группа в ДОУ) Прошло веков немало. Но доныне Мы знаем.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Внедрение ИКТ в деятельность ДОО» «Внедрение ИКТ в деятельность ДОО» Цель: Познакомить педагогов с основами информационно – компьютерной деятельности, определение места.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОО «Сила слова и тактильного прикосновения»
Опубликовано: 10 мая 2017 в 23:27
+149Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 60.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД